утвержденные Минтрансом России 29.04.2003
_____
*1 Для удобства пользования текст Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте и комментарий объединены; при этом текст Руководящего документа выделен полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом.
Срок действия до 01.01.2008
Извлечения
Комментарий*1
_____
*1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. Комментарии… — 2004. — N 1/1. — С. 79.
В.Р. Захарьин
В населенных пунктах, не приведенных в табл. 1 (см.: Налоговый вестник. Комментарии… - 2004. — N 1/1. — С. 84-86), обязательным условием применения поправочных коэффициентов является наличие светофоров и других знаков дорожного движения. При этом минимальное количество светофоров не ограничено. Что касается знаков дорожного движения, то с большой долей уверенности можно утверждать, что имеются в виду знаки, которые влияют на скорость движения (ограничение скорости, приоритета и т.д.).
Под работой, требующей частых технологических остановок, может подразумеваться, например, работа внутригородских автобусов, работа почтовых автомобилей, работа, связанная с инкассацией выручки в организациях мелкорозничной торговли, и т.п.
При использовании поправочных коэффициентов при эксплуатации новых автомобилей и автомобилей после капитального ремонта следует иметь в виду, что первая тысяча километров исчисляется с первого километра по спидометру (или первого километра после капитального ремонта), а не с первого километра эксплуатации в организации, приобретшей автомобиль (получившей автомобиль из капитального ремонта). На практике новые автомобили поступают с некоторым начальным пробегом.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России 29.04.2003 (далее - Нормы расхода ГСМ), не уточняют, что именно подразумевается под сроком эксплуатации (более 5 или 8 лет). Из экономического и технологического содержания основания применения поправочных коэффициентов можно сделать вывод, что в расчет должен приниматься только срок фактической эксплуатации без учета периодов, когда автомобиль находился в консервации, капитальном ремонте или простаивал по иным причинам более одного месяца. За основу здесь можно принять принципы начисления амортизационных отчислений: периоды, во время которых амортизация не начислялась, не должны учитываться при определении вышеуказанных сроков.
Категорирование автомобильных дорог производится по СНиП 2.05.02-85 "Строительные нормы и правила “Автомобильные дороги”". В частности, указываются следующие характеристики отдельных категорий дорог (см. табл. 2).
Таблица 2
Категория дороги |
Расчетная интенсивность движения, авт/сут |
Народно-хозяйственное и административное значение автомобильных дорог | |
|
приведенная к легковому автомобилю |
в транспортных единицах |
|
I-а |
св. 14 000 |
св. 7000 |
Магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения (в том числе для международного сообщения) |
I-6 |
св. 14 000 |
св. 7000 |
Автомобильные дороги общегосударственного |
II |
св. 6000 до 14 000 |
св. 3000 до 7000 |
(не отнесенные к категории 1-а), республиканского, областного (краевого) значения |
III |
св. 2000 до 6000 |
св. 1000 до 3000 |
Автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения (не отнесенные к категориям 1-6 и II), дороги местного значения |
IV |
св. 200 до 2000 |
св. 100 до 1000 |
Автомобильные дороги республиканского, областного (краевого) и местного значения (не отнесенные к категориям 1-6, II и III) |
V |
до 200 |
до 100 |
Автомобильные дороги местного значения(кроме отнесенных к категориям III и IV) |
Для планирования и нормирования расхода ГСМ в организации существенное значение могут иметь средние (расчетные) скорости движения автомобильного транспорта на дорогах различных категорий. СНиП 2.05.02-85 установлены следующие расчетные скорости (см. табл. 3).
Таблица 3
Категория |
Расчетные скорости, км/ч | ||
дороги |
основные |
допускаемые на трудных участках местности | |
|
|
пересеченной |
горной |
I-а |
150 |
120 |
80 |
I-6 |
120 |
100 |
60 |
II |
120 |
100 |
60 |
III |
100 |
80 |
50 |
IV |
80 |
60 |
40 |
V |
60 |
40 |
30 |
Данные о среднесуточной температуре воздуха (в случае применения поправочных коэффициентов по данному основанию) можно получать в местных отделениях метеорологической службы. Если такое получение невозможно или связано с существенными дополнительными затратами, данный показатель можно рассчитать самостоятельно. При этом следует учитывать, что для определения среднесуточной температуры замеры, как правило, производятся трижды в течение суток - в 6-00, 15-00 и 22-00. Для подтверждения расчетов при последующих проверках необходимо документальное оформление производимых замеров. Кроме того, следует считаться с возможностью получения проверяющими органами вышеуказанной информации из других источников.
В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ территория пригородной зоны города включает земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города, территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города (территория резерва для развития поселения), размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций. Зонирование территорий пригородных зон городов определяется в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории субъекта Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации (в том числе пригородной зоны), района (уезда), сельского округа (волости, сельсовета), а также в генеральных планах городов, разрабатываемых вместе с их пригородными зонами, с учетом земле- и лесоустроительной документации. Из вышеприведенного можно сделать вывод, что для применения данного поправочного коэффициента всеми автомобилями организации необходимо иметь копию соответствующей схемы градостроительного планирования. Для автобусов коэффициент может применяться в зависимости от того, на каком маршруте работает автобус (городской, пригородный, междугородный). Впрочем, речь идет о понижающем коэффициенте, применение которого для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения вряд ли будет широко распространенным. Более вероятно использование вышеуказанного поправочного коэффициента при планировании потребности в ГСМ и определении нормативной себестоимости продукции, работ или услуг.
На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) допускается увеличивать нормативный расход топлива до 1,0 % от общего количества потребляемого данной организацией топлива, а не по каждому отдельному автомобилю. При этом в организации должна быть установлена методика определения относительного количества единиц АТС, используемых при выполняемых работах. Иными словами, вышеуказанный поправочный коэффициент может применяться не ко всему расходу топлива за определенный период, а только в отношении тех автомобилей, которые непосредственно осуществляют внутригаражные разъезды и при эксплуатации которых возникает необходимость расходования топлива на технические надобности, например, в случае если в каком-либо отчетном периоде технические осмотры (кроме ежедневных) не проводились, применение поправочного коэффициента может быть признано экономически не-обоснованным со всеми вытекающими последствиями.
В соответствии с п. 48 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 N 207, к технологическим относятся перевозки грузов, осуществляемые без выезда автомобиля на автомобильную дорогу общего пользования (внутрихозяйственные, внутризаводские, внутриобъектные, внутрипостроечные перевозки и т.п.).
В любом случае (включая ситуацию, при которой поправочные коэффициенты вводятся органами местного самоуправления) конкретные размеры коэффициентов по группам АТС (или по отдельным автомобилям в организациях, где количество автомобилей невелико) должны быть установлены распорядительным документом (приказом или распоряжением) руководителя организации. Целесообразно этим же приказом (или распоряжением) установить меры материального и иного стимулирования работников автотранспорта за экономию ГСМ.
Если при эксплуатации автомобиля имеется право на применение нескольких поправочных коэффициентов, их размеры складываются (а не перемножаются). Например, если автомобиль эксплуатируется в горной местности высотой до 2000 м (коэффициент 10 %), в населенном пункте с численностью населения до 100 тыс. человек (5 %) и в условиях зимнего времени (15 %), суммарный коэффициент будет равен 30 % (10 % + 5 % + 15 %).
Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного и природного характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива по распоряжению руководителей местных администраций регионов страны, министерств и ведомств - при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (ФГУП НИИАТ).
Для новых моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом России не утверждены базовые нормы расхода топлива (отсутствующие в данном Руководящем документе), руководители местных администраций регионов и предприятий вправе вводить в действие разрабатываемые ФГУП НИИАТ в установленном порядке временные нормы, действующие до их утверждения Минтрансом России при переутверждении или дополнении данного Руководящего документа.
Таким образом, нормативный характер вновь вводимым поправочным коэффициентам или нормам на новые марки и модификации автомобилей может быть придан только после согласования этих норм с ФГУП НИИАТ (коммерческой организацией). Другим вариантом является заказ на разработку новых норм или коэффициентов указанной организацией. Так как подобная разработка будет осуществляться на коммерческой основе, следует оценить экономическую эффективность такого мероприятия (сопоставить расходы по оплате услуг федерального государственного унитарного предприятия с экономией на сумме налога на прибыль в результате применения повышенных коэффициентов или более высоких норм расхода).
1.1. Легковые автомобили
Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), (1)
где:
Qн - нормативный расход топлива, литры;
Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Формула (1) предназначена для расчета норм расхода топлива для легковых автомобилей только с учетом пробега. Если на автомобиле установлен кондиционер или "климат-контроль", работающие во время стоянки, норма по данному основанию должна прибавляться.
Ниже приводятся нормы расхода ГСМ (выборка) по наиболее распространенным маркам автомобилей, эксплуатируемым организациями производственной и торговой сферы (все двигатели карбюраторные, поэтому графа "Топливо" не приводится).
1.1.1. Легковые автомобили отечественные и стран СНГ (выборка)
Модель, марка, модификация автомобиля |
Базовая норма, |
1 |
2 |
BA3-2106(BA3-2106-4L-l,57-75,5-5M)* |
8,5 |
ВАЗ-2106 (BA3-2106-4L-l,57-75,5-4M), ВАЗ-21061, ВАЗ-21063 |
9,0 |
BA3-2107(BA3-2103-4L-l,45-72,5-4M) |
8,6 |
ВАЗ-2108, -2108 "Спутник", -21081, -21083, -2109 |
8,0 |
ВАЗ-21093; -21099 l,5i (BA3-21083-20-4L-1,5-71-5M) |
7,5 |
BA3-21099(BA3-2111-4L-l,499-79-5M) |
7,7 |
ВАЗ-2110 1,51 (BA3-21083-20-4L-1,5-71-5M) |
7,4 |
BA3-2120(BA3-2130-4L-l,774-82-5M) |
10,7 |
ВАЗ-2121, -21211 |
12,0 |
BA3-21213(BA3-21213-4L-1,690-80-5M) |
11,5 |
ГАЗ-24, -24-10, -24-60 |
13,0 |
ГАЗ-24-01, -24-03, -24-11, -24-14, -24Т |
13,5 |
ГАЗ-24-02, -24-04 |
14,0 |
* Обозначение основных параметров двигателя и коробки передач (по данным изготовителей): |
1.1.2. Легковые автомобили зарубежные (выборка)
Модель, марка, модификация автомобиля |
Базовая норма, |
1 |
2 |
Daewoo Nexia 1.5 GL (4L-l,498-75-5M) |
7,7 |
Ford Escort 1.6 (4L-1,597-90-5M) |
8,3 |
Ford Focus 2.0 (4L-1,989-130-5M) |
8,5 |
Ford Focus 1.6 16V (4L-1,597-90-5M) |
8,1 |
Ford Mondeo 2.0i CLX (4L-1,988-136-5M) |
8,8 |
Ford Mondeo 1.8 (4L-1,796-116-5M) |
8,2 |
Ford Taurus 3.0 (6V-3,0-203-4A) |
13,5 |
Jeep Cherokee 4.0 (брон., 6L-3,96-184-5M) |
15,5 |
Jeep Cherokee 4.0 (6L-4,0-185-5M) |
13,5 |
Mercedes-Benz E 200 (4L-1,998-136-5M) |
9,5 |
Mercedes-Benz E 240 (6V-2,398-170-5A) |
11,0 |
Mercedes-Benz E 280 (6L-2,799-193-5A) |
12,4 |
Mercedes-Benz E 320S (6L-3,199-220-5A) |
12,0 |
Mercedes-Benz E 320S (6L-3,199-220-4A) |
12,8 |
Mercedes-Benz E 430 (8V-4,266-279-5A) |
12,6 |
Mercedes-Benz S 500 (8V-4,973-320-4A) |
16,7 |
Mercedes-Benz S 600 (12V-5,987-394-5A) |
16,8 |
Opel Astra Caravan 1.4i (4L-l,389-82-5M) |
8,0 |
Opel Omega 2.0 16V (4L-1,998-136-5M) |
9,5 |
Opel Vectra 2.0i (4L-1,998-136-5M) |
8,8 |
Peugeot 205 (4L-l,361-75-5M) |
7,0 |
Peugeot 306 (4L-l,361-75-5M) |
7,7 |
Peugeot 406 SL (4L-1,761-110-5M) |
8,5 |
Peugeot 607 (4L-2,231-158-5M) |
9,6 |
Renault Megane 1.6e (4L-1.6-90-5M) |
7,5 |
Skoda Felicia Combi LX 1.3 (4L-l,289-58,5-5M) |
7,3 |
Skoda Oktavia 1.6 (4L-l,598-75-5M) |
7,8 |
Skoda Octavia Combi 1.6 (4L-1,595-101-5M) |
8,7 |
Skoda Octavia Combi 1.8 SIX (4L-1,781-125-5M) |
9,0 |
Volkswagen Passat 1.8T (4L-1,781-150-5M) |
8,7 |
Volvo S40 1.8i 16V (4L-1,731-115-5M) |
8,3 |
Volvo S70 2.0i 10V (5L-1,984-126-4A) |
10,4 |
Volvo S70 2.5i (5L-2,435-170-5M) |
10,0 |
Volvo S80 2.4i (5L-2,435-170-5M) |
9,4 |
Volvo S90 3.0i (6L-2,922-180-5M) |
11,8 |
Volvo 940 Т 2.3 (4L-2,32-135-5M) |
10,5 |
Volvo 960 2.5 (6L-2,47-168-5M) |
11,5 |
Volvo 960 3.0 (6L-2,922-204-5M) |
12,2 |
1.2. Автобусы
Для автобусов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x Т, (2)
где:
Qн - нормативный расход топлива, литры;
Hs - транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);
S - пробег автобуса, км;
Нот - норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу ото пителя (отопителей), л/час;
Т - время работы автомобиля с включенным отопителем, час;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в про центах.
Для установления норм расхода топлива и определения права на использование поправочных коэффициентов при планировании перевозок автобусами следует учитывать следующие положения нормативных документов.
В соответствии с п. 15 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Первым заместителем Министра транспорта России 29 сентября 1997 года, маршруты по режимам движения автобусов подразделяются:
- на обычные маршруты со всеми остановками (со средней длиной перегона 0,4-0,6 км);
- на полуэкспрессные маршруты, имеющие остановочные пункты в крупных пассажирообразующих и пересадочных узлах, с длиной перегона от 1,0 до 2,5 км;
- на экспрессные маршруты, имеющие минимальное количество промежуточных остановочных пунктов, связывающие крупные пассажирообразующие пункты с вокзалами, аэропортами, пристанями и т.п.;
- на экскурсионные маршруты.
Таким образом, поправочный коэффициент при работе автобусов с частыми остановками может применяться на обычных и экскурсионных маршрутах, а также на полуэкспрессных маршрутах в населенных пунктах.
Кроме того, следует учитывать, что в некоторых случаях требования нормативных документов прямо ограничивают скорость передвижения автобусов. Так, в соответствии с п. 157 вышеупомянутых Временных правил при специальных перевозках детей принимаются дополнительные меры по безопасности движения:
- движение автобусов осуществляется со скоростью не более 60 км/час с включением ближнего света фар;
- при движении автобусов, осуществляющих массовые перевозки детей колонной, скорость движения не превышает 40 км/час.
При определении норм расхода топлива при эксплуатации автобусов следует учитывать необходимость обогрева салонов в зимнее и холодное время. Для этого Нормами расхода ГСМ установлены отдельные нормы (на работу отопителя).
Наиболее распространенными являются следующие марки и модификации автобусов (см. выборку) (буква "Д" в графе "Топливо" означает, что автобус оснащен дизельным двигателем, в остальных случаях - карбюраторным).
1.2.1. Автобусы отечественные и стран СНГ (выборка)