Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Юридическая практика

    
Юридическая практика

     
     В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

    

Условия, при которых налогоплательщику может быть произведен зачет или возврат излишне уплаченного налога, предусмотрены НК РФ

     
     В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном вышеуказанной статьей настоящего Кодекса.
     
     Сумма излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
     
     Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
     
     Кроме того, НК РФ не предусматривает возможности направления сумм излишне уплаченного налога (даже при отсутствии недоимки по тому же бюджету) на погашение недоимки в другой бюджет. Вышеуказанная сумма может быть засчитана в счет предстоящих платежей по тому же бюджету, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога, или подлежит возврату налогоплательщику.
     
     Согласно п. 8, 9 ст. 78 НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога.
     
     Таким образом, в случае обращения налогоплательщика в 2003 году по поводу возврата переплаты по налогам, образовавшейся в 1998 или в 1999 году (то есть по истечении трехгодичного периода времени, в течение которого организация вправе требовать возврата излишне уплаченных сумм налогов), у налоговых органов отсутствуют правовые основания для возврата сумм данной переплаты.
     
     Статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) устанавливает течение срока исковой давности со дня, когда лицо узнало о нарушении своего права. Однако этой же статьей ГК РФ определено, что изъятия из этого правила устанавливаются вышеуказанным Кодексом и иными законами.
     
     В данном случае к иным законам относится вступившая в действие с 1 января 1999 года часть первая НК РФ - федерального закона, регулирующего налоговые отношения.
     
     Учитывая вышеизложенное, установленная гражданским законодательством норма, определяющая течение срока исковой давности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, в данном случае не применяется.
     
     Налоговый орган возвращает суммы излишне уплаченного налога в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При этом следует иметь в виду, что при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням возврат излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета вышеуказанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
     
     В целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации МНС России издало приказ от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов".
     
     Вышеуказанным приказом МНС России разъяснено, что возврат налогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентам излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и других обязательных платежей из бюджета либо внебюджетного фонда производится при условии фактического зачисления данных сумм на счета по учету доходов бюджетов или внебюджетных фондов.
     
     При этом налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
     
     Операция зачета переплат по одному налогу в погашение задолженности по другим налогам (сборам) осуществляется налоговым органом как по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, так и самостоятельно в соответствии с положениями НК РФ.
     
     О всех проведенных операциях по зачету переплат, осуществленных без заявления налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, налоговые органы уведомляют в соответствии со ст. 78, 79 НК РФ налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента не позднее двух недель со дня утверждения руководителем (его заместителем) налогового органа заключения по форме N 21 (см. приложения к вышеуказанному приказу МНС России).
     
     Погашение задолженности по налогам (сборам) не производится, если переплата образовалась в карточке лицевого счета того же юридического лица, но как налогового агента, и наоборот.
     
     Если налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент в заявлении предъявляет требование о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм налоговых платежей, то заключение по форме N 21 оформляется только после соответствующей проверки состояния расчетов с бюджетами по всем налогам (сборам) и иным обязательным платежам (пени, проценты, а также налоговые санкции, по которым имеются судебные акты, вступившие в законную силу, о взыскании вышеуказанных санкций).
     
     При наличии задолженности по налоговым платежам предварительно производится зачет переплаты в погашение данной задолженности. Возврату подлежит остаток незачтенной суммы переплаты.
     
     Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога (сбора) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.
     
     При нарушении сроков возврата налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту излишне уплаченных (взысканных) сумм налога (сбора) или иных обязательных платежей в соответствии со ст. 78, 79 НК РФ производится уплата налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту процентов. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на дни нарушения срока возврата и, соответственно, дни излишнего взыскания налога.
     
     При нарушении сроков возврата налогоплательщику сумм НДС в соответствии со ст. 176 НК РФ на остаток не возмещенной в порядке зачета суммы налога, подлежащей возврату на расчетный счет налогоплательщика, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
     
     При нарушении сроков возврата налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту излишне уплаченных сумм налога (сбора) или иного обязательного платежа в порядке, определенном ст. 78 НК РФ, проценты начисляются по истечении одного месяца с даты подачи заявления налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом о возврате излишне уплаченных сумм налога (сбора) или иного обязательного платежа.
     

Уполномоченный представитель налогоплательщика вправе подписывать налоговые декларации, и, соответственно, налоговые органы не имеют оснований для отказа в приеме такой декларации

     
     В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
     
     Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.
     
     Согласно ст. 26, 27, 29 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     При этом личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в вышеуказанных правоотношениях.
     
     Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, осуществляющее свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, определенном гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять вышеуказанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
     
     При этом действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
     
     Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также то, что иное не предусмотрено НК РФ, уполномоченный представитель налогоплательщика, осуществляющий свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, вправе подписывать налоговые декларации налогоплательщика.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу главы 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 настоящего Кодекса, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.
     
     В связи с этим при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.
     
     Согласно п. 2 ст. 29 НК РФ не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, судьи, следователи и прокуроры.     


В отношении лиц, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах и не представляющих отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности, законодательством Российской Федерации предусмотрены соответствующие меры воздействия

     
     Постановка на учет в налоговых органах организаций и физических лиц осуществляется в соответствии с положениями НК РФ, приказа МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц", другими документами МНС России.
     
     Согласно ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
     
     При этом нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока постановки на учет в налоговом органе, а также уклонение от постановки на учет в налоговом органе влекут применение к налогоплательщику мер ответственности в соответствии со ст. 116, 117 настоящего Кодекса.
     
     Так, в соответствии со ст. 116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
     
     Нарушение вышеуказанного срока подачи заявления на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
     
     Статьей 117 НК РФ предусмотрено, что ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.
     
     Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     

     В силу подпункта 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
     
     Так, непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок является основанием привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ, так как обязанность по представлению в соответствующих случаях налоговой декларации закреплена подпунктом 4 п. 1 ст. 23 настоящего Кодекса.
     
     Кроме того, в силу п. 2 ст. 76 НК РФ в случае непредставления налогоплательщиками-организациями и налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций руководителем (его заместителем) налогового органа может быть принято решение о приостановлении операций этих налогоплательщиков по их счетам в банке, отменяемое решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления вышеуказанными налогоплательщиками налоговой декларации.
     
     Аналогичные меры воздействия к налогоплательщикам в случае непредставления ими (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет, налоговые органы вправе применять в соответствии с п. 6 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".