Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О платежах за пользование природными ресурсами


О платежах за пользование природными ресурсами

     
     В.В. Лебедев
     

1. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

     
     Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" органам исполнительной власти были предоставлены полномочия по снижению размеров платежей и освобождению от них отдельных организаций. Ранее эти органы осуществляли дифференциацию ставок платы, утвержденных на федеральном уровне. Это, по существу, предоставляло возможность устанавливать более низкие ставки платы для организаций соответствующего региона. Правомерно ли в настоящее время устанавливать вышеуказанные льготы решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации?
     
     Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление N 632) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
     
     - устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании утвержденных в соответствии с п. 2 Постановления N 632 базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы;
     
     - осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей;
     
     - могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что п. 2 Постановления N 632 признан недействующим решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2003 N КАС 03-167 вышеуказанное решение оставлено без изменения.
     
     Во исполнение п. 2 Постановления N 632 Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России утвердило 27.11.1992 базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
     
     Новые нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344.
     
     Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе дифференцировать нормативы платы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. Что касается правомерности корректировки размеров платежей природопользователей, а также понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождения от нее отдельных организаций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то соответствующие положения п. 4 Постановления N 632 в этой части продолжают действовать и в настоящее время.
     

2. Плата за пользование водными объектами

     
     Многими региональными законами о плате за пользование водными объектами предусмотрены пониженные ставки платы для предприятий ЖКХ. На практике встречаются случаи, когда у промышленного предприятия имеются подразделения (вспомогательные производства), осуществляющие водоснабжение населения, а также принимающие от населения сточные воды для последующего сброса в водные объекты. Можно ли в этом случае применять ставки платы, установленные для предприятий ЖКХ?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон N 71-ФЗ) ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
     
     Проведенный анализ региональных законов показывает, что в них, как правило, установлены ставки платы за пользование водными объектами для забора воды по категориям налогоплательщиков, включая категорию налогоплательщиков "промышленные предприятия и другие организации, осуществляющие забор воды для населения". Установлены также ставки платы за пользование водными объектами для сброса сточных вод по категории налогоплательщиков "предприятия жилищно-коммунального хозяйства (для населения)".
     
     Вышеуказанными законами не определены ставки платы для промышленных организаций, имеющих вспомогательные производства и иные структурные подразделения, удовлетворяющие потребности населения в водопотреблении и водоотведении (сбросе сточных вод).
     
     Таким образом, при расчете платы за пользование водными объектами организациями, имеющими такие подразделения, оснований для применения ими ставок платы, установленных для предприятий ЖКХ, не имеется.
     
     Если структурные подразделения организации являются юридическими лицами и обладают классификационными признаками (вид деятельности, продукция и услуги), присущими предприятиям ЖКХ, то при пользовании водными объектами в целях удовлетворения потребностей населения в водопотреблении и водоотведении применение ими ставок платы, установленных региональным законом для предприятий ЖКХ, не противоречит нормам действующего законодательства.
     
     Должна ли исчисляться судовладельцами плата за пользование водными объектами при заборе воды для охлаждения двигателей судов?
     
     В соответствии со ст. 86 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
     
     Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
     
     Согласно перечню видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам), утвержденному приказом МПР России от 23.10.1998 N 232 "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами", к специальному водопользованию относится в том числе и пользование водными объектами или их частью для удовлетворения потребностей в воде водного транспорта с применением судов и других плавательных средств (кроме маломерных), используемых в транспортных целях.
     
     При этом в целях упорядочения процесса лицензирования использования акваторий внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации приказом МПР России от 14.10.1998 N 226 "О разграничении полномочий по объектам лицензирования" утвержден перечень объектов водопользования для оформления лицензии на право пользования акваториями внутренних морских вод и территориального моря, включающий в том числе забор и сброс морской воды для нужд транспорта, по которым оформляются лицензии на право пользования акваториями.
     
     Исходя из содержания вышеуказанных нормативных актов МПР России при заборе и сбросе морской воды для нужд транспорта территориальные (региональные) органы МПР России оформляют лицензии на право пользования акваториями внутренних морских вод и территориального моря.
     
     Таким образом, плата за пользование водными объектами за забор (сброс) воды для охлаждения двигателей судов при использовании водных объектов для судоходства по внутренним морским водным путям и водным путям территориального моря не исчисляется, поскольку ст. 1 Закона N 71-ФЗ установлены исчерпывающие условия водопользования, при которых возникает обязанность по исчислению и внесению платы за пользование водными объектами, а именно: пользование с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     
     Наше предприятие осуществляло пользование акваторией для размещения плавательных средств и добычи полезных ископаемых. В соответствии с Законом N 71-ФЗ отчетный период для плательщиков, использующих акваторию водного объекта, устанавливается как каждый календарный квартал.
     
     Таким образом, налоговую декларацию за пользование водными объектами в составе титульного листа и приложения "Б5" "Расчет налоговой базы и суммы платежа (при использовании акватории водного объекта, за исключением лесосплава)" наше предприятие сдавало раз в квартал.
     
     В IV квартале 2003 года наше предприятие осуществляло также сплав леса и по истечении отчетного периода должно было представить в налоговую инспекцию приложение "Б4" "Расчет налоговой базы и суммы платежа (при использовании акватории водного объекта для лесосплава, осуществляемого в плотах и кошелях)". В какие сроки следовало направить налоговую декларацию с данным приложением "Б4" - один раз в месяц или один раз в квартал?
     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 71-ФЗ платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется, в частности:
     
     как объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;
     
     как площадь акватории используемых водных объектов.
     
     Осуществление лесосплава, по нашему мнению, однозначно следует трактовать как объем произведенных работ, так как в данном случае платежной базой является не просто использование акватории, а площади акватории используемых водных объектов.
     
     В приложении "Б5" "Расчет налоговой базы и суммы платежа (при использовании акватории водного объекта, за исключением лесосплава)" в строке 8 Раздела I "Налоговая база" записано именно "Площадь акватории", а в приложении "Б4" "Расчет налоговой базы и суммы платежа (при использовании акватории водного объекта для лесосплава, осуществляемого в плотах и кошелях)" при расчете налоговой базы учитывается "Объем сплавляемой древесины" и "Расстояние сплава леса". При этом понятно, что расстояние сплава леса, определяемое в километрах, никак не связано с площадью акватории.
     
     Теперь о норме Закона N 71-ФЗ, в соответствии с которой отчетный период устанавливается для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, как каждый календарный квартал. В контексте вышеизложенного данную норму Закона N 71-ФЗ следует понимать как использование именно площади акватории. В ином случае все виды пользования водными объектами (включая забор и сброс воды) тоже можно отнести к использованию акватории как таковой, так как понятие поверхностного водного объекта невозможно отделить от его акватории.
     
     Таким образом, при осуществлении лесосплава приложение "Б4" к налоговой декларации по плате за пользование водными объектами должно представляться водопользователем ежемесячно.
     

3. Регулярные платежи за пользование недрами

     
     Предприятие осуществляло пользование недрами, имея соответствующую лицензию, срок которой истек в последнем месяце III квартала. Однако еще до истечения срока действия лицензии предприятие прекратило в последние два месяца квартала пользование недрами. Следует ли предприятию исчислять регулярные платежи за пользование недрами в отчетном квартале в меньшем размере исходя из того, что фактически пользование недрами осуществлялось не полный срок, а согласно Закону "О недрах" регулярные платежи вносятся после истечения отчетного квартала, то есть за фактическое недропользование?
     
     В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на право пользования недрами. В лицензии предусматривается также отражение условий, связанных с платежами за пользование недрами (ст. 12 Закона N 2395-1). При этом регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год (см. п. 4 ст. 43 Закона N 2395-1).
     
     Как следует из вопроса, в течение III квартала в лицензию не были внесены какие-либо изменения, уменьшающие платежную базу для расчета регулярных платежей (например, уменьшение площади участка недр, количества продукции для хранения и др.). В связи с этим в рассматриваемом случае регулярные платежи должны быть внесены за III квартал исходя из одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.
     
     Позиция МНС России по данному вопросу изложена также в письме от 29.08.2002 N ШС-6-21/1317, в котором было разъяснено, что регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются за весь период действия лицензии на соответствующий вид пользования недрами независимо от фактического проведения работ, связанных с соответствующим видом пользования недрами.
     

4. Налог на добычу полезных ископаемых

     
     При проверке налоговым органом деятельности предприятия выяснилось, что некоторые добытые им виды полезных ископаемых на разрабатываемом месторождении не учитывались при определении налоговой базы. Соответственно, не исчислялся налог на добычу полезных ископаемых. Предприятие утверждает, что вышеуказанные полезные ископаемые не включены в государственный баланс и, следовательно, их добыча не должна облагаться налогом. Однако каких-либо подтверждающих сведений по данному вопросу представлено не было. Какие действия контролирующих органов (кроме отражения ими факта безлицензионного пользования недрами) могут быть предприняты в этом случае?
     
     Прежде чем отражать в акте проверки наличие факта безлицензионного пользования недрами, необходимо убедиться в том, что соответствующие виды добытых полезных ископаемых действительно не включены в государственный баланс. При этом следует иметь в виду, что приказом МПР России от 09.07.1997 N 122 утверждено Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов на основании постановления Правительства РФ от 28.02.1996 N 215 "Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации".
     
     Государственный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым также МПР России в соответствии с Законом N 2395-1 с целью ежегодного учета состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по важнейшим видам полезных ископаемых (см. приложение 1, разделы I и II вышеуказанного Положения).
     
     Балансы запасов полезных ископаемых должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям и т.д.
     
     Методика ведения государственного и территориальных балансов определяется МПР России. Таким образом, при принятии окончательного решения о правомерности добычи на определенном месторождении тех или иных видов полезных ископаемых и, соответственно, установлении обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых следует уточнить в соответствующем территориальном органе МПР России сведения об условиях разработки данного месторождения конкретным недропользователем.
     

(Продолжение следует)