Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     О.В. Светлова,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

    

О налоге на прибыль

     
     Организация заключила со своим контрагентом договор комиссии. По этому договору организация, являясь комитентом, поручает своему контрагенту (комиссионеру) реализовать третьим лицам принадлежащие комитенту товары по ценам, указанным комитентом. При этом договором комиссии предусмотрено, что в случае реализации товаров на условиях более выгодных, чем те, которые указаны комитентом (например, по более высоким ценам), дополнительная выгода является доходом комиссионера и остается в его распоряжении.
     
     Кроме того, в договоре комиссии предусмотрена выплата комитентом комиссионеру комиссионного вознаграждения в размере определенного сторонами процента от сумм, подлежащих перечислению комитенту за реализованные товары по договору комиссии.
     
     Облагаются ли налогом на прибыль суммы дополнительной выгоды?
     
     Статьей 992 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) определено, что принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний - согласно обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям.
     
     Если комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
     
     Согласно п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.
     
     Кроме того, в соответствии со ст. 999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии.
     
     Учитывая вышеизложенное, у комитента в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг) должны включаться все средства, полученные в результате исполнения договора комиссии, в том числе суммы дополнительной выгоды, полученной комиссионером при реализации товаров на наиболее выгодных условиях, чем это предусмотрено договором комиссии.
     
     Из вопроса следует, что в соответствии с условиями заключенного договора комиссии в случае реализации комиссионером товаров на более выгодных условиях, чем те, которые указаны комитентом, дополнительная выгода от реализации товаров является доходом комиссионера и остается в распоряжении комиссионера.
     
     Таким образом, вышеуказанные суммы дополнительной выгоды следует рассматривать как безвозмездно переданные комитентом комиссионеру средства, которые учитываются при налогообложении прибыли у получающей стороны в составе внереализационных доходов в общеустановленном порядке.
     

Н.Н. Белова

     
     Многопрофильное малое предприятие осуществляет наряду с льготируемым видом деятельности (строительные работы) иные виды деятельности.
     
     Следует ли при определении процентного соотношения выручки от льготируемого вида деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) для определения права организации на льготу по налогу на прибыль, установленную п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", учитывать в выручке от льготируемого вида деятельности результаты от реализации строительных работ выполненных подрядным способом?
     
     Следует ли в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) при расчете данного процентного соотношения учитывать результаты от реализации основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия (в том числе ценных бумаг) и доходы от внереализационных операций?
     
     С 1 января 2002 года Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) введена в действие глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Статьей 2 Закона N 110-ФЗ установлено, что с 1 января 2002 года утратил силу Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) (за исключением его отдельных положений, которые утрачивают силу в особом порядке).
     
     В частности, сохранена льгота по налогу на прибыль малым предприятиям, установленная п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1, срок действия которой не истек на день вступления в силу Закона N 110-ФЗ и которая применяется малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
     
     Согласно п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 в первые два года работы не уплачивали налог на прибыль малые предприятия, осуществлявшие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) при условии, что выручка от вышеуказанных видов деятельности превышала 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считался день его государственной регистрации.
     
     В третий и четвертый год работы указанные в абзаце первом настоящего пункта ст. 6 Закона N 2116-1 малые предприятия уплачивали налог в размере, соответственно, 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от вышеуказанных видов деятельности составляла свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Исходя из п. 2 ст. 249 НК РФ с 1 января 2002 года выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     
     Следовательно, показатель выручки в данном случае от реализации строительных работ, осуществляемых в рамках строительной деятельности, включает результаты от реализации строительных работ, выполненных как собственными силами, так и подрядным способом.
     
     Следует учитывать также, что исходя из п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 2116-1 показатель общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) формировался с учетом выручки от реализации товаров, (работ, услуг) и не включал результаты от реализации основных фондов (в том числе земельных участков), иного имущества предприятия (в том числе ценных бумаг) и доходы от внереализационных операций.
     
     Следовательно, и после вступления в силу главы 25 НК РФ результаты от реализации основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия (в том числе ценных бумаг) и доходы от внереализационных операций не участвуют при определении процентного соотношения выручки от льготируемых видов деятельности в общей сумме выручки.
     
     Следует ли величину доходов, полученных в результате реализации товаров (работ, услуг), определять исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ?
     
     На основании п. 6 ст. 274 НК РФ для целей данной статьи настоящего Кодекса, определяющей налоговую базу для расчета налога на прибыль в соответствии со ст. 247 НК РФ, рыночные цены устанавливаются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен согласно абзацу второму п. 3 и п. 4-11 ст. 40 НК РФ на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения НДС, акциза и налога с продаж).
     
     Статьей 40 НК РФ закреплены принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделок, за исключением специально оговоренных в данной статье настоящего Кодекса случаев. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
     
     Пунктом 2 ст. 40 НК РФ установлены случаи, при которых налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам.
     
     Иными словами, налоговый орган может оспорить цену, указанную сторонами сделки, только при определении цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 НК РФ, а именно:
     
     по сделкам между взаимозависимыми лицами;
     
     по товарообменным (бартерным) операциям;
     
     при совершении внешнеторговых сделок;
     
     при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
     
     Следовательно, в иных случаях налоговый орган не вправе оспаривать для целей налогообложения цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки.
     
     Таким образом, в соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 40 НК РФ при значительном колебании (более чем на 20 % в ту или другую сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам.
     
     Учитывая вышеизложенное, если в ходе проверки будет установлено, что цены на определенные товары (работы, услуги) отклоняются больше чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога на прибыль и пени.
     
     При этом необходимо учитывать положения п. 9 ст. 40 НК РФ, согласно которому при определении рыночных цен товаров, работ или услуг учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.
     
     В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.     


Обложение банков налогом на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента
налоговой политики Минфина России

     
     Статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
     
     В локальном нормативном акте банка - Правилах внутреннего распорядка, утвержденных приказом банка, определено, что в случае направления сотрудника в командировку банк обязан возместить работнику расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома руководства банка.
     
     Учитывая, что банк вправе рассматривать расходы, осуществляемые в соответствии с указанными Правилами, в качестве расходов на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ, то могут ли выплачиваемые банком суточные в размере, установленном Правилами, но сверх норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93, быть признаны расходами на оплату труда согласно п. 25 ст. 255 НК РФ?
     
     Коммерческие банки исчисляют налог на прибыль в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
     
     Согласно подпункту 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы налогоплательщика на командировки, в частности:
     
     - на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
     
     - на наем жилого помещения. Согласно ст. 264 НК РФ подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
     
     - суточные в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.
     
     Пунктом 1 постановления Правительства от 08.02.2002 N 93 установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на выплату суточных в размере 100 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации.
     
     Если коммерческий банк правилами внутреннего распорядка установил размер выплаты суточных, который превышает норму, определенную Постановлением N 93, то такие затраты (сверх установленных норм) не должны учитываться банком для целей налогообложения.
     
     Данное положение действительно и по отношению к остальным расходам, связанным с командировкой сотрудников банка, не установленным ст. 264 НК РФ.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента
налоговой политики Минфина России

     
     Можно ли организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, выписывать счета-фактуры без выделения сумм НДС по просьбе клиентов?
     
     Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему обложения, не признаются плательщиками НДС при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, составлять счета-фактуры не должны.
     
     Возмещается ли НДС при отсутствии выручки?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом обложения НДС, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей настоящего Кодекса.
     
     На основании п. 1 и 2 ст. 166 НК РФ сумма НДС при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
     
     Если по итогам налогового периода налогоплательщик не исчисляет общую сумму НДС в связи с отсутствием реализации товаров (работ, услуг), возмещать суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), оснований не имеется.
     
     Фирма производила в 2003 году отгрузку товара, облагаемого НДС по ставке 10 %. Какая ставка налога применяется с 1 января 2004 года?
     
     Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2004 года в отношении товаров (работ, услуг), облагавшихся НДС в 2003 году по ставке в размере 20 %, предусмотрено применение налоговой ставки 18 %.
     
     Что касается товаров, которые облагались НДС по ставке в размере 10 % и перечень которых определен пунктом 2 ст. 164 НК РФ, то изменение налоговой ставки в отношении этих товаров вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрено.
     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента
налоговой политики Минфина России

     
     Лесное хозяйство (лесхоз) как некоммерческая организация, созданная для осуществления управленческих функций в сфере ведения лесного хозяйства, занимается уходом за лесом, в частности осуществляет рубки леса, а затем реализует полученную в ходе рубки древесину. Подлежат ли обложению НДС операции по реализации такой древесины?
     
     Согласно подпункту 17 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются услуги, которые оказываются уполномоченными на то органами, и за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации. При этом согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией либо индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     Учитывая вышеизложенное, операции по реализации товаров, в том числе древесины, осуществляемые лесхозом, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Правомерно ли включать суммы НДС в стоимость медикаментов, отпускаемых по бесплатным рецептам лицам, подвергшимся воздействию радиации (например, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС), при условии, что финансирование мероприятий в области охраны здоровья населения осуществляется из федерального бюджета?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источников оплаты или финансирования. При этом в целях обложения НДС передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров.
     
     В соответствии с п. 32.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, при определении налоговой базы по НДС не учитываются денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней бюджетополучателям при приобретении товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС, уплаченные при приобретении таких товаров (работ, услуг), покрываются за счет вышеназванных источников.
     
     Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 164 НК РФ с 1 января 2002 года операции по реализации лекарственных средств, в том числе внутриаптечного изготовления, включая лекарства-субстанции, а также изделий медицинского назначения подлежат обложению НДС по ставке в размере 10 %.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, включение сумм НДС в стоимость лекарственных средств, бесплатно переданных лицам, подвергшимся воздействию радиации, действующему законодательству по НДС не противоречит.
     

Е.С. Лобачева,
консультант Департамента
налоговой политики Минфина России

     
     Имеет ли право налогоплательщик на возмещение НДС, уплаченного по товарам (работам, услугам), в случае отсутствия в налоговом периоде, когда эти товары приняты на учет, операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном п. 2 и 3 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса.
     
     Так, в соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ сумма НДС, не зачтенная налогоплательщику согласно порядку, изложенному в п. 2 данной статьи настоящего Кодекса, по истечении трех календарных месяцев подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
     
     Таким образом, законодательство по НДС не устанавливает право налогоплательщика на возмещение этого налога в том же налоговом периоде, в котором возникает отрицательная разница между налогом, начисленным по налогооблагаемым операциям, и налогом, уплаченным по материальным затратам.
     
     Каков порядок применения НДС при осуществлении операций по передаче имущества краевой собственности, являющегося составной частью казны края, выкупаемого в порядке приватизации?
     
     В соответствии со ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. При этом п. 2 данной статьи настоящего Кодекса определены операции, не признаваемые в целях главы 21 НК РФ объектами налогообложения. Так, не является объектом налогообложения передача имущества государственных и муниципальных предприятий в порядке приватизации.
     
     Согласно п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
     
     При этом согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а согласно п. 3 ст. 215 НК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
     
     Учитывая вышеизложенное, операции по передаче имущества краевой собственности, являющегося составной частью казны края, выкупаемого в порядке приватизации, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     

Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     В смете доходов и расходов бюджетной организации на 2002 год не было предусмотрено финансирование расходов на оплату текущего ремонта здания, находящегося в оперативном управлении. Подлежат ли вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) для проведения текущего ремонта данного здания за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности?
     
     При оперативном управлении имуществом, являющимся федеральной собственностью, текущий ремонт данного имущества должен осуществляться за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) в пределах сметы, в том числе за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, вычету не подлежат.
     
     Акционерная компания имеет детский сад, который находится у нее на балансе. При выполнении каких требований организация может применять налоговое освобождение согласно подпункту 4 п. 2 ст. 149 НК РФ при оказании услуг по содержанию детей в дошкольном учреждении?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
     
     Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 677 (в ред. от 23.12.2002 N 919) установлено, что дошкольное образовательное учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. Право на ведение образовательной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у до-школьного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). При оказании услуг по содержанию детей обособленными или структурными подразделениями (созданными по типу дошкольных учреждений) организаций, не являющихся непосредственно дошкольными некоммерческими учреждениями, налог не взимается при наличии у таких организаций соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС, ред. 1), введенного с 1 января 2003 года на основании постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, и соответствующей лицензии.     


Акцизы на подакцизные товары

     
     Н.А. Нечипорчук,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга, к.э.н.

     
     Должны ли производиться налоговые вычеты при определении суммы акциза организациями оптовой торговли, имеющими статус акцизного склада?
     
     Согласно ст. 199 НК РФ если приобретенные подакцизные товары не используются в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, учитываются у покупателя в стоимости приобретенных подакцизных товаров, то есть суммы акциза, предъявленные производителем алкогольной продукции покупателю - организации оптовой торговли, вычету в целях налогообложения не подлежат, а должны быть отнесены организацией оптовой торговли на стоимость приобретенных товаров.
     
     Причем при реализации алкогольной продукции в счетах-фактурах должна приводиться сумма акциза, рассчитанная непосредственно налогоплательщиком (организацией-производителем или организацией оптовой торговли) исходя из фактически примененного размера ставки.
     
     Пример.
     
     Вино реализуется с акцизного склада производителя (склад "А") акцизному складу организации оптовой торговли (склад "Б"), затем со склада "Б" - другому складу оптовой торговли (склад "В"), а со склада "В" - в розничную сеть. Плательщиками акциза в данной ситуации являются склад "А" и склад "склад В". Следовательно, только они выделяют в расчетных документах сумму акциза: склад "А" - сумму акциза, исчисленную исходя из 35 % от установленной ставки, склад "В" - исходя из 65 % от ставки. Склад "Б", не являющийся плательщиком акциза, должен отнести сумму акциза, выставленную производителем, на стоимость приобретенной алкогольной продукции, а при отгрузке вышеуказанной продукции в счете-фактуре указать "Без акциза".
     
     Можно ли зачесть авансовый платеж, уплаченный при приобретении региональных специальных марок, в том налоговом периоде, в котором он был фактически уплачен, или он должен приниматься к вычету по мере реализации алкогольной продукции?
     
     Согласно п. 4 ст. 194 НК РФ общая сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров. При этом дата реализации подакцизных товаров определяется в соответствии со ст. 195 НК РФ.
     
     Одновременно статьей 200 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза, определенную в соответствии со ст. 194 настоящего Кодекса, на налоговые вычеты.
     
     В частности, п. 6 ст. 200 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении специальных региональных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке.
     
     Причем данный пункт ст. 194 НК РФ не содержит положения о том, что вычетам подлежат только те суммы авансового платежа, которые уплачены при приобретении региональных специальных марок, фактически использованных при реализации (отгрузке) алкогольной продукции.
     
     Согласно п. 6 ст. 201 НК РФ налоговые вычеты производятся при окончательном определении налогоплательщиком суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, которая согласно п. 1 ст. 202 настоящего Кодекса рассчитывается по итогам каждого налогового периода как общая сумма акциза, определяемая в соответствии со ст. 194 НК РФ, уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 200 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, сумма акциза по алкогольной продукции, подлежащая уплате в бюджет, определяется как общая сумма акциза, рассчитанная на объем реализованной (переданной) продукции, уменьшенная на сумму авансовых платежей, фактически уплаченных в бюджет при приобретении региональных специальных марок. Таким образом, размер авансовых платежей, принимаемых к вычету, не зависит от объема реализованной продукции в отчетном периоде.     


О налоге на доходы физических лиц

     
     С.А. Колобов,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Обязан ли индивидуальный предприниматель представлять декларацию по налогу на доходы физических лиц, если он переведен на уплату единого налога на вмененный доход, и доходов, подлежащих налогообложению по другим системам налогообложения, не имеет?
     
     В соответствии с п. 24 ст. 217 НК РФ доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход, не подлежат включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
     
     Согласно ст. 229 НК РФ налоговую декларацию обязаны представлять физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производящие исчисление и уплату налога на доходы физических лиц.
     
     Если индивидуальный предприниматель имеет свидетельство установленной формы об уплате единого налога по определенному виду деятельности, то доходы, получаемые по такому виду деятельности, не включаются в состав его налогооблагаемого дохода. Таким образом, индивидуальный предприниматель не обязан отражать доходы по этому виду деятельности в декларации по налогу на доходы физических лиц.
     
     Следовательно, если в течение года индивидуальный предприниматель получал доходы только от деятельности, по которой уплатил единый налог на вмененный доход, то подавать в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц он не обязан. В то же время иные доходы, полученные индивидуальным предпринимателем, перешедшим на уплату единого налога на вмененный доход, в течение налогового периода, подлежат налогообложению и декларированию в общеустановленном порядке.     


О налогообложении субъектов малого предпринимательства

     
     В.К. Мареева

     
     Учитываются ли при налогообложении организации, применяющей упрощенную систему, расходы на услуги по предоставлению работников сторонними организациями для участия в производственном процессе, платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, расходы по подписке на периодические издания для бухгалтерии?
     
     Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса: обоснованные, документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     При этом пунктом 2 ст. 346.16 НК РФ установлено, что расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 настоящего Кодекса (подпункты 5, 6, 7, 9-21), принимаются для исчисления единого налога применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 268 и 269 НК РФ.
     
     В ст. 346.16 НК РФ приведен перечень расходов, на которые налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшать полученные доходы. При этом в отличие от порядка налогообложения прибыли организаций, предусмотренного главой 25 НК РФ, этот перечень носит исчерпывающий характер.
     
     В частности, не предусмотрены ст. 346.16 НК РФ и, соответственно, не учитываются при налогообложении расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией; платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с вышеуказанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости; расходы на юридические, информационные услуги, консультационные и иные аналогичные услуги (в том числе расходы по подписке на периодические издания для бухгалтерии), принимаемые при исчислении налога на прибыль в соответствии со ст. 264 НК РФ.
     
     В то же время подпунктом 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрены расходы на оплату аудиторских услуг. Вышеуказанные расходы принимаются с учетом положений ст. 1 и 12 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ). Статьей 1 Закона N 119-ФЗ, в частности, установлено, что аудиторской деятельностью признается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Статьей 12 Закона N 119-ФЗ установлено, что порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг.
     
     При этом под сопутствующими аудиту услугами понимаются оказанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, в частности, следующие услуги:
     
     - постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
     
     - налоговое консультирование;
     
     - анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
     
     - управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
     
     - правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
     
     - автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
     
     - оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
     
     - разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
     
     - проведение маркетинговых исследований;
     
     - проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
     
     - обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
     
     - оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
     
     Согласно ст. 4 и 17 Закона N 119-ФЗ аудиторская деятельность подлежит обязательному лицензированию с соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
     
     Таким образом, расходы, связанные с оплатой консультационных услуг (по вопросам налогового, финансового, бухгалтерского, правового, управленческого консультирования), а также других сопутствующих аудиту услуг, принимаются при исчислении налоговой базы по единому налогу при условии, что такие услуги оказаны хозяйствующими субъектами (аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами), имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности.
     
     Каков порядок расчета размера чистых активов акционерного общества, применяющего упрощенную систему налогообложения?
     
     В соответствии с требованиями, установленными главой 26.2 НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога) на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма которой утверждена приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606.
     
     При этом статьей 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в частности, установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета (в то же время вышеуказанные организации должны вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете). Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 настоящего Кодекса. В частности, при выплате организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, доходов в виде дивидендов другим организациям (применяющим обычный режим налогообложения) такая организация обязана в общеустановленном порядке удержать у источника выплаты налог по ставке 6 % и внести его в доход федерального бюджета.
     
     Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и выплачивающая доходы в виде дивидендов другим организациям, применяющим обычный режим налогообложения (с учетом норм ст. 43 НК РФ и ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон N 208-ФЗ), должна определять чистую прибыль в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
     
     Читателям журнала необходимо также иметь в виду следующее.
     
     В соответствии с ГК РФ Закон N 208-ФЗ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.
     
     Пунктом 3 ст. 35 Закона N 208-ФЗ, в частности, предусмотрено, что стоимость чистых активов общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Минфином России и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Пунктами 1 и 2 Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденного приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н/03-6/пз, в частности, установлено, что оценка имущества, средств в расчетах и других активов и пассивов акционерного общества производится с учетом требований Положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. При этом под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.
     
     Для оценки стоимости чистых активов акционерного общества составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности. Форма вышеуказанного расчета приведена в приложении к Порядку оценки стоимости чистых активов акционерных обществ.
     
     Иного порядка расчета оценки стоимости чистых активов акционерного общества законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
     

О налогообложении банков

     
     Г.И. Писцов

     
     В каком порядке банку следует учитывать квартиру, полученную в качестве отступного от физического лица по причине невозврата им предоставленного кредита? Каков порядок учета финансового результата от продажи данной квартиры? Принимаются ли убытки в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль?
     
     Любые материальные ценности, имеющиеся в банке, с точки зрения главы 25 НК РФ, подразделяются на две большие группы: амортизируемое и неамортизируемое имущество.
     
     Порядок принятия расходов по приобретению этих видов имущества прямо противоположный: если расходы по приобретению амортизируемого имущества принимаются через специальный механизм амортизации (безусловно, при наличии акта ввода имущества в эксплуатацию), то расходы по приобретению неамортизируемого имущества принимаются в целях налога на прибыль одномоментно.
     
     Различен и порядок принятия убытков от реализации амортизируемого и неамортизируемого имущества: убытки от реализации амортизируемого имущества учитываются не одномоментно, а равномерно в течение срока, оставшегося до первоначально установленной даты окончания периода начисления амортизации (п. 3 ст. 268 НК РФ).
     
     Убытки же от реализации неамортизируемого имущества принимаются не в течение некоего установленного периода времени, а одномоментно - при реализации имущества, то есть при потере права собственности на него.
     
     Следовательно, при ответе на поставленный вопрос необходимо знать, является полученная квартира амортизируемым имуществом или нет? Налоговые последствия обоих вариантов описаны выше.
     
     Все виды амортизируемого имущества подразделяются только на две категории - основные средства и нематериальные активы. Очевидно, что квартиру, полученную по отступному, никак нельзя отнести к нематериальным активам. Следовательно, остается ответить на вопрос: является квартира основным средством или не является?
     
     Пунктом 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     Пунктом 2 той же статьи настоящего Кодекса установлено, что не подлежат амортизации материально-производственные запасы, товары и ряд других активов: ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты).
     
     Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
     
     Таким образом, если полученная квартира подходит под определение амортизируемого имущества - основного средства, то ее можно считать основным средством, в противном случае - нельзя. Имущество является основным средством при следующих условиях:
     
     1) оно принадлежит банку на праве собственности (здесь сомнений нет - квартира получена в качестве отступного, следовательно, банк получил право собственности на нее);
     
     2) квартира используется банком для извлечения доходов [(здесь возможно два варианта - либо банк сдает квартиру в аренду (причем неважно - сотруднику банка или нет), либо "держит" ее для продажи и не сдает ее в аренду. Поскольку из вопроса не следует какой-либо один вариант, ниже опишем последствия обоих вариантов)];
     
     3) квартира стоит более 10 000 руб.;
     
     4) квартира используется в качестве средства труда, либо для оказания каких-либо услуг, либо для управления банком (данное положение пересекается с положением, упомянутым в условии 2).
     
     Для того чтобы сделать какой-то обоснованный вывод, приведем еще одну общеизвестную норму: пунктом 3 ст. 38 НК РФ установлено, что для целей настоящего Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
     
     Таким образом, необходимо ответить на вопрос: используется полученная квартира в качестве имущества, приносящего доход (не инвестиционный, а именно реальный, денежный), или не используется. Если квартира используется в качестве имущества, приносящего доход (например, сдается в аренду или внаем), то она должна амортизироваться по правилам, установленным для основных средств, а полученные убытки при продаже следует "растягивать" исходя из срока оставшейся амортизации. Если же квартира не используется в качестве имущества, приносящего доход, то тогда до даты реализации расходы в виде оценки, по которой квартира получена в собственность по отступному, не учитываются при исчислении налога на прибыль. В последнем случае, как уже понятно, убытки принимаются одномоментно, ибо квартира является обычным товаром.
     

С.А. Яковлева,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Принимаются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных расходов банка средства, направленные им структурной организацией, входящей в систему РОСТО?
     
     Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ, и их перечень является исчерпывающим.
     
     Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные вышеуказанными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены в п. 2 ст. 251 НК РФ. Налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     
     В соответствии с подпунктом 10 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Минобороны России и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.
     
     Следовательно, целевыми поступлениями для структурных организаций РОСТО являются средства, полученные ими от указанных в данном подпункте п. 2 ст. 251 НК РФ органов и организаций.
     
     Средства, полученные структурными организациями РОСТО от юридических лиц, не указанных в подпункте 10 п. 2 ст. 251 НК РФ, являются безвозмездно полученными средствами и в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются как внереализационные доходы.
     
     Согласно подпункту 19 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде отчислений организациям, входящим в структуру РОСТО, для аккумулирования и перераспределения средств в целях обеспечения подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотического воспитания молодежи, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта отнесены к внереализационным расходам, непосредственно не связанным с производством и (или) реализацией.
     
     Организации и органы, на которые могут быть возложены обязанности по осуществлению целевых отчислений организациям, входящим в структуру РОСТО, в целях главы 25 НК РФ приведены в подпункте 10 п. 2 ст. 251 НК РФ.
     
     Банки не входят в число этих организаций; в связи с этим расходы банка, связанные с добровольным перечислением средств организациям, входящим в структуру РОСТО, в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ не учитываются для целей налогообложения прибыли.
     
     Средства, полученные от банка структурной организацией РОСТО, отражаются как внереализационные доходы и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.     


Об ответственности налогоплательщиков

     
     И.И. Белова

     
     Может ли быть наложен арест в соответствии со ст. 77 НК РФ на имущество организации для обеспечения взыскания пеней, начисленных за несвоевременную уплату акциза?
     
     Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная вышеуказанной статьей настоящего Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 47 НК РФ положения о взыскании за счет имущества налогоплательщика-организации применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
     
     Статьей 72 НК РФ предусмотрены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
     
     На основании п. 1 ст. 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов наряду с залогом имущества, поручительством, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК РФ.
     
     Вышеуказанной нормой Кодекса не предусмотрено применение ареста имущества для обеспечения взыскания пени за счет имущества налогоплательщика-организации.
     
     Таким образом, наложение ареста в данном случае неправомерно.     


О налоге на имущество предприятий

     
     Р.В. Генералова,
советник налоговой службы I ранга

     
     А.А. Литвинцева,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     О.В. Филатова

     
     Включались ли в 2003 году затраты заказчика-застройщика на капитальное строительство в налоговую базу по налогу на имущество?
     
     Согласно ст. 2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон N 2030-1) данным налогом облагались основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находившиеся на балансе налогоплательщика.
     
     При этом в соответствии с подпунктом "а" п. 4 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" затраты заказчика-застройщика на капитальное строительство, отражавшиеся в бухгалтерском учете на счете бухгалтерского учета 08 "Вложения во внеоборотные активы", включались в налоговую базу по налогу на имущество предприятий после окончания нормативного срока строительства в отличие от счета 20 "Основное производство", предназначенного для обобщения информации о затратах основного производства, остатки по которому подлежали обложению данным налогом вне зависимости от нормативных сроков строительства.
     
     Как осуществлялось в 2003 году формирование остаточной стоимости основных средств для целей обложения налогом на имущество предприятий?
     
     В соответствии с Законом N 2030-1 для целей налогообложения данным налогом принималась остаточная стоимость основных средств.
     
     Формирование остаточной стоимости основных средств для целей исчисления налога на имущество предприятий производилось в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, исходя из суммы амортизации (износа по объектам основных средств, по которым начисление амортизации было предусмотрено), начисленной налогоплательщиком в соответствии со сроком полезного использования, определенным при постановке объекта на учет, и выбранным организацией для группы однородных объектов способа начисления амортизации.
     
     При этом постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 "О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хо