Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об упрощенной системе налогообложения


Об упрощенной системе налогообложения*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(100)3`2004


     
     И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга

     

Общие положения

     
     В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) упрощенная система налогообложения, введенная одноименной главой 26.2 настоящего Кодекса, является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе.
     
     При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики уплачивают единый налог, исчисленный по результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период, с уплатой которого с них не взимаются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (в отношении доходов индивидуальных предпринимателей, полученных от осуществляемой ими предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц (в отношении имущества индивидуальных предпринимателей, используемого ими для осуществления предпринимательской деятельности) и единый социальный налог с доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу нанятых ими физических лиц.
     
     При этом налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренное Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
     
     Кроме того, налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НК РФ, от обязанностей по ведению кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, а также от обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
     

Плательщики единого налога

     
     Плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
     
     Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты*1.
     _____
     *1 Изменения в ст. 11 НК РФ внесены Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (вступил в силу с 01.01.2004).
     
     Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     
     Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
     
     Таким образом, при соблюдении условий и ограничений, предусмотренных п. 3 ст. 346.12 НК РФ, иностранные и некоммерческие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.
     
     Вместе с тем при применении положений главы 26.2 НК РФ необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным Законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
     
     Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
     
     Согласно ст. 15 Закона N 63-ФЗ выданное претенденту квалификационной комиссией удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката.
     
     В соответствии со ст. 21 Закона N 63-ФЗ адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, который не является юридическим лицом.
     
     Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор. Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов (ст. 23 Закона N 63-ФЗ).
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Законом N 63-ФЗ деятельность адвокатских бюро не признается предпринимательской деятельностью, а сами адвокатские бюро не отнесены к юридическим лицам (организациям), действие упрощенной системы налогообложения на них не распространяется.
     
     Вместе с тем, учитывая, что в соответствии со ст. 11 НК РФ адвокаты, учредившие в установленном порядке адвокатские кабинеты, признаются индивидуальными предпринимателями и при этом не поименованы в ст. 346.12 настоящего Кодекса, они вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.
     

Условия перехода на упрощенную систему налогообложения

     
     Право перехода на упрощенную систему налогообложения предоставляется организациям, получившим по итогам 9 месяцев года, предшествующего году, начиная с которого организации изъявили желание применять упрощенную систему налогообложения, доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, в размере, не превышающем 11 млн. руб. (без учета НДС).
     
     Индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения независимо от размера полученных ими доходов от предпринимательской деятельности за вышеуказанный период.
     
     Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
     
     а) организации, имеющие филиалы и представительства.
     
     В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
     
     Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
     
     Представительства и филиалы являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
     
     Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (места, созданные на срок более одного месяца).
     
     Таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся юридическими лицами, наделенные имуществом, а также функциями филиалов и представительств и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций.
     
     Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях;
     
     б) банки;
     
     в) страховщики.
     
     Отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также основные принципы государственного регулирования страховой деятельности определяются Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1).
     
     В соответствии со ст. 6 Закона N 4015-1 страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном данным Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.
     
     Статьей 8 Закона N 4015-1 установлено, что страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.
     
     При этом страховыми агентами признаются физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
     
     Согласно ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
     
     По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
     
     По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
     
     По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (ст. 1005 ГК РФ).
     
     Таким образом, деятельность, осуществляемая страховыми агентами от имени страховщика на основе заключенных с ним договоров поручения либо агентских договоров, следует рассматривать как вспомогательную деятельность в сфере страхования, а самих страховых агентов - как посредников (доверенных лиц) в отношениях по страхованию между страховщиком и страхователями.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что вспомогательная деятельность в области страхования не отнесена главой 26.2 НК РФ к видам предпринимательской деятельности, не подпадающим под действие упрощенной системы налогообложения, страховые агенты (организации и индивидуальные предприниматели), действующие на основе заключенного договора поручения (агентского договора) от имени и по поручению страховщика, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения результатов их деятельности на общих для всех налогоплательщиков основаниях;
     
     г) негосударственные пенсионные фонды;
     
     д) инвестиционные фонды;
     
     е) профессиональные участники рынка ценных бумаг.
     
     Особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ).
     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 39-ФЗ профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются только юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 данного Закона.
     
     Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     В качестве подтверждения государственной регистрации индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство установленного образца, в котором указываются те виды предпринимательской деятельности, которые он вправе осуществлять в целях извлечения дохода.
     
     К таким видам деятельности может быть отнесена любая, не запрещенная действующим законодательством Российской Федерации и указанная в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, в том числе деятельность, осуществляемая на основе заключенных договоров купли-продажи имущества (ценных бумаг).
     
     Исходя из этого индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основе свидетельства о государственной регистрации деятельность, направленную на извлечение доходов от сделок купли-продажи ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынке ценных бумаг, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях;
     
     ж) ломбарды;
     
     з) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
     
     В целях применения данного положения к подакцизным товарам относятся товары, перечисленные в п. 1 ст. 181 НК РФ.
     
     К полезным ископаемым относится продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия вышеуказанных стандартов для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
     
     К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (МПР России) совместно с субъектами Российской Федерации (ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах");
     
     и) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
     
     к) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
     
     л) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение вышеуказанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями данного Федерального закона;
     
     м) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ.
     
     Согласно ст. 346.2 НК РФ плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, (являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями), перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ.
     
     В целях главы 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 %.
     
     Таким образом, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога налогоплательщики теряют право на применение упрощенной системы налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности;
     
     н) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 %. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %.
     
     В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/706, при применении данного положения главы 26.2 настоящего Кодекса следует иметь в виду, что согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
     
     Ко всем вышеуказанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
     
     Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ государственные органы власти, являющиеся юридическими лицами в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, органы местного самоуправления (ст. 20 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Закон N 154-ФЗ) относятся к организациям.
     
     Таким образом, если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в организациях составляет более 25 %, то такие организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
     
     Вместе с тем решением ВАС РФ от 19.11.2003 по делу N 12358/03 п. 9 вышеуказанных Методических рекомендаций был признан не соответствующим НК РФ и не действующим в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, препятствует переходу муниципальных унитарных предприятий на упрощенную систему налогообложения по следующим основаниям.
     
     В соответствии со ст. 48 ГК РФ в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
     
     К коммерческим организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 ГК РФ).
     
     Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
     
     В отличие от хозяйственных товариществ и обществ имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", далее - Закон N 161-ФЗ).
     
     Учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование (ст. 8 Закона N 161-ФЗ). Муниципальные предприятия и организации входят в состав муниципальной собственности (п. 1 ст. 29 Закона N 154-ФЗ).
     
     Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
     
     К муниципальным образованиям относятся городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
     
     С учетом того, что муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в котором ст. 11 НК РФ использует вышеуказанный термин, и имущество муниципального унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), следует признать: подпункт 14 п. 3 ст. 346.12 настоящего Кодекса не содержит препятствий для применения муниципальными унитарными предприятиями упрощенной системы налогообложения, и иное толкование указанной нормы не основано на законодательстве Российской Федерации;
     
     о) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, установленном Госкомстатом России, превышает 100 человек.
     
     При применении данного положения следует иметь в виду, что в целях перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения средняя численность нанятых ими работников определяется по состоянию на 1 октября года, в котором такие налогоплательщики подают заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, применительно к Порядку заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденному постановлением Госкомстата России от 04.08.2003 N 72, действовавшему до 27.11.2003 (отменен постановлением Госкомстата России от 27.11.2003 N 104) и Порядку заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденному постановлением Госкомстата России от 01.12.2003 N 105 (введен в действие с 01.01.2004);
     
     п) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.
     
     В целях применения данного положения остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется по состоянию на 1-е число месяца, в котором налогоплательщики-организации подают заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
     
     Что касается налогоплательщиков, получивших в периоде применения общего режима налогообложения освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, то следует отметить, что п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен исчерпывающий перечень условий и ограничений, при несоблюдении которых налогоплательщики лишаются права на применение упрощенной системы налогообложения.
     
     Главой 26.2 НК РФ к таким условиям и ограничениям не отнесено наличие у налогоплательщиков освобождения от исполнения обязанностей по уплате НДС.
     
     В связи с этим налогоплательщики, имеющие на дату перехода на упрощенную систему налогообложения такое освобождение, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.
     

Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения

     
     Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке.
     
     В период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с которого изъявлено желание применять упрощенную систему налогообложения, налогоплательщик подает в налоговый орган по месту своего нахождения (для организаций) или по месту жительства (для индивидуальных предпринимателей) заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по рекомендуемой форме N 26.2-1, утвержденной приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (далее - заявление по форме N 26.2-1).
     
     Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
     
     В этих целях налогоплательщик обязан указать в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения избранный им объект налогообложения.
     
     Если налогоплательщиком в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения не был указан объект налогообложения, то данную информацию он обязан привести в налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     
     Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели подают заявление по форме N 26.2-1 одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет.
     
     В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента их создания или государственной регистрации.
     
     Каких-либо дополнительных условий и ограничений по процедуре перехода на упрощенную систему налогообложения для данной категории налогоплательщиков НК РФ не установлено.
     
     В связи с этим налогоплательщики - физические лица, прошедшие в течение календарного года перерегистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в вышеуказанном порядке.
     

     По результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений по форме N 26.2-1 налоговый орган в месячный срок со дня их подачи (подпункт 8.1.5 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Федеральной архивной службы России от 27.11.2000 N 68) в письменном виде уведомляет налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (формы уведомлений N 26.2-2 и 26.2-3, утвержденные приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495).
     
     При этом следует иметь в виду, что неуказание налогоплательщиком в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения избранного им объекта налогообложения не является основанием для направления ему налоговым органом уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения по форме N 26.2-3.
     
     В случае изменения решения о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик вправе до начала года (налогового периода по единому налогу), с которого он предполагает перейти на применение упрощенной системы налогообложения, отозвать ранее поданное им заявление. В этом случае исчисление и уплата налогов будут осуществляться в очередном календарном году в общеустановленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Если же налогоплательщик до начала налогового периода по единому налогу не отозвал ранее поданное им заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то он считается перешедшим на упрощенную систему налогообложения с начала налогового периода по единому налогу.
     
     При этом налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не вправе отказаться от ее применения и перейти на общий режим налогообложения до окончания налогового периода.
     
     Вместе с тем если по итогам отчетного (налогового) периода полученные налогоплательщиком доходы превысят 15 млн. руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, находящихся в собственности налогоплательщика-организации, превысит 100 млн. руб., то такой налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором произошло данное превышение.
     
     Об утрате права на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения и переходе на общий режим налогообложения налогоплательщик обязан в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором им было допущено превышение вышеуказанных ограничений, в письменном виде сообщить в налоговый орган (рекомендуемая форма сообщения N 26.2-5, утвержденная приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495).
     

     По окончании налогового периода налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе отказаться от ее применения и перейти на общий режим налогообложения, уведомив об этом в письменном виде налоговый орган (рекомендуемая форма уведомления N 26.2-4, утвержденная приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495) не позднее 15 января года, следующего за годом, в котором применялся данный налоговый режим.
     
     При этом следует иметь в виду, что добровольный отказ налогоплательщиков от применения упрощенной системы налогообложения либо утрата права на ее дальнейшее применение лишает таких налогоплательщиков права вновь применять упрощенную систему налогообложения в течение календарного года, следующего за годом перехода на общий режим налогообложения.
     

(Продолжение следует)