Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О земельном налоге


О земельном налоге*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(101)4`2004



Н.В. Голубева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

Об уплате земельного налога организациями, занимающимися строительством и ремонтом судов

     
     Предоставление льготы по земельному налогу организациям морского и речного транспорта регулируется налоговым законодательством - Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1). Так, согласно п. 12 ст. 12 Закона N 1738-1 от уплаты земельного налога полностью освобождаются в том числе государственные предприятия водных путей и гидросооружений Минтранса России, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений.
     
     Статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ЗК РФ) наряду с общим определением понятия земель транспорта содержит развернутый перечень самих видов транспорта (автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного) и устанавливает пообъектные (более конкретные) цели использования земель транспорта. При характеристике правового режима земель, предназначенных для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта, ЗК РФ приводит описание возможных целей использования этих земельных участков. Они могут предоставляться:
     
     - для размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
     
     - для размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
     
     - для выделения береговой полосы.
     
     Предоставление земельных участков, равно как и их нормативы, для целей размещения портов, причалов морского и внутреннего водного транспорта и обслуживающей их инфраструктуры регулируются в основном специальным водным (морским) законодательством, в том числе Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ, согласно которому под внутренним водным транспортом Российской Федерации понимается производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации. При этом положения вышеназванного Кодекса распространяются на внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, а также порты, находящиеся на внутренних водных путях, суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях. Понятие судоходства, приведенное в настоящем Кодексе, не включает деятельность, связанную с производством и ремонтом судов. Судоходством признается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.
     
     Группировка предприятий и организаций по отраслям народного хозяйства осуществлялась согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства" 1 75 018 (ОКОНХ), утвержденному 1 января 1976 года (с учетом изменений), согласно которому к морскому транспорту относились пароходства, территориальные и специализированные управления флота, управления морских путей, экспедиционные отряды аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ, морские порты, портопункты [включая морские порты рыбных и других хозяйств, радиологические станции, гидрографические предприятия, службы обслуживания транспортных судов ("Трансфлот"), агентство "Инфлот" инспекции морского регистра и портового надзора; паромные переправы железнодорожных составов (код по ОКОНХ - 51210)]. В соответствии с кодом ОКОНХ 51220 к внутреннему водному транспорту относятся пароходства, бассейновые управления пути, управления судоходных каналов, районные управления пароходств, эксплуатационные участки пароходств, пассажирские агентства и вокзалы, районы гидротехнических сооружений, гидроузлы, цехи технической эксплуатации судов, ремонтно-эксплуатационные базы судов (по эксплуатационной деятельности), узлы связи и радионавигации, пристани, речные и озерные порты, отряды "Подводречстроя".
     
     Таким образом, согласно ОКОНХ организации внутреннего водного транспорта включали ремонтно-эксплуатационные базы судов, однако только по эксплуатационной деятельности (код по ОКОНХ - 51221).
     
     При этом организации по производству судов всех типов, включая спортивные суда, яхты и лодки, относились к судостроительной промышленности (код по ОКОНХ - 14740), а специализированные организации по ремонту морских, озерных и речных судов, судового оборудования, механизмов и приборов, организации по ремонту специальных судов и кораблей - к отрасли "Промышленность" (код по ОКОНХ - 14921 - ремонт судов).
     
     Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенный с 1 января 2003 года, относит организации по производству и ремонту судов всех типов к подразделу "Строительство и ремонт судов" раздела "Обрабатывающее производство" (код по ОКВЭД - 35.1). При этом деятельность водного транспорта регулируется разделом 1 "Транспорт и связь".
     
     Льгота по земельному налогу предоставляется организациям морского и речного транспорта (в том числе предприятиям и государственным учреждениям) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, деятельность которых связана с пассажирскими и грузовыми перевозками, буксировкой судов и иных плавучих средств.
     
     Учитывая, что деятельность организации по строительству и ремонту судов, капитальному ремонту судовых изделий и изготовлению сменно-запасных частей не относится к деятельности организаций морского и внутреннего водного транспорта (в связи с чем данные организации не будут являться организациями морского и речного транспорта), то льгота по земельному налогу, предусмотренная п. 12 ст. 12 Закона N 1738-1, на вышеуказанные организации не распространяется.
     
     Для сведения сообщаем, что согласно постановлению Правительства РФ от 17.02.2003 N 108 "Об установлении переходного периода для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" 2003-2004 годы являются переходным периодом для введения ОКВЭД вместо ОКОНХ.
     

О льготе по земельному налогу, предоставляемой организациям и гражданам, занимающимся традиционными и народными художественными промыслами

     
     В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 1738-1 организации, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования, полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Как видно из вышеприведенной нормы Закона N 1738-1, она охватывает широкий круг понятий. Традиционные промыслы рассматриваются прежде всего как деятельность, осуществляемая в местах проживания малочисленных народов и этнических групп.
     
     Согласно Федеральному закону от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Закон N 82-ФЗ) коренными малочисленными народами Российской Федерации признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Закон N 82-ФЗ устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. При этом действие данного Закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.
     
     Участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, определены ст. 10 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". К ним относятся оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений.
     
     Таким образом, под традиционными промыслами малочисленных народов подразумеваются виды деятельности, осуществляемые в рамках традиционного природопользования и традиционного образа жизни малочисленных народов. Местами проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов признается территория, в пределах которой малочисленные народы ведут традиционное природопользование и традиционный образ жизни, осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и которая влияет на их образ жизни. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255.
     
     В части второй п. 2 ст. 12 Закона N 1738-1 приведена льгота, предоставляемая по земельному налогу организациям и гражданам, занимающимся народными художественными промыслами и народными ремеслами. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется в соответствии с приказом Минпромнауки России от 08.08.2002 N 226 "Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов".
     
     Вышеуказанный Перечень определяет 15 видов производств народных художественных промыслов, среди которых художественная обработка дерева и других растительных материалов; производство художественной керамики; художественная обработка металлов; производство ювелирных изделий народных художественных промыслов; миниатюрная лаковая живопись; художественная обработка камня; художественная обработка кости и рога; производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов; художественное ручное кружево; художественное ручное ткачество; художественное ручное вязание; художественное ручное ковроткачество и ковроделие; художественная ручная роспись и набойка тканей; художественная обработка кожи и меха; прочие виды производств изделий народных художественных промыслов. Большое число изделий объединено в группы изделий народных художественных промыслов.
     
     Для установления права на полное освобождение от уплаты земельного налога вышеуказанных предприятий и граждан необходимо использовать данный Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, а также руководствоваться положениями Федерального закона от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее - Закон N 7-ФЗ), согласно которому народным художественным промыслом признается деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. При этом народный художественный промысел должен определяться как одна из форм народного творчества. В данном нормативном акте определяется также и место традиционного бытования народного художественного промысла как территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы. К организациям народных художественных промыслов Законом N 7-ФЗ отнесены организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 %.     


Об уплате земельного налога организациями водопроводно-канализационного хозяйства

     
     Основной целью деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства является обеспечение населения и организаций питьевой водой. Организации водопроводно-канализационного хозяйства имеют в эксплуатации водозаборные сооружения и объекты водоснабжения. Отведенные земли для охраны водозаборных сооружений и объектов водоснабжения необходимы для жизнеобеспечения, удовлетворения социально-бытовых потребностей населения и нужд города. В связи с этим вышеуказанные организации относят водозаборные сооружения и объекты водоснабжения, служащие для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд города, к землям общего пользования, для того чтобы на них распространить льготу по земельному налогу.
     
     Однако на вышеуказанные земли, занятые водозаборными сооружениями и объектами, льгота по земельному налогу не может распространяться по следующим основаниям.
     
     В соответствии с п. 9 ст. 12 Закона N 1738-1 земли общего пользования населенных пунктов полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Норма по полному освобождению от уплаты земельного налога земель общего пользования населенных пунктов отражена и в подпункте 21 п. 5 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”".
     
     Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ к земельным участкам общего пользования населенных пунктов относятся не подлежащие приватизации земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами. При этом понятие "земли общего пользования населенных пунктов" не равнозначно понятию "земли, предоставленные для размещения объектов конкретной организации".
     
     Законом N 1738-1 не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога организаций водопроводно-канализационного хозяйства, а также земель, предоставленных для размещения объектов организаций водопроводно-канализационного хозяйства. Поэтому организации по эксплуатации водопроводных сетей и распределению воды на коммунально-бытовые нужды и населению, организации по эксплуатации канализационных сетей и организации других подотраслей коммунального хозяйства являются плательщиками земельного налога как за земли, предоставленные для осуществления их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и сооружениями (водозаборными сооружениями систем питьевого водоснабжения и объектами водоснабжения, водозаборными узлами, станциями перекачки, очистными сооружениями и другими, кроме подземных и внутренних водопроводных, канализационных, тепловых и газовых трубопроводов).
          

(Продолжение следует)