Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О товарах, подлежащих обложению акцизами


О товарах, подлежащих обложению акцизами

     
     Т.К. Подгорная,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

1. Общие положения

     
     С момента введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и до вступления в силу п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации") (далее - Закон N 110-ФЗ) перечень товаров, облагаемых акцизами, по сравнению с таким перечнем товаров, действовавшим до 1 января 2001 года, был увеличен лишь на четыре позиции: спирт-сырец, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112 кВт (150 л.с.), дизельное топливо и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей. Практически же число подакцизных товаров по состоянию на 1 января 2001 года пополнилось еще и за счет распространения статуса подакцизного товара на денатурированные спирт этиловый и спиртосодержащую продукцию, на спиртосодержащую продукцию с объемной долей этилового спирта от 9 до 12 %, на спиртосодержащие лекарственные средства, препараты ветеринарного назначения и парфюмерно-косметическую продукцию, разлитые в емкости, превышающие параметры, установленные НК РФ, а также за счет изменения определения понятия подакцизных ювелирных изделий.
     
     Законом N 110-ФЗ в перечень подакцизных товаров, действовавший с 1 января 2003 года, было внесено два принципиальных изменения: во-первых, из него были исключены ювелирные изделия и, во-вторых, он был дополнен прямогонным бензином.
     
     Перечень товаров, признанных подакцизными по состоянию на 1 января 2003 года, представлен в п. 1 ст. 181 НК РФ и включает:
     
     - спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
     
     - спиртосодержащую продукцию (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде с объемной долей этилового спирта более 9 %);
     
     - алкогольную продукцию (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов);
     
     - пиво;
     
     - табачную продукцию;
     
     - легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
     
     - автомобильный бензин;
     
     - дизельное топливо;
     
     - моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных двигателей);
     
     - прямогонный бензин.     


2. Спирт этиловый

     
     Главой 22 НК РФ к облагаемому акцизом спирту этиловому отнесены все виды спиртов этиловых (за исключением спирта коньячного) независимо от их концентрации, вида исходного сырья для их производства и от того, по какой нормативно-технической документации они изготавливаются (по ГОСТ, ТУ, ОСТ или фармакопейным статьям).
     
     При этом если в подпункте 1 п. 1 ст. 181 НК РФ четко определено исключение из перечня подакцизных товаров спирта коньячного, то для спирта этилового пониженной концентрации или производимого в соответствии с фармакопейными статьями и включенного в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения такого исключения не предусмотрено.
     
     Согласно фармакопейным статьям ФС 42-3071-94 и ФС 42-3072-94 изготавливаемая по этой нормативно-технической документации продукция, представляя собой лекарственное средство, является при этом не спиртосодержащими лекарственными средствами (которые согласно подпункту 2 п. 1 ст. 181 НК РФ не рассматриваются как подакцизные товары), а спиртом этиловым.
     
     Кроме того, в Государственном реестре лекарственных средств и изделий медицинского назначения фармакопейные спирты также зарегистрированы как спирты этиловые, а не как спиртосодержащие растворы или препараты.
     
     Таким образом, независимо от того что спирт этиловый 95 %, изготовленный по фармакопейной статье ФС 42-3072-94, и спирты этиловые 90, 70 и 40 %, изготовленные по фармакопейной статье ФС 42-3071-94, включены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, они признаются подакцизным товаром.
     
     Соответственно, организации, производящие спирт этиловый концентрации 95, 90, 70, 40 % по фармакопейным статьям из спирта этилового крепостью 96 %, как производители подакцизной продукции являются плательщиками акцизов по операциям реализации спирта этилового, изготовленного по фармакопейным статьям.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что если до 1 января 2001 года спирт денатурированный был полностью освобожден от обложения акцизом, то согласно данному в подпункте 1 п. 1 ст. 181 НК РФ определению спирта этилового, признанного подакцизным товаром, такого исключения в действующем налоговом законодательстве не предусмотрено, и, следовательно, с вышеуказанной даты этот спирт признается подакцизным товаром на общих основаниях.
     
     Не подлежат обложению акцизами лишь отдельные операции по реализации организациям денатурированного этилового спирта, осуществляемые в соответствии с условиями, определенными в подпункте 2 п. 1 ст. 183 НК РФ.
     
     При этом до вступления в силу (с 01.07.2002) Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 57-ФЗ) вышеуказанные операции должны были осуществляться по специальным разрешениям на поставку этого спирта в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
     
     При этом в целях главы 22 НК РФ этиловый спирт признавался денатурированным, если он:
     
     а) содержал денатурирующие добавки в концентрации, исключавшей возможность использования этого спирта для производства алкогольной и другой пищевой продукции;
     
     б) был изготовлен на основе этилового спирта, полученного по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами;
     
     в) прошел (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 732 "О введении государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья") государственную регистрацию, которую при наличии заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы проводят:
     
     по денатурированному этиловому спирту из пищевого сырья - Минсельхоз России (в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции");
     
     по денатурированному этиловому спирту из непищевого сырья - Минэкономразвития России (в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1030 "О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья");
     
     г) был внесен в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья или в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;
     
     д) был произведен в рамках единого технологического процесса на производственных мощностях одной организации (без передачи в ходе этого технологического процесса от одного структурного подразделения организации другому ее структурному подразделению).
     
     Таким образом, если для производства спирта денатурированного использовался спирт этиловый, приобретенный на стороне (то есть не произведенный в рамках единого технологического процесса), то выработанный на его основе денатурированный спирт рассматривался как подакцизный товар.
     
     Вместе с тем, как следует из вышеизложенных условий (в редакции НК РФ, действовавшей до введения в действие Закона N 57-ФЗ), если для признания спирта этилового денатурированным, с одной стороны, требовалось, чтобы этиловый спирт, использовавшийся в качестве сырья для денатурации, был произведен в рамках единого технологического процесса, то другим требованием было его изготовление на основе этилового спирта, полученного по специальным разрешениям на его поставку, то есть из спирта, полученного со стороны, что, естественно, исключало возможность осуществления единого технологического процесса производства денатурированного спирта.
     
     В связи с наличием в вышеуказанном порядке освобождения от обложения акцизами операций по реализации денатурированного спирта двух взаимоисключающих требований Законом N 57-ФЗ из условий признания этилового спирта денатурированным требование изготовления этого спирта из спирта этилового, полученного по специальным разрешениям на его поставку, было исключено и (согласно ст. 16 этого Закона) не применяется с 1 января 2002 года.
     
     Остальные условия признания этилового спирта денатурированным остались без изменений.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 27 ст. 1 и ст. 16 Закона N 57-ФЗ с 1 января 2002 года освобождена от обложения акцизами реализация организациями денатурированного спирта из всех видов сырья в установленном Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) порядке.
     
     Таким образом, с вышеуказанной даты для освобождения от обложения акцизами операций по реализации денатурированного этилового спирта не требуется осуществления этих операций по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, поскольку в определенном Законом N 171-ФЗ порядке такие специальные разрешения на поставку этилового спирта не предусмотрены.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 109-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”" поставки организациями этилового спирта, в том числе денатурата, разрешаются в пределах квот, выданных субъектам Российской Федерации или соответствующим федеральным органам исполнительной власти, и при наличии уведомления. Под уведомлением понимается документ, разрешающий организации осуществлять закупку этилового спирта, в том числе денатурата, в пределах выделенных квот на закупку и подтверждающий легальность его оборота. Требования к содержанию и порядку выдачи уведомлений устанавливаются Правительством РФ.
     
     Таким образом, если с 1 января 2002 года операции по реализации денатурированного этилового спирта были освобождены от обложения акцизом, то с момента вступления в силу Федерального закона от 24.07.2002 N 109-ФЗ (с 27 июля 2002 года) и до получения его производителями уведомления в порядке, определенном Правительством РФ, эти операции подлежат обложению акцизом на общих основаниях.
     
     Как следует из норм п. 1 ст. 181 НК РФ, с 1 января 2001 года практически единственным исключением в обложении акцизами спирта этилового остается спирт коньячный (выведенный из перечня товаров, облагаемых акцизами, Федеральным законом от 10.01.1997 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”").
     
     При этом спирт коньячный не признается подакцизным товаром только в случае, если эта продукция в соответствии с Законом N 171-ФЗ производится по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также согласно постановлению Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 прошла государственную регистрацию в Минсельхозе России.
     

3. Спиртосодержащая продукция

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 181 НК РФ к подакцизной спиртосодержащей продукции относятся растворы, эмульсии, суспензии и другие виды такой продукции в жидком виде, в которых объемная доля этилового спирта составляет более 9 %. Таким образом, спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно не относится к товарам, подлежащим обложению акцизами.
     
     В вышеуказанном подпункте п. 1 ст. 181 НК РФ представлен перечень спиртосодержащей продукции, не рассматриваемой как подакцизные товары, а именно:
     
     1) лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что данная редакция нормы НК РФ, регламентирующей порядок освобождения от обложения акцизами лекарственных, лечебно-профилактических и диагностических средств, введена п. 26 ст. 1 Закона N 57-ФЗ.
     
     До вступления в силу Закона N 57-ФЗ не рассматривались как подакцизные товары лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости не более 100 мл.
     
     Как следует из представленных редакций рассматриваемой нормы НК РФ, в обоих случаях для признания вышеуказанной продукции неподакцизным товаром она должна пройти государственную регистрацию в Минздраве России, а в случае изготовления лекарственных и лечебно-профилактических средств (включая гомеопатические препараты), аптечными организациями, индивидуальные рецепты и требования лечебных организаций должны быть заверены в установленном порядке.
     
     Вместе с тем согласно редакции нормы НК РФ, действовавшей до принятия Закона N 57-ФЗ, одним из условий для освобождения от обложения акцизами спиртосодержащих лекарственных средств (с объемной долей этилового спирта более 9 %), даже внесенных в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, являлась их реализация в емкостях не более 100 мл.
     
     При этом данное условие распространялось на все организации, осуществлявшие реализацию произведенных ими лекарственных средств, то есть как на организации аптечной сети, изготавливавшие лекарственные средства для населения, так и на фармацевтические предприятия, реализовывавшие произведенные ими спиртосодержащие препараты лечебным учреждениям.
     
     Иными словами, если спиртосодержащие лекарственные препараты поставлялись лечебно-профилактическим или каким-либо другим учреждениям от их производителей в фасовке "ангро" (то есть в емкостях по 10 и 20 л), несмотря на то что такая упаковка предусмотрена в регламентирующей производство вышеуказанных средств нормативно-технической документации для поставок лечебно-профилактическим учреждениям, акциз по этому товару должен был быть исчислен как по подакцизной спиртосодержащей продукции.
     
     Такие условия ставили в крайне невыгодное положение фармацевтические предприятия, производившие лекарственные средства и реализовывавшие их в лечебно-профилактические учреждения, как правило, в больших емкостях, что было предопределено спецификой работы этих учреждений.
     
     Кроме того, если аптечные организации осуществляли розлив спиртосодержащих лекарственных средств из упаковки "ангро" в емкости 100 мл, то они как организации, осуществившие розлив подакцизной продукции, должны были согласно п. 3 ст. 182 НК РФ уплатить акциз по этой операции и отнести его сумму на себестоимость разлитых лекарственных средств.
     
     Учитывая социальную значимость вопроса обеспечения населения доступными по цене лекарственными средствами, Законом N 57-ФЗ в условия освобождения от обложения акцизами спиртосодержащих лекарственных средств были внесены изменения, исключившие требование их розлива в емкости не более 100 мл. Согласно вышеуказанным изменениям если лекарственные, лечебно-профилактические и диагностические средства разлиты в емкости, упаковка в которые этих средств предусмотрена в условиях и требованиях фармакопейных статей, по которым они производятся, то с 1 января 2002 года (согласно ст. 16 Закона N 57-ФЗ) эти средства (при условии их государственной регистрации) не рассматриваются как подакцизные товары;
     
     2) препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, для освобождения от обложения акцизами данная продукция должна быть зарегистрирована в Минсельхозе России и внесена им в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации. При этом данная продукция не рассматривается как подакцизный товар только в случае, если она разлита в емкости не более 100 мл;
     
     3) парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.
     
     С 1 октября 1999 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 N 967 "О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)" государственную регистрацию спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (средств), вырабатываемой с применением этилового спирта из всех видов сырья, проводит Минздрав России.
     
     До 1 октября 1999 года в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 и от 13.08.1997 N 1030 парфюмерно-косметическая продукция должна была пройти государственную регистрацию:
     
     в Минсельхозпроде России - по парфюмерно-косметической продукции, изготовленной с применением спирта этилового из пищевого сырья;
     
     в Минэкономики России - по парфюмерно-косметической продукции, изготовленной с применением спирта этилового из всех видов сырья, кроме пищевого.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 27.08.1999 N 967 государственная регистрация спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, осуществленная Минэкономики России и Минсельхозпродом России, сохраняет свое действие.
     
     Учитывая вышеизложенное, для получения льгот по уплате акцизов по спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции налогоплательщик должен представлять в налоговые органы по месту уплаты налогов регистрационное удостоверение, выданное Минздравом России, в котором должно быть указано, что данная продукция относится к спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции.
     
     Вместе с тем согласно условиям освобождения от обложения акцизами спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции эта продукция для признания ее неподакцизным товаром (даже при наличии регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России), должна быть разлита в емкости не более 270 мл.
     
     Налогоплательщикам также следует иметь в виду, что поскольку согласно редакции подпункта 2 п. 1 ст. 181 НК РФ применение установленного им порядка освобождения от обложения акцизами спиртосодержащих препаратов ветеринарного назначения и парфюмерно-косметической продукции (а до 01.01.2001 - и спиртосодержащих лекарственных средств) однозначно увязывается не с количеством указанной спиртосодержащей продукции, а с емкостью тары, в которую она разлита (расфасована), эта продукция облагается акцизами независимо от ее фактического содержания в таре, если емкость тары превышает параметры, установленные НК РФ (100 или 270 мл);
     
     4) подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
     
     Таким образом, одним из условий освобождения от обложения акцизами спиртосодержащих отходов является наличие государственного регистрационного удостоверения. Организация и проведение государственной регистрации спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке или использованию для технических целей, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 возложены на Минсельхоз России.
     
     Поскольку вторым непременным условием освобождения спиртосодержащих отходов от обложения акцизами является направление этой продукции на дальнейшую переработку или на использование для технических целей, читателям журнала следует иметь в виду, что поставка спиртосодержащих отходов осуществляется только в соответствии с выданным Департаментом пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Минсельхоза России специальным разрешением на поставку, в примечании которого указываются направления (или цели) использования отходов (на переработку, на технические цели или прочие).
     
     Таким образом, если спиртосодержащие отходы (даже прошедшие регистрацию в Минсельхозе России) реализованы не по вышеуказанному специальному разрешению с отметкой, соответствующей условиям предоставления льготы, они признаются подакцизными товарами;
     
     5) товары бытовой химии в аэрозольной упаковке.
     
     До принятия Закона N 57-ФЗ НК РФ не был установлен перечень материалов, которые должны были использоваться для изготовления этой упаковки, и не были определены какие-либо ограничения по их применению.
     
     В связи с этим для производства аэрозольной упаковки могли быть использованы любые материалы, которые согласно требованиям нормативных документов по стандартизации (ГОСТ или ОСТ), регламентирующих производство того или иного товара бытовой химии, применяются при упаковке этого товара.
     
     Вместе с тем согласно требованиям введенного с 1 января 2002 года на товары бытовой химии в аэрозольной упаковке нового ГОСТ Р 51697-2000 "Товары бытовой химии в аэрозольной упаковке. Общие технические условия" выпуск вышеуказанных товаров должен производиться только в алюминиевых или жестяных баллонах.
     
     Согласно изменениям, внесенным Законом N 57-ФЗ в главу 22 НК РФ, от обложения акцизами освобождаются товары бытовой химии только в металлической аэрозольной упаковке. Таким образом, организации, осуществляющие производство таких товаров в упаковке из какого-либо другого материала (например, в полимерной, беспропелентной и т.д.), в соответствии со ст. 1 и 16 Закона N 57-ФЗ с 1 января 2002 года должны исчислять и уплачивать акцизы по операциям их реализации.
     
     В отличие от порядка налогообложения, действовавшего до введения в действие главы 22 НК РФ и относившего спиртосодержащую денатурированную продукцию к неподакцизным товарам, с 1 января 2001 года вышеуказанная продукция включена в число подакцизных товаров на общих основаниях.
     
     Аналогично операциям по реализации денатурированного спирта до вступления в силу Закона N 57-ФЗ освобождению от обложения акцизами подлежали только операции по реализации спиртосодержащей денатурированной продукции организациям, осуществлявшиеся по специальным разрешениям на ее поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством РФ.
     
     Порядок оформления специальных разрешений на поставку спиртосодержащей денатурированной продукции в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, до настоящего времени Правительством РФ не определен.
     
     В результате, поскольку отсутствие данного порядка не позволяло налогоплательщикам по не зависящим от них причинам выполнять условие, необходимое для освобождения от обложения акцизами операций по реализации спиртосодержащей денатурированной продукции, данные операции подлежали обложению акцизами в общеустановленном порядке.
     
     Законом N 57-ФЗ в подпункт 3 п. 1 ст. 183 НК РФ было внесено изменение, согласно которому с 1 января 2002 года освобождена от обложения акцизами реализация организациями денатурированной спиртосодержащей продукции в установленном Законом N 171-ФЗ порядке. Таким образом, согласно вышеуказанной редакции НК РФ, а также ст. 16 Закона N 57-ФЗ требование осуществления реализации спиртосодержащей денатурированной продукции по специальным разрешениям на ее поставку в пределах выделенных квот как условие освобождения от обложения акцизами этих операций с 1 января 2002 года не применяется.
     
     При этом спиртосодержащая продукция признается денатурированной, и, следовательно, операции по ее реализации освобождаются от обложения акцизами только при одновременном соблюдении следующих условий:
     
     если эта продукция содержит денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность ее использования для производства алкогольной и другой пищевой продукции;
     
     если эта продукция изготовлена в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами;
     
     если эта продукция прошла государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти;
     
     если эта продукция внесена в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья или в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
     
     При несоблюдении одного из вышеперечисленных требований реализация спиртосодержащей продукции рассматривается как подлежащая обложению акцизом операция.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что до вступления в силу Закона N 57-ФЗ одним из условий признания спиртосодержащей продукции денатурированной было ее изготовление на основе этилового спирта (в том числе денатурированного).
     
     Спиртосодержащая продукция, изготовленная, например, на основе спиртосодержащих отходов, независимо от содержания в них объемной доли этилового спирта, не соответствовала установленным в НК РФ условиям признания этой продукции денатурированной.
     
     С 1 января 2002 года Законом N 57-ФЗ из условий признания спиртосодержащей продукции денатурированной требование ее изготовления на основе спирта этилового, полученного по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, исключено.
     

4. Алкогольная продукция

     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 181 НК РФ к алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов.
     
     С 1 января 2004 года ставки акциза на алкогольную продукцию в соответствии с п. 19 ст. 1 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" проиндексированы и составляют:
     
     по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25 % - 135 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в этой продукции;
     
     по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта от 9 до 25 % включительно - 100 руб. за 1 литр безводного этилового спирта;
     
     по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 % - 70 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.
     
     До 1 января 2003 года на вина натуральные, то есть вина, изготовленные методом естественного сбраживания (за исключением шампанских и игристых), в том числе на изготовленные вышеуказанным методом вина шипучие и газированные, применялась ставка акциза в размере 3 руб. 52 коп. за 1 литр. При этом поскольку согласно ГОСТ Р 51157-98 "Вина виноградные оригинальные и виноматериалы виноградные обработанные оригинальные. Общие технические условия" сухие, полусухие, полусладкие и сладкие нетрадиционные вина с содержанием этилового спирта 9-11 %, при производстве которых не используется этиловый спирт, были также отнесены к группе вин натуральных, вышеуказанная ставка распространялась и на эти вина.
     
     Законом N 110-ФЗ с 1 января 2003 года на вина нетрадиционные крепленые (то есть с содержанием этилового спирта) и на вина натуральные нетрадиционные некрепленые (то есть изготовленные методом естественного сбраживания) установлены самостоятельные налоговые ставки в размере соответственно 75 руб. и 4 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в этой продукции.
     
     Постановлением Госстандарта России от 17.02.2001 N 18-ст в наименовании и по всему тексту ГОСТ Р 51157-98 слово "оригинальные" заменено на "нетрадиционные".
     
     В соответствии с ГОСТ Р 51157-98 "Вина виноградные нетрадиционные и виноматериалы виноградные обработанные нетрадиционные. Общие технические условия" вина в зависимости от способа их производства, содержащейся в них объемной доли спирта и массовой концентрации сахаров подразделяются на сухие (некрепленые), полусухие (некрепленые) полусладкие (некрепленые), сладкие (некрепленые), крепкие, полудесертные, десертные, газированные (сухие, полусухие, полусладкие, сладкие (некрепленые), ароматизированные (сухие, полусухие, полусладкие, сладкие (некрепленые), крепкие, полудесертные, десертные.
     
     При этом согласно вышеуказанному ГОСТ сухие вина - это вина, получаемые полным сбраживанием свежего виноградного сусла или мезги, или восстановленного виноградного сусла; полусухие, полусладкие и сладкие (некрепленые) вина - это вина, получаемые из сухих виноградных виноматериалов с добавлением сахара или виноградного концентрированного сусла, а некрепленые вина - это вина, содержащие этиловый спирт только эндогенного происхождения.
     
     Учитывая, что в соответствии с ГОСТ 7208-93 "Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия" вина, получаемые полным или неполным сбраживанием сусла или мезги, содержащие этиловый спирт только эндогенного происхождения, отнесены к натуральным винам, вина нетрадиционные сухие (некрепленые), полусухие (некрепленые) полусладкие (некрепленые), сладкие (некрепленые) (в том числе аналогичные газированные и ароматизированные) относятся к облагаемым по ставке 4 руб. за 1 литр винам натуральным нетрадиционным некрепленым.
     
     Остальные наименования нетрадиционных вин (крепкие, полудесертные, десертные, в том числе аналогичные ароматизированные) облагаются по ставке 75 руб. за 1 литр содержащегося в них безводного этилового спирта.
     
     С 1 января 2004 года Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ в отношении вин установлены следующие ставки акцизов (см. табл. 1):
     

Таблица 1

Вина нетрадиционные крепленые

88 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина (за исключением натуральных нетрадиционных, вин шампанских и игристых)

52 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина натуральные нетрадиционные некрепленые

4 руб. за 1 литр

Вина шампанские и вина игристые

10 руб. 50 коп. за 1 литр

Вина натуральные (за исключением нетрадиционных некрепленых)

2 руб. 20 коп. за 1 литр


5. Пиво

     
     В соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ налогообложение пива осуществляется по ставкам акциза, дифференцированным в зависимости от нормативного (стандартизированного) содержания в нем объемной доли этилового спирта. Так, с 1 января 2004 года ставка акциза на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 % включительно установлена в размере 0 руб. за 1 литр, свыше 0,5 и до 8,6 % включительно - 1 руб. 55 коп. за 1 литр, а свыше 8,6 % - 5 руб. 30 коп. за 1 литр.
     
     Под понятием "нормативное (стандартизированное) содержание" подразумевается объемная доля спирта (в %), предусмотренная техническими требованиями, установленными действующими ГОСТ, регламентирующими производство пива.
     
     Согласно п. 4.1.6 ГОСТ Р 51174-98 "Пиво. Общие технические условия" верхний предел содержания спирта в этой продукции техническими требованиями не регламентирован, а установлена лишь нижняя граница (минимальный уровень его содержания), ниже которой объемная доля спирта в пиве снижаться не должна.
     
     В соответствии с разъяснениями Госстандарта России цифровые значения, установленные в ГОСТ, для показателей конкретной продукции являются нормативными. Если в стандарте при описании области допустимых значений используется понятие "не менее", например "объемная доля спирта не менее 8,6 %", - это означает, что фактические значения оцениваемых показателей, превышающие или равные 8,6 %, являются нормативными.
     
     Таким образом, исходя из требований, установленных ГОСТ Р 51174-98, содержащаяся в пиве объемная доля спирта, равная минимальной или превышающая ее, является нормативной (стандартизированной), поскольку соответствует этим требованиям.
     
     Учитывая вышеизложенное, исчисление акциза по конкретной партии пива, изготовленного согласно ГОСТ Р 51174-98, производится с применением ставки акциза в соответствии с фактическим содержанием в этом пиве объемной доли этилового спирта.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что в регламентирующем производство пива ГОСТ Р 51174-98 подразделение видов пива на алкогольное и безалкогольное не предусмотрено.
     
     Согласно вышеуказанному ГОСТ содержание спирта в пиве появляется не посредством его введения в состав напитка, а в результате естественного брожения и является технологическим фактором процесса его производства.
     
     Таким образом, пиво, изготовленное по технологическим инструкциям и рецептурам, соответствующим требованиям ГОСТ Р 51174-98, должно содержать определенную долю спирта этилового, в соответствии с которой осуществляется его обложение акцизом. Если же организация характеризует производимую ею продукцию как "безалкогольное пиво", под которым подразумевается продукция, вообще не содержащая какой-либо доли спирта этилового, то, следовательно, эта продукция произведена не по вышеуказанному ГОСТ, а по какой-либо другой нормативно-технической документации и, следовательно, должна быть сертифицирована органами сертификации Госстандарта России. Если в процессе сертификации эта продукция будет идентифицирована как безалкогольный напиток, она не подлежит обложению акцизами. Если в сертификате соответствия будет указано, что идентифицируемая продукция произведена в соответствии с ГОСТ Р 51174-98 и, следовательно, является пивом, она должна облагаться акцизом на общих основаниях, то есть в соответствии с полученными посредством лабораторного анализа фактическими показателями содержания в этом пиве объемной доли этилового спирта.
     
     Поскольку на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 % включительно установлена ставка акциза в размере 0 % и, следовательно, согласно положениям п. 6 ст. 3 и п. 1 ст. 17 НК РФ соблюдены все условия установления на этот товар налога, это пиво в законодательном порядке признается подакцизным товаром на общих основаниях. При этом производители пива с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 % включительно становятся плательщиками акцизов и, следовательно, обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию.


(Продолжение следует.)