Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(99)2`2004



И.И. Горленко,

советник налоговой службы I ранга     


Возмещение НДС

     
     Правомерен ли отказ налогового органа в возмещении НДС в случае, если налогоплательщик представил документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов без одновременного представления отдельной налоговой декларации?
     
     Согласно п. 3 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) вычеты сумм налога, предусмотренных ст. 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Вычеты сумм налога производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п. 7 ст. 164 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 164 НК РФ по операциям реализации товаров (работ, услуг), предусмотренным подпунктами 1-7 п. 1 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса, налогоплательщик представляет в налоговый орган отдельную налоговую декларацию.
     
     На основании п. 4 ст. 176 НК РФ суммы, предусмотренные ст. 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), приведенных в подпунктах 1-6 и 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 НК РФ, и документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Пунктом 10 ст. 165 НК РФ установлено, что документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представлением налоговой декларации.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщики должны представлять в налоговый орган документы, подтверждающие экспорт товаров, для обоснованности применения налоговой ставки 0 % одновременно с отдельной налоговой декларацией.     


Возможность освобождения от налогообложения реализации товара, приобретенного у третьих лиц общественной организацией инвалидов

     
     Общественная организация инвалидов, среди членов которой инвалиды составляют не менее 80 %, реализовала товар, приобретенный ранее у третьих лиц. Применяется ли освобождение от обложения НДС вышеуказанной операции в соответствии с подпунктом 2 п. 3 ст. 149 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения НДС реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %.
     
     Из данной нормы НК РФ следует, что не подлежат налогообложению операции по реализации товаров (работ, услуг) организациями и учреждениями, осуществляющими реализацию производимых товаров, так как само по себе производство товаров не является объектом обложения НДС.
     
     Операции по реализации товаров, приобретенных вышеуказанными организациями у третьих лиц, не подпадают под действие вышеуказанной нормы НК РФ и, следовательно, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Вышеизложенное подтверждается также судебно-арбитражной практикой (постановления Президиума ВАС РФ от 15.05.2002 N 11432/01, от 27.08.2002 N 11351/01).     


Обоснование применения налоговой ставки 0 %

     
     Организация-экспортер представила в налоговый орган пакет документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 %. Вместо коносамента был представлен погрузочный билет. Правомерен ли отказ налогового органа в возмещении НДС по этому основанию?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 п. 1 ст. 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено п. 2 и 3 настоящей статьи НК РФ, представляется пакет документов, определенный вышеуказанной статьей настоящего Кодекса.
     
     Так, подпунктом 4 п. 1 ст. 165 НК РФ предусмотрено представление копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
     
     Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом особенностей, которые зависят от перевозки товаров конкретным видом транспорта за пределы территории Российской Федерации.
     
     При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик представляет в налоговые органы следующие документы:
     
     - копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;
     
     - копию коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П признано не противоречащим Конституции Российской Федерации положение абзаца четвертого подпункта 4 п. 1 ст. 165 НК РФ, поскольку по своему смыслу в общей системе правового регулирования оно не исключает возможность подтверждения вывоза за пределы территории Российской Федерации судами через морские порты товаров в таможенном режиме экспорта путем представления в налоговые органы налогоплательщиком (для реализации предусмотренного п. 1 ст. 164 НК РФ права на применение ставки НДС в размере 0 %) наряду с другими обязательными документами вместо коносамента иных транспортных, товаросопроводительных документов, содержащих такую же информацию.
     
     Конституционно-правовой смысл данного положения, выявленный в данном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
     
     Таким образом, погрузочный билет, применяемый в практике паромных перевозок в качестве документа, подтверждающего прием груза (как содержащий ту же информацию, что и коносамент, и допускаемый в качестве доказательства при рассмотрении гражданско-правовых споров, связанных с договорами перевозки грузов), обладает доказательственным значением и в сфере налоговых отношений.     


Определение налоговой базы по НДС по услугам ломбарда

     
     В каком порядке определяется налоговая база по НДС при оказании услуг ломбардами?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
     
     Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
     
     При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) на основании п. 2 ст. 153 НК РФ устанавливается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате вышеуказанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
     
     Глава 21 НК РФ не содержит особенностей определения налоговой базы по НДС при оказании услуг ломбардами.
     
     Поэтому можно сделать вывод, что налоговая база при совершении вышеуказанных операций определяется как полная стоимость реализуемых предметов залога.
     

Обложение НДС сумм третейского сбора

     
     В каком порядке подлежат обложению НДС суммы третейского сбора?
     
     Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передаче имущественных прав.
     
     Статьей 39 НК РФ предусмотрено, что реализацией товаров (работ, услуг) в целях налогообложения признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     Услугой для целей налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
     
     Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
     
     Пунктом 2 вышеназванной статьи НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
     
     Поэтому можно сделать вывод, что третейский сбор является выручкой от реализации услуг, оказываемых третейскими судами на платной основе.
     
     Таким образом, вышеуказанные средства облагаются НДС в общеустановленном порядке.     


Обложение НДС услуг, оказываемых некоммерческими высшими образовательными учреждениями

     
     Некоммерческое высшее образовательное учреждение проводит семинары по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения. По итогам семинаров аттестация не проводится и соответствующие документы не выдаются. Облагаются ли НДС услуги по проведению данных семинаров?
     
     В соответствии с подпунктом 14 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, не подлежат обложению НДС.
     
     Услугой для целей налогообложения на основании п. 5 ст. 38 НК РФ признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
     
     Согласно Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
     
     В соответствии со ст. 12 Закона N 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
     
     Согласно ст. 9 Закона N 3266-1 образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются:
     
     1) на общеобразовательные (основные и дополнительные);
     
     2) на профессиональные (основные и дополнительные).
     
     Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
     
     К профессиональным относятся программы:
     
     1) начального профессионального образования;
     
     2) среднего профессионального образования;
     
     3) высшего профессионального образования;
     
     4) послевузовского профессионального образования.
     
     Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
     
     В соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571, профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации.
     
     Согласно п. 5 вышеуказанного Положения профессиональная переподготовка специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.
     
     Право реализации дополнительной профессиональной образовательной программы для присвоения дополнительной квалификации специалисту возникает у образовательного учреждения после проведения процедуры лицензирования и издания соответствующего приказа Минобразования России, если иное не предусмотрено государственным образовательным стандартом высшего или среднего профессионального образования по соответствующему направлению или специальности либо государственным образовательным стандартом послевузовского профессионального образования по соответствующей отрасли наук.
     
     На основании п. 13 вышеуказанного Положения освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.
     
     Согласно п. 6 ст. 33 Закона N 3266-1 право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796, не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
     
     Таким образом, услуги по проведению семинаров, по итогам которых аттестация не проводится и соответствующие документы не выдаются, не подпадают под вышеуказанный порядок лицензирования и, соответственно, льгота, предусмотренная подпунктом 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, на них не распространяется.
     
     Учитывая вышеизложенное, реализация указанных в вопросе услуг подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
     

Правомерность проведения выездной налоговой проверки

     
     Правомерны ли действия налогового органа по проведению выездной налоговой проверки у организации, в которой создан постоянно действующий налоговый пост, осуществляющий постоянный контроль за деятельностью данной организации?
     
     В соответствии с подпунктом 15 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 197.1 НК РФ налоговые органы по решению руководителя налогового органа вправе создавать постоянно действующие налоговые посты у налогоплательщика.
     
     Под налоговым постом в целях главы 22 НК РФ понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, выдавшим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.
     
     Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов определяется МНС России.
     
     В соответствии с п. 6.1 Порядка функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика, утвержденного приказом МНС России от 21.02.2003 N БГ-3-06/79, в процессе своей деятельности сотрудники налогового поста осуществляют на постоянной основе контроль:
     
     - за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов;
     
     - за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях.
     
     Согласно п. 6.5 вышеуказанного Порядка сотрудники налогового поста вправе принимать участие в выездных налоговых проверках налогоплательщика, у которого создан (созданы) налоговый (налоговые) пост (посты).
     
     На основании подпункта 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.
     
     При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.
     
     Таким образом, налоговый орган вправе проводить выездную налоговую проверку в отношении налогоплательщика, у которого создан и функционирует постоянно действующий налоговый пост.     


Возможность отказа от освобождения услуг от налогообложения

     
     Налогоплательщик реализовал услугу, освобождаемую от обложения НДС согласно подпункту 18 п. 3 ст. 149 НК РФ (услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций). Возможен ли отказ налогоплательщика от такого освобождения по указанной операции?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения от налогообложения или приостановить его использование.
     
     Такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ.
     
     При этом следует учесть, что не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
     

     Кроме того, не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.
     

(Продолжение следует)