Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности


Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента
налоговой политики Минфина России
   

Восстановление НДС, принятого ранее к вычету

     
     Российская организация закупила материалы для изготовления продукции. С соблюдением всех условий, перечисленных в ст. 171 и 172 НК РФ, НДС, уплаченный поставщикам, был принят к вычету. В дальнейшем продукция, изготовленная организацией, была реализована на экспорт, хотя в момент приобретения материалов этого не предполагалось. В какой момент нужно восстановить НДС, принятый ранее к вычету по материалам, которые использованы для изготовления экспортируемой продукции?
     
     Согласно п. 3 ст. 172 и п. 6 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) вычеты сумм НДС в отношении операций по реализации товаров на экспорт, облагаемых по ставке налога в размере 0 %, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса, на основании отдельной налоговой декларации. В связи с этим при осуществлении операций по реализации товаров на экспорт суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг) и ранее принятые к вычету в соответствии с п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, следует восстановить и вернуть в бюджет в случае использования данных товаров (работ, услуг) при производстве экспортируемых товаров. Восстановление вышеуказанных сумм налога должно производиться не позднее того налогового периода, в котором региональными таможенными органами осуществлялось оформление грузовых таможенных деклараций на вывоз товаров в режиме экспорта.
     

Налогообложение лизинговых платежей

     
     Российская организация заключила с иностранным предприятием договор лизинга, предметом которого является оборудование для пищевой промышленности. Каков порядок уплаты НДС при оформлении временного ввоза предмета лизинга через таможенную границу? Каков порядок применения НДС к лизинговым платежам?
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, в том числе оборудования в режиме временного ввоза, на таможенную территорию Российской Федерации подлежат вычетам в случае использования вышеуказанных товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом обложения НДС. Таким образом, суммы НДС, уплачиваемые таможенным органам российской организацией в отношении оборудования для пищевой промышленности, ввозимого на территорию Российской Федерации в рамках лизингового контракта, принимаются к вычету на основании вышеуказанной нормы НК РФ.
     
     Что касается порядка применения НДС к лизинговым платежам, то в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества (за исключением автотранспортных средств) признается территория Российской Федерации, в случае если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Поэтому лизинговые платежи, перечисляемые российской организацией иностранному предприятию, облагаются НДС в Российской Федерации. В этом случае российский налогоплательщик выступает в качестве налогового агента и уплачивает налог в соответствии со ст. 161 НК РФ.
     
     При этом согласно п. 3 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные в российский бюджет российским налогоплательщиком - налоговым агентом при приобретении у иностранного лица работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, подлежат вычету.
     

Обложение НДС подакцизных товаров, ввозимых из государств-участников СНГ

     
     Как взимается НДС с подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации из государств-участников СНГ, а также при дальнейшей перепродаже этих товаров на территории Российской Федерации?
     
     На основании положений ст. 160 НК РФ при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в налоговую базу по НДС, уплачиваемому российским таможенным органам, включаются таможенная стоимость этих товаров, подлежащие уплате таможенная пошлина и акцизы.
     
     При этом особенностей при определении налоговой базы по НДС и при уплате этого налога российским таможенным органам в отношении подакцизных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из государств-участников СНГ, главой 21 НК РФ не предусмотрено.
     
     В связи с тем, что ни один из товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат обложению акцизами, не включен в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке в размере 10 %, установленной пунктом 2 ст. 164 НК РФ, все подакцизные товары при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации облагаются по основной ставке налога.
     
     При дальнейшей реализации этих товаров на территории Российской Федерации НДС исчисляется в общеустановленном порядке; при этом в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе подакцизных товаров, приобретаемых для перепродажи на территории Российской Федерации, подлежат вычетам.
     
     Особый порядок применения НДС сохраняется до настоящего времени при приобретении российскими налогоплательщиками товаров, в том числе подакцизных, у хозяйствующих субъектов Республики Белоруссия. Данный порядок заключается в применении косвенных налогов (НДС и акцизов) по принципу "страна происхождения". Таким образом, при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Белоруссия российскими таможенными органами НДС не взимается. При этом такие товары реализуются белорусскими хозяйствующими субъектами российским организациям по ценам, увеличенным на суммы акциза и НДС. В случае дальнейшей реализации подакцизных товаров, приобретенных российскими организациями в Республике Белоруссия, на территории Российской Федерации НДС исчисляется в общеустановленном порядке, а суммы налога, уплаченные хозяйствующим субъектам Республики Белоруссия, принимаются к вычету на основании ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ).     


Налогообложение монтажных работ, осуществляемых на территории Российской Федерации украинскими и белорусскими предприятиями

     
     Российское предприятие заключило ряд договоров с украинскими и белорусскими предприятиями на выполнение монтажных работ. В заключенных договорах предусмотрено, что работы будут выполняться специалистами этих предприятий непосредственно на объектах, расположенных на территории Российской Федерации. Украинские и белорусские предприятия, привлекаемые российской организацией для выполнения данных работ, не имеют постоянных представительств на территории Российской Федерации и не зарегистрированы в налоговых органах как налогоплательщики. Должно ли российское предприятие исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет соответствующую сумму НДС с доходов, выплачиваемых украинским и белорусским предприятиям?
     
     В настоящее время порядок применения НДС в Российской Федерации при осуществлении торговых операций со странами СНГ регулируется нормами главы 21 НК РФ, Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ, Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве", а также межправительственными соглашениями о принципах взимания косвенных налогов, заключенными Российской Федерацией с рядом государств-участников СНГ.
     
     Однако до настоящего момента соглашения, регулирующие порядок применения косвенных налогов в отношениях между Российской Федерации, Украиной и Республикой Белоруссия, отсутствуют.
     
     Кроме того, положения вышеуказанных законодательных актов регулируют обложение НДС операций по реализации товаров и не распространяются на операции по выполнению работ (оказанию услуг).
     
     Таким образом, при решении вопроса о порядке налогообложения работ, приобретаемых российским налогоплательщиком и выполняемых украинскими и белорусскими предприятиями, не имеющими постоянных представительств на территории Российской Федерации и не зарегистрированными в российских налоговых органах, следует руководствоваться положениями главы 21 НК РФ.
     
     Так, в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации строительных, монтажных, строительно-монтажных, ремонтных реставрационных работ (то есть работ, непосредственно связанных с недвижимым имуществом), выполняемых на территории Российской Федерации, является Российская Федерация. Поэтому монтажные работы, выполняемые украинскими и белорусскими предприятиями на объектах недвижимости, находящихся на территории Российской Федерации, признаются объектом обложения НДС.
     
     Пунктом 3 ст. 166 НК РФ установлено, что при реализации работ налогоплательщиками - иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве плательщиков, эти организации не исчисляют сумму НДС. Сумма налога исчисляется, удерживается и уплачивается в бюджет налоговым агентом (российской организацией, заключающей с иностранным лицом контракт на выполнение работ) согласно п. 4 ст. 173 НК РФ за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу или другим лицам, указанным иностранным лицом.
     
     В соответствии со ст. 161 НК РФ налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае привлечения российской организацией для выполнения монтажных работ украинских и белорусских предприятий, не имеющих постоянных представительств на территории Российской Федерации и не зарегистрированных в российских налоговых органах в качестве налогоплательщиков, сумма НДС исчисляется и уплачивается вышеуказанной российской организацией, выступающей в качестве налогового агента за счет средств, подлежащих перечислению этим иностранным предприятиям.
     
     Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется российской организацией в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ как процентное отношение ставки налога к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер ставки.
     

Налогообложение зерна, приобретаемого в Республике Казахстан

     
     Российская организация занимается приобретением товаров на территории иностранных государств с целью их дальнейшей перепродажи на территории Российской Федерации. Какой порядок и какая ставка НДС будут применяться при приобретении зерна на территории Республики Казахстан?
     
     При осуществлении внешнеторговых операций с хозяйствующими субъектами Республики Казахстан российскому налогоплательщику в целях определения порядка применения НДС следует руководствоваться положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 09.10.2000.
     
     Так, согласно ст. 3 вышеуказанного Соглашения товары (за исключением природного газа и нефти, включая стабильный газовый конденсат), помещаемые под таможенный режим экспорта, вывозимые с таможенной территории Республики Казахстан и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, облагаются НДС по нулевой ставке в соответствии с национальным законодательством Республики Казахстан.
     
     Таким образом, налогообложение реализации зерна хозяйствующим субъектом Республики Казахстан российской организации будет осуществляться по ставке НДС в размере 0 %.
     
     На основании п. 1 ст. 4 вышеназванного Соглашения товары (за исключением природного газа и нефти, включая стабильный газовый конденсат), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, которые вывезены с таможенной территории Республики Казахстан, облагаются налогом в Российской Федерации в соответствии с ее национальным законодательством.
     
     В связи с этим при ввозе зерна на таможенную территорию Российской Федерации российская организация должна уплатить НДС российским таможенным органам на основании подпункта 4 п. 1 ст. 146 НК РФ.
     
     Что касается ставки НДС, применяемой при ввозе зерна на таможенную территорию Российской Федерации из Республики Казахстан, то необходимо иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров с территории иностранных государств, в том числе всех государств-участников СНГ (за исключением Республики Белоруссия), применяются налоговые ставки, аналогичные ставкам, по которым производится налогообложение товаров, реализуемых на территории Российской Федерации.
     
     Так как подпунктом 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС при реализации зерна на территории Российской Федерации установлена в размере 10 %, то такая же ставка налога применяется при ввозе данного товара на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения.
     

Налогообложение авторских прав на перевод и издание литературных произведений, полученных от иностранных контрагентов

     
     Российская организация занимается издательской деятельностью и осуществляет платежи с валютного счета иностранной фирме за получение авторских прав на перевод и издание в Российской Федерации литературных произведений. Иностранные контрагенты данной организации имеют постоянное местопребывание в США, Великобритании и Германии. Является ли российская организация плательщиком НДС, если ее партнеры не имеют постоянных представительств и не осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Россий-ской Федерации?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ установлено, что местом реализации услуг по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав для целей НДС признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.     
     
     Таким образом, получение российской организацией авторских прав на перевод и издание в Российской Федерации литературных произведений от иностранных контрагентов следует рассматривать для целей НДС как услугу, налогообложение которой производится в соответствии с вышеназванным пунктом ст. 148 НК РФ. Поэтому в приведенном в вопросе случае (независимо от наличия или отсутствия постоянного представительства иностранной фирмы на территории Российской Федерации) НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет российской организацией, выступающей в качестве налогового агента.
     

(Продолжение следует)