Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об уплате земельного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога


Об уплате земельного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога

     
     Н.В. Голубева,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Изменения, внесенные Федеральным законом от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" в главу 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), модифицировали концепцию специального налогового режима сельскохозяйственных товаропроизводителей. НК РФ сформирована, таким образом, новая система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, способствующая упрощению налогового учета и отчетности для этих товаропроизводителей, а также стимулированию рационального использования сельскохозяйственных земель.
     
     Старая редакция главы 26.1 НК РФ была введена в действие Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2002 года, просуществовав всего два года. Единый сельскохозяйственный налог мог вводиться в действие на территории субъекта Российской Федерации на основании закона об этом налоге. Причем перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществлялся субъектом Российской Федерации самостоятельно.
     
     В старой редакции главы 26.1 НК РФ было установлено, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являвшиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводились на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70 %. Кроме того, этой главой НК РФ был определен перечень налогов и сборов, которые должны были уплачиваться сельскохозяйственными товаропроизводителями, переведенными на уплату единого сельскохозяйственного налога, помимо этого налога. В этот перечень были включены НДС, акцизы, плата за загрязнение окружающей природной среды, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, государственная пошлина, таможенная пошлина, налог на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений, находившихся в собственности индивидуальных предпринимателей), налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения лицензионные сборы. Кроме вышеперечисленных налогов и сборов организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении. В перечень налогов и сборов, уплачивавшихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, земельный налог не входил. Поэтому для организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии со старой редакцией главы 26.1 НК РФ, уплата земельного налога заменялась уплатой единого сельскохозяйственного налога. В связи с этим сельскохозяйственные товаропроизводители, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога согласно со старой редакции главы 26.1 НК РФ, земельный налог не уплачивали.
     
     В соответствии с новой редакцией главы 26.1 НК РФ переход организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется на добровольной основе. При этом налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается в виде единого специального налогового режима на всей территории Российской Федерации. Из критериев, позволяющих перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, исключены ограничения по среднесписочной численности работников, занятых в организациях или у индивидуальных предпринимателей. Для перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога необходимо, чтобы доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей составляла не менее 70 %. При этом введены ограничения, не позволяющие перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога следующим категориям налогоплательщиков:
     

     - организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством подакцизных товаров;
     
     - организациям и индивидуальным предпринимателям, переведенным на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ;
     
     - организациям, имеющим филиалы и (или) представительства.
     
     Объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом является величина, рассчитываемая как доход, уменьшенный на фактические расходы налогоплательщика в текущем налоговом периоде. Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
     
     Уплата единого сельскохозяйственного налога заменяет уплату совокупности налогов, определяющих основную налоговую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением ряда обязательных платежей, не связанных с осуществлением деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. К заменяемым налогам относятся:
     
     - налог на прибыль организаций;
     
     - НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации);
     
     - налог на имущество организаций;
     
     - единый социальный налог;
     
     - налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
     
     - налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).
     
     Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом следует иметь в виду, что правила, предусмотренные главой 26.1 НК РФ, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства. В вышеприведенном перечне в числе заменяемых единым сельскохозяйственным налогом налогов земельный налог не указан. Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26.1 НК РФ, являются плательщиками земельного налога и в связи с этим должны представлять в налоговые органы налоговую декларацию по земельному налогу и уплачивать земельный налог в соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".