Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

О едином социальном налоге


О едином социальном налоге*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(100)3`2004


     
     В.Н. Барсукова

    

Налогообложение выплат в натуральной форме

     
     Можно ли было в 2001 году, а также и последующие годы не облагать единым социальным налогом выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, в размере, не превышающем 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц, если данные выплаты были осуществлены не товарами собственного производства?
     
     В соответствии с абзацем пятым п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) (в ред. от 29.12.2000 N 166-ФЗ) в 2001 году выплаты в натуральной форме, производившиеся сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признавались объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц.
     
     Таким образом, в 2001 году п. 1 ст. 236 НК РФ не содержал норм о том, что в целях налогообложения выплаты в виде сельскохозяйственной продукции или товарами для детей должны быть осуществлены только ее непосредственным производителем.
     
     Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 198-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2002 года, положение о выплатах в натуральной форме, производимых сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, перенесено из ст. 236 в ст. 238 НК РФ, устанавливающую перечень сумм, не подлежащих налогообложению.
     
     Согласно подпункту 14 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц.
     
     Учитывая вышеизложенное, выплаты в натуральной форме, производившиеся сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, в 2001 году не признавались объектом обложения единым социальным налогом в части сумм, не превышающих 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц, независимо от того, являлись эти товары товарами собственного производства или были приобретены по договору купли-продажи. Начиная с 1 января 2002 года вышеназванные выплаты стали являться объектом обложения единым социальным налогом.
     

Налогообложение в случае наличия убытка по прибыли

     
     В нашей организации существует следующая система выплат и вознаграждений. На основании трудовых договоров выплачивается фиксированная заработная плата, которая подлежит обложению единым социальным налогом, а также производятся выплаты поощрительного характера, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль и, следовательно, единым социальным налогом не облагаются. Как быть в случае, если по итогам налогового периода за 2003 год сложится убыток? Нужно ли будет в данном случае доначислить единый социальный налог на выплаты, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ (в ред. от 31.12.2001 N 198-ФЗ) с 2002 года объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Пунктом 4.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344, разъяснено, что выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено главой 25 НК РФ.
     
     При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
     
     Таким образом, независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности организации к выплатам, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом, относятся выплаты, определенные ст. 270 НК РФ.
     
     Следовательно, в случае, приведенном в вопросе, по итогам работы за 2003 год при наличии убытка по прибыли на выплаты, которые отнесены к выплатам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ, единый социальный налог не доначисляется.
     

Налогообложение выплат в пользу профсоюзного актива

     
     Начисляется ли единый социальный налог на выплаты, производимые профкомом профсоюзному активу, не освобожденному от основной работы и не состоящему с профкомом в договорных отношениях, за выполнение общественной работы в профсоюзной организации?
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Законом N 198-ФЗ внесены изменения в п. 1 ст. 236 НК РФ, в соответствии с которыми из объекта налогообложения исключены выплаты, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, авторским договором.
     
     Таким образом, законодатель определил, что основополагающим моментом при обложении единым социальным налогом выплат и иных вознаграждений является осуществление налогоплательщиком выплат физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
     
     Поэтому при рассмотрении вопроса о начислении и уплате единого социального налога следует разграничивать выплаты и вознаграждения, производимые за счет членских взносов в пользу лиц, связанных с профсоюзной организацией трудовыми или гражданско-правовыми отношениями, и выплаты и иные вознаграждения, производимые членам профсоюза, не имеющим с вышеуказанной организацией трудовых или гражданско-правовых отношений.
     
     На основании вышеизложенного выплаты, производимые не освобожденному от основной работы профсоюзному активу, не состоящему с профсоюзной организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях, за выполнение общественной работы в профсоюзной организации, не подлежат обложению единым социальным налогом.
     

Налогообложение заработной платы сотрудников представительства иностранной компании

     
     Начисляется ли единый социальный налог на заработную плату сотрудников представительства иностранной компании в Российской Федерации, являющихся иностранными гражданами и работающих в представительстве по трудовому договору? При этом заработная плата начисляется и вносится на личные счета физических лиц за рубежом.
     
     Согласно ст. 8 Закона N 198-ФЗ с 1 января 2003 года утратила силу норма п. 2 ст. 239 НК РФ, в соответствии с которой освобождались от уплаты налога налогоплательщики, указанные в подпункте 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществлявшуюся, соответственно, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, - в части, зачислявшейся в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладали правом.
     
     Таким образом, с 1 января 2003 года норм, определяющих особенности обложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в НК РФ не содержится, то есть налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:
     
     - организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;
     
     - лица (лицо) - это организации и (или) физические лица.
     
     Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 235 НК РФ установлено, что плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам:
     
     - организации;
     
     - индивидуальные предприниматели;
     
     - физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
     
     В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Пунктом 3 ст. 236 НК РФ определено, что указанные в п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах.
     
     Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.
     
     ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
     
     На территории Российской Федерации правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
     
     В ст. 13 ТК РФ указано, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
     
     Статьей 15 ТК РФ определено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
     
     Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
     
     Работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
     
     Работодатель - это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
     
     Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
     
     Таким образом, работник в отделении иностранной организации исполняет свои трудовые обязанности на условиях, приведенных в ст. 15, 20 ТК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, если иностранная организация осуществляет деятельность в Российской Федерации, то вне зависимости от того, начисляются выплаты в пользу иностранных, российских граждан за границей или на территории Российской Федерации, в том числе и в случае, если работники направлены в длительную командировку за границу, у данной иностранной организации возникает обязанность по уплате единого социального налога по основаниям, указанным в п. 1 ст. 236 и 237 НК РФ, в том числе в отношении суммы оплаты за аренду жилья (с учетом п. 3 ст. 236 настоящего Кодекса).
     
     В соответствии со ст. 242 НК РФ дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса.
     
     Пунктом 3 ст. 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
     
     Если выплата заработной платы сотруднику - иностранному гражданину производится в иностранной валюте, а уплата налога - в рублях, то следует использовать курс данной валюты на день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица.
     
     Согласно ст. 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, 1-е полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     Уплата авансовых платежей по налогу производится ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца.
     
     В случае отсутствия в отделении иностранной организации информации о суммах, начисленных в иностранном государстве работнику, находящемуся на территории Российской Федерации, расчет единого социального налога производится налогоплательщиком на основании сведений, в том числе трудовых, гражданско-правовых договоров или внутренних распорядительных актов, направляемых головным офисом, находящимся на территории иностранного государства, в отделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации. При этом вышеуказанные договоры, а также иные документы, на основании которых начисляются выплаты в пользу иностранных, российских граждан, направляются в отделение иностранной организации по мере их утверждения или внесения в них изменений.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
     
     Пунктом 3 ст. 243 НК РФ определено, что данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей отражаются в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной МНС России.
     
     При этом регрессивные ставки налогообложения применяются в случае, если выполняются условия, установленные п. 2 ст. 241 НК РФ.
     

Начисление страховых взносов на заработную плату сотрудников представительств

     
     Начисляются ли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на заработную плату сотрудников представительства российской организации, расположенного на территории иностранного государства, являющихся как российскими, так и иностранными гражданами и работающих в представительстве по трудовому договору?
     
     В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
     
     - работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
     
     - самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
     
     - являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
     
     - работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Закона N 167-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
     
     - являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
     
     - иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Законом.
     
     Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
     
     Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранцы проживают на временной и постоянной основе.
     
     Таким образом, обязательное пенсионное страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, если они проживают на территории Российской Федерации и при этом осуществляют трудовую деятельность. В этом случае страхователи должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно и временно проживающих на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, с выплат, производимых в пользу иностранных граждан, работающих в представительствах российской организации за рубежом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, а данные взносы исчисляются и уплачиваются только с выплат, производимых в пользу российских граждан.
     

(Продолжение следует)