Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение доходов индивидуальных предпринимателей налогом на доходы физических лиц


Обложение доходов индивидуальных предпринимателей налогом на доходы физических лиц*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(100)3`2004  

     
     Н.Н. Стельмах,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     

Начисление амортизации

     
     Индивидуальным предпринимателем, занимающимся производством кухонной мебели, в 2003 году по договору безвозмездного пользования получен от организации деревообрабатывающий станок, который используется для осуществления предпринимательской деятельности. Можно ли производить начисление амортизации по полученному станку?
     
     Согласно п. 30 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее - Порядок учета), к амортизируемому имуществу относятся принадлежащие индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые им для осуществления предпринимательской деятельности, стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     При этом согласно п. 32 Порядка учета из состава амортизируемого имущества исключаются, в частности, основные средства, которые переданы (получены) по договорам в безвозмездное пользование; по которым фактические затраты на их приобретение, сооружение и изготовление не могут быть документально подтверждены.
     
     Таким образом, имущество, переданное по договору безвозмездного пользования, не относится к амортизируемому имуществу, а следовательно, и не учитывается в разделе II Книги учета, форма которой приведена в Приложении к настоящему Порядку, для начисления амортизации, несмотря на то, что оно используется в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.
     

Учет налога с продаж

     
     Куда следовало относить налог с продаж при приобретении индивидуальным предпринимателем основного средства в 2003 году: на увеличение первоначальной стоимости основного средства либо в состав прочих расходов?
     
     Согласно п. 24 Порядка учета первоначальная стоимость амортизируемого основного средства, приобретенного для осуществления предпринимательской деятельности по операциям, облагаемым НДС, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением суммы НДС и сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
     
     В случае приобретения индивидуальным предпринимателем в 2002 году основных средств с учетом налога с продаж предъявленная продавцом сумма налога с продаж должна была уплачиваться покупателем продавцу, увеличивая тем самым первоначальную стоимость основных средств.
     
     В п. 47 Порядка учета речь идет о суммах налогов, уплаченных в бюджет за отчетный налоговый период; только в этом случае они относятся к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
     

Неамортизируемые основные средства

     
     Что именно относится к неамортизируемым основным средствам у индивидуального предпринимателя, возможен ли их ремонт и относятся ли затраты, связанные с их ремонтом, к расходам, которые уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц?
     
     Согласно п. 22 Порядка учета к амортизируемому имуществу относятся принадлежащие индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые им для осуществления предпринимательской деятельности, стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 руб.
     
     В состав амортизируемого имущества не включаются основные средства, которые переданы (получены) по договорам в безвозмездное пользование, по которым фактические затраты на их приобретение, сооружение и изготовление не могут быть документально подтверждены (п. 32 Порядка учета).
     
     Подпунктом 18 п. 47 Порядка учета предусмотрено, что к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся, в частности, расходы на ремонт основных средств. При этом согласно п. 24 Порядка учета под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для изготовления и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). Как следует из определения, квалификация средства как основного в настоящее время не зависит от того, используется оно более или менее 12 месяцев либо стоит больше или меньше 10000 руб. Эти критерии влияют только на признание основного средства амортизируемым. По правоотношениям, возникшим начиная с 1 января 2002 года, отличительной особенностью основного средства является его использование в качестве средств труда.
     
     Таким образом, если основное средство соответствует тому определению, которое приведено в п. 24 Порядка учета, затраты на его ремонт рассматриваются как прочие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
     

Налогообложение адвокатов и нотариусов

     
     В течение 2002 года нотариусы, занимающиеся частной практикой, обращались в суды общей юрисдикции с жалобами на действия отделения ПФР. Судами вынесены решения, обязывающие отделения ПФР и налоговые органы зачесть в счет будущих платежей по взносам в ПФР в составе единого социального налога излишне уплаченные нотариусами в 1999-2000 годах страховые взносы в ПФР.
     
     В настоящее время налоговыми органами вышеуказанные суммы не зачтены, нотариусам произведен возврат вышеуказанных сумм. В связи с возвратом сумм изменилась и налоговая база по подоходному налогу, исчисленная в декларациях о доходах за 1999-2000 годы.
     
     Насколько правомерны требования налоговых органов относительно подачи частными нотариусами уточненных деклараций о доходах за 1999-2000 годы в связи с изменением налоговой базы?
     
     До 2001 года уплата взносов в государственные внебюджетные фонды производилась в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год". Однако Конституционный Суд Российской Федерации в вынесенном им постановлении от 23.12.1999 N 18-П признал неконституционными отдельные положения вышеназванного Федерального закона, в том числе в части уплаты взносов, и установил, что они должны быть пересмотрены как воспроизводящие неконституционные нормы. В связи с этим судами были вынесены решения, обязывающие отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и налоговые органы зачесть в счет будущих платежей по взносам в ПФР в составе единого социального налога излишне уплаченные нотариусами в 1999-2000 годах страховые взносы в ПФР.
     
     Однако исполнить решение суда о зачете переплаты по страховым взносам в ПФР в счет будущих платежей в составе единого социального налога в связи с изменением порядка зачисления единого социального налога и изменением налогового законодательства налоговым органам не представилось возможным. Частным нотариусам в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) было предложено написать заявления на возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов в ПФР.
     
     В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 1998-1), действовавшего до 1 января 2001 года, состав расходов увеличивался на сумму понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством РФ.
     
     В силу вышеназванной статьи Закона N 1998-1 взносы, уплаченные в ПФР, включались в состав расходов, связанных с деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, в пределах норм, установленных законодательством, действующим в то время.
     
     В связи с тем что частным нотариусам по решению суда были изменены в сторону уменьшения тарифы страховых взносов в ПФР за 1999-2000 годы, изменилась и сумма налогооблагаемого дохода по подоходному налогу с физических лиц за вышеуказанные налоговые периоды.
     
     Согласно ст. 81 НК РФ при обнаружении в поданной налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
     
     В рассматриваемой ситуации частнопрактикующие нотариусы после возврата из бюджета излишне уплаченных страховых взносов в ПФР обязаны представить в налоговый орган по месту учета уточненные декларации за 1999-2000 годы и произвести доплату подоходного налога за вышеуказанные периоды.
     
     В соответствии с нормами Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор на оказание юридической помощи доверителю или назначенному им лицу.
     
     Каким образом адвокат - член коллегии адвокатов, будучи лицом, получающим доходы от оказания услуг по договорам гражданско-правового характера, может реализовать право на получение в соответствии с п. 2 ст. 221 НК РФ профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов?
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом N 63-ФЗ, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
     
     Статьей 20 Закона N 63-ФЗ установлено, что формами адвокатских образований являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты.
     
     Согласно ст. 22 Закона N 63-ФЗ два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.
     
     Статьей 25 Закона N 63-ФЗ предусмотрено, что адвокатская деятельность, в том числе коллегий адвокатов, осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой до-говор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу. Иные виды юридической помощи адвокат оказывает на основании договора возмездного оказания услуг.
     
     Существенным условием соглашения является указание на адвоката, принявшего исполнение поручения в качестве поверенного, а также на его принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате.
     
     Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.
     
     Исчисление и уплата налога на доходы, полученные членами коллегии адвокатов за оказание юридической помощи, производятся в соответствии с положениями главы 23 НК РФ. Статьей 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, именуются в данной главе налоговыми агентами. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов (их учреждениями).
     
     Поступившие в кассу (перечисленные на расчетный счет) коллегии адвокатов суммы оплаты за оказание юридической помощи учитываются на лицевых счетах конкретных адвокатов. Они равномерно уменьшаются на следующие расходы: общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов; содержание соответствующего адвокатского образования; страхование профессиональной ответственности; иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности.
     
     Адвокаты, учредившие коллегию адвокатов, заключают гражданско-правовые договоры (соглашения) не с коллегией адвокатов, а с доверителями, которые не являются по отношению к ним налоговыми агентами, поэтому они не вправе претендовать на получение профессиональных налоговых вычетов, установленных п. 2 ст. 221 НК РФ.
     
     Учитывая установленную ст. 226 НК РФ особенность, что налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, являющимися налоговыми агентами по отношению к ним, совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная коллегией адвокатов у налогоплательщика-адвоката, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
     
     В связи с этим на адвокатов, являющихся членами коллегии адвокатов, обязанность по представлению декларации по налогу на доходы в соответствии со ст. 229 НК РФ не возложена. Они вправе представить такую декларацию в налоговый орган по окончании налогового периода для получения социальных и имущественных налоговых вычетов, установленных ст. 219 и 220 НК РФ.
     

Налогообложение доходов физического лица от продажи выловленной рыбы

     
     Физическое лицо выращивает рыбу в пруду, находящемся в личном подсобном хозяйстве. Облагаются ли доходы от продажи рыбы налогом на доходы физических лиц?
     
     В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им в денежной и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком как от источников в Российской Федерации, так и (или) от источников за пределами Российской Федерации. Следовательно, доходы от продажи рыбы, выращенной в личном подсобном хозяйстве, являются объектом налогообложения и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     В п. 13 ст. 217 НК РФ приведен закрытый перечень доходов, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), но доходы от продажи рыбы в этом пункте не поименованы, таким образом, они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке по ставке 13 %.    


Экономия на процентах при осуществлении программ по созданию рабочих мест

     
     В соответствии со ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
     
     На территориях ряда областей Российской Федерации ликвидируются предприятия угольной промышленности. Для смягчения последствий закрытия предприятий в городах областей реализуются программы местного развития, основной целью которых является создание новых рабочих мест и обеспечение занятости жителей шахтерских городов.
     
     Финансирование программ местного развития осуществляется администрациями городов за счет федерального бюджета с привлечением средств исполнителей проектов. В отдельных случаях получателями денежных средств являются индивидуальные предприниматели, выбираемые местными администрациями на конкурсной основе. На основании заключенных с местной администрацией договоров предпринимателям выделяются определенные денежные суммы. Средства предоставляются на возвратной основе и без уплаты процентов за их использование.
     
     Признаются ли суммы, выдаваемые индивидуальным предпринимателям администрациями городов на осуществление мероприятий в рамках принимаемых проектов по организации и созданию рабочих мест, заемными средствами, подпадающими под действие ст. 212 НК РФ?
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 N 1523 "О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности" средства государственной поддержки перечисляются организациям угольной промышленности, органам местного самоуправления шахтерских городов и поселков, перечень которых устанавливается Межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов.
     
     Средства государственной поддержки для реализации программ местного развития направляются в том числе на содействие созданию новых рабочих мест. Содействие созданию рабочих мест осуществляется для обеспечения занятости незанятых граждан, ищущих работу и состоящих на учете в органах службы занятости. При этом приоритетным правом на создаваемые новые рабочие места пользуются высвобожденные работники предприятий угольной промышленности в связи с ликвидацией, сокращением штата и численности работающих.
     
     Полученные индивидуальными предпринимателями (исполнителями инвестиционных проектов) от территориальных органов федерального казначейства средства государственной поддержки на основании двусторонних договоров (между получателями денежных средств - администрациями городов и индивидуальным предпринимателем) не относятся к заемным средствам, подпадающим по действие ст. 212 НК РФ.    


Учет доходов и расходов и возможность уменьшения налоговой базы в переходный период

     
     Предприниматель, занимающийся производством мяса и мясных продуктов, в декабре 2002 года получил на мясокомбинате 1 тонну сырья. Оплата за полученное сырье предпринимателем произведена частично: в декабре уплачены 35 000 руб., в январе 2003 года - оставшиеся 35 000 руб. Полученное сырье полностью израсходовано в декабре в производство, и от реализации колбасных и мясных продуктов в этом же месяце получено 110 000 руб.
     
     Каким методом следует руководствоваться индивидуальному предпринимателю для отражения в Книге учета полученных доходов и произведенных расходов?
     
     Возможно ли отнести на уменьшение налоговой базы 2002 года оплату за сырье, произведенную в январе 2003 года?
     
     Согласно п. 13 Порядка учета доходы и расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, за исключением случаев, предусмотренных Порядком учета.
     
     В Книге учета отражаются все доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, без их уменьшения на предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоговые вычеты. В доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.
     
     Под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности. Таким образом, стоимость приобретенных, но не оплаченных материальных расходов не может относиться на расходы для уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
     
     Индивидуальный предприниматель вправе учесть в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на доходы за декабрь 2002 года только 35 000 руб., внесенные в оплату стоимости сырья в декабре.
     
     Произведенная в январе 2003 года сумма доплаты в размере 35 000 руб. не уменьшает налоговую базу по налогу на доходы физических лиц отчетного налогового периода 2002 года, так как доход от реализации мясных продуктов был получен в 2002 году. Для того чтобы расходы могли уменьшать налоговую базу по налогу на доходы, они должны быть непосредственно связаны с извлечением доходов, полученных в 2002 году.
     

Определение понятий "капитальный ремонт", "реконструкция", "модернизация" для целей обложения налогом на доходы физических лиц

     
     Индивидуальные предприниматели часто смешивают понятия "капитальный ремонт", "реконструкция", "модернизация". Каково основное отличие данных способов восстановления основных средств?
     
     Для поддержания основных средств в рабочем состоянии и предупреждения их преждевременного износа в течение срока полезного использования проводятся работы по их восстановлению, которые включают как работы капитального характера [достройка, дооборудование, реконструкция, техническое перевооружение (модернизация)], так и некапитальные работы.
     
     К работам капитального характера относятся работы, в результате которых улучшаются (повышаются) ранее установленные нормативные показатели функционирования объектов основных средств.
     
     Согласно п. 25 Порядка учета к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей. К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. В целях налога на доходы физических лиц первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, до-оборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения.
     
     Кроме того, согласно п. 33 Порядка учета индивидуальный предприниматель вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты его ввода в эксплуатацию, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования.
     
     Некапитальные работы осуществляются в форме текущего содержания объектов, включая проведение всех видов их ремонта (текущего, среднего и капитального). Например, при капитальном ремонте, как правило, производится замена или восстановление изношенных деталей, конструкций, узлов на новые. Такой ремонт предназначен для восстановления функционирования объекта основных средств. Затраты на проведение капитального ремонта (текущего, среднего) не увеличивают первоначальную стоимость основного средства, а включаются в прочие расходы того отчетного налогового периода, когда произведена их фактическая оплата (подпункт 18 п. 47 Порядка учета). При этом срок полезного использования основного средства не пересматривается.
     

Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

     
     Физическое лицо, имеющее в собственности комплекс объектов нежилых помещений, сдает их внаем юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам для организации торговли. Являясь собственником комплекса, физическое лицо организовало весь производственный процесс, связанный с управлением комплексом, его содержанием, охраной, уборкой.
     
     Обязано ли физическое лицо в этом случае зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя?
     
     Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется в соответствии с Законом РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации". Статьей 4 вышеназванного Закона РСФСР установлено, что физические лица, в том числе участники полного товарищества, могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя.
     
     Объектами классификации в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место в случае, если ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг), кроме того, экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
     
     Для ответа на вопрос, обязано ли физическое лицо в случае сдачи внаем комплекса объектов нежилых помещений зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо основываться на следующем.
     
     Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), регулируя отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение дохода от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     На основании вышеприведенного определения можно сделать вывод, что для предпринимательской деятельности характерен ряд признаков.
     
     Первым из них является осуществление деятельности с целью получения дохода. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества (ст. 209 ГК РФ). Гражданин вправе самостоятельно на свой риск на достаточно длительный период передать другой стороне имущество в целях получения дохода, но это еще не означает, что он формально подпадает под необходимость регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В противном случае в настоящее время десятки миллионов граждан на основе заключенных договоров найма или аренды любого имущества нарушали бы норму ст. 2 ГК РФ, если воспринимать ее буквально. Это подтверждает несоответствие данной нормы реальности.
     
     Вторым признаком является систематичность получения дохода. К сожалению, в гражданском законодательстве отсутствует легальное определение понятия "систематичность" в отличие от уголовного права, где систематичность начинается с трех раз. Поэтому данный вопрос в каждом конкретном случае должен решаться индивидуально с учетом многих факторов, в том числе понятия "систематичность", используемого в налоговом праве в ст. 120 НК РФ (систематическое - два раза и более в течение календарного года). Само понятие "систематический" означает постоянно повторяющийся, непрекращающийся, то есть в понятие "систематичность" укладывается событие, произошедшее хотя бы два раза.
     
     Третьим признаком предпринимательской деятельности является деятельность на свой риск, то есть занятие такой деятельностью предполагает не только экономическую самостоятельность, но и самостоятельную ответственность за ее результаты, поскольку при ее осуществлении возможны неблагоприятные имущественные последствия. Ответственность предпринимателя является повышенной, он несет бремя неблагоприятных последствий, возникших не только по его вине, но и в иных случаях, кроме действия обстоятельств непреодолимой силы.
     
     Учитывая вышеизложенное, если физическое лицо систематически занимается деятельностью по операциям с недвижимым имуществом, вид осуществляемой деятельности определен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, характеризуется экономической деятельностью, объединенной в производственный процесс, имеющий целью оказание услуг, а также затратами на производство, связанными с оказанием услуг, то в данном случае физическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица.