Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Последствия введения нового порядка применения акцизов на нефтепродукты


Последствия введения нового порядка применения акцизов на нефтепродукты

     
     А.Б. Софрин

     
     В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" вступила в действие с 1 января 2003 года принципиально новая система обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами*1.
     _____
     *1 Согласно ст. 181 и 182 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) под нефтепродуктами понимаются автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей и прямогонный бензин.
     
     Новый порядок налогообложения вышеуказанных операций основывается на том, что возникновение объекта налогообложения поставлено в зависимость от наличия у организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией нефтепродуктов, соответствующего документа, определенного законом как свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство).
     
     Таким образом, плательщиками акцизов на нефтепродукты в настоящее время являются лица, имеющие вышеуказанные свидетельства (за исключением не имеющих свидетельства производителей нефтепродуктов из давальческого сырья, являющихся налогоплательщиками при передаче этих нефтепродуктов собственнику сырья, не имеющему свидетельства).
     
     Соответственно, количество налогоплательщиков зависит от того, сколько лиц - участников российского рынка нефтепродуктов имеют это свидетельство.
     
     В средствах массовой информации такой порядок налогообложения получил название "фискальное лицензирование". По нашему мнению, этот термин не вполне точно выражает суть понятия, так как организации и индивидуальные предприниматели получают свидетельства на добровольной основе и осуществление операций с нефтепродуктами без свидетельства законом не запрещено.
     
     Новая система обложения акцизами нефтепродуктов построена таким образом, что каждый имеющий свидетельство продавец этих товаров, начисливший при их получении акциз, имеет право на налоговый вычет уплаченной суммы акциза при условии подтверждения факта уплаты акциза покупателем, имеющим свидетельство.
     
     Так, при получении (оприходовании) нефтепродуктов лицо, имеющее свидетельство, исчисляет акциз применительно ко всему полученному объему этих товаров. Затем при реализации (передаче) этих нефтепродуктов другим лицам, имеющим свидетельство, исчисленная сумма акциза (при условии представления в налоговый орган документов, определенных ст. 201 НК РФ) уменьшается на сумму, приходящуюся на фактически реализованные нефтепродукты.
     
     Внесение этих существенных изменений в порядок налогообложения операций с нефтепродуктами было вызвано целым рядом причин.
     
     Во-первых, в связи с отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств необходимо было компенсировать выпадавшие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
     
     Для этого поступления от акцизов на нефтепродукты стали распределяться следующим образом: 60-40 % в пользу регионов с одновременной индексацией ставок акцизов на нефтепродукты на 45 % Новый порядок обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами, был призван перенести налоговую нагрузку с производителей (нефтеперерабатывающих организаций) на организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю этими товарами, что, как предполагалось, должно было позволить распределять уплату акцизов по нефтепродуктам между территориальными бюджетами пропорционально объемам потребления этих продуктов на данных территориях. Прежний порядок обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами, позволял собирать акциз только в тех субъектах Российской Федерации, где имелись крупные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а их не так много.
     
     Во-вторых, новый порядок налогообложения операций с нефтепродуктами должен был решить существующую в сфере потребления и реализации подакцизных нефтепродуктов проблему налоговых потерь в результате значительных объемов реализации автомобильного бензина, находящегося в нелегальном обороте. Технология производства автомобильного бензина позволяет получать его не только на НПЗ, но и посредством смешения прямогонного бензина (представляющего собой бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки) с необходимыми химическими присадками. В результате такого смешения получается некачественный бензин, недоступный для налогообложения. Новый порядок, позволяющий отследить всю цепочку от производителя до потребителя, должен был вывести и этот нефтепродукт из тени.
     
     В-третьих, при осуществлении контроля налогообложения нефтепродуктов по всей цепочке "производитель - посредники - продавец" налоговые органы имеют возможность администрировать не только акциз, но также НДС и налог на прибыль, так как отслеживаются объемы оборота нефтепродуктов и прибыль, получаемая от их перепродажи.
     
     В настоящее время, когда с момента введения нового порядка обложения акцизами прошло около года, можно подвести некоторые итоги.
     
     Очевидно, что налоговые поступления от акцизов на нефтепродукты не полностью компенсируют выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, появившиеся в связи с отменой налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Поэтому кроме акцизных поступлений, источниками формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации в 2003 году являлись также транспортный налог и часть выплат по земельному налогу и налогу на имущество.
     
     В ряде регионов дорожные фонды были сокращены по сравнению с 2002 годом. Так, например, в бюджете города Москвы средства, поступавшие в дорожный фонд, были сокращены с 35,5 млрд. руб. в 2002 году до 31,9 млрд. руб. в 2003 году, в Челябинской области - с 3,4 млрд. руб. в 2002 году до 2,6 млрд. руб. в 2003 году.
     
     В целом по стране запланированные объемы финансирования на содержание автомобильных дорог в 2003 году составили около 60 % от фактических затрат 2000 года, а собственные налоговые поступления в субъектах Российской Федерации на финансирование дорожного хозяйства сократились по сравнению с 2000 годом почти в два раза.
     
     Поступления от акцизов на нефтепродукты в консолидированный бюджет Российской Федерации за II и III кварталы 2002 года составили, по данным МНС России, примерно 44 млрд. руб. Если бы эти акцизы взимались по ставкам 2002 года и в настоящее время, то за тот же период 2003 года поступило бы акцизов на нефтепродукты на сумму 47 млрд. руб., что, на первый взгляд, свидетельствует о более высокой эффективности новой системы налогообложения.
     
     Однако если принять во внимание тот факт, что достоверно не известно, сколько налогоплательщиков пока еще не воспользовались правом на налоговые вычеты, то о росте поступлений говорить преждевременно. Зато можно сделать вывод об усложнении налогового администрирования и, как следствие, расходов на него. Если раньше налоговые органы работали в сфере акцизов на нефтепродукты только с НПЗ (а их в Российской Федерации насчитывается около 70), то теперь налогоплательщиков стало около двух тысяч. И это притом, что большинство лиц, совершающих операции с нефтепродуктами, либо вообще не получали свидетельство, либо уже успели от него отказаться и, таким образом, налогоплательщиками не являются.
     
     Действительно, в случае если лицо, совершающее операции с нефтепродуктами, получает нефтепродукты от поставщика без свидетельства, то для него экономически невыгодно получать данное свидетельство.
     
     Кроме того, отдельные потенциальные налогоплательщики отказываются, по нашему мнению, подавать заявления на получение свидетельства также из-за того, что временной интервал подтверждения налоговых вычетов по акцизам на нефтепродукты довольно продолжителен.
     
     Что касается достижения равномерности акцизных поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации, то этой цели добиться также не удалось, и, по информации МНС России, 47 % поступлений приходится на 7 регионов. Из того, что лица, осуществляющие оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами, распределены по территории Российской Федерации равномерно, вовсе не следует, что последние звенья в цепочках "производитель - посредники - продавец", имеющие свидетельство, распределены аналогичным образом. Крупные нефтяные компании в Российской Федерации, как правило, являются вертикально интегрированными структурами и, следовательно, контролируют всю цепочку "производитель - посредники - продавец", звенья которой часто находятся в разных регионах. Головные компании могут решать, где в этой цепочке не будет свидетельства и в каком регионе им следует оставлять акциз исходя из своих интересов.
     
     В целом ряде регионов больше половины всех АЗС принадлежит одной организации, в свою очередь являющейся дочерней структурой нефтяной компании общероссийского масштаба. И в этом случае бюджетное благополучие региона в части поступлений акцизов на нефтепродукты во многом зависит от способности УМНС России по данному субъекту Российской Федерации "уговорить" крупного налогоплательщика получить свидетельство. И там, где это не удается сделать, региональный бюджет несет потери.
     
     Это обстоятельство заставляет органы законодательной власти таких регионов все чаще выходить с инициативой внесения в НК РФ поправки об обязательности получения свидетельства. Но такая мера неизбежно приведет к значительному увеличению числа плательщиков акциза, что еще больше усложнит администрирование этого налога. Кроме того, отказ от принципа добровольности усложнит взаимоотношения налоговых органов с лицами, совершающими операции с нефтепродуктами. Ведь в настоящее время многие лица сами заинтересованы в получении свидетельств, дающих право на вычеты, что побуждает их своевременно представлять в налоговые органы достоверную информацию. Но в случае обязательности получения свидетельства налоговым органам придется самим добывать эту информацию в ходе налоговых проверок, что существенно добавит работы УМНС России в субъектах Российской Федерации.
     
     Более разумным, по нашему мнению, является предложение вернуться к прежнему порядку налогообложения НПЗ с зачислением всей суммы акцизных поступлений в федеральный бюджет и последующим распределением 60 % от нее между субъектами Российской Федерации.
     
     По всей видимости, в 2004 году 40 % поступлений от операций, совершаемых с нефтепродуктами, пойдут в федеральный бюджет, 10 % останутся в тех субъектах Российской Федерации, где уплачивается налог. Остальные 50 % будут распределяться между регионами через казначейство по специальной методике. При этом сумма для каждого региона будет, по всей видимости, рассчитываться с учетом коэффициента, зависящего от длины дорог и количества транспортных средств, зарегистрированных в регионе.
     
     При таком варианте не вполне понятно, зачем оставлять в регионах 10 % поступлений от операций, совершаемых с нефтепродуктами. Если в других случаях (например, при налогообложении прибыли) своя доля налога стимулирует администрации субъектов Российской Федерации увеличивать налогооблагаемую базу, создавая условия для развития экономики региона, то в случае с акцизами на нефтепродукты она побуждает исполнительные органы оказывать давление на местных производителей и оптовиков с требованием заключать договоры на поставку продукции только с покупателями, не имеющими свидетельства, если те зарегистрированы в другом регионе. Таким образом, в региональный бюджет поступает вся сумма акциза, но поставщик лишается права на налоговые вычеты. Кроме того, как уже отмечалось, субъекты Российской Федерации в части своей доли акцизных поступлений становятся в определенной мере зависимыми от политики крупнейших нефтяных компаний.
     
     Но при всех вариантах изменения порядка обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами, необходимо повышать уровень прозрачности российского рынка нефтепродуктов, в том числе прямогонного бензина, что позволит более качественно администрировать и другие налоги: НДС, налог на прибыль.