Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Плата за загрязнение окружающей природной среды


Плата за загрязнение окружающей природной среды

     
     О.В. Семенова,
главный специалист Департамента
налоговой политики Минфина России
     
     Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия взималась с 1992 года в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Законом РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды".
     
     Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия был утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Постановление N 632).
     
     В соответствии с этим Постановлением были разработаны Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, утвержденные Минприроды России 27.11.1992, Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды России 26.01.1993.
     
     С 12 января 2002 года [со дня официального опубликования - см.: Российская газета. - 2002. - 12 янв. (N 6)] вступил в силу Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
     
     Закон N 7-ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
     
     Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения взимается в пределах установленных лимитов, а также сверх установленных лимитов. Налогооблагаемой базой при расчете платежей являлся объем вредного воздействия за выброс или сброс 1 тонны загрязняющих веществ, размещение 1 тонны или 1 куб.м отходов.
     
     Плата за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
     
     Вопрос о правомерности платежей данного вида решался Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
     
     Верховным Судом Российской Федерации было принято решение от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 о признании незаконным (недействительным) постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в редакции от 14.06.2001 N 463 (гражданское дело по заявлению ОАО "Кольская Горно-Металлургическая Компания").
     
     Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия были отнесены к неналоговым платежам.
     
     В настоящее время действует Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, установленный Постановлением N 632.
     
     В целях приведения п. 2 Постановления N 632 в соответствие со ст. 16 Закона N 7-ФЗ были утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления (далее - Нормативы платы 2003 года), которые вступили в силу по истечении семи дней с момента их официального опубликования.
     
     Принятие постановления Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 придало легитимность Постановлению N 632, признанному решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49 не действующим в части делегирования МПР России права установления базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициентов, учитывающих экологические факторы. Перечни и размеры указанных нормативов платы и коэффициентов являются исчерпывающими.
     
     Размеры Нормативов платы 2003 года рассчитаны исходя из ранее действовавших нормативов с учетом индекса-дефлятора, предусмотренного Федеральном законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год". Сохранены действовавшие повышающие коэффициенты, учитывающие экологические факторы, а также дополнительный повышающий коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей, курортов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.
     
     Сохранено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами МПР России понижать размеры платежей или освобождать от них отдельные организации социальной и культурной, а также организации, финансируемые из бюджетов разных уровней. Оставлена в силе норма, предусматривающая возможность корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисления этих средств в счет указанных платежей. Нормативы платы 2003 года имеют незначительные отличия от действовавших ранее нормативов в части платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения. Если ранее действовавшие нормативы были установлены за единицу транспортного средства, то вновь утвержденные Нормативы платы 2003 года установлены применительно к единице объема используемого топлива (жидкое топливо - тонна, газообразное - кубические метры).
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 25.09.2000 N 726 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации" МПР России утверждает нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую природную среду, организует и осуществляет выдачу, приостановление действия и аннулирование лицензий (разрешений) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и другие вредные физические воздействия на нее.
     
     Что касается осуществления функций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, то согласно ст. 6 Федерального закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главными задачами налоговых органов, кроме осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства, является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     При этом следует иметь в виду, что в настоящее время МПР России совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и МНС России поручено подготовить и внести изменения в Постановление N 632, в том числе в части администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации. В настоящее время МПР России совместно с соответствующими министерствами занимается разработкой федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую природную среду".