Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

    

О налоге на прибыль

     
     Е.В. Евсик
главный специалист Департамент
налоговой политики Минфина России

     
     Организация приобрела в 2003 году объект недвижимого имущества. В какой момент это основное средство может быть принято к бухгалтерскому и налоговому учету? Следует ли отражать в бухгалтерском учете разницу между оценкой БТИ и договорной ценой, если оценка БТИ выше?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется посредством суммирования фактически произведенных расходов на его покупку (в том числе процентов за право пользования кредитом и заемными средствами). До момента регистрации и получения права собственности объект недвижимости учитывается на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". После принятия объекта недвижимости к бухгалтерскому учету понесенные организацией расходы относятся на счет 91 "Прочие доходы и расходы".
     
     В бухгалтерском учете объекты основных средств учитываются по первоначальной стоимости. Изменение первоначальной стоимости допускается в случае переоценки, модернизации и реконструкции этих объектов. Таким образом, оценка БТИ не является прямым указанием для переоценки основных средств, а может служить в качестве информации при принятии организацией решения о проведении переоценки.
     
     Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре, не могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств.
     
     Что касается налогового учета, то следует иметь в виду, что в соответствии с п. 8 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию вышеуказанных прав.
     
     Средство массовой информации - журнал учреждено в 2003 году. Имеет ли редакция журнала право воспользоваться льготой, предусмотренной Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", в виде освобождения от налоговых платежей в течение двух лет со дня первого выхода в свет журнала?
     
     Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ).
     
     Льгота, о которой идет речь в вопросе, установлена Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", который не относится к налоговому законодательству.
     
     Следовательно, порядок налогообложения прибыли, полученной журналом, должен определяться в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     После вступления в силу главы 25 НК РФ бюджетные учреждения должны вести налоговый учет. Однако нормативные документы, регламентирующие единый порядок ведения учета и формы регистров, отсутствуют. Каким образом бюджетные учреждения должны организовывать ведение налогового учета?
     
     Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
     
     Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
     
     Подлежат ли амортизации в целях налогообложения прибыли основные средства бюджетного учреждения, если согласно Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, на них начисляется износ?
     
     Согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 настоящего Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
     
     Имущество бюджетных организаций, приобретенное в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое для осуществления такой деятельности, подлежит амортизации в соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 265 НК РФ.
     

Р.Н. Митрохина,
консультант Департамент
налоговой политики Минфина России

     
     Организация имеет подразделения, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Данные подразделения поставлены на налоговый учет в других районах города, нежели головная организация.
     
     Следует ли производить уплату налога на прибыль по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений в соответствии со ст. 288 НК РФ, если организация и обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования, а также если данные обособленные подразделения осуществляют виды деятельности, которые не облагаются налогом на прибыль?
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ в целях налогообложения обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Следовательно, обособленное подразделение организации должно удовлетворять в совокупности двум признакам:
     
     - территориальная обособленность;
     
     - наличие стационарных рабочих мест.
     
     Исходя из этого для целей налогообложения по подразделениям, находящимся на территории того же муниципального образования, что и головная организация, налоговая база для исчисления налога на прибыль по головной организации и по обособленным подразделениям должна определяться отдельно, и налог на прибыль должен уплачиваться каждым обособленным подразделением.
     
     На основании п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
     
     Порядок распределения расходов между видами деятельности установлен в п. 9 ст. 274 НК РФ, в соответствии с которым расходы в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к облагаемой налогом на вмененный доход, в общем доходе организации по всем видам деятельности.
     
     Таким образом, налоговая база для исчисления налога на прибыль в целом по организации должна определяться по видам предпринимательской деятельности, в отношении которой уплачивается этот налог, и, соответственно, распределяться по обособленным подразделениям, осуществляющим такую деятельность.
     
     При этом исчисление единого социального налога с сумм выплат, начисленных работникам, которые выполняют обязанности, связанные с обеспечением разных видов деятельности, производится пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамент
налоговой политики Минфина России

     
     Нужно ли облагать НДС денежные средства, поступившие от продажи лесхозами госимущества (древесины) и являющиеся бюджетными средствами?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС независимо от источников финансирования, форм собственности и ведомственной принадлежности продавцов товаров (работ, услуг). В связи с этим при осуществлении лесхозами операций по реализации древесины, полученной при проведении мероприятий по уходу за лесом, НДС уплачивается в общеустановленном порядке.
     
     Что касается подпункта 1 п. 2 ст. 146 НК РФ, то операции, приведенные в п. 3 ст. 39 настоящего Кодекса, в том числе передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признаются объектом обложения НДС. Однако применять эту норму законодательства по НДС в отношении операций по реализации имущества (древесины), осуществляемых некоммерческими организациями (лесхозами), оснований не имеется.
     
     Надо ли выделять НДС при перечислении бюджетных средств исполнителям работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в рамках мобилизационной подготовки?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС независимо от источников финансирования, форм собственности и ведомственной принадлежности продавцов и покупателей товаров (работ, услуг).
     
     Кроме того, согласно нормам главы 21 НК РФ работы по мобилизационной подготовке от обложения НДС не освобождаются.
     
     Таким образом, работы (услуги), выполняемые (оказываемые) в рамках мобилизационной подготовки, подлежат обложению НДС и поэтому должны оплачиваться в том числе за счет средств бюджета с учетом НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, при перечислении денежных средств исполнителям работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в рамках мобилизационной подготовки и подлежащих обложению НДС, следует указывать суммы этого налога.
     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента
налоговой политики Минфина России

     
     Организация выполняет работы по ремонту энергетического оборудования РАО "ЕЭС России", филиалы которого расположены в разных регионах Российской Федерации. При этом данная организация посылает своих работников в командировки (осуществляет расходы на проезд работников до места ремонтируемого объекта и проживание во время проведения ремонтных работ). Подлежат ли обложению НДС суммы данных командировочных расходов, предъявленные заказчику отдельно от стоимости выполненных ремонтных работ?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации. В связи с этим выполненные организацией, указанной в вопросе, работы по ремонту энергетического оборудования филиалов РАО "ЕЭС России" в каком-либо регионе Российской Федерации подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определяемая для целей применения НДС, увеличивается на суммы, полученные в счет увеличения доходов налогоплательщика. В связи с этим суммы компенсаций командировочных расходов, осуществляемых организацией в связи с выполнением вышеуказанных работ, следует включать в налоговую базу по НДС независимо от того, что в заключенных договорах данные расходы приводятся отдельно от стоимости вышеназванных работ по ремонту энергетического оборудования.
     
     Могут ли ломбарды определять налоговую базу по НДС при реализации ими предметов невостребованных залогов как сумму дохода, полученного от таких операций? Не возникает ли при этом двойного налогообложения по данным операциям?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров, в том числе предметов залога, признаются объектом обложения НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации товаров устанавливается как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения НДС. Таким образом, при реализации товаров, в том числе предметов залога, НК РФ установлен единый порядок определения налоговой базы. При этом объектом обложения НДС является вся сумма выручки, полученная от реализации предметов залога.
     
     Кроме того, при реализации ломбардами предметов залога, принадлежащих физическим лицам - неплательщикам НДС, не имеется фактического документального подтверждения об уплате этого налога физическими лицами при приобретении ими такого имущества. Поэтому начисление НДС на полную стоимость реализуемых предметов залога при продаже ломбардами имущества физических лиц - залогодателей, в принципе, не приводит к двойному налогообложению.
     
     Одновременно следует отметить, что пунктом 1 ст. 156 НК РФ установлено, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (либо иных доходов) при исполнении любого из вышеуказанных договоров.
     
     Как следует из ст. 971, 990 и 1005 ГК РФ, договоры поручения, комиссии и агентский договор предполагают совершение поверенным, комиссионером или агентом юридически значимых и иных действий от своего имени или от имени доверителя, комитента или принципала за вознаграждение.
     
     Вместе с тем на основании ст. 334 ГК РФ залогодержатель имеет право в случае неисполнения должником обязательства, обеспеченного залогом, получить удовлетворение из полной стоимости заложенного имущества, а не осуществлять реализацию такого имущества за вознаграждение.
     
     Таким образом, определять налоговую базу по НДС при реализации залогодержателями предметов залога, в том числе невостребованных, как сумму дохода, полученного в виде вознаграждения, неправомерно.
     

Е.С. Лобачева,
консультант Департамента
налоговой политики Минфина России

     
     Подлежат ли обложению НДС работы и услуги, выполняемые организациями в рамках осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке экономики, финансируемые из бюджета?
     
     Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования. При этом ст. 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) НДС. Освобождение от обложения НДС операций по реализации работ (услуг) по поддержанию мобилизационных мощностей на заданном уровне, содержанию материальных ценностей мобилизационного резерва и других работ и услуг, выполняемых организациями в рамках осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке экономики, данной статьей настоящего Кодекса не предусмотрено.
     
     Таким образом, операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Кроме того, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим бюджетные средства, получаемые организациями за работы и услуги, выполняемые организациями в рамках осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке экономики, включаются в налоговую базу по НДС.
     
     Может ли налогоплательщик принять к вычету НДС, уплаченный подрядным организациям по введенным в эксплуатацию объектам завершенного капитального строительства (основным средствам), до получения свидетельства государственной регистрации прав на такие объекты?
     
     Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, подлежат вычетам. При этом в соответствии с п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты вышеуказанных сумм производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, приведенного в абзаце втором п. 2 ст. 259 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 8 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию вышеуказанных прав. В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
     
     В связи с вышеизложенным налогоплательщик может принять к вычету НДС, уплаченный подрядным организациям по введенным в эксплуатацию объектам завершенного капитального строительства (основным средствам), до получения свидетельства государственной регистрации прав на такие объекты.
     

Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Подлежат ли обложению НДС операции по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных студенческой столовой, в случае их реализации на проведение свадьбы или иного торжества в данной столовой?
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в вышеуказанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими данным столовым или учреждениям.
     
     Положения подпункта 5 п. 2 ст. 149 НК РФ применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета либо из средств фонда обязательного медицинского страхования.
     
     При этом освобождение от обложения НДС реализации вышеуказанных продуктов питания предусматривает предоставление льготы для контингента вышеуказанных учреждений в целях решения вопроса их социальной защищенности (удешевление стоимости питания).
     
     С учетом вышеизложенного при отпуске вышеперечисленными столовыми на сторону блюд собственного производства освобождение от НДС не предоставляется.
     
     Дворец культуры оказывает услуги по изготовлению сценических постановочных средств. Освобождаются ли данные операции от обложения НДС согласно подпункту 20 п. 2 ст. 149 НК РФ?
     
     Согласно подпункту 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым в том числе относятся услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг.
     
     Дворец культуры в целях главы 21 НК РФ относится к учреждениям культуры и искусства.
     
     С учетом вышеизложенного услуги по изготовлению сценических постановочных средств не подлежат освобождению от обложения НДС, а облагаются налогом в общеустановленном порядке.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента
налоговой политики Минфина России

     
     Российская организация имеет контракт на поставку оборудования в Республику Узбекистан. Оплата за поставленную продукцию производится в долларах США. Налоговая политика для исчисления НДС - "по оплате". Каков порядок определения налоговой базы по НДС в следующих случаях: если данной организацией в течение 180 дней собран полный пакет документов для подтверждения экспорта; если факт экспорта в течение 180 дней не подтвержден?
     
     В соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ, а также товаров, реализуемых в Республику Белоруссия), вывезенных в таможенном режиме экспорта, моментом определения налоговой базы по НДС является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     
     Если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, моментом определения налоговой базы по данным товарам считается день отгрузки товаров.
     
     Данный порядок определения налоговой базы для организаций, осуществляющих реализацию товаров на экспорт, действует вне зависимости от принятой организацией налоговой политики для целей исчисления НДС.
     
     Согласно п. 3 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров. При этом дата реализации товаров определяется в соответствии с положениями ст. 167 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, при определении налоговой базы по НДС выручка, полученная российской организацией в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России, установленному на последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     
     Если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, налоговая база по НДС будет определяться с применением курса Банка России, установленного на дату отгрузки товара.
     
     Российская организация приобрела оборудование у хозяйствующего субъекта Республики Белоруссия; при этом уплатила НДС, предъявленный белорусским поставщиком. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации данного оборудования организация вторично уплатила НДС российскому таможенному органу в связи с тем, что ввозимое оборудование признано происходящим с Украины. Подлежат ли возврату российской организации суммы НДС, перечисленные ею белорусскому поставщику при приобретении оборудования, и суммы налога, уплаченные российскому таможенному органу при ввозе оборудования на таможенную территорию Российской Федерации? Какие акты российского налогового законодательства регулируют данный порядок применения НДС в вышеизложенном случае?
     
     Глава 21 НК РФ не содержит отдельных положений, касающихся применения НДС при торговых отношениях российских налогоплательщиков с хозяйствующими субъектами Республики Белоруссия. Поэтому при определении порядка применения НДС в случае приобретения товаров на территории Республики Белоруссия с последующим их ввозом на таможенную территорию Российской Федерации российские налогоплательщики должны руководствоваться ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ). Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" установлено, что Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ, кроме Республики Белоруссия, перешла с 1 июля 2001 года на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.
     
     В связи с этим реализация товаров хозяйствующим субъектам Республики Белоруссия осуществляется в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года, то есть по ценам, увеличенным на сумму НДС по ставкам, установленным российским налоговым законодательством. Аналогичный порядок применения НДС действует и в Республике Белоруссия в отношении товаров, реализуемых российским хозяйствующим субъектам.
     
     Таким образом, при приобретении российским налогоплательщиком товаров (независимо от страны происхождения) на территории Республики Белоруссия белорусским продавцом ему будет предъявлен НДС, подлежащий уплате в белорусский бюджет в соответствии с внутренним налоговым законодательством.
     
     Однако для определения того, будет ли взиматься российскими таможенными органами НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара с территории Республики Белоруссия, а также будет ли возмещен российскому налогоплательщику налог, уплаченный белорусскому хозяйствующему субъекту при приобретении данного товара, следует обратиться к ст. 13 Закона N 118-ФЗ.
     
     Так, абзацем третьим вышеуказанной статьи данного Закона предусмотрено, что при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Белоруссия, таможенные органы Российской Федерации не взимают НДС. При этом суммы налога, уплаченные белорусским хозяйствующим субъектам, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.
     
     Учитывая вышеизложенное, по товарам, не происходящим с территории Республики Белоруссия, но ввозимым с ее территории на таможенную территорию Российской Федерации, обложение НДС производится российскими таможенными органами в общеустановленном порядке (как если бы такие товары ввозились с территории других иностранных государств) по ставкам, установленным российским законодательством. Кроме того, вычет сумм НДС, уплаченных белорусским хозяйствующим субъектам при приобретении таких товаров, российским налоговым законодательством не предусмотрен.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в случае, если данные товары используются для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС, либо приобретаются для перепродажи.
     
     В связи с вышеизложенным российская организация, приобретшая оборудование у хозяйствующего субъекта Республики Белоруссия и уплатившая при этом НДС, предъявленный белорусским поставщиком, а также ввозящая данное оборудование на таможенную территорию Российской Федерации, имеет право только на вычет налога, уплаченного российскому таможенному органу.
     
     Российское предприятие заключило контракт с резидентом Республики Казахстан на поставку товара. При этом в контракте момент перехода права собственности от продавца к покупателю не оговорен. Вместе с тем условием поставки предусмотрено, что товар будет получен покупателем со склада российского продавца и самостоятельно вывезен покупателем с территории Российской Федерации в Республику Казахстан. Может ли российское предприятие применить в отношении реализуемого товара ставку НДС в размере 0 %, считая его экспортируемым, если реализация товара осуществляется на территории Российской Федерации?
     
     В соответствии со ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации в случае, если товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается, не транспортируется или товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации. Поэтому местом реализации товара, вывозимого в таможенном режиме экспорта, признается территория Российской Федерации, и операция по реализации данного товара является объектом обложения НДС. В этом случае в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится с применением ставки налога в размере 0 % независимо от условий поставки.
     
     Однако согласно п. 1 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки в размере 0 % в налоговые органы должны быть представлены документы, подтверждающие фактический экспорт товара, в том числе грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российских таможенных органов, и копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товара за пределы территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, российский налогоплательщик, заключающий контракты на условиях, что товар будет получен покупателем со склада продавца и вывезен покупателем самостоятельно с территории Российской Федерации, имеет право на применение ставки НДС в размере 0 % в случае получения копий необходимых документов от иностранного покупателя и представления этих документов в налоговый орган в соответствии со ст. 165 НК РФ.
     

О налоге с продаж

     
     Н.Д. Лозина,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Товар реализован в декабре 2003 года, а оплата за него была осуществлена в январе 2004 года. Должна ли была такая операция облагаться налогом с продаж?
     
     В соответствии со ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признавались операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации, если такая реализация осуществлялась за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Согласно п. 4 ст. 354 НК РФ датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), признававшихся объектом обложения налогом с продаж, в рассматриваемом случае является день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках или день поступления выручки в кассу.
     
     Учитывая вышеизложенное, обязанность по уплате налога с продаж возникает у налогоплательщика при выполнении двух условий:
     
     1) произведена отгрузка товаров (выполнены работы, оказаны услуги);
     
     2) произведена оплата за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) за наличный расчет или с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Необходимо учитывать, что в момент отгрузки товара еще не возникает обязанности по уплате налога с продаж. Объект налогообложения возникает лишь при получении наличных денежных средств за ранее отгруженные товары.
     
     Следовательно, операции по реализации физическим лицам товаров, осуществленные до 1 января 2004 года, оплата которых за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт была произведена после 1 января 2004 года, налогом с продаж не облагались.
     
     Организация (индивидуальный предприниматель) продает товары в кредит. Товар был продан в 2003 году, а платежи по кредиту осуществлены в 2004 году. Должен ли был начисляться на оставшиеся платежи налог с продаж?
     
     В соответствии со ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признавались операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был установлен налог с продаж, если такая реализация осуществлялась за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Таким образом, объект обложения налогом с продаж при реализации товара покупателю торговым предприятием в кредит (по договору купли-продажи с рассрочкой платежа) возникал в случае, если покупатель оплачивал стоимость товара за наличный расчет или с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     При этом налогом с продаж облагались как стоимость товара, так и сумма процентов за кредит, уплаченная посредством наличного расчета или с использованием банковской карты.
     
     В случае частичной оплаты стоимости товара за наличный расчет налогом с продаж облагалась только та часть, которая вносилась покупателем наличными или перечислялась с использованием банковской карты.
     
     При этом объект обложения налогом с продаж возникал только в случае, если частичная оплата стоимости товара и процентов за кредит были осуществлены в 2003 году (в период действия налога с продаж).
     
     Торговая организация, находившаяся в Москве, продала в декабре 2003 года покупателю - физическому лицу товар по цене, включающей налог с продаж. В январе 2004 года покупатель вернул проданный товар. При этом покупателю была возвращена уплаченная за товар сумма (с учетом налога с продаж). Могла ли торговая организация осуществить зачет излишне уплаченной суммы налога с продаж в январе 2004 года?
     
     В рассматриваемой в вопросе ситуации плательщиком налога с продаж являлась организация, реализовавшая товар. Однако сумма налога с продаж поступила от покупателя товара к налогоплательщику в составе выручки. Уплачивая налог с продаж в бюджет, налогоплательщик не несет убытков, так как средства, внесенные в бюджет, ему не принадлежат.
     
     В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
     
     Пунктом 4 ст. 2 Закона г. Москвы от 09.11.2001 N 57 "О налоге с продаж" было, например, предусмотрено, что при возврате покупателем (заказчиком) товара, приобретенного с налогом с продаж, в рамках предусмотренного ГК РФ отказа сторон от исполнения договора купли-продажи либо в случае сохранения продавцом права собственности на товар до момента его реализации третьим лицам данные, ранее отраженные на счетах бухгалтерского учета операций по реализации продукции и сумм налога с продаж, должны быть уточнены путем внесения исправительных записей на соответствующие счета бухгалтерского учета.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Согласно подпункту 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей Кодекса.
     
     Налоговым периодом по налогу с продаж был календарный месяц (ст. 351 НК РФ). В январе 2004 года наступил срок уплаты налога с продаж и подачи декларации за декабрь 2003 года.
     
     Таким образом, при подаче в январе 2004 года декларации об уплате налога с продаж могла быть зачтена сумма налога, излишне уплаченная в 2003 году по товару, возврат которого был осуществлен в январе 2004 года.
     
     Однако начиная с февраля 2004 года зачет такой суммы налога мог быть осуществлен лишь в счет погашения имевшейся недоимки по налогу с продаж.
     

О едином социальном налоге

     
     Л.В. Комарова,
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга

     
     Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что при признании увольнения или перевода на другую работу незаконными организация обязана выплатить работнику средний заработок за все время вынужденного прогула или разницу в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу вышеуказанных компенсаций. Подлежат ли обложению единым социальным налогом вышеуказанные выплаты?
     
     Статьей 394 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусмотрено, что в случае неправильной формулировки причины увольнения в трудовой книжке, препятствующей поступлению работника на другую работу, суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
     
     Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются согласно п. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
     
     Статьей 234 ТК РФ определена обязанность работодателя по возмещению работнику материального ущерба, причиненного в результате незаконного лишения его возможности трудиться.
     
     Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:
     
     - незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;
     
     - отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
     
     - задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;
     
     - других случаев, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором.
     
     Кроме того, на основании ст. 236 ТК РФ работодатель обязан начислить и выплатить проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченной в срок заработной платы за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
     
     Статьей 164 ТК РФ определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Принятое судом решение обязывает работодателя осуществить в пользу работника выплаты среднего заработка за время вынужденного прогула.
     
     Таким образом, начисленные и выплаченные согласно решению суда суммы среднего заработка за время вынужденного прогула работника в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ признаются объектом обложения единым социальным налогом.
     
     Проценты (денежная компенсация), начисленные на задержанную заработную плату, относятся к компенсационным выплатам, связанным с возмещением иных расходов, и в пределах норм, установленных ст. 236 ТК РФ, не подлежат обложению единым социальным налогом.
     

О налоге на имущество физических лиц, транспортном налоге  и государственной пошлине

     
     Н.А. Орехов
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Физическое лицо является собственником жилого дома и двух квартир, инвентаризационная стоимость которых равна, соответственно, 435 000 руб., 284 000 руб. и 148 000 руб. Вышеуказанные жилые помещения расположены на территории города "Н".
     
     Решением городской Думы "Об утверждении ставок налога на имущество физических лиц" ставки налога на жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности физических лиц, в городе "Н" на 2003 год ставки налога установлены в следующих размерах:
     
     В какой сумме следует исчислить налог за 2003 год физическому лицу - собственнику вышеуказанного имущества?
     
     Согласно п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) плательщиками налога на строения, помещения и сооружения признаются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.
     
     Статьей 3 Закона N 2003-1 определено, что собственникам строений, помещений и сооружений налог исчисляется по ставкам, установленным представительными органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости этого имущества.
     
     Представительные органы местного самоуправления вправе определять дифференцированные ставки в установленных Законом N 2003-1 пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
     
     В приведенном в вопросе случае решением городской Думы, то есть представительным органом местного самоуправления, установлена дифференциация ставок в определенных Законом N 2003-1 пределах в зависимости от стоимости имущества.
     
     Исходя из положений мотивировочной части решения Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2001 N ГКПИ-1816 и положений абзаца третьего п. 13 инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”" физическому лицу, имеющему на территории города "Н" в собственности жилой дом и две квартиры с инвентаризационной стоимостью, соответственно, 435 000 руб., 284 000 руб. и 148 000 руб., налог на строения, помещения и сооружения за 2003 год следует исчислить в сумме 1737 руб. [435 000 руб. х 0,3 % + (284 000 руб. + 148 000 руб.) х 0, 1 %].
     
     Законом субъекта Российской Федерации с 1 января 2003 года на территории области введен транспортный налог, установлены ставки транспортного налога со сроком уплаты авансовых платежей в размере годовой суммы налогового платежа не позднее 31 июля текущего налогового периода. Авансовые платежи транспортного налога уплачиваются налогоплательщиками на основании врученных налоговых уведомлений. С какого момента не внесенные в срок авансовые платежи транспортного налога будут считаться недоимкой?
     
     В приведенном в вопросе случае авансовые платежи по транспортному налогу будут считаться не внесенными в срок платежами, то есть недоимкой, если они уплачены позднее 31 июля текущего года.
     
     Учреждение, являющееся органом государственной власти, обратилось к нотариусу за свидетельствованием верности копий документов и за удостоверением документов, необходимых для постановки на учет в налоговом органе. Относятся ли вышеуказанные юридически значимые действия к нотариальным действиям, совершенным в защиту государственных и общественных интересов, за которые государственная пошлина не взимается?
     
     Согласно подпункту 1 п. 5 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон N 2005-1) от государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, за совершение нотариальных действий в защиту государственных и общественных интересов.
     
     Свидетельствование у нотариуса верности копий документов, удостоверение документов, необходимых для постановки на учет в налоговом органе, не являются действиями в защиту государственных и общественных интересов. Поэтому учреждение, о котором идет речь в вопросе, должно уплачивать государственную пошлину в общеустановленном порядке.
     
     Судами общей юрисдикции рассматриваются гражданские дела, в которых военные комиссариаты являются истцами либо ответчиками.
     
     В связи с этим прошу разъяснить:
     
     1) относятся ли военные комиссариаты Минобороны России при решении вопроса о взаимоотношениях с бюджетом по уплате государственной пошлины к иным органам, обращающимся в суды общей юрисдикции в защиту государственных интересов;
     
     2) освобождаются ли военные комиссариаты от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине", если они являются ответчиками по гражданским делам о взыскании ущерба, причиненного здоровью участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, об индексации продовольственных пайков пенсионерам Минобороны России, офицерам, проходящим военную службу по контракту;
     
     3) освобождаются ли от уплаты государственной пошлины военные комиссариаты, обращающиеся в суды общей юрисдикции с исковыми заявлениями о взыскании сумм переплат пенсий с пенсионеров Минобороны России?
     
     Согласно подпункту 13 п. 2 ст. 5 Закона N 2005-1 от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, а также юридические лица и граждане, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц.
     
     1. Согласно п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов (флота), на территории которых они находятся.
     
     При обращении в суд общей юрисдикции за совершением юридически значимых действий в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов военный комиссариат по взаимоотношениям с бюджетом по уплате государственной пошлины может быть отнесен к иным органам.
     
     2. В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 5 Закона N 2005-1 от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, то есть истцы.
     
     Поэтому согласно п. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцу, в пользу которого состоялось решение суда общей юрисдикции, военный комиссариат обязан возместить все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной истцом при подаче в суд искового заявления. Если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются военному комиссариату - ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
     
     3. Подача искового заявления в суд общей юрисдикции о взыскании переплаты пенсии с пенсионера Минобороны России не являются для истца - военного комиссариата действиями в защиту государственных и общественных интересов. Поэтому военные комиссариаты за вышеуказанные действия должны уплачивать государственную пошлину в общеустановленном порядке.
     

О земельном налоге

     
     Р.В. Генералова,
советник налоговой службы I ранга

А.А. Литвинцева,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга


О.В. Филатова

     
     Имеет ли право аптека, созданная как государственное унитарное предприятие, применять льготы по земельному налогу?
     
     Статьей 120 ГК РФ установлено, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
     
     В соответствии с п. 4 части первой ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений).
     
     Как следует из вопроса, аптека является по организационно-правовой форме государственным унитарным предприятием, а не учреждением, следовательно, она не имеет права на применение льготы по земельному налогу в соответствии с п. 4 части первой ст. 12 Закона N 1738-1.
     
     Какой документ является основанием для обложения земельной доли налогом на землю?
     
     В соответствии со ст. 15 Закона N 1738-1 основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
     
     Кроме того, НК РФ определил исчерпывающий перечень элементов налогообложения, при которых налог считается установленным. При налогообложении земельных участков, находящихся в долевой собственности, объектом налогообложения является земельный участок, налогоплательщиком - его (их) собственник (собственники), а налог должен исчисляться исходя из доли собственности на земельный участок.
     
     Вышеуказанные законодательные акты о налогах и сборах не ставят налогообложение земельных участков в зависимость от выделения в натуре земельной доли каждого собственника (налогоплательщика).
     
     Следовательно, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ, в том числе свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии - выписки из принятых до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие право на земельную долю, имеющие равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
     
     Облагаются ли земельным налогом религиозные организации?
     
     Пунктом 4 ст. 12 Закона N 1738-1 установлено, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся, в частности, памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений, а также храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья.
     
     В Российской Федерации ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
     
     В соответствии со ст. 21 Закона N 73-ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В вышеуказанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.
     
     Земельные участки, на которых находятся объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российское Федерации, относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и Законом N 73-ФЗ.
     
     Таким образом, религиозные объединения освобождаются от уплаты земельного налога только за земли, на которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры, при наличии паспорта объекта культурного наследия на соответствующий объект. Правоустанавливающий документ на земельный участок под объектом культурного наследия должен содержать ссылку на отношение данного земельного участка к землям историко-культурного назначения.
     

О плате за пользование водными объектами

     
     О.В. Семенова
главный специалист Департамент
налоговой политики Минфина России

     
     Организация осуществляет забор воды из нескольких водных объектов, находящихся в разных субъектах Российской Федерации, но входящих в бассейн одной реки (речной системы). Правомерно ли то, что расчет платы за забор воды должен осуществляться по одной ставке платы в том субъекте Российской Федерации, где зарегистрирована эта организация?
     
     Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 N 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам" утверждены минимальные и максима