Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении имущества организаций в 2004 году

     

О налогообложении имущества организаций в 2004 году*1

     
     Е.С. Вылкова,
профессор кафедры финансов СПбГУЭФ, д.э.н.

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2004. - N 2. - С. 77.
     
     Продолжим рассмотрение внесенных изменений в налогообложение имущества организаций в таблице, содержащей положения Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон N 2030-1), инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (далее - Инструкция N 33), инструкции Госналогслужбы России от 15.09.1995 N 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации" (далее - Инструкция N 38) и главы 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов"; при этом положения вышеуказанных Инструкций приводятся только в случае, если в них содержится информация, созвучная главе 30 НК РФ, и при этом она отсутствует в Законе N 2030-1.

     

Элемент налого- обложения

Согласно Закону N 2030-1; Инструкции N 33; Инструкции N 38

Согласно главе 30 НК РФ

Примечания

Налоговые льготы

Данным налогом не облагается имущество: (см. Методические рекомендации для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, доведенные до налоговых органов письмом МНС России от 11.03.2001 NВТ-6-04/197@)

Освобождаются от налогообложения:


 


 

а) бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена


 

коллегий адвокатов, адвокатских бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации (их учреждений), Федеральной палаты адвокатов (ст. 4 Закона N 2030-1);

имущество коллегии адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций (подпункт 14 ст. 381 НК РФ)

Вместо льготы для адвокатских палат субъектов Российской Федерации (их учреждений) и Федеральной палаты адвокатов с 2004 года предусматривается льгота для юридических консультаций


 

б) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена



 

в) специализированных протезно-ортопедических предприятий (ст. 4 Закона N2030-1);

имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий (подпункт 13 ст. 381 НК РФ);

Изменений для данной категории налогоплательщиков не произошло



 

г) используемое исключительно для нужд образования и культуры (ст. 4 Закона N2030-1);

объекты социально-культурной сферы организаций, используемые ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (подпункт 7 ст. 381 НК РФ). Данная льгота действует только до 1 января 2006 года;

Освобождается от налогообложения не все имущество, а только объекты социально-культурной сферы. Одновременно расширен перечень учреждений, имущество которых освобождается от налогообложения



 


 

объекты организаций, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке (подпункт 5 ст. 381 НК РФ);

В ранее действовавшем законодательстве налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не была предусмотрена



 

д) религиозных объединений и организаций, национально - культурных обществ (ст. 4 Закона N 2030-1);

религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности (подпункт 2 ст. 381 НК РФ);

Произошло сокращение льготируемого имущества для религиозных организаций. Национально-культурные общества в настоящее время согласно НК РФ не имеют льгот



 

е) предприятий народных художественных промыслов (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена



 

ж) используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. 4 Закона N 2030-1) (см. письмо Госналогслужбы России от 06.05.1997 N СШ-6-02/348);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена



 

з) жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

     В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена



 

общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

     В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена



 

и) общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников (ст. 4 Закона N 2030-1);

общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных орга-

Произошло ужесточение налогового режима для общественных организаций инвалидов. Такие же положения приводятся в ст. 239 НК РФ, определяющей льготы по единому социальному налогу


 


 

низаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (подпункт 3 ст. 381 НК РФ);


 


 

к) научно - исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно - исследовательскую, опытно - производственную или экспериментальную базу (ст. 4 Закона N 2030-1);

научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно - исследовательской) деятельности (подпункт 16 ст. 381 НК РФ).
Данная льгота действует до 1 января 2006 года;

Введены определенные изменения в налогообложении данной категории налогоплательщиков, и действие льготы распространяется только до 1 января 2006 года


 

государственных научных центров, а также научно - исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно - экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно - исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 % (ст. 4 Закона N 2030-1) (см. письмо МНС России от 20.12.2002 N 21-4-05/1/210-А0469);

имущество государственных научных центров (подпункт 15 ст. 381 НК РФ);

Произошло распространение освобождения на научно-исследовательские, конструкторские учреждения (организации), опытные и опытно - экспериментальные предприятия, в объеме работ которых научно - исследовательские, опытно - конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 %


 

л) используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данного вида имущества не предусмотрена


 

м) предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (ст. 4 Закона N 2030-1);

организации и учреждения уголовно - исполнительной системы Минюста России - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций (подпункт 1 ст. 381 НК РФ);

У данной категории налогоплательщиков освобождается только имущество, используемое для осуществления возложенных на них функций


 

н) Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов Российской Федерации, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения) (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена


 

о) специализированных предприятий (по перечню, утвержденному Правительством РФ), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями (ст. 4 Закона N 2030-1);

организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями (подпункт 4 ст. 381 НК РФ);

В НК РФ не содержится бланкетной нормы на перечень, утвержденный Правительством РФ. Освобождается от налогообложения не все имущество, а только используемое для производства соответствующих аппаратов


 

п) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена


 

р) иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления (ст. 4 Закона N 2030-1). Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством РФ;


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена


 

с) профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований (ст. 4 Закона N 2030-1)


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена

Стоимость имущества предприятия (организации), исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость

а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика (ст. 5 Закона N 2030-1);

объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов (подпункт 6 ст. 381 НК РФ). Данная льгота действует до 1 января. 2006 года;

В НК РФ не упоминается социально-культурная сфера. Ранее льгота предоставлялась по имуществу, находящемуся на балансе налогоплательщика, а в настоящее время согласно НК РФ - если учреждения финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов (федеральный бюджет не поименован)


 

б) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны (ст. 5 Закона N 2030-1) (письмом Госналогслужбы России от 16.02.1995 N НИ-4-04/6н утвержден перечень объектов, используемых для охраны природы и пожарной безопасности);


 

В НК РФ налоговая льгота для данного вида имущества не предусмотрена


 

в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы (ст. 5 Закона N 2030-1) (согласно письму Департамента налоговой политики Минфина России от 29.08.2000 N 04-05-06/68 данная льгота может применяться организацией, являющейся балансодержателем имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, даже в случае сдачи его в аренду, при условии, что оно используется арендатором по целевому назначению; согласно письму Департамента налоговой политики Минфина России от 06.06.2000 N 04-05-06/47 данная льгота может применяться организацией, являющейся балансодержателем имущества, используемого для выращивания, лова и переработки рыбы, даже в случае сдачи его в аренду, при условии, что оно используется арендатором строго по целевому назначению);


 

В НК РФ налоговая льгота для данного вида имущества не предусмотрена


 

г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов (ст. 5 Закона N 2030-1) (0 перечне электросетевых объектов, входящих в состав линий энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов, см. письмо МНС России от 11.05.2001 N ВТ-6-04/379.);

ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания (подпункт 10 ст. 381 НК РФ); железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ (подпункт 11

ст. 381 НК РФ);

В НК РФ не поименованы линии связи. По линиям электропередачи льгота предоставляется не только для сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии данных объектов, но и для сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью объектов. В НК РФ содержится бланкетная норма, согласно которой перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ


 

д) спутников связи (ст. 5 Закона N 2030-1);

космических объектов (подпункт 12 ст. 381 НК РФ);

Произошло расширение налоговой льготы


 

е) земли (ст. 5 Закона N 2030-1);

земельных участков и иных объектов природопользования (водных объектов и других природных ресурсов) (п. 4 ст. 374 НК РФ);

Согласно НК РФ льгота предоставляется не только по земле, но и по иным объектам природопользования


 

ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования (ст. 5 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данного вида имущества не предусмотрена


 

з) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (ст. 5 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данного вида имущества не предусмотрена


 

и) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей (ст. 5 Закона N 2030-1) (см. письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 04.09.2003 N 04-05-06/32);

объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей организаций, законсервированных и (или) не используемых в производстве; испытательных полигонов, снаря-жательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения (подпункт 8 ст. 381 НК РФ). Данная льгота действует до 1 января 2005 года;

НК РФ детализирует данную льготу, которая действует только до 1 января 2005 года


 


 

ядерных установок организаций, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а
также хранилищ радиоактивных отходов (подпункт 9 ст. 381 НК РФ);
     

Ранее действовавшее законодательство данной льготы не предусматривало


 


 

Не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (п. 4 ст. 374 НК РФ)

Ранее действовавшее законодательство данной льготы не предусматривало


 

к) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях (ст. 5 Закона N 2030-1)


 

В НК РФ налоговая льгота для данного вида имущества не предусмотрена


 

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации (ст. 5 Закона N 2030-1)

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (п. 2 ст. 372 НК РФ)

В НК РФ не содержится разрешения устанавливать льготы органам местного самоуправления

Ставка налога

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2 % от налогооблагаемой базы, исчисленной в соответствии со ст. 3 и 5 настоящего Закона (ст. 6 Закона N 2030-1)

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 % (п. 1 ст. 380 НК РФ)

НК РФ увеличил предельный размер ставки


 

Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации (ст. 6 Закона N 2030-1)

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 2 ст. 380 НК РФ)

НК РФ предусматривает дифференциацию ставок не в зависимости от видов деятельности предприятий, а в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения


 

Устанавливать ставку налога для отдельных предприятий не разрешается (ст. 6 Закона N 2030-1)


 

В главе 30 НК РФ такого ограничения не содержится (см. ст. 56 НКРФ)


 

При отсутствии решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная ставка налога, предусмотренная настоящим Законом (ст. 6 Закона N 2030-1)


 

В НК РФ такого положения не содержится

Налоговый период. Отчетный период

Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет (ст. 7 Закона N 2030-1)

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ). Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ). Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ)

Ранее действовавшее законодательство не использовало термины "налоговый период" и "отчетный период". Формально это могло служить основанием для утверждения, что исходя из требований части первой НК РФ по налогу на

имущество не были установлены все элементы и он не являлся законно установленным. В НК РФ дополнено, что законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды

Порядок исчисления и уплаты налога

Сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия ст. 7 Закона N 2030-1)


 

НК РФ не устанавливает процентное распределение налога между уровнями бюджетной системы

Порядок исчисления и уплаты налога предприятиями, в состав которых входят территориально обособленные подразделения и по местонахождению обособленных подразделений организации

Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета (ст. 7 Закона N 2030-1) (см. письма МНС России от 10.05.2000 N 04-3-07/412, от 11.05.2001 N 04-4-05/113-М905)

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам (п. 3 ст. 382 НК РФ). Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 настоящего Кодекса, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого обособленного подразделения (ст. 384 НК РФ)

Ранее действовавшее законодательство прописывало особенности для территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета. НК РФ предусматривает варианты для целого ряда других случаев

Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения


 

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества (ст. 385 НК РФ)

В ранее действовавшем законодательстве не рассматривались отдельно особенности налогообложения недвижимого имущества

Порядок уплаты налога на имущество предприятий по имуществу, входящему в состав Единой системы газоснабжения

Налог на имущество предприятий, исчисленный по имуществу, входящему в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и распределяется субъектом Российской Федерации равными долями в бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения имущества (ст. 7 Закона N 2030-1)

В отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", налог перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 383 НК РФ)

НК РФ устанавливает особенности только в отношении недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Принципиальных различий с ранее действовавшим законодательством не имеется



 

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог на имущество предприятий, исчисленный по имуществу, входящему в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", фактически находящемуся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, перечисляется в бюджеты указанных субъектов Российской Федерации без дальнейшего распределения между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами (ст. 7 Закона N 2030-1) (см. письмо МНС России от 27.03.2003 N НА-6-21/3530)


 

НК РФ не предусматривает особенностей исчисления налога на имущество по имуществу, входящему в состав Единой системы газоснабжения, для городов Москвы и Санкт-Петербурга



 

Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке с отнесением затрат на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и другим кредитным организациям - на операционные и разные расходы (ст. 8 Закона N 2030-1)


 

С 1 января 2002 года после введения в действие главы 25 НК РФ налог на имущество относится налогоплательщиками на расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли

Особенности определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)

Стоимость имущества, объединенного предприятиями в целях осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договоров о совместной деятельности, внесшими это имущество, а созданного (приобретенного) в результате этой деятельности, - участниками договоров о совместной деятельности в соответствии с установленной долей собственности по договору (ст. 2 Закона N 2030-1)

Налоговая база в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела. Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в обшее дело (п. 1 ст. 377 НК РФ)