Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Приказ МНС России от 10.12.2003 N БГ-3-03/675@ "Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и инструкций по их заполнению"


Приказ МНС России от 10.12.2003 N БГ-3-03/675@
"Об утверждении форм налоговых деклараций по
акцизам и инструкций по их заполнению"

    

Комментарий к основным изменениям, касающимся обложения акцизами


И.И. Горленко,
советник налоговой службы I ранга

     
     Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 117-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2004 года, внесены изменения и дополнения в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), касающиеся порядка исчисления и уплаты акцизов.
     

     1. Подакцизное минеральное сырье

     
     Существенным изменением действующего законодательства об акцизах, внесенным Законом N 117-ФЗ, следует считать отмену с 1 января 2004 года акциза на подакцизное минеральное сырье.
     
     Подакцизным минеральным сырьем на основании ст. 181 НК РФ признавался природный газ.
     
     Таким образом, с 1 января 2004 года не являются объектом обложения акцизами следующие операции:
     
     - реализация природного газа за пределы территории Российской Федерации;
     
     - реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, за исключением операций, указанных в подпунктах 8-12 п. 1 ст. 183 НК РФ;
     
     - передача природного газа для использования на собственные нужды, за исключением операций, указанных в подпункте 9 п. 1 ст. 183 НК РФ;
     
     - передача природного газа на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции, за исключением операций, указанных в подпункте 12 п. 1 ст. 183 НК РФ;
     
     - передача природного газа в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.
     
     С отменой акциза на минеральное сырье внесены изменения в главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ, в том числе: установление с 1 января 2004 года ставки налога на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья в размере 107 руб. за 1000 куб.м (ст. 342 НК РФ).
     
     Вместе с тем ст. 8 Закона N 117-ФЗ определено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу данного Закона, акциз должен был исчисляться и уплачиваться в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу указанного Федерального закона.
     
     Таким образом, по природному газу, добытому до 1 января 2004 года, акциз должен был исчисляться и уплачиваться в соответствии с главой 22 НК РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2003).
     
     Письмом МНС России от 12.11.2003 N ОС-6-03/1179@ в целях применения ст. 8 Закона N 117-ФЗ всем организациям, совершающим операции с природным газом, рекомендовано:
     
     1) провести инвентаризацию остатков природного газа по состоянию на 1 января 2004 года (в количественной и стоимостной оценке) с выделением объемов, освобождаемых от налогообложения либо не подлежащих налогообложению;
     
     2) вести с 1 января 2004 года раздельный учет операций по реализации (передаче) природного газа, добытого до 1 января 2004 года и не отгруженного на вышеуказанную дату, с выделением объемов данного газа в договорах на поставку природного газа, актах приема-передачи и счетах-фактурах.
     
     При этом ведение раздельного учета по природному газу, добытому до 1 января 2004 года и не отгруженному на данную дату, должно быть зафиксировано в приказе организации об учетной политике на 2004 год.
     
     При реализации природного газа, добытого до 1 января 2004 года и реализованного после 1 января 2004 года, налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ), форма которой и инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 10.12.2003 N БГ-3-03/675@ "Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и инструкций по их заполнению" (зарегистрирован в Минюсте России 15.01.2004, регистр. N 5417).
     
     По подакцизному минеральному сырью декларация представляется в налоговый орган по месту постановки организации на учет в качестве налогоплательщика в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
     
     Декларация представляется только теми налогоплательщиками, которые совершили в отчетном периоде операции с природным газом, добытым до 1 января 2004 года.
     
     Необходимо учесть, что Методические рекомендации по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье), утвержденные приказом МНС России от 09.09.2002 N ВГ-3-03/481, с 1 января 2004 года применяются с учетом норм ст. 8 Закона N 117-ФЗ.
     
     В соответствии с подпунктами 15-19 п. 1 ст. 182 НК РФ (в ред. от 06.06.2003 N 65-ФЗ), а также с учетом ст. 8 Закона N 117-ФЗ при исчислении и уплате акциза по природному газу с 1 января 2004 года следует иметь в виду, что объектом налогообложения являются операции, совершаемые с природным газом, добытым до 1 января 2004 года.
     
     В целях налогообложения операций по реализации (передаче) природного газа, совершаемых после 1 января 2004 года, организации должны вести раздельный учет этих операций в части природного газа, добытого до вышеуказанной даты.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 198 НК РФ, а также с учетом норм ст. 8 Закона N 117-ФЗ соответствующая сумма акциза на природный газ, добытый до 1 января 2004 года, должна выделяться в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах, отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизного минерального сырья за пределы территории Российской Федерации.
     
     Статьей 7 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (далее - Закон N 186-ФЗ) установлено, что доходы федерального бюджета, поступающие в 2004 году, формируются в том числе за счет:
     
     - доходов от уплаты федеральных налогов и сборов - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению 2 к Закону N 186-ФЗ;
     
     - доходов, поступающих от налогоплательщиков в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2002 года по платежам за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат, задолженности, образовавшейся на 1 января 2004 года по акцизу на природный газ, а также пеней и штрафов за несвоевременную уплату указанных налогов по нормативам отчислений согласно приложению 2 к Закону N 186-ФЗ.
     
     Согласно Нормативам отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2004 год, установленным Законом N 186-ФЗ, доходы от акциза на природный газ поступают в федеральный бюджет в размере 100 %.
     

    2. Подакцизные товары

     
     Основные изменения законодательства по акцизам касаются индексации налоговых ставок в отношении подакцизных товаров. Индексация ставок акцизов в налоговом законодательстве производится ежегодно, поскольку ставки акцизов на такие подакцизные товары, как спирт этиловый, алкогольная продукция, спиртосодержащая продукция, пиво, табачная продукция, нефтепродукты, автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), установлены в абсолютных величинах на единицу подакцизного товара (специфические ставки), и с учетом инфляции удельный вес акциза в цене таких товаров уменьшается. Кроме того, Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" с 1 января 2004 года отменен налог с продаж.
     
     Размер ставок акцизов в среднем проиндексирован на 10-20 %. При этом ставки акцизов на вина натуральные нетрадиционные и вина шампанские и игристые сохранены на действующем в настоящее время уровне, ставки акциза на пиво увеличены на 7 %.
     
     Согласно п. 19 ст. 1 Закона N 117-ФЗ п. 1 ст. 193 НК РФ изложен в новой редакции.
     
     Размер авансового платежа по акцизам, уплачиваемого при приобретении акцизных либо региональных специальных марок, применительно к подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, с 1 января 2004 года не изменился. Маркировка алкогольной продукции должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
     
     В соответствии с п. 2 ст. 12 вышеназванного Закона обязательной маркировке подлежит алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 % объема готовой продукции в следующем порядке:
     
     - алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;
     
     - алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками;
     
     - алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа.
     
     Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядок выдачи региональных специальных марок определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством РФ.
     
     Маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками возможна только в случае проверки качества алкогольной продукции.
     
     Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными вышеуказанным Законом марками не допускается.
     

    3. Исчисление и уплата акциза

     
     Порядок исчисления акциза, определенный ст. 194 НК РФ, не изменился.
     
     Акциз по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 187-191 НК РФ.
     
     Акциз по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной согласно ст. 187-191 НК РФ.
     
     Акциз по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки [состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок], определяемая как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров.
     
     Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
     
     Сумма акциза при ввозе на территорию Российской Федерации нескольких видов подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров в соответствии с п. 1-3 ст. 194 НК РФ.
     
     Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, предусмотренного п. 1 ст. 190 НК РФ, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизами операциям.
     
     Законом N 117-ФЗ изменен порядок вывоза подакцизных товаров в режиме экспорта (п. 7 ст. 198 НК РФ), вследствие чего с 1 января 2004 года налогоплательщик может принять к вычету суммы акциза с момента отправки подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, а не после доставки товаров до таможенных органов иностранного государства.
     

Комментарий к заполнению налоговой декларации формы по КНД 1151003*1

     _____
     *1 Для удобства пользования в текст комментария включены примеры заполнения декларации (приложение N 1 - раздел 00002; приложение N 2 - раздел 00021).
     

М.А. Нечипорчук,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

    

    1. Общие положения

     
     Вместо действовавшего ранее приказа МНС России от 17.12.2002 N БГ-3-03/716, утвердившего одну декларацию по акцизам, включавшую четыре формы, и, соответственно, одну инструкцию по их заполнению, приказом МНС России от 10.12.2003 N БГ-3-03/675@ (далее - Приказ N Б2-3-03/675@) утверждены новые формы деклараций по акцизам на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье и инструкции по их заполнению, а именно:
     
     - налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением алкогольной продукции, реализуемой с акцизных складов оптовой торговли, и нефтепродуктов (форма по КНД 1151003);
     
     - налоговая декларация по акцизам на алкогольную продукцию, реализуемую с акцизных складов оптовой торговли (форма по КНД 115005);
     
     - налоговая декларация по акцизам на нефтепродукты (форма по КНД 1151039);
     
     - налоговая декларация по акцизам на подакцизное минеральное сырье (природный газ) (форма по КНД 1151040).
     
     Введение новых деклараций по акцизам обусловлено изменениями и дополнениями, внесенными в главу 22 "Акцизы" НК РФ Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", а также необходимостью совершенствования форм деклараций с целью создания возможности их представления в электронном виде.
     

2. Заполнение налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением алкогольной продукции, реализуемой с акцизных складов оптовой торговли, и нефтепродуктов (форма по КНД 1151003)

     2.1. Общие положения

     
     Декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением алкогольной продукции, реализуемой с акцизных складов оптовой торговли, и нефтепродуктов, заполняется налогоплательщиками, реализующими в розничную сеть или на акцизные склады организаций оптовой торговли алкогольную продукцию собственного производства, а также налогоплательщиками, производящими и реализующими автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт, табачные изделия, пиво.
     

    2.2. Порядок заполнения титульного листа декларации

     
     При заполнении титульного листа декларации организации приводят идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), который присвоен организации тем налоговым органом, куда представляется налоговая декларация. При указании ИНН организации, который состоит из десяти знаков, в зоне из двенадцати ячеек, отведенной для записи показателя "ИНН", в первых двух ячейках должны быть проставлены нули (00).
     
     Индивидуальные предприниматели указывают на титульном листе ИНН в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации. В случае отсутствия ИНН приводятся сведения о физическом лице на странице 2 титульного листа декларации.
     
     На первой странице титульного листа декларации также указываются:
     
     - вид документа (цифрой "1" обозначается первичный документ, цифрой "3" - корректирующий);
     
     - налоговый период, за который подается декларация (проставляется цифра "1", которая обозначает, что налоговым периодом является календарный месяц);
     
     - порядковый номер месяца;
     
     - отчетный год;
     
     - наименование налогового органа, в который представляется декларация, и его код;
     
     - полное наименование российской организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах, а в случае подачи декларации физическим лицом - фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица);
     
     - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица (форма N Р51001) или свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года;
     
     - количество страниц, на которых составлена декларация;
     
     - количество листов подтверждающих документов или их копий, приложенных к декларации.
     
     При заполнении декларации организациями достоверность и полнота приведенных сведений подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера организации или уполномоченного представителя. При этом указываются фамилия, имя, отчество полностью и ИНН - при его наличии, а также проставляется дата подписания.
     
     При заполнении декларации индивидуальным предпринимателем проставляются подпись физического лица, подтверждающая достоверность и полноту сведений, приведенных в декларации, и дата подписания.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в новой декларации достоверность сведений заверяется только на титульном листе и в разделе N 1, а не на каждой странице, как это было ранее.
     
     В случае отсутствия ИНН руководителя, главного бухгалтера организации или уполномоченного представителя на странице 2 титульного листа указываются:
     
     - фамилия, имя, отчество ответственного лица;
     
     - номер контактного телефона с кодом города;
     
     - сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование документа, серия, номер, кем выдан и дата выдачи);
     
     - адрес места жительства.
     

     2.3. Порядок заполнения раздела 1

     
     Впервые в декларацию включен раздел, в котором отражаются суммы акциза, подлежащие уплате в бюджет по данным налогоплательщика, с разбивкой по кодам бюджетной классификации (КБК), на которые зачисляются суммы акциза, рассчитанные в декларации.
     
     Код бюджетной классификации утверждается Минфином России в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
     
     По каждому коду бюджетной классификации необходимо отдельно заполнять показатели по строкам, имеющим коды 010-030.
     
     Код бюджетной классификации приводится в строке под кодом 010.
     
     По строке, имеющей код 020, указывается код ОКАТО. Справочник данных кодов приведен в приложении N 5 к инструкции по заполнению рассматриваемой декларации (далее - Инструкция).
     
     По строке под кодом 030 указывается сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет и зачисляемая на указанный в строке 010 код бюджетной классификации.
     
     Эта строка заполняется на основании значения показателей графы 7 по строкам, имеющим код 080, раздела 2.
     
     Если сумма налоговых вычетов превышает начисленную сумму акциза, налогоплательщик не уплачивает акциз в этом налоговом периоде, а в строке 030 указывает цифру "0".
     
     Если несколько сумм акциза, рассчитанных по разным кодам вида подакцизного товара, зачисляются на один код бюджетной классификации, то эти суммы складываются и результат вносится в соответствующую строку, имеющую код 030.
     
     Например, для определения суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по автомобилям легковым, необходимо сложить суммы акциза, начисленные по всем видам автомобилей, так как в бюджетной классификации они имеют один код:
     
     автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно (код вида подакцизного товара 510);
     
     автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно (код вида подакцизного товара 520);
     
     автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) (код вида подакцизного товара 530).
     
     Классификация доходов бюджетов Российской Федерации на 2004 год утверждена приказом Минфина России от 11.12.2003 N 115н (приложение N 2).
     

     Код бюджетной классификации, на который должны поступать в 2004 году акцизы, рассчитанные в рассматриваемой нами форме декларации по каждому виду подакцизных товаров, можно определить на основе данных следующей таблицы:     


Виды подакцизных товаров

Код вида подакцизного товара

Код бюджетной классификации на 2004 год

1

2

3

Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

110

1020201

Этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением пищевого, в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья, за исключением пищевого

120

1020202

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 % (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады

211

1020221

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 % (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады

212

1020222

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 % включительно (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады

221

1020231

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 % включительно (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады

222

1020232

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно (за исключением вин)

230

1020240

Вина нетрадиционные крепленые

240

1020215

Вина (за исключением натуральных нетрадиционных, вин шампанских и игристых)

250


 

Вина натуральные нетрадиционные некрепленые

260


 

Вина шампанские и вина игристые

270


 

Вина натуральные (за исключением нетрадиционных некрепленых)

280


 

Спиртосодержащая продукция

290

1020203

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 % включительно

310

1020217

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 % включительно

320


 

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 %

330


 

Табак трубочный

410

1020204

Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции

420


 

Сигары

430


 

Сигариллы

440


 

Сигареты с фильтром

450


 

Сигареты без фильтра, папиросы

460


 

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно

510

1020208


Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

520


 

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

530


 

     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что с 1 января каждого года уплату акцизов необходимо осуществлять в соответствии с кодами бюджетной классификации, утвержденными на соответствующий год. В связи с этим суммы акциза, начисленные в конце 2003 года и подлежащие уплате в бюджет в 2004 году, должны уплачиваться в соответствии с кодами бюджетной классификации, утвержденными на 2004 год.
     

     2.4. Порядок заполнения приложений N 1-4

     
     Учитывая, что в соответствии со ст. 204 НК РФ уплата акцизов по спирту этиловому, спиртосодержащей, алкогольной продукции, пиву, табачной продукции, автомобилям легковым, мотоциклам с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт должна осуществляться равными долями исходя из фактической реализации за истекший налоговый период, расчет налоговой базы и суммы акциза по этим товарам в декларации должен производиться за отчетный месяц в целом. Полученная сумма акциза делится пополам и вносится в бюджет в два срока, которые установлены вышеуказанной статьей НК РФ.
     
     По спирту этиловому, спиртосодержащей, алкогольной продукции, автомобилям легковым и мотоциклам, реализуемым на территории Российской Федерации, заполнение раздела 2 должно начинаться с заполнения приложения N 1.
     
     По спирту этиловому, спиртосодержащей, алкогольной продукции, автомобилям легковым и мотоциклам, реализуемым на экспорт, заполнение декларации должно начинаться с заполнения приложения N 2.
     
     По табачным изделиям и пиву, реализуемым на территории Российской Федерации, заполнение декларации должно начинаться с заполнения приложения N 3.
     
     По табачным изделиям и пиву, реализуемым на экспорт, заполнение декларации должно начинаться с заполнения приложения N 4.
     
     Приложения N 1, 2, 3, 4 заполняются столько раз, сколько видов подакцизных товаров произведено и реализовано налогоплательщиком.
     
     В приложении N 1 вид подакцизного товара указывается в строке, имеющей код 010.
     
     Читателям журнала необходимо обратить внимание на то, что определение вида подакцизного товара в новой декларации по сравнению с ранее действовавшей изменилось. Так, если ранее под видом подакцизного товара подразумевались подакцизные товары, имеющие одинаковый размер ставки акциза на одинаковую единицу измерения налоговой базы, то в новой декларации вид подакцизного товара - это подакцизные товары, имеющие одинаковый размер ставки акциза на одинаковую единицу измерения налоговой базы и относящиеся к одному коду бюджетной классификации. Новая формулировка вида подакцизного товара позволяет производить расчет суммы акциза не только в соответствии с главой 22 НК РФ, но и согласно утвержденным кодам бюджетной классификации.
     
     Так, например, с учетом новых кодов бюджетной классификации в декларации предусмотрено, что расчет суммы акциза по алкогольной продукции должен осуществляться отдельно по следующим видам:
     
     - алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 % (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады.
     
     Этот вид подакцизных товаров объединяет алкогольную продукцию, реализуемую производителями непосредственно в розничную сеть;
     
     - алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 % (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады.
     
     Этот вид подакцизных товаров объединяет алкогольную продукцию, реализуемую производителями на акцизные склады организаций оптовой торговли.
     
     Таким образом, приложение N 1 к декларации должно заполняться отдельно для каждого вышеуказанного вида подакцизных товаров.
     
     Что касается вин, приложения N 1 и 2 к декларации заполняются по каждому виду подакцизных товаров, приведенному в приложении N 2 к Инструкции. Иными словами, вышеуказанные приложения должны заполняться отдельно на вина нетрадиционные крепленые (код вида товара - 240), вина (за исключением натуральных нетрадиционных, вин шампанских и игристых) (код вида товара - 250) и т.д.
     
     Под наименованием подакцизных товаров понимаются:
     
     - для алкогольной и спиртосодержащей продукции - подакцизные товары, имеющие одинаковую ставку акциза и одинаковое содержание спирта в 1 литре подакцизной продукции. Наименование товара приводится в графе 2 приложения N 1 к декларации.
     
     Например, вид подакцизного товара - алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 % (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады - может объединять такие наименования товаров, как водка, настойка и т.д.;
     
     - для легковых автомобилей и мотоциклов - подакцизные товары, имеющие одинаковую ставку акциза и одинаковую мощность двигателя.
     
     При заполнении декларации виды подакцизных товаров указываются в соответствии с приложением N 2 к Инструкции.
     
     В приложении N 1 в строках, имеющих код 050, в разрезе наименований товаров, относящихся к одному и тому же виду подакцизных товаров, производится пересчет налоговой базы на безводный спирт или определяется общая мощность двигателей в лошадиных силах.
     
     В графе 4 приводится код объекта налогообложения акцизами.
     
     Коды объектов налогообложения акцизами, коды видов подакцизных товаров, а также единицы измерения налоговой базы подакцизных товаров приведены в приложениях N 1-3 к Инструкции.
     
     По винам, которые реализуются по разным размерам ставок (100 или 35 %), один и тот же вид алкогольной продукции приводится два раза, то есть расчет сумм акциза отражается в двух строках. В одной строке указываются данные по реализации на акцизные склады, в другой- по реализации, за исключением реализации на акцизные склады.
     
     Если с одним и тем же наименованием товара совершено несколько операций, признанных объектом налогообложения акцизами, то наименование товара указывается столько раз, сколько операций осуществлено с данным товаром. Например, если с водкой было совершено две операции - реализация (продажа) произведенных подакцизных товаров (код операции 11101) и передача права собственности на произведенные подакцизные товары на безвозмездной основе (код операции 11103), в приложении N 1 заполняются две строки; соответственно, на-именование товара - "водка" - указывается два раза.
     
     В строках, имеющих код 070, определяется налоговая база по каждой операции, признанной объектом налогообложения.
     
     В графе 5 приложения N 1 указывается не абсолютный размер ставки акциза на вино в рублях и копейках, а процент от установленной ставки (100 или 35 %).
     
     При заполнении приложений N 1 и 2 следует иметь в виду, что по алкогольной продукции, в отношении которой ставка акциза установлена в расчете на 1 литр физического объема продукции [вина натуральные нетрадиционные некрепленые, вина шампанские и вина игристые, вина натуральные (за исключением нетрадиционных некрепленых)], строки, имеющие код 050, не заполняются; соответственно в них ставится прочерк. Иными словами, в данном случае не требуется производить расчет налоговой базы в разрезе наименований товаров, поскольку сумма акциза, определяемая в целом по виду подакцизного товара, зависит не от крепости конкретных наименований алкогольной продукции, включаемых в данный вид, а только от количества реализованной продукции в литрах.
     
     В графе 6 приложения N 1 по каждому наименованию товара указывается налоговая база (объем реализованной продукции) по каждой операции, признаваемой объектом налогообложения:
     
     - по товарам, в отношении которых ставка акциза установлена в расчете на безводный этиловый спирт, - в литрах физического объема;
     
     - по автомобилям легковым и мотоциклам - в штуках.
     
     При заполнении приложения по тем видам подакцизных товаров, в отношении которых ставка акциза установлена в расчете на 1 литр безводного этилового спирта, в строках 060, 070, 080, 090 графы 6 ставится прочерк.
     
     По алкогольной продукции, в отношении которой ставка акциза установлена в расчете на 1 литр физического объема продукции, в графе 6 по строке, имеющей код 060, расчет производится аналогично порядку, изложенному для расчета данной строки в графе 8.
     
     По наименованиям товаров графы 7 указываются фактическое содержание спирта в подакцизной продукции или мощность двигателя одного легкового автомобиля, мотоцикла.
     
     По наименованиям товаров графы 8 по каждой операции, признанной объектом налогообложения акцизами, осуществляется пересчет налоговой базы на безводный спирт (в литрах) или рассчитывается общая мощность легковых автомобилей, мотоциклов (в лошадиных силах).
     
     Затем налоговая база по разным наименованиям товаров, определенная по объектам налогообложения, имеющим одинаковый код, указанный в графе 4, суммируется, и устанавливается налоговая база по каждому объекту налогообложения для вида подакцизного товара в целом.
     
     По вину определяется объем его реализации отдельно по ставке в размере 100 % и по ставке в размере 35 %.
     
     В графе 8 по строке, имеющей код 060, расчет сводного показателя по виду подакцизного товара в целом "Реализация (передача) подакцизных товаров, кроме экспорта" производится путем суммирования:
     
     - объема реализации (передачи) товаров, произведенных из сырья, принадлежащего налогоплательщику (согласно приложению N 1 к Инструкции - коды 11101-11208);
     
     - объема передачи товаров, произведенных из давальческого сырья (код 12000);
     
     - объема реализации товаров несобственного производства (или не принадлежащих налогоплательщику) (согласно приложению N 1 к Инструкции - коды 13109-13110).
     
     Приложение N 3 заполняется по всем подакцизным товарам, реализованным на территории Российской Федерации, за исключением спирта этилового, спиртосодержащей, алкогольной продукции, автомобилей легковых, мотоциклов и нефтепродуктов.
     
     В этом приложении в строке, имеющей код 010, приводится вид подакцизного товара, в графе 2 по строкам, имеющим код 050, - наименование операций, признанных объектом налогообложения, совершенных с данным видом подакцизного товара, в графе 5 - налоговая база (объем реализованной продукции) по каждой операции.
     
     Напомним, что с 1 января 2003 года акциз по табачным изделиям (сигаретам и папиросам) рассчитывается по комбинированным ставкам.
     
     В этом случае применяется следующая методика расчета суммы акциза.
     
     Сначала необходимо умножить количество сигарет в реализованной партии (в тыс. штук) на специфическую составляющую часть ставки. В 2004 году она составляет 60 руб. за 1 тыс. штук для сигарет с фильтром и 23 руб. - для папирос, а также сигарет без фильтра.
     
     Затем стоимость партии в рублях (без акциза и НДС) умножается на адвалорную составляющую часть ставки, то есть установленную в процентах к стоимости товара. Она будет равна 5 %. Сложив найденные таким образом величины, можно определить сумму акциза, которую следует начислить по данной партии сигарет.
     
     Пример.
     
     В январе 2004 года табачная фабрика реализовала 200 000 сигарет с фильтром за 100 000 руб. (без учета акциза и НДС). Сумма акциза, который нужно начислить на вышеуказанную партию, составит 17 000 руб. [(200 000 шт. : 1000 шт. х 60 руб.) + (100 000 руб. х 5 %)].
     
     Декларация по табачным изделиям заполняется начиная с приложения N 3 (по табачным изделиям, реализованным на территории Российской Федерации) или приложения N 4 (по табачным изделиям, реализованным на экспорт). Налогоплательщик должен перечислить в этих приложениях все операции, признанные объектом налогообложения акцизами, которые фактически совершались в отчетном налоговом периоде. По каждой из перечисленных операций указывается налоговая база, то есть объем реализованной продукции. Операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами, приведены в приложении N 1 к Инструкции.
     
     Объем реализованной продукции определяется как в натуральном выражении (в тыс. штук), так и в стоимостном выражении (в рублях). Поэтому приложение N 3 (или приложение N 4) для одного и того же вида табачных изделий заполняется два раза: одно - для расчета налоговой базы в тыс. штук и второе - для расчета налоговой базы в рублях.
     
     Затем данные о налоговой базе переносятся в раздел 2 "Расчет суммы акциза" декларации. При этом один и тот же вид подакцизного товара, например "сигареты с фильтром", указывается два раза, то есть заполняются две строки, в одной из которых указывается налоговая база в тыс. штук, а во второй - в рублях. Соответственно, расчет суммы акциза в разделе 2 также производится в двух строках.
     
     Приложения N 2 и 4 к декларации по подакцизным товарам, реализованным на экспорт, заполняются аналогично приложениям N 1 и 3. Однако читателям журнала необходимо иметь в виду, что алкогольная продукция на экспорт реализуется только по ставке, установленной в п. 1 ст. 193 НК РФ (то есть в размере 100 %).
     
     Для заполнения декларации необходимо пользоваться приложениями к Инструкции.
     
     В приложении N 1 к Инструкции приведены коды объектов налогообложения, в приложении N 2 - коды видов подакцизных товаров и ставки акцизов, в приложении N 3 - коды единиц измерения налоговой базы по ОКЕИ.
     
     После заполнения приложений N 1-4 к декларации по каждому виду подакцизных товаров производится расчет суммы акциза в разделе 2.
     

    2.5. Порядок заполнения таблицы "Расчет суммы акциза" раздела 2

     
     В графе 2 раздела 2 декларации приводятся операции по реализации (передаче) подакцизных товаров, а также ряд других показателей, необходимых для определения суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, по итогам налогового периода.
     
     Налогоплательщик указывает вид подакцизного товара по каждому показателю.
     
     По подакцизным товарам, на которые установлены комбинированные ставки акциза, один и тот же вид подакцизного товара приводится два раза. Соответственно, расчет сумм акциза отражается в двух строках, а именно: в первой строке - расчет суммы акциза по составляющей части ставки, определяемой в рублях и копейках за единицу измерения налоговой базы (далее - специфическая составляющая), а во второй - по составляющей части ставки, установленной в процентах к стоимости единицы измерения без учета акциза и НДС (далее - адвалорная составляющая).
     
     По винам, которые реализуются по разным размерам ставок, один и тот же вид алкогольной продукции указывается два раза, то есть расчет сумм акциза отражается в двух строках, а именно: в одной строке - данные по реализации на акцизные склады, в другой - данные по реализации, за исключением реализации на акцизные склады.
     
     В графе 3 приводится код строки. Строки, в которых перечисляются виды подакцизных товаров, относящиеся к одному показателю (объекту налогообложения), имеют одинаковый код.
     
     В графе 4 указывается код вида подакцизного товара в соответствии со справочником кодов видов подакцизных товаров (СКВПТ) (приложение N 2 к Инструкции).
     
     В графе 5 приводится налоговая база.
     
     Объем реализованной про