Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О реформировании налогообложения горно-металлургического комплекса


О реформировании налогообложения горно-металлургического комплекса

     
     Е.В. Грызлова

     
     Горно-металлургический комплекс является второй по величине бюджетообразующей отраслью российской экономики. Наметившийся устойчивый рост российской экономики во многом объясняется успешной деятельностью отечественных производителей металла.
     
     Наряду с несомненными достижениями (четвертое место в мире по выпуску стали, второе место - по производству цветных металлов и платины, первое место - по производству палладия и пятое - по добыче золота) горно-металлургический комплекс сталкивается с серьезными проблемами: имеющаяся диспропорция в структуре, значительное технологическое отставание и большой износ фондов, - что потребует привлечения значительных инвестиций.
     
     Учитывая, что формирование инвестиционного климата является приоритетным и зависит от существующего законодательства, в настоящее время в законодательные и исполнительные органы власти вносятся предложения по реформированию налогообложения горно-металлургического комплекса, а именно:
     
     1) введение дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
     
     2) освобождение от платы за пользование водными объектами забора воды из открытых и подземных горных выработок, связанного с обеспечением возможности добычи полезных ископаемых (водоотлив), и забора воды из замкнутых источников оборотного водоснабжения при добыче полезных ископаемых;
     
     3) освобождение от налогообложения части прибыли, направленной на инвестиции;
     
     4) выведение из-под обложения налогом на имущество объектов горно-капитальных работ по добыче полезных ископаемых (горно-капитальные выработки, капитальная вскрыша, отвалы, хвостохранилища), освобождение горнодобывающих и металлургических предприятий от уплаты налога на имущество в отношении законсервированных на срок более 6 месяцев производственных мощностей, а также сооружений и оборудования, предназначенных для сохранения окружающей среды;
     
     5) внесение в налоговое законодательство нормы ответственности за несоблюдение сроков возврата НДС и отмена обложения НДС импортного оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.
     
     1. Реформирование налогообложения недропользования, в том числе горно-металлургического комплекса, предполагает обеспечение достаточного уровня наполняемости бюджетной системы Российской Федерации, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, гарантию более эффективного использования месторождений.
     
     В настоящее время Минэкономразвития России рассматривает вопрос о дифференциации НДПИ посредством введения ряда корректирующих коэффициентов, учитывающих степень выработанности месторождения, дебитность, сложность геологического строения и трудности разработки месторождения, применение новых технологий добычи, и т.д.
     
     Поскольку в законодательстве о недрах отсутствуют концептуальные положения, определяющие горно-геологические характеристики месторождений полезных ископаемых, дебитность месторождений, качество полезного ископаемого, норму рентабельности и другие технические и экономические характеристики месторождений, совершенствование налогообложения в сфере недропользования на данном этапе налоговой реформы заключается в выработке согласованного решения о методах и порядке реформирования системы платежей в процессе недропользования.
     
     2. В развитие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) Минфином России в 2003 году был подготовлен, а Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект федерального закона, дополняющий НК РФ главой "Водный налог". Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 15 мая 2003 года.
     
     В данной главе НК РФ предусмотрены необходимые для установления налога основные элементы. Устанавливаются специфические ставки водного налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам, исключаются отдельные налоговые льготы, установленные действующим законодательством о плате за пользование водными объектами. Из объекта налогообложения исключается такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты. В целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличиваются ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод. Проектом главы "Водный налог" НК РФ не предусмотрена льгота, касающаяся освобождения от водного налога забора воды из открытых и подземных горных выработок, связанного с обеспечением возможности добычи полезных ископаемых (водоотлив), и забора воды из замкнутых источников оборотного водоснабжения при добыче полезных ископаемых.
     
     3. Введенная с 1 января 2002 года глава 25 НК РФ предусматривает уменьшение налоговой нагрузки для налогоплательщиков, что подтверждается данными налоговой отчетности о поступлении налога на прибыль. Так, в 2002 году поступления налога на прибыль в федеральный бюджет составили 80,6 % от поступлений 2001 года.
     
     Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что уменьшение поступлений налога на прибыль обусловлено не только снижением ставки налога, но и сужением налоговой базы.
     
     Среди факторов, повлиявших на порядок исчисления налоговой базы, следует, в первую очередь, назвать новый порядок начисления амортизации, в соответствии с которым значительно возросли суммы амортизационных отчислений.
     
     Кроме того, на сужение налоговой базы повлиял новый порядок учета расходов. Налогоплательщики получили возможность принимать к вычету важные для ведения производственной деятельности расходы, которые ранее не относились на себестоимость продукции или на которые были установлены жесткие нормативы (расходы на рекламу, на обучение персонала, НИОКР и другие расходы).
     
     Пониженная ставка по налогу на прибыль, открытые перечни расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а также более гибкий механизм амортизации имущества способствуют тому, что у организации после обложения налогом на прибыль остается в распоряжении больше средств, которые могут использоваться для осуществления инвестиций.
     
     Следует также учитывать, что в соответствии с главой 25 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются средства целевого финансирования в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения.
     
     Таким образом, несмотря на отмену ряда налоговых льгот, в главе 25 НК РФ предусмотрены механизмы стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков.
     
     4. В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" часть вторая НК РФ дополнена главой 30 "Налог на имущество организаций", которая вступила в силу с 1 января 2004 года. С вышеуказанной даты утратил силу Закон РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
     
     Согласно главе 30 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     В предложениях по реформированию налогообложения горно-металлургического комплекса горно-капитальные выработки, капитальная вскрыша, отвалы, хвостохранилища не относятся к объектам основных средств.
     
     Что касается предложения об освобождении горнодобывающих и металлургических предприятий от уплаты налога на имущество в отношении законсервированных на срок более 6 месяцев производственных мощностей, а также сооружений и оборудования, предназначенных для сохранения окружающей среды, то необходимо учитывать следующее.
     
     Налог на имущество организаций является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.
     
     В связи с этим, а также учитывая то, что одним из направлений проводимой налоговой политики является сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения и обеспечение равных условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков, перечень налоговых льгот, установленных на федеральном уровне, был ограничен и распространяется лишь на узкий круг имущества организаций, имеющего общегосударственное (стратегическое и социальное) значение.
     
     Вместе с тем нормы главы 30 НК РФ не исключают возможность предоставления налогоплательщикам дополнительных льгот по уплате налога на имущество организаций, помимо предусмотренных настоящим Кодексом. Так, согласно ст. 372 НК РФ при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
     
     Учитывая вышеизложенное, решения о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков могут приниматься законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации самостоятельно.
     
     5. Порядок возмещения (зачета, возврата) налогоплательщикам НДС установлен ст. 176 НК РФ. Так, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом обложения этим налогом в соответствии с подпунктами 1-2 п. 1 ст. 146 настоящего Кодекса, то полученная разница направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. При этом при нарушении сроков, установленных данным пунктом ст. 176 настоящего Кодекса, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
     
     Кроме того, согласно п. 4 ст. 176 НК РФ при осуществлении операций по реализации товаров на экспорт возмещение НДС производится не позднее трех месяцев считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и необходимых документов, перечень которых установлен ст. 165 настоящего Кодекса. При этом данным пунктом ст. 176 НК РФ предусмотрено, что при нарушении установленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.
     
     Учитывая вышеизложенное, вносить в налоговое законодательство дополнения, касающиеся ответственности за несоблюдение сроков возврата НДС, по нашему мнению, нет необходимости.
     
     По вопросу освобождения от НДС ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, можно отметить следующее.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то, что в настоящее время одним из приоритетных направлений налоговой политики является снижение налоговой нагрузки на экономику в целом через расширение налоговой базы и сокращение числа налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения, вышеуказанные предложения по реформированию налогообложения горно-металлургического комплекса не поддерживаются.
     
     Вместе с тем реформирование налогообложения недропользования является актуальным.
     
     МПР России разрабатывает новую редакцию Закона РФ от 21.02.1995 N 2395-1 "О недрах", которая предполагает наряду с сохранением действующей лицензионной системы использование в отношениях государства с недропользователями договоров гражданско-правового характера.