Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности


О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(99)2`2004

     
     И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга

    

1. Общие положения

     
     В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Кодекса) является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками в обязательном порядке со дня его введения на территории субъектов Российской Федерации нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется налогоплательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими следующие виды предпринимательской деятельности:
     
     1) оказание бытовых услуг [платные услуги, оказываемые физическим лицам и классифицированные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Классификатор), в группе 01 "Бытовые услуги", за исключением услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и услуг ломбардов];
     
     2) оказание ветеринарных услуг (платных услуг, классифицированных по коду подгруппы 083000 Классификатора);
     
     3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
     
     В соответствии с Классификатором к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся работы и услуги, классифицированные в подгруппе 017000 группы 01 "Бытовые услуги" Классификатора, в том числе услуги по заправке автотранспортных средств (топливозаправочные работы), предусмотренные по коду услуги 017612, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках (код услуги 017608).
     
     Таким образом, данные услуги входят в комплекс (перечень) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) налогоплательщиками в рамках осуществляемой ими деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и, следовательно, являются неотъемлемой частью технологического процесса, предусмотренного данным видом предпринимательской деятельности.
     
     В этой связи извлечение налогоплательщиками доходов только от выполнения топливозаправочных работ или оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках следует рассматривать в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, результаты от занятия которым не подпадают под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     
     Доходы, полученные налогоплательщиками от выполнения таких работ (оказания таких услуг), подлежат налогообложению в общеустановленном порядке;
     
     4) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади [за исключением розничной торговли подакцизными товарами, указанными в п. 6-10 ст. 181 НК РФ (легковые автомобили, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для двигателей, прямогонный бензин), подакцизным минеральным сырьем (природный газ)*1, продукцией собственного производства, а также продуктами питания и напитками в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания];
     _____
     *1 С 1 января 2004 года исключено Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
     
     5) оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров (платные услуги, классифицированные по кодам подгрупп 122100 и 122500 Классификатора);
     
     6) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств (платные услуги, классифицированные по кодам подгрупп 021520-021523, 021525-021527, 021530, 021532, 021533, 021535, 021537, 021538, 021540, 021542, 021543, 021545, 021547, 021548, 021550, 021552, 021553 и коду подгруппы 022500 Классификатора).
     
     При этом следует иметь в виду, что налогоплательщики, оказывающие бытовые услуги как физическим лицам, так и хозяйствующим субъектам, привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в отношении результатов их деятельности по оказанию бытовых услуг физическим лицам (населению). Доходы, полученные такими налогоплательщиками от оказания бытовых услуг хозяйствующим субъектам (организациям и индивидуальным предпринимателям), подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета доходов и расходов.
     
     Все остальные услуги, вне зависимости от категорий лиц, которым они оказываются налогоплательщиками, подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на общих основаниях.     


2. Обязанности налогоплательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, по уплате иных налогов и сборов

     
     С налогоплательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, не взимаются налог на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом); налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом); НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) и налог с продаж*1 (в отношении операций, являющихся объектами обложения данными налогами, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом); налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а также единый социальный налог с полученных индивидуальными предпринимателями доходов и выплат, произведенных налогоплательщиками своим работникам в связи с осуществлением деятельности, облагаемой единым налогом.
     _____
     *1 С 1 января 2004 года исключено Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
     
     При этом налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
     
     Кроме того, налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НК РФ, а также от обязанностей по ведению расчетных операций в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также кассовых операций согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".     


3. Учет налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход, результатов своей деятельности

     
     Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны вести учет показателей, необходимых для исчисления единого налога [фактическое количество (объем) физических показателей базовой доходности; кадастровая стоимость земли по месту осуществления деятельности, максимальная кадастровая стоимость земли, определяемые по данным Государственного земельного кадастра].
     
     При осуществлении данными налогоплательщиками нескольких видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, учет вышеуказанных показателей ведется раздельно по каждому такому виду деятельности.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и в отношении видов предпринимательской деятельности, по которым уплачиваются налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
     
     При этом следует иметь в виду, что на плательщиков единого налога на вмененный доход не возложена обязанность по ведению учета доходов и расходов в отношении видов деятельности, переведенных на уплату единого налога.
     
     В связи с этим налогоплательщики, осуществляющие одновременно несколько видов деятельности, в том числе виды деятельности, подпадающие под действие единого налога на вмененный доход, ведут учет доходов и расходов только по видам деятельности, облагаемым в общеустановленном порядке.
     
     В целях реализации данного положения главы 26.3 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие одновременно виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, и виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие общеустановленной системы налогообложения, производят распределение понесенных ими в процессе осуществляемой предпринимательской деятельности общехозяйственных, общепроизводственных расходов (общих расходов, связанных с производством и реализацией, общих внереализационных расходов), а также расходов на оплату труда пропорционально доле доходов, полученных от каждого вида осуществляемой ими деятельности в общем объеме доходов, полученных от всех видов деятельности.
     

4. Понятия, применяемые в главе 26.3 НК РФ

    

4.1. Розничная торговля

     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (данное дополнение внесено Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ и введено в действие с 1 января 2004 года).
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что розничная торговля как подвид предпринимательской деятельности в сфере торговли предполагает заключение между розничными продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи.
     
     Таким образом, одним из основных условий, позволяющих отнести осуществляемую налогоплательщиком деятельность, связанную с реализацией товаров, к деятельности в сфере розничной торговли, является факт заключения им с покупателем договоров розничной купли-продажи.
     
     Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание предусмотренное главой 26.3 НК РФ определение розничной торговли, розничными продавцами и, следовательно, плательщиками единого налога на вмененный доход признаются налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт на основе договоров розничной купли-продажи [параграф 2 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)].
     
     Торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт, осуществляемые налогоплательщиками-продавцами (поставщиками, производителями) на основе договоров поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ) либо на основе иных договоров гражданско-правового характера, содержащих признаки договора поставки, относятся к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, результаты от занятия которой подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     При этом в целях применения единого налога на вмененный доход под наличным расчетом следует понимать расчет наличными деньгами (ст. 140, 861 ГК РФ), а под безналичным расчетом - расчет платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчет по инкассо, а также расчет в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 861, 862 ГК РФ).
     
     Исходя из этого предпринимательская деятельность, связанная с розничной торговлей товарами, осуществляемой налогоплательщиками с использованием любых безналичных форм расчетов (за исключением расчетов по платежным картам), не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю товарами и оказание услуг покупателям как за наличный расчет, так и по безналичному расчету (за исключением расчетов по платежным картам), привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в отношении результатов розничной торговли за наличный расчет и по платежным картам. Доходы, полученные такими налогоплательщиками от осуществления розничной торговли по безналичному расчету (за исключением расчетов по платежным картам), подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета доходов и расходов.
     
     В аналогичном порядке следует рассматривать и деятельность аптечных учреждений, осуществляющих реализацию населению по льготным рецептам (льготным ценам) готовых лекарственных препаратов за наличный расчет.
     
     Такие аптечные учреждения признаются плательщиками единого налога на вмененный доход в части доходов, полученных ими от реализации населению готовых лекарственных препаратов [в том числе и по льготным рецептам (ценам)], а также иных имеющихся в ассортименте товаров за наличный расчет. Доходы, полученные аптечными учреждениями в централизованном порядке от местных органов здравоохранения (территориальных бюджетов) в счет возмещения затрат, связанных с приобретением и дальнейшей реализацией (передачей) отдельным категориям граждан по льготным рецептам (льготным ценам либо бесплатно) готовых лекарственных препаратов, также подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым вышеуказанными налогоплательщиками видам предпринимательской деятельности.
     
     Кроме того, следует иметь в виду, что к товарам, реализуемым через розничную торговую сеть, относится также продукция собственного производства.
     
     Вместе с тем необходимо отметить, что деятельность в сфере производства готовой продукции является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленным на извлечение доходов от реализации изготовленной продукции как через розничную, так и через оптовую торговую сеть.
     
     При этом реализация продукции собственного производства через розничную торговую сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.
     
     Учитывая, что данный вид предпринимательской деятельности не подпадает под действие главы 26.3 НК РФ, доходы, извлекаемые субъектами предпринимательской деятельности от реализации продукции собственного производства через принадлежащие им (используемые ими) объекты организации торговли, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо, по их желанию, в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.
     
     Если субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность в сфере производства продукции, реализуют через принадлежащие им (используемые ими) объекты организации торговли приобретенные товары (помимо продукции собственного производства), доходы, извлекаемые ими от реализации приобретенных товаров, подлежат в установленном порядке обложению единым налогом на вмененный доход по деятельности в сфере розничной торговли.
     
     В этих целях данные налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому осуществляемому ими виду предпринимательской деятельности.
     
     При этом следует иметь в виду, что функциональное деление площади торгового зала для целей исчисления единого налога на вмененный доход в вышеуказанных случаях не производится.
     
     Что касается реализации товаров по договору о продаже товаров в кредит, то следует отметить, что определяющим условием при решении вопроса об отнесении сделок, связанных с розничной куплей-продажей товаров в кредит, к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли является применение в соответствии с договором розничной купли-продажи (на условиях кредитования) наличной формы расчетов за приобретенный товар (предоставленный кредит).
     

4.2. Площадь торгового зала

     
     При исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговый зал, в качестве физического показателя базовой доходности используется площадь торгового зала в квадратных метрах (ст. 346.29 НК РФ).
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли.
     
     Согласно ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" под площадью торгового зала магазина понимается часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь магазина (часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей), площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
     
     Таким образом, при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал (магазин, павильон), учитывается площадь всех помещений такого объекта (включая площади объекта организации торговли, отнесенные ГОСТ Р 51303-99 к площади торгового зала) и прилегающих к нему открытых площадок, фактически используемых ими для осуществления розничной торговли товарами (оказания услуг покупателям).
     
     Площади складских, офисных, подсобных и иных помещений объекта организации торговли, не предназначенных для ведения розничной торговли (оказания услуг покупателям), учитываются при исчислении единого налога на вмененный доход только в случае, если такие помещения фактически используются налогоплательщиком для розничной торговли товарами (оказания услуг покупателям).
     
     При этом в целях применения единого налога на вмененный доход площадь вышеуказанных помещений в одном объекте организации торговли не должна превышать 150 квадратных метров.
     
     Налогоплательщики, превысившие данное ограничение хотя бы по одному объекту организации торговли, не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Перевод налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным объектам организации торговли, соответствующим установленным ограничениям площади торгового зала, либо только по объектам иных типов (при одновременном осуществлении деятельности через объекты организации торговли различных типов) главой 26.3 НК РФ не предусмотрен.
     
     Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 346.27 НК РФ площадь торгового зала определяется на основе правоустанавливающих и инвентаризационных документов.
     
     К таким документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимые сведения о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом [договор передачи, договор купли-продажи нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право торговли на открытой площадке и т.д.].
     
     Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
     
     При этом следует отметить, что договор аренды является одним из видов гражданско-правовых обязательств (сделок), порядок и условия заключения которых регулируются нормами гражданского законодательства.
     
     Физические и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
     
     Ограничения гражданских прав допустимы только на основании федерального законодательства и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
     
     Таким образом, при заключении договора аренды стороны вправе самостоятельно определять объект и условия договора, в том числе размер арендуемой площади, за которую арендатор (наниматель) вносит арендную плату и которая подлежит учету при исчислении единого налога на вмененный доход.
     
     Исходя из этого наличие у налогоплательщика нескольких договоров аренды торговых площадей в одном объекте организации торговли, имеющем торговый зал (торговые залы), является основанием для учета таких площадей в целях применения единого налога на вмененный доход отдельно по каждому арендованному им месту (объекту) организации торговли. Суммарный учет торговых площадей в этом случае не производится.
     
     В случае осуществления налогоплательщиками розничной торговли через принадлежащие им (арендованные ими) объекты организации торговли, имеющие несколько обособленных торговых залов (в том числе расположенных на разных этажах этих объектов), учет торговой площади для целей применения единого налога на вмененный доход производится по совокупности всех торговых площадей таких объектов, используемых налогоплательщиками для ведения розничной торговли (оказания услуг покупателям).
     

4.3. Площадь зала обслуживания посетителей

     
     В целях исчисления налоговой базы в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания с применением физического показателя базовой доходности - площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах) - к услугам общественного питания следует относить услуги питания, оказываемые ресторанами, кафе, столовыми, закусочными, барами, предприятиями (объектами общественного питания) других типов, имеющими залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкальное обслуживание, проведение концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда), оказываемые предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей.
     
     Исходя из этого услуги общественного питания, оказываемые налогоплательщиками через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей (открытых площадок), предназначенных для организации потребления на месте изготовленной кулинарной продукции (палатки, ларьки, киоски, лотки и т.д.), а равно и услуги общественного питания, оказываемые налогоплательщиками одновременно через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей площадью до 150 квадратных метров, и объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, не подпадают под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
     
     Учитывая, что перевод налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг общественного питания по отдельным объектам организации общественного питания, подпадающим под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, главой 26.3 НК РФ не предусмотрен, налогообложение результатов деятельности таких налогоплательщиков осуществляется в общеустановленном порядке либо, по их желанию, в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 15 Приложения А к ГОСТ Р 50647-94 Российской Федерации "Общественное питание. Термины и определения", утвержденному постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35, залом предприятия общественного питания является специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления готовой кулинарной продукции.
     
     В этой связи при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, занятыми деятельностью в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемой при использовании зала обслуживания посетителей площадью не более 150 квадратных метров, учитываются площади всех специально оборудованных помещений объекта организации общественного питания и прилегающих к нему открытых площадок, предназначенных для реализации и организации потребления готовой кулинарной продукции, а также иных помещений такого объекта, фактически используемых налогоплательщиками в указанных целях (в том числе и площади помещений раздачи и подогрева готовой кулинарной продукции при условии расположения их в зале обслуживания посетителей). Определение таких площадей осуществляется налогоплательщиками на основе соответствующих правоустанавливающих и инвентаризационных документов.
     
     Согласно п. 13 ГОСТ Р 50647-94 под буфетом понимается структурное подразделение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления.
     
     Таким образом, при наличии условий для потребления на месте вышеуказанной кулинарной продукции (зала обслуживания посетителей площадью до 150 квадратных метров) буфеты признаются объектами организации общественного питания и подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     
     В случае оказания налогоплательщиками услуг общественного питания через принадлежащие им (арендованные ими) объекты организации общественного питания, имеющие несколько обособленных залов обслуживания посетителей, учет площади зала обслуживания посетителей для целей исчисления единого налога на вмененный доход производится по совокупности всех площадей помещений (залов) таких объектов, используемых налогоплательщиками для оказания вышеприведенных услуг общественного питания.
     
     Наличие у налогоплательщиков нескольких договоров аренды помещений, используемых под залы обслуживания посетителей, в одном объекте организации общественного питания, имеющем несколько обособленных залов обслуживания посетителей, является основанием для учета таких площадей в целях исчисления единого налога на вмененный доход отдельно по каждому арендованному ими помещению (залу обслуживания посетителей) в объекте организации общественного питания.
     
     При этом площадь вышеуказанных помещений в одном объекте организации общественного питания не должна превышать 150 квадратных метров.
     
     Налогоплательщики, превысившие данное ограничение хотя бы по одному объекту организации общественного питания, не подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     

4.4. Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

     
     Под физическим показателем "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" в целях исчисления единого налога на вмененный доход следует понимать среднесписочную численность работающих (с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству) в тех сферах предпринимательской деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, определяемую за налоговый период в порядке, предусмотренном Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121 (утратила силу с 04.08.2003) и в соответствии с Порядком заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Госкомстата России от 04.08.2003 N 72 (введен в действие с 04.08.2003).
     
     При определении налогоплательщиками данного физического показателя среднесписочная (средняя) численность работников административно-управленческого персонала (руководителей, работников финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб) и вспомогательного персонала (дворников, уборщиц, охранников, сторожей, водителей и т.д.), участвующих одновременно во всех видах деятельности таких налогоплательщиков, распределяется по видам их деятельности пропорционально среднесписочной (средней) численности работников, исчисленной налогоплательщиками за налоговый период по каждому осуществляемому ими виду деятельности.
     
     При осуществлении индивидуальными предпринимателями самостоятельно видов предпринимательской деятельности, предусматривающих применение вышеуказанного физического показателя базовой доходности, значение такого показателя за налоговый период принимается равным единице.
     
     В случае осуществления индивидуальными предпринимателями таких видов предпринимательской деятельности с привлечением наемных работников либо других субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей) величина данного физического показателя базовой доходности принимается равной средней (среднесписочной) за налоговый период численности всех работников (в том числе других субъектов предпринимательской деятельности), участвующих в этой деятельности, включая индивидуального предпринимателя.
     
     При этом следует иметь в виду, что субъекты предпринимательской деятельности, заключившие с индивидуальным предпринимателем договоры гражданско-правового характера о выполнении работ (оказании услуг), подпадающих под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, рассматриваются для целей налогообложения в качестве самостоятельных плательщиков единого налога на вмененный доход. Исчисление и уплата единого налога осуществляются такими субъектами предпринимательской деятельности на общих для всех плательщиков единого налога основаниях.
     

4.5. Транспортные средства

     
     В целях применения единого налога на вмененный доход под транспортными средствами следует понимать автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
     
     Под количеством эксплуатируемых транспортных средств, следует понимать количество транспортных средств, находящихся на балансе либо арендованных налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг.
     
     Под физическим показателем "количество автомобилей, используемых для перевозки пассажиров и грузов" понимается количество автотранспортных средств (из числа эксплуатируемых), фактически используемых налогоплательщиками для перевозки пассажиров и грузов в течение налогового периода по единому налогу.
     
     Таким образом, в целях исчисления единого налога на вмененный доход в отношении результатов предпринимательской деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, налогоплательщики, осуществляющие данный вид предпринимательской деятельности, включают в физический показатель базовой доходности только то количество находящихся в эксплуатации транспортных средств, которое фактически используется ими для перевозки пассажиров и грузов в течение налогового периода по единому налогу.
     
     Транспортные средства (из числа эксплуатируемых), не задействованные налогоплательщиками по тем или иным объективным причинам (нахождение в ремонте, прохождение технического осмотра, отсутствие заказов и т.д.) в осуществляемой ими в течение налогового периода (календарного месяца налогового периода) деятельности, не учитываются при определении величины физического показателя базовой доходности, используемого в расчете налоговой базы по единому налогу на вмененный доход.
     

4.6. Технически сложные товары бытового назначения

     
     К технически сложным товарам бытового назначения относятся бытовые товары, требующие определенных условий хранения и продажи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного использования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".     


5. Налогообложение участников договора простого товарищества

     
     В случае осуществления налогоплательщиками - участниками договора простого товарищества видов предпринимательской деятельности, подлежащих в соответствии с региональным законодательством переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение результатов их деятельности в составе простого товарищества осуществляется в порядке, предусмотренном главой 26.3 НК РФ.
     
     При этом необходимо иметь в виду следующее.
     
     Правовое положение участников договора простого товарищества регулируется действующим гражданским законодательством.
     
     В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
     
     Статьей 1042 ГК РФ установлено, что вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.
     
     Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.
     
     Согласно п. 2 ст. 1047 ГК РФ если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от их возникновения.
     
     Прибыль, полученная участниками договора простого товарищества в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей (ст. 1048 ГК РФ).
     
     При этом статьей 1046 ГК РФ установлено, что порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело.
     
     Таким образом, именно юридически грамотно составленный договор о совместной деятельности и соглашения к нему позволяют четко определить имущественные и финансовые отношения между товарищами.
     
     Результаты распределения между участниками договора простого товарищества полученной от совместной деятельности прибыли, а также покрытие расходов и убытков, связанных с их совместной деятельностью, фиксируются в протоколе общего собрания товарищей. Подписанный всеми товарищами протокол общего собрания является документом, на основании которого каждый участник договора простого товарищества имеет право отражать в своих учетных документах данные о сумме полученной лично им прибыли (дохода) и сумме понесенных расходов от совместной с другими товарищами деятельности.
     
     Учитывая, что при объединении индивидуальных предпринимателей и (или) коммерческих организаций в простое товарищество не образуется самостоятельный субъект предпринимательской деятельности, обязанность по уплате установленных на территории Российской Федерации налогов и сборов (в том числе и единого налога на вмененный доход) возлагается на каждого участника простого товарищества.
     
     В этой связи каждый участник договора простого товарищества, осуществляющий виды предпринимательской деятельности, предусмотренные главой 26.3 НК РФ, признается плательщиком единого налога на вмененный доход, исчисленного исходя из установленных настоящим Кодексом в отношении осуществляемых им видов деятельности значений базовой доходности и фактического объема (числа) физических показателей, характеризующих данные виды предпринимательской деятельности, определяемых пропорционально стоимости вкладов товарищей (внесенным товарищами долям имущества) в общее дело, либо установленных (распределенных) в отношении каждого товарища договором о совместной деятельности или дополнительным соглашением товарищей.
     

6. Налогообложение деятельности, осуществляемой на основе агентских договоров

     
     В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
     
     По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя принципал и был бы назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
     
     По сделке совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
     
     Исходя из смысла данной нормы ГК РФ возникновение прав и обязанностей у той или иной стороны агентского договора зависит прежде всего от условий, на которых заключен такой договор, и, в первую очередь, от условия, определяющего сторону сделки (агент или принципал), от имени которой будут совершаться юридические и иные действия.
     
     В связи с этим данное условие будет являться определяющим и при решении вопроса об отнесении к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход сделок по продаже товаров в розницу, совершаемых агентами на основе агентских договоров.
     
     Если вышеуказанные сделки будут совершаться агентом в соответствии с условиями договора от своего имени и за счет принципала через принадлежащий агенту (используемый агентом) объект организации торговли с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров, то такую деятельность агента следует квалифицировать как розничную торговлю, а самого агента переводить на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
     
     Если же данные сделки будут совершаться агентом от имени и за счет принципала через принадлежащий принципалу (используемый принципалом) вышеуказанный объект организации торговли, то к розничной торговле следует относить деятельность принципала и уже его привлекать к уплате единого налога на вмененный доход.
     
     При этом следует иметь в виду, что привлечение принципала к уплате единого налога на вмененный доход осуществляется только по тем объектам организации торговли (тем площадям торговых залов), которые используются им в предпринимательской деятельности на правовых основаниях (наличие права собственности, на основании договора аренды и т.д.) и, следовательно, учитываются в соответствии с главой 26.3 НК РФ в качестве физических показателей базовой доходности.
     
     В этой связи доходы, извлекаемые принципалом от розничной торговли, осуществляемой агентом от имени и за счет принципала через принадлежащий агенту (используемый агентом) на правовых основаниях объект организации торговли, не подпадают под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Налогообложение таких доходов принципала производится в общеустановленном порядке.
     
     В аналогичном порядке производится и налогообложение доходов, полученных агентом от осуществляемой им от своего имени и за счет принципала розничной торговли через принадлежащий принципалу (используемый принципалом) на правовых основаниях объект организации торговли.
     

7. Налоговая база

     
     Налоговой базой для исчисления единого налога признается величина вмененного дохода, определяемая налогоплательщиком расчетным путем исходя из установленных п. 3 ст. 346.29 НК РФ значений базовой доходности в месяц на единицу соответствующего физического показателя базовой доходности, а также значений корректирующих коэффициентов базовой доходности К1, К2 и К3.
     
     При исчислении налоговой базы используется следующая формула расчета:
     

ВД = (БД х (N1 + N2 + N3) х К1 х К2 х К3),

     
     где ВД - величина вмененного дохода;
     
     БД - значение базовой доходности в месяц на единицу соответствующего физического показателя;
     
     N1, N2, N3 - фактическое количество (объем) физических показателей в каждом полном месяце налогового периода;
     
     К1, К2, К3 - корректирующие коэффициенты базовой доходности.
     
     В случае изменения в течение налогового периода количественных значений физического показателя налогоплательщики при исчислении налоговой базы учитывают такое изменение с начала того месяца, в котором это изменение имело место.
     
     Пример.
     
     Индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, с 1 января 2003 года переведен на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Базовая доходность по осуществляемому им виду предпринимательской деятельности составляет 8000 руб. в месяц на одного работника.
     
     В январе 2003 года численность работников (включая индивидуального предпринимателя) составила 3 человека, в феврале - 5 человек, а в марте - 10 человек.
     
     Значения корректирующих коэффициентов базовой доходности: К1 - 1,0; К2 - 0,7; К3 - 1,0.
     
     Налоговая база по итогам налогового периода составит 100 800 руб. [8000 руб. х (3 чел. + 5 чел. + 10 чел.) х 1,0 х 0,7 х 1,0].
     
     Вновь зарегистрированные налогоплательщики исчисляют налоговую базу за налоговый период исходя из полных месяцев налогового периода, следующих за месяцем их государственной регистрации.
     
     Пример.
     
     Физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя 25 января 2003 года. Вид предпринимательской деятельности - оказание ветеринарных услуг. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации данный вид деятельности подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Базовая доходность по указанному виду предпринимательской деятельности - 5000 руб. в месяц на одного работника.
     
     В январе предприниматель не приступил к осуществлению вышеуказанного вида предпринимательской деятельности. В феврале он осуществлял свою деятельность без привлечения наемных работников, а в марте численность работников (включая самого предпринимателя) составила 8 человек.
     
     Значения корректирующих коэффициентов базовой доходности: К1 = 1,0; К2 = 0,5; К3 = 1,0.
     
     Налоговая база по итогам налогового периода (февраль - март 2003 года) составит 22 500 руб. [5000 руб. х (1 чел. + 8 чел.) х 1,0 х 0,5 х 1,0].
     

8. Налоговая ставка и порядок уплаты налога

     
     Единый налог на вмененный доход исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода (квартала) по ставке 15,0 % от исчисленной ими налоговой базы (вмененного дохода) по формуле:
     

ЕН = ВД х 15,0 : 100,

     
     где ВД - налоговая база (вмененный доход) за налоговый период (квартал);
     
     15,0 : 100 - налоговая ставка.
     
     При этом сумма исчисленного за налоговый период единого налога уменьшается налогоплательщиками на сумму уплаченных за этот же период времени страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в сферах деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
     
     При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена более чем на 50 % по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
     
     При применении данного положения необходимо иметь в виду следующее.
     
     Налогоплательщики уменьшают (но не более чем на 50 %) сумму исчисленного ими за налоговый период единого налога на сумму исчисленных и уплаченных по всем основаниям за этот же период времени страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
     
     Таким образом, сумма исчисленного за налоговый период единого налога на вмененный доход подлежит уменьшению налогоплательщиками только на сумму фактически уплаченных ими [в пределах суммы исчисленных (подлежащих уплате) за налоговый период] на дату представления налоговой декларации по единому налогу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
     
     Налогоплательщики, уплатившие после представления налоговой декларации по единому налогу сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за последний месяц отчетного периода по страховым взносам, вправе уточнить свои налоговые обязательства по единому налогу за истекший налоговый период, представив в установленном порядке в налоговые органы уточненные налоговые декларации по единому налогу.
     
     Согласно ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, обязаны уплачивать единый налог по месту осуществления такой деятельности.
     
     В целях реализации налогоплательщиками данного положения НК РФ по каждому месту осуществления деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход (месту уплаты единого налога), налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, осуществляющие по месту нахождения таких обособленных подразделений предпринимательскую деятельность, подпадающую под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, представляют налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход в налоговый орган по месту осуществления такой деятельности.
     

     Сумма исчисленных и уплаченных за каждое обособленное подразделение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется налогоплательщиками-организациями пропорционально налоговой базе по страховым взносам, исчисленной по каждому такому подразделению.
     
     Основаниями для включения в налоговую декларацию по единому налогу данных об исчисленных и уплаченных за обособленное подразделение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются составленный налогоплательщиком-организацией в произвольной форме расчет, а также копия платежного документа, подтверждающая уплату общей суммы исчисленных за отчетный (налоговый) период страховых взносов, заверенные налоговым органом по месту постановки на учет (месту нахождения) налогоплательщика-организации.
     
     Данный порядок распределения по каждому месту осуществления деятельности общей суммы исчисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, занятых деятельностью, облагаемой единым налогом, распространяется и на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности труд наемных работников.
     
     Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, уплаченных налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями за свое страхование, учитывается индивидуальными предпринимателями при исчислении единого налога на вмененный доход по одному из мест осуществления деятельности (по их выбору) на основании копий платежных документов, заверенных налоговым органом по месту их жительства. При этом в целях исключения случаев повторного зачета вышеуказанных сумм страховых взносов по другим местам осуществления деятельности налоговым органом, получившим налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход, в которую включена такая сумма страховых взносов, на копиях представленных налогоплательщиком платежных документов, проставляется отметка о зачете данной суммы страховых взносов.
     
     Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ) гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога (далее - работодатели), пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом, и за счет средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей 1 МРОТ, установленный федеральным законом.
     
     Таким образом, в целях исчисления единого налога на вмененный доход под суммой выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности следует понимать сумму средств, израсходованную налогоплательщиком в течение налогового периода (квартала) на выплату работникам, занятым в сферах деятельности налогоплательщика, облагаемых единым налогом на вмененный доход, пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц 1 МРОТ, установленный законодательством Российской Федерации.
     

     Исходя из этого плательщики единого налога на вмененный доход, вступившие в соответствии со ст. 3 Закона N 190-ФЗ в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию работающих у них граждан и осуществляющие в течение налогового периода по единому налогу выплату таким гражданам пособий по временной нетрудоспособности полностью за счет средств ФСС РФ, лишаются права на уменьшение суммы исчисленного ими за соответствующий налоговый период единого налога на сумму выплаченных за этот же период времени из средств этого Фонда пособий по временной нетрудоспособности.
     

(Продолжение следует)