Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении имущества организаций в 2004 году


О налогообложении имущества организаций в 2004 году

     
     Е.С. Вылкова,
профессор кафедры финансов СПбГУЭФ, д.э.н.
     
     До 1 января 2004 года организации исчисляли и уплачивали налог на имущество предприятий согласно Закону РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон N 2030-1). В связи с тем что Закон N 2030-1 не был законом прямого действия, его отдельные положения были закреплены в инструкция Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" и инструкции Госналогслужбы РФ от 15.09.1995 N 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации" (далее - Инструкция N 38).
     
     Согласно Федеральному закону от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" с 1 января 2004 года введена в действие глава 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которой изменяется порядок исчисления и уплаты данного налога. В ст. 372 НК РФ установлены общие положения налогообложения имущества организаций. В частности, что налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В п. 2 ст. 372 НК РФ записано, что "устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу".
     
     Для всестороннего изучения внесенных изменений в налогообложение имущества организаций составлена таблица, содержащая положения Закона N 2030-1, инструкции N 33, инструкции N 38 (положения инструкций приводятся только в случае, если в них содержится информация, созвучная главе 30 НК РФ, и при этом она отсутствует в Законе N 2030-1) и главы 30 НК РФ и произведено их сравнение по всем элементам налогообложения.     


Элемент налогообло- жения

Согласно Закону N 2030-1; инструкции N 33; инструкции N 38

Согласно главе 30 НК РФ

Примечания

Налогопла- тельщики

Предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (о налогообложении имущества кредитных организаций см. письмо МНС России от 13.03.2000 N ВТ-6-04/183) (ст. 1 Закона N 2030-1)

Российские организации (п. 1 ст. 373 НК РФ)


 


 

Филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет (о порядке уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций налогов и сборов в связи с введением НК РФ см. письмо МНС России от 02.03.1999 N ВГ-6-18/151@) (ст. 1 Закона N 2030-1)


 

Согласно ст. 9 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" филиалы и представительства российских юридических лиц, являвшиеся до 1 января 1999 года налогоплательщиками по отдельным налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах, самостоятельно представляют необходимую отчетность в налоговые органы и уплачивают налоги, сборы, пени и штрафы, подлежащие уплате на 1 января 1999 года


 

Компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (о порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации см. Инструкцию N 38) (ст. 1 Закона N 2030-1).
Плательщиками налога на имущество являются иностранные юридические лица - компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их представительства, филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе строительная площадка, строительный, монтажный, шеф-монтажный или сборочный объект независимо от срока выполнения работ, буровая установка или судно, используемые для разведки и разработки природных ресурсов и др.), имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (п. 1.1 Инструкции N 38)

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (п. 1 ст. 373 НК РФ).
Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 2 ст. 373 НК РФ)

Согласно НК РФ группа данных плательщиков должна осуществлять деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
Ранее действовавшее законодательство давало более широкое определение данной группы налогоплательщиков


 

Банк России и его учреждения не являются плательщиками налога по настоящему Закону (ст. 1 Закона N 2030-1)


 

НК РФ данного исключения не содержит. Следовательно, Банк России и его учреждения являются плательщиками налога

Объект налогообло- жения

Налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости (ст. 2 Закона N 2030-1)

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
В целях главы 30 НК РФ иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 374 НК РФ).
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее вышеуказанным иностранным организациям на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ)

Существенно уменьшен объект налогообложения, к которому относятся только основные средства

Налоговая база

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия (ст. 3 Закона N 2030-1)

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ)


 


 

Налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса по следующим счетам бухгалтерского учета:
- 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (за минусом суммы амортизации (износа);
- 04 "Нематериальные активы" (за минусом суммы амортизации, учитываемой на счете 05 "Амортизация нематериальных активов");
- 08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчета 08-3 "Строительство объектов основных средств"; 08-4 "Приобретение объектов основных средств" и 08-5 "Приобретение нематериальных активов");
- 10 "Материалы";
- 11 "Животные на выращивании и откорме";
- 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";
- 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей";
- 20 "Основное производство";
- 21 "Полуфабрикаты собственного производства";
- 23 "Вспомогательные производства";
- 29 "Обслуживающие производства и хозяйства";
- 41 "Товары";
- 43 "Готовая продукция";
- 44 "Расходы на продажу";
- 45 "Товары отгруженные";
- 97 "Расходы будущих периодов";
- другие счета актива баланса по учету иных запасов и затрат(п. 4 инструкции N 33).
При определении налоговой базы по налогу на имущество предприятий стоимость основных средств определяется налогоплательщиком с учетом переоценок, проводимых в установленном порядке (см. письмо МНС России от 17.04.2000 N ВГ-6-02/288) (п. 4 Инструкции N 33)

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (п. 1 ст. 375 НК РФ)

С учетом отмеченных изменений в объекте налогообложения, в соответствии с положениями главы 30 НК РФ уменьшается и налоговая база.
В главе 30 НК РФ не содержится упоминаний о переоценке. Поэтому в учетной политике, основываясь на положениях ПБУ N 6/01, можно отразить подход к переоценке основных средств, хотя НК РФ содержит запись не о восстановительной, а об остаточной стоимости основных средств.
По этим же правилам формируется налоговая база для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянное представительство, так как они поименованы в п. 2 ст. 375 НК РФ


 


 

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода (п. 1 ст. 375 НК РФ)

Ранее действовавшее законодательство такого положения не содержало


 

Отнесение имущества к основным средствам производится в соответствии с нормативно - правовыми актами Российской Федерации (п. 3.2 Инструкции N 38).
Основой для установления стоимости основных средств для целей налогообложения является остаточная стоимость, определяемая исходя из первоначальной стоимости (стоимости приобретения), с учетом начисленного износа по законодательству страны постоянного местопребывания иностранного юридического лица. При этом суммы начисленной амортизации по законодательству страны постоянного местопребывания, принимаемые в уменьшение стоимости имущества, для целей налогообложения не могут превышать за год следующих размеров: категория А (здания и сооружения) - 5 %; категория В (автомобили легковые, конторская мебель и оборудование, компьютеры, информационные системы и средства обработки данных) - 25 %; категория С (другое имущество) - 15 % (п. 3.3 Инструкции N 38).
Имущество, приобретаемое в Российской Федерации, подлежит оценке в совокупности с имуществом, ввозимым иностранным юридическим лицом из-за границы. Оценка стоимости имущества производится по цене приобретения его отделением или по стоимости этого имущества у головного офиса на момент передачи отделению в Российской Федерации с учетом фактически произведенных затрат по его транспортировке, установке, таможенных платежей и других затрат. Моментом передачи отделению имущества головного офиса считается дата принятия к оформлению грузовой таможенной декларации. Для определения стоимости имущества в первый год приобретения могут приниматься во внимание также данные, указанные в грузовых таможенных декларациях. В случае отсутствия счетов на приобретение имущества в Российской Федерации, а также если стоимость имущества не отражена в выписке из головного офиса, представляемой в соответствии в п. 5.2, данное имущество учитывается для целей налогообложения по рыночным ценам (п. 3.4 Инструкции N 38)

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации (п. 2 ст. 375 НК РФ)

В НК РФ существенно изменен порядок формирования налоговой базы для иностранных организаций


 


 

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов (п. 2 ст. 375 НК РФ)

Это положение введено НК РФ. В этой норме НК РФ содержится термин "переоценка", хотя, как отмечено ранее, в п. 1 ст. 375 НК РФ о переоценке не упоминается


 

Сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия


 

НК не содержит указаний на пропорции распределения налога между уровнями бюджетной системы


 

Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнаши- вающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.
Причитающаяся к уплате в бюджет сумма налога по месту нахождения головного предприятия уменьшается также на исчисленные суммы налога по филиалам и другим аналогичным подразделениям этого предприятия, имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, которые вносятся ими в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в общеустановленном порядке (п. 13 Инструкции N 33) (см. письмо МНС России от 10.05.2000 N 04-3-07/412).
Данные, необходимые для исчисления и уплаты налога (размеры действующих ставок налога на территории субъекта Российской Федерации, расчеты среднегодовой стоимости имущества территориально обособленных подразделений и расчеты по налогу за соответствующие отчетные периоды, а также реквизиты счетов для зачисления налога в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов) этим подразделениям рекомендуется направлять головному предприятию в сроки, обеспечивающие своевременное представление налоговым органам квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
Организации, в состав которых входят филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, уплачивают налог на имущество предприятий по месту нахождения указанных подразделений в порядке, предусмотренном для уплаты налога на имущество предприятий по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета (п. 13 Инструкции N 33)

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам (п. 1 ст. 376 НК РФ).
В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества, указанных в п. 2 ст. 375 настоящего Кодекса, - инвентаризационной стоимости) объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 376 НК РФ)

Принципиальных различий между положениями НК РФ и инструкции Госналогслужбы РФ от 08.06.1995 N 33 нет. См также замечания по предыдущей строке


 


 

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с настоящей главой (п. 3 ст. 376 НК РФ)

Данный пункт не содержит ничего нового по сравнению с прежним законодательством


 

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (I квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.
Если предприятие создано с начала какого-либо квартала, кроме первого, среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на первое число квартала создания (1 апреля, 1 июля, 1 октября), половины стоимости на первое число следующего за отчетным периодом месяца и стоимости имущества на первое число всех остальных кварталов отчетного периода.
Если предприятие создано в первой половине квартала (до 15 числа второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества период создания принимается за полный квартал; если предприятие создано во второй половине квартала, среднегодовая стоимость рассчитывается начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом создания (п. 3 Инструкции N 33)

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ)

Изменен порядок расчета среднегодовой стоимости имущества (вместо средней хронологической по кварталам рассчитывается средняя арифметическая по месяцам)


 


 

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, указанного в п. 2 ст. 375 настоящего Кодекса, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 5 ст. 376 НК РФ)

Ранее действовавшее законодательство не содержало подобных положений

Налоговые льготы

Данным налогом не облагается имущество:
(см. Методические рекомендации для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, доведенные до налоговых органов письмом МНС России от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197)

Освобождаются от налогообложения:


 


 

а) бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ст. 4);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена


 

коллегий адвокатов, адвокатских бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации (их учреждений), Федеральной палаты адвокатов (ст. 4 Закона N 2030-1)

имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций (подпункт 14 ст. 381 НК РФ)

Вместо льготы для адвокатских палат субъектов Российской Федерации (их учреждений) и Федеральной палаты адвокатов с 2004 года предусматривается льгота для юридических консультаций


 

б) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйст- венной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена


 

в) специализированных протезно - ортопедических предприятий (ст. 4 Закона N 2030-1);

имущество специализированных протезно - ортопедических предприятий;

Изменений для данной категории налогоплательщиков не произошло


 

г) используемое исключительно для нужд образования и культуры (ст. 4 Закона N 2030-1);

объекты социально - культурной сферы организаций, используемые ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (подпункт 7 ст. 381 НК РФ). Данная льгота действует только до 1 января 2006 года

Освобождается от налогообложения не все имущество, а только объекты социально - культурной сферы. Одновременно расширен перечень учреждений, имущество которых освобождается от налогообложения


 


 

объекты организаций, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке (подпункт 5 ст. 381 НК РФ);

В ранее действовавшем законодательстве налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не была предусмотрена


 

д) религиозных объединений и организаций, национально - культурных обществ (ст. 4 Закона N 2030-1);

религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности (подпункт 2 ст. 381 НК РФ);

Произошло сокращение льготируемого имущества для религиозных организаций. Национально - культурные общества в настоящее время согласно НК РФ не имеют льгот


 

е) предприятий народных художественных промыслов (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена


 

ж) используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. 4 Закона N 2030-1) (см. письмо Госналогслужбы России от 06.05.1997 N СШ-6-02/348);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена


 

з) жилищно - строительных, дачно - строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена


 

общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена


 

и) общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников (ст. 4 Закона N 2030-1);

общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно - спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их родителям (подпункт 3 ст. 381 НК РФ);

Произошло ужесточение налогового режима для общественных организаций инвалидов.
Такие же положения приводятся в ст. 239 НК РФ, определяющей льготы по единому социальному налогу


 

к) научно - исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно - исследовательскую, опытно - производственную или экспериментальную базу (ст. 4 Закона N 2030-1);

научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно - исследовательской) деятельности (подпункт 16 ст. 381 НК РФ). Данная льгота действует до 1 января 2006 года;

Введены определенные изменения в налогообложении данной категории налогоплательщиков, и действие льготы распространяется только до 1 января 2006 года


 

государственных научных центров, а также научно - исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно - экспериментальных предприятий независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно - исследовательские, опытно - конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 % (ст. 4 Закона N 2030-1) (см. письмо МНС России от 20.12.2002 N 21-4-05/1/210-АО469);

имущество государственных научных центров (подпункт 15 ст. 381 НК РФ);

Произошло распространение освобождения на научно - исследовательские, конструкторские учреждения (организации), опытные и опытно - экспериментальные предприятия, в объеме работ которых научно - исследовательские, опытно - конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 %


 

л) используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК налоговая льгота для данного вида имущества не предусмотрена


 

м) предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (ст. 4 Закона N 2030-1);

организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций (подпункт 1 ст. 381 НК РФ);

У данной категории освобождается только имущество, используемое для осуществления возложенных на них функций


 

н) Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов Российской Федерации, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения) (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена


 

о) специализированных предприятий (по перечню, утвержденному Правительством РФ), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями (ст. 4 Закона N 2030-1);

организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями (подпункт 4 ст. 381 НК РФ);

В НК РФ не содержится бланкетной нормы на перечень, утвержденный Правительством РФ. Освобождается от налогообложения не все имущество, а только используемое для производства соответствующих аппаратов


 

п) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена


 

р) иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально - экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления (ст. 4 Закона N 2030-1). Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством РФ;


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена


 

с) профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований (ст. 4 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков не предусмотрена

Стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообло- жения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость

а) объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика (ст. 5 Закона N 2030-1);

организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов (подпункт 6 ст. 381 НК РФ). Данная льгота действует до 1 января 2006 года;

В НК РФ не упоминается социально - культурная сфера. Ранее льгота предоставлялась по имуществу, находящемуся на балансе налогоплательщика, а в настоящее время согласно НК РФ если учреждения финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов (федеральный бюджет не поименован)


 

б) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны (письмом Госналогслужбы России от 16.02.1995 N НИ-4-04/6н утвержден перечень объектов, используемых для охраны природы и пожарной безопасности) (ст. 5 Закона N 2030-1);


 

В НК РФ налоговая льгота для данного вида имущества не предусмотрена


 

в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы (ст. 5 Закона N 2030-1) (согласно письму Департамента налоговой политики Минфина России от 29.08.2000 N 04-05-06/68 данная льгота может применяться организацией, являющейся балансодержателем имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, даже в случае сдачи его в аренду, при условии, что оно используется арендатором по целевому назначению; согласно письму Департамента налоговой политики Минфина России от 06.06.2000 N 04-05-06/47 данная льгота может применяться организацией, являющейся балансодержателем имущества, используемого для выращивания, лова и переработки рыбы, даже в случае сдачи его в аренду, при условии, что оно используется арендатором строго по целевому назначению);


 

В НК РФ налоговая льгота для данного вида имущества не предусмотрена


 

г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно - технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов (ст. 5 Закона N 2030-1) (О перечне электросетевых объектов, входящих в состав линий энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов, см письмо МНС России от 11.05.2001 N ВТ-6-04/379);

организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания (подпункт 10 ст. 381 НК РФ);
организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ (подпункт 11 ст. 381 НК РФ);

В НК РФ не поименованы линии связи. По линиям электропередач льгота предоставляется не для сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии данных объектов, а являющихся неотъемлемой технологической частью объектов. В НК РФ содержится бланкетная норма, согласно которой Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ


 

д) спутников связи (ст. 5 Закона N 2030-1);