Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О таможенных режимах


О таможенных режимах*1

    
    В.П. Шавшина,
руководитель Адвокатского таможенного агентства
Балтийской коллегии адвокатов им. А. Собчака,
преподаватель СПбГУ, к.ю.н.

     
Т.Г. Столпинская,
юрист Адвокатского таможенного агентства
Балтийской коллегии адвокатов им. А. Собчака

     _____
     *1 Продолжение. Начало см.: Налоговый вестник:-2004.-N2.-С. 112; N 3. - С. 115.
     

7. Реимпорт

     
     В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации 1993 года (далее - ТК РФ-1993) таможенный режим реимпорта - это таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в срок не более десяти лет с момента их вывоза без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики.
     
     Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации 2004 года (далее - ТК РФ-2004) реимпорт - таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в течение трех лет со дня, следующего за днем пересечения товарами таможенной границы при их вывозе, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
     
     Товары, помещенные под таможенный режим реимпорта, рассматриваются ТК РФ-2004 для таможенных целей как товары, выпущенные для свободного обращения.
     
     Таможенный режим реимпорта отнесен ст. 155 ТК РФ-2004 к завершающим таможенным режимам.
     
     В рамках таможенного режима реимпорта применяются следующие основные нормативно-правовые акты:
     
     подпункт 2 п. 1 ст. 151, подпункт 2 п. 1 ст. 185 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ);
     
     приказ ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом";
     
     приказ ГТК России от 12.11.2003 N 1275 "О внесении изменений и дополнений в приказ ГТК России от 16.09.2003 N 1022";
     
     приказ ГТК России от 13.11.2003 N 1286 "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима реимпорта".     
     

Сравнение положений ТК РФ-1993 и ТК РФ-2004, касающихся таможенного режима реимпорта

     

Основные характеристики режима

ТК РФ-1993

ТК РФ-2004

Условия помещения товаров под таможенный режим

1. Реимпортируемые товары должны: быть ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в течение десяти лет с момента вывоза;
находиться в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения и других случаев, определяемых ГТК России.

1. Реимпортируемые товары должны: быть заявлены к данному таможенному режиму в течение трех лет со дня, следующего за днем пересечения указанными товарами таможенной границы Российской Федерации при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации (исключение составляет оборудование, используемое для строительства, промышленного

Условия помещения товаров под таможенный режим


 



2. Лицо, перемещающее товары, должно осуществить возврат сумм, полученных в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товаров. В случаях, определяемых Правительством РФ, с вышеуказанных сумм взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставляемым этим Банком кредитам





производства, добычи полезных ископаемых и в других подобных целях, в отношении которого ГТК России осуществляется продление указанного срока); находиться в том же состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, за исключением изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации); при вывозе с таможенной территории Российской Федерации иметь статус товаров, находящихся в свободном обращении, либо быть продуктами переработки иностранных товаров.
2. Должны быть уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте

Завершение действия режима

Принятие решения о выпуске товара


Таможенные платежи

Уплачиваются:
таможенные сборы за таможенное оформление;
суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товаров, - по ставкам, действующим на момент экспорта реимпортируемых товаров, и (или) проценты с них - по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставляемым этим Банком кредитам

Уплачиваются:
таможенные сборы за таможенное оформление; суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации;
суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации

Льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим*1

Не уплачивается
таможенная пошлина

Не уплачиваются налоги

Уплачиваются таможенные сборы за таможенное оформление

Дополнительные льготы по таможенным платежам

Осуществляется возврат таможенных пошлин и налогов, уплаченных при вывозе, в случае если реимпорт товаров производится в течение трех лет с момента их вывоза

Осуществляется возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, если реимпорт товаров производится не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем пересечения товарами таможенной границы при их вывозе из Российской Федерации

     _____
     *1 Обложение таможенными пошлинами, налогами и таможенными сборами за таможенное оформление не изменилось, в том числе в отношении товаров, помещаемых под таможенные режимы "выпуск для внутреннего потребления", "экспорт" (см.: Налоговый вестник:-2004.-N2.-С. 114)

        

8. Реэкспорт

     
     Согласно ТК РФ-1993 реэкспорт - это таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.
     
     ТК РФ-2004 определяет реэкспорт как таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Данный таможенный режим относится к категории завершающих таможенных режимов.
     
     В рамках таможенного режима реэкспорта применяются следующие основные нормативно-правовые и иные правовые акты:
     
     подпункт 3 п. 1 ст. 151, подпункт 3 п. 1 ст. 185 НК РФ;
     
     приказ ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом";
     
     приказ ГТК России от 12.11.2003 N 1275 "О внесении изменений и дополнений в приказ ГТК России от 16.09.2003 N 1022";
     
     приказ ГТК России от 08.12.2003 N 1402 "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима реэкспорта";
     
     письмо ГТК России от 30.12.2003 N 01-06/50883 "Об использовании таможенного режима реэкспорта с 1 января 2004 года".
        

Сравнение положений ТК РФ-1993 и ТК РФ-2004, касающихся таможенного режима реэкспорта

     

Основные характеристики режима

ТК РФ-1993

ТК РФ-2004

Условия помещения товаров под таможенный режим


Под данный режим помещаются:
иностранные товары, которые при ввозе заявляются таможенному органу в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта. Вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня принятия таможенной декларации;
иностранные товары, ранее помещенные под иной таможенный режим (при условии, что они "остаются" иностранными). При реэкспорте эти товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменения их состояния вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Реэкспорт этих товаров осуществляется в течение двух лет с момента ввоза; реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.
Помещение товаров под этот режим допускается с разрешения таможенного органа, предоставляемого в порядке, определяемом ГТК России, а в случаях, определяемых законодательными актами Российской Федерации, актами Правительства РФ либо международными договорами Российской Федерации, - с разрешения другого уполномоченного на то органа (согласно распоряжению ГТК России от 23.07.1999 N 01-14/888 реэкспорт товаров осуществляется с разрешения ГТК России, направленного в таможню в письменном виде за подписью заместителя председателя ГТК России, курирующего вопросы таможенных режимов).
Разрешение принимается при условии обеспечения уплаты таможенных платежей (согласно распоряжению ГТК России от 24.03. 1998 N01-14/327)


Под данный таможенный режим могут быть помещены: иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением установленных запретов на ввоз; товары, ранее помещенные под другой таможенный режим, в целях завершения действия такого таможенного режима в установленном ТК РФ порядке; товары, выпущенные для свободного обращения, с соблюдением следующих условий:
а) если установлено, что на день пересечения таможенной границы Российской Федерации у этих товаров имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки и по этим причинам возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу;
б) эти товары не использовались и не ремонтировались в Российской Федерации, за исключением случая, если использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов, обстоятельств, повлекших возврат;
в) эти товары могут быть идентифицированы таможенными органами;
г) эти товары вывозятся в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.
Поскольку при реэкспорте товары являются условно выпущенными (п. 2 ст. 151 ТК РФ), помещение товаров под этот режим осуществляется при условии обеспечения уплаты таможенных платежей (п. 2 ст. 33 7 ТК РФ).
Одновременно письмом ГТК России от 30.12.2003 N 01-06/50883 предусмотрено, что обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется в случаях, если:
таможенный орган выдает разрешение на внутренний таможенный транзит товаров для их вывоза с таможенной территории Российской Федерации одновременно с помещением этих товаров под таможенный режим реэкспорта;
к данному таможенному режиму заявляются товары, прибывшие на таможенную территорию Российской Федерации, находящиеся в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от пункта пропуска, и не помещенные под какой-либо таможенный режим или специальную таможенную процедуру

 Завершение действия режима

Фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации

Таможенные платежи

Уплачиваются таможенные сборы за таможентое оформление

Льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим

Не уплачивается таможенная пошлина  

Не уплачиваются налоги


 Уплачиваются таможенные сборы за таможенное оформление



Дополнительные льготы по таможенным платежам

Осуществляется освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов
Производится возврат уплаченных таможенных пошлин, налогов при ввозе

Условия предоставления дополнительных льгот по таможенным платежам

Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется при условии: заявления товаров таможенному органу в качестве ввозимых непосредственно и исключительно для реэкспорта; фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации не позднее шести месяцев со дня принятия ГТД. Возврат уплаченных таможенных пошлин, налогов при ввозе производится при следующих условиях: реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, за исключением изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с момента ввоза; реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода

Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов или возврат уплаченных сумм производится, если освобождение или возврат предусмотрены при завершении действия таможенного режима, в соответствии с которым товары находились на таможенной территории Российской Федерации

       

9. Перемещение припасов

     
     В ТК РФ-1993 таможенного режима "перемещение припасов" не было. Данный таможенный режим установлен в соответствии со ст. 24 ТК РФ-1993 Правительством РФ Положением о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 N 524, согласно которому перемещение припасов - это таможенный режим, при котором товары, предназначенные для потребления и (или) использования на морских, речных судах и судах смешанного "река-море" плавания, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов, перемещаются через таможенную границу Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.
     
     В соответствии с ТК РФ-2004 перемещение припасов - это таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Данный режим относится к специальным таможенным режимам.
     
     В рамках таможенного режима перемещения припасов применяются следующие основные нормативно-правовые акты:
     
     постановление Правительства РФ от 09.07.2001 N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов" (вместе с Положением о таможенном режиме перемещения припасов) (применяется в части, не противоречащей ТК РФ-2004 - письмо ГТК России от 30.12.2003 N 01-06/50932 "О применении нормативных правовых актов в таможенном деле с 1 января 2004 г.");
     
     приказ ГТК России от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов" (применяется в части, не противоречащей ТК РФ-2004 - письмо ГТК РФ от 30.12.2003 N 01-06/50932 "О применении нормативных правовых актов в таможенном деле с 1 января 2004 г.").     
   

Сравнение положений ТК РФ-1993 и ТК РФ-2004, касающихся таможенного режима перемещения припасов

     

Основные характеристики режима

ТКРФ-1993

ТКРФ-2004

Помещение товаров под таможенный режим




Под данный режим помещаются товары: необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских, воздушных судов и поездов во время следования в пути или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, в том числе топливо и горюче-смазочные материалы, за исключением запасных частеу и оборудования; предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа (работниками поездной бригады) на морских, воздушных судах и в поездах независимо от того, продаются они или нет; предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов, убывающих за пределы таможенной территории Российской Федерации, без цели их потребления на этих судах

Под данный режим допускается помещать товары: необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов); предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет; предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов. Не допускается помещение под данный режим запасных частей и оборудования, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки

Возможные операции с товарами

Потребляются и (или) используются по прямому назначению  

Завершение действия режима

Принятие решения о выпуске товаров


Таможенные платежи

Не взимаются


 

Льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим Условия предоставления льгот по таможенным платежам

Не уплачивается таможенная пошлина

Не уплачиваются налоги

Не уплачиваются таможенные сборы за таможенное оформление

Условия предоставления льгот по таможенным платежам

По таможенным пошлинам, налогам льготы предоставляются:
в отношении припасов, находящихся на морских и воздушных судах, при условии, что они остаются и потребляются на этих судах во время нахождения на таможенной территории Российской Федерации;
в отношении
припасов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов, а также предназначенных для потребления пассажирами и работниками поездной бригады, находящихся в поездах во время их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, при условии, что они остаются и потребляются в поездах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации;
в отношении припасов, перемещаемых (загружаемых) на таможенной территории Российской Федерации на морские и воздушные суда, убывающих за пределы таможенной территории Российской Федерации, при условии, что они вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажа, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания, с учетом припасов, имеющихся на судне;     
в отношении
припасов, перемещаемых (загружаемых) на таможенной территории Российской Федерации в поезда, убывающие за пределы таможенный территории Российской Федерации, и необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов, а также припасов, предназначенных для потребления пассажирами и работниками поездной бригады, при условии, что они вывозятся в количестве, достаточном для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания поездов и необходимом для потребления пассажирами и работниками поездной бригады во время следования в пути, с учетом припасов, имеющихся в этих поездах;
в отношении
припасов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских, воздушных судов и поездов во время их следования в конечный пункт назначения на таможенной территории Российской Федерации, перемещаемых (загружаемых) на морские, воздушные суда и поезда на таможенной территории Российской Федерации в случае, если соблюдено количество, минимально необходимое для указанных нужд

По таможенным пошлинам, налогам льготы предоставляются:
в
отношении припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, при условии, что эти припасы остаются во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации;
в отношении припасов, находящихся в поездах и необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов, а также предназначенных для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, при условии, что эти припасы остаются в поездах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации;
при вывозе с таможенной территории Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, если вышеуказанные припасы вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания вышеуказанных судов, с учетом припасов, имеющихся на борту этих судов;     
при вывозе
с таможенной территории Российской Федерации припасов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов, а также припасов, предназначенных для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, если вышеуказанные припасы вывозятся в количестве, достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов и необходимом для потребления пассажирами и работниками поездных бригад в пути следования, с учетом припасов, имеющихся в этих поездах;
в отношении иностранных товаров, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных), воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов, при условии продажи вышеуказанных товаров за пределами таможенной территории Российской Федерации на борту этих судов

    Примечание. В отличие от ТК РФ-1993 (ст. 114) ТК РФ-2004 не устанавливает такого вида таможенных платежей, как таможенные сборы за таможенное оформление. В настоящее время законодательство о налогах и сборах (Налоговый кодекса Российской Федерации, принимаемые в соответствии с настоящим Кодексом законы и нормативные правовые акты) не регламентирует порядок уплаты таможенных сборов (в ТК РФ-1993 определены три вида таможенных сборов). Отсутствие в ТК РФ-2004 упоминания таможенных сборов за таможенное оформление позволяет предположить, что такой вид платежа более не будет существовать (если он не будет введен при разработке соответствующей главы НК РФ). В то же время Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" пролонгирует действие положений ТК РФ-1993 в части взимания таможенных сборов. Так, ст. 27 данного Федерального закона приостанавливает действие п. 1 ст. 438 ТК РФ-2004 в части признания утратившими силу п. 6 и 8 ст. 110, ст. 114, 116, а также ст. 119 (в части таможенных сборов) ТК РФ-1993 на период с 1 января по 31 декабря 2004 года. При этом данной статьей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что исчисление, порядок уплаты, взыскание таможенных сборов, изменение срока уплаты и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с правилами, предусмотренными ТК РФ-2004 для таможенных пошлин.     
     В соответствии со ст. 27 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" ГТК России издал приказ от 25.12.2003 N 1542 "О таможенных сборах".

     

Продолжение следует