Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Налог на имущество в 2004 году


Налог на имущество в 2004 году*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2004. - N 1. - С. 158.

С.А. Верещагин,
ведущий эксперт ИНФОРМЦЕНТРА ХХI века


7. Льготы по налогу

     
     В соответствии со ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) существенно сокращен перечень организаций, освобожденных от уплаты налога, и льготируемого имущества по сравнению с тем, который был предусмотрен ст. 4 и 5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон N 2030-1).
     
     С 1 января 2004 года становятся плательщиками налога на имущество организаций:
     
     - бюджетные учреждения и организации, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, которые пользовались льготой по налогу в соответствии с п. "а" ст. 4 Закона N 2030-1;
     
     - предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, которые пользовались льготой согласно подпункту "б" ст. 4 Закона N 2030-1*1;
     _____
     *1 Если вышеуказанные предприятия являются в соответствии с главой 26.1 НК РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" плательщиками единого сельскохозяйственного налога, то они согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ освобождаются от уплаты налога на имущество.
     
     - организации по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов, которые были освобождены от уплаты налога также согласно п. "б" ст. 4 Закона N 2030-1;
     
     - национально-культурные общества, пользовавшиеся льготой в соответствии с п. "д" ст. 4 Закона N 2030-1;
     
     - предприятия народных художественных промыслов, освобождавшиеся от уплаты налога согласно п. "е" ст. 4 Закона N 2030-1;
     
     - жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие товарищества, пользовавшиеся льготой согласно п. "з" ст. 4 Закона N 2030-1;
     
     - общественные объединения, ассоциации, осуществляющие свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций и не ведущие предпринимательской деятельности (пользовались льготой согласно п. "з" ст. 4 Закона N 2030-1);
     
     - организации, использующие труд инвалидов, освобождавшиеся от уплаты налога согласно п. "и" ст. 4 Закона N 2030-1*1;
     _____
     *1 При этом с 1 января 2004 года от уплаты налога освобождаются общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и только в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности. Организация, использующая труд инвалидов, освобождается согласно п. 3 ст. 381 НК РФ от уплаты налога на имущество, если ее уставный капитал полностью состоит из вкладов вышеуказанных общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не ниже 25 %.
     
     - Российский фонд федерального имущества, фонды имущества субъектов Российской Федерации, районов, городов, которые освобождались от уплаты налога в соответствии с п. "н" ст. 4 Закона N 2030-1.
     
     Кроме того, в налогооблагаемую базу будет включаться стоимость имущества, ранее не признававшегося объектом налогообложения, а именно:
     
     - объекты жилищно-коммунальной сферы, полностью или частично находящиеся на балансе налогоплательщика, не включавшиеся в налогооблагаемую базу согласно п. "а" ст. 5 Закона N 2030-1*1;
     _____
     *1 Согласно п. 6 ст. 381 НК РФ объекты жилищно-коммунальной сферы не признаются объектом налогообложения, если их содержание полностью либо частично финансируется за счет бюджетных средств.
     
     - имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы, которое освобождалось от налогообложения согласно п. "в" ст. 5 Закона N 2030-1.
     
     По-прежнему будут пользоваться льготами:
     
     - коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации (п. "а" ст. 4 Закона N 2030-1 и п. 14 ст. 381 НК РФ);
     
     - специализированные протезно-ортопедические предприятия (п. "в" ст. 4 Закона N 2030-1 и п. 13 ст. 381 НК РФ);
     
     - организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (п. "г" ст. 4 Закона N 2030-1 и п. 7 ст. 381 НК РФ).
     
     Сравнительный анализ льгот по налогу на имущество организаций по новому и старому законодательству приведен в табл. 3.
     

Таблица 3

    
Льготы по налогу на имущество организаций до и после вступления в силу главы 30 НК РФ

     

Льготы по налогу на имущество организаций, предоставляемые в соответствии со ст. 381 НК РФ

Льготы по налогу на имущество предприятий, предоставлявшиеся в соответствии со ст. 4 и 5 Закона N2030-1

Виды необлагаемого имущества

Основание

Виды необлагаемого имущества

Основание


Сохраненные льготы

Имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий

п. 13 ст. 381 НК РФ

Имущество специализированных протезно - ортопедических предприятий

п. "в" ст. 4 Закона N 2030-1


Льготы, по которым изменен порядок предоставления или состав льготируемого имущества


Имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций

п. 14 ст. 381 НК РФ

Имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации (их учреждений), Федеральной палаты адвокатов
      

п. "а" ст. 4 Закона N 2030-1

Объекты социально-культурной сферы, используемые организациями для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения

п. 7 ст. 381 НК РФ

Имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры


Имущество, используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет
     

п. "г" ст. 4 Закона N 2030-1


п. "л" ст. 4 Закона N 2030-1

Имущество религиозных организаций, используемое ими для осуществления религиозной деятельности

п. 2 ст. 381 НК РФ

Имущество религиозных объединений и организаций, национально - культурных обществ
     

п. "д" ст. 4 Закона N 2030-1

Имущество общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, используемое ими для осуществления их уставной деятельности;

п. 3 ст. 381 НК РФ  

Имущество общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников

п. "и" ст. 4 Закона N 2030-1

имущество организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %, используемое ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);


 


 


 

имущество учреждении, единственными собственниками которого являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в части имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно - спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их родителям
     


 


 


 

Имущество государственных научных центров

п. 15 ст. 381 НК РФ

Имущество научно - исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно  - исследовательскую, опытно - производственную или экспериментальную базу; имущество государственных научных

п. "к" ст. 4 Закона N 2030-1

Имущество научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, используемое ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности

п. 16 ст. 381 НК РФ

центров, а также научно - исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно - исследовательские, опытно - конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 %
     


 

Имущество организаций и учреждений уголовно - исполнительной системы Минюста России, используемое для осуществления возложенных на них функций
     

п. 1 ст. 381 НК РФ

Имущество предприятий, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы

п. "м" ст. 4 Закона N 2030-1

Имущество организаций, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, используемое ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями

п. 4 ст. 381 НК РФ  

Имущество специализированных предприятий (по перечню, утверждаемому Правительством РФ), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями
     

п. "о" ст. 4 Закона N 2030-1

Объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов
     

п. бет. 381 НК РФ  

Объекты жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, полностью или частично находящиеся на балансе налогоплательщика

п. "а" ст. 5 Закона N 2030-1

Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками, суда атомно - технологического обслуживания

п. 10 ст. 381 НК РФ  

Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками, суда атомно - технологического обслуживания;

п. "г" ст. 5 Закона N 2030-1

Железнодорожные пути общего пользования, федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к вышеуказанным объектам, утверждается Правительством РФ
     

п. 11 ст. 381 НК РФ  

магистральные трубопроводы, железнодорожные пути сообщения, автомобильные дороги общего пользования, линии связи и энергопередачи, сооружения, предназначенные для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов


 

Космические объекты

п. 12 ст. 381 НК РФ  

Спутники связи

п. "д" ст. 5 Закона N 2030-1

Объекты мобилизационного назначения и мобилизационные мощности, законсервированные и (или) не используемые в производстве; испытательные полигоны, снаряжательные базы, аэродромы, объекты единой системы организации воздушного движения, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения

п. 8 ст. 381 НК РФ  

Мобилизационный резерв и мобилизационные мощности

п. "и" ст. 5 Закона N 2030-1


Новые льготы

Объекты, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке
     

п. 5 ст. 381 НК РФ


 


 

Ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилища радиоактивных отходов

п. 9 ст. 381 НК РФ


 


 


Отмененные льготы


 


 

Имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования
     

л. "а" ст. 4 Закона N 2030-1


 


 

Имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг)
     

п. "б" ст. 4 Закона N 2030-1


 


 

Имущество предприятий народных художественных промыслов
     

п. "е" ст. 4 Закона N 2030-1

Сырье, материалы и другие запасы, не признаваемые в бухгалтерском учете объектами основных средств, в соответствии со ст. 374 НК РФ не признаются объектом налогообложения

Имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
     

п. "ж" ст. 4 Закона N 2030-1


 


 

Имущество: жилищно - строительных, дачно - строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ; общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность
     

п. "з" ст. 4 Закона N 2030-1


 


 

Имущество Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов Российской Федерации, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения)
     

п. "н" ст. 4 Закона N 2030-1

В соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 374 НК РФ имущество Государственной противопожарной службы (как федерального органа исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба) не признается объектом налогообложения

Имущество органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством Российской Федерации
     

п. "п" ст. 4 Закона N 2030-1


 


 

Имущество иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально - экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими

п. "р" ст. 4 Закона N 2030-1


 


 

лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления. Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством РФ
     


 


 


 

Имущество профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований
     

п. "с" ст. 4 Закона N 2030-1


 


 

Объекты, используемые исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны
     

п. "б" ст. 5 Закона N 2030-1


 


 

Имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы
     

п. "в" ст. 5 Закона N 2030-1

В соответствии с подпунктом 1 п. 4 ст. 374 НК РФ земельные участки и иные объекты природопользования не признаются объектом налогообложения


 

Земля

п. "е" ст. 5 Закона N 2030-1


 


 

Специализированные суда, механизмы и оборудование, необходимые для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования
     

п. "ж" ст. 5 Закона N 2030-1


 


 

Эталонное и стендовое оборудование территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации
     

п. "з" ст. 5 Закона N 2030-1


 


 

Имущество, полученное за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущество, используемое для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях

п. "к" ст. 5 Закона N 2030-1


8. Расчет налогооблагаемой базы при осуществлении различных видов деятельности

     
     Достаточно типичной является ситуация, при которой одно и то же здание используется для осуществления различных видов деятельности. При этом по имуществу, используемому для определенных видов деятельности, могут быть предоставлены льготы по уплате налога.
     
     Пример 3.
     
     Часть здания Дома культуры сдана в аренду коммерческой организации, которая открыла там ресторан. Согласно п. 7 ст. 381 НК РФ от обложения налогом на имущество, в частности, освобождаются объекты социально-культурной сферы, используемые для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Таким образом, балансовая стоимость части здания, в которой размещен ресторан, при расчете налога на имущество льготироваться не должна (поскольку она не используется для нужд образования и культуры).
     
     Подлежащая включению в налогооблагаемую базу балансовая стоимость помещений, занимаемых подразделениями самой организации (или арендуемых сторонними организациями), определяется пропорционально доле занимаемой ими площади в общей площади здания. Предлагаем читателям журнала следующую формулу такого расчета:
     

Сн = Со х Sн : Sо,

     
     где Сн - балансовая стоимость налогооблагаемой пло щади здания за вычетом начисленного износа (то есть площади, используемой для размещения объектов, по ко торым не предоставляются льготы по уплате налога; в приведенной нами ситуации - площадь ресторана);
     
     Со - балансовая стоимость всего здания за выче том начисленного износа;
     
     Sн - налогооблагаемая площадь здания (то есть площадь, используемая для размещения объектов, по ко торым не предоставляются льготы по уплате налога);
     
     Sо - общая площадь здания.
     
     Таким образом, поскольку плательщиком налога на имущество является его балансодержатель, при установлении размера арендной платы организации-арендодателю целесообразно учесть размер расходов на уплату налога на предоставляемое в аренду имущество. В этой связи необходимо заметить, что в соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон. Поэтому несмотря на то что возмещение арендатором суммы налога на имущество действующим законодательством не предусмотрено, арендодатель может установить такой размер арендной платы, который позволит покрыть расходы по уплате данного налога и в конечном итоге получить от сдачи имущества в аренду прибыль.
     

9. Порядок определения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет

     
     Согласно ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год, отчетными периодами являются I квартал, полугодие и 9 месяцев.
     
     По итогам каждого отчетного периода в соответствующие бюджеты перечисляются авансовые платежи, и по итогам налогового периода определяется окончательная сумма налога.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 379 НК РФ законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды для организаций, находящихся на его территории. В этом случае налог будет исчисляться и уплачиваться единовременно по окончании налогового периода.
     
     Если в составе организации есть обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, то налог данными подразделениями платится по месту их нахождения. В соответствии с п. 1 ст. 376 НК РФ в налоговую базу по обособленному подразделению включается имущество, учитываемое на его балансе. По месту нахождения обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс, налог на имущество не платится, хотя в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организация и состоит там на налоговом учете.
     
     Налог перечисляется также по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации либо его обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс.
     
     Согласно п. 1 ст. 382 НК РФ сумма налога на имущество за налоговый период определяется как произведение среднегодовой стоимости имущества на ставку налога.
     
     Сумма налога, подлежащего перечислению в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой исчисленного налога и суммой перечисленных авансовых платежей.
     
     Согласно п. 4 ст. 382 НК РФ при определении суммы авансового платежа по налогу придется изменить уже сложившийся стандарт в порядке определения суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет по окончании отчетного периода (I квартала, полугодия, 9 месяцев).
     
     По большинству налогов принята следующая процедура определения подлежащей перечислению в бюджет суммы:
     
     1) определяется налогооблагаемая база нарастающим итогом с начала года;
     
     2) исчисляется сумма налога как произведение налогооблагаемой базы на ставку налога;
     
     3) сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, равна разнице между исчисленной суммой налога по итогам отчетного периода и суммой налога, исчисленной по итогам предыдущего отчетного периода.
     
     По налогу же на имущество сумма авансового платежа (согласно п. 4 ст. 382 НК РФ) исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
     
     При этом обращаем внимание читателей журнала на то, что при перечислении авансового платежа за 1-е полугодие либо 9 месяцев не принимается во внимание сумма платежа, перечисленная за предыдущий отчетный период (соответственно за I квартал или полугодие).
     
     Рассмотрим это на условном примере.
     
     Пример 4. Порядок определения авансовых платежей по налогу на имущество.
     
     Организация имеет на балансе имущество, стоимость которого приведена в примере 1 (см: Налоговый вестник. - 2004. - N 1. - С. 161.).
     
     Ставка налога установлена в размере 2,2 %.
     
     Отчетные периоды - I квартал, 1-е полугодие, 9 месяцев.
     
     Среднегодовая стоимость имущества за I квартал составила 3 476 875 руб.
     
     Сумма авансового платежа за этот период, исходя из требований п. 4 ст. 382 НК РФ составит 19 123 руб. (3 476 875 руб. х 2,2 % : 4).
     
     Среднегодовая стоимость имущества за 1-е полугодие равна 3 433 750 руб. Авансовый платеж за 1-е полугодие будет равен 18 886 руб. (3 433 750 руб. х 2,2 % : 4).
     
     Иными словами, по итогам полугодия следует перечислить 18 886 руб. без учета суммы, перечисленной в I квартале.
     
     Среднегодовая стоимость имущества за 9 месяцев составит 3 390 265 руб.
     
     Авансовый платеж за этот период будет равен 18 657 руб. (3 392 265 руб. х 2,2 % : 4).
     
     Сумма налога за 2004 год исходя из среднегодовой стоимости имущества в сумме 3 347 500 руб. составит 73 645 руб. (3 347 500 руб. х 2,2 %).
     
     По итогам 9 месяцев в бюджет было перечислено 56 666 руб. (19 123 руб. + 18 886 руб. + 18 657 руб.).
     
     Следовательно, по окончании года в бюджет следует перечислить 16 979 руб. (73 645 руб. - 56 666 руб.).
     
     Для большей наглядности все вышеприведенные расчеты систематизированы нами в табл. 4.
     

Таблица 4

Показатель

I квартал

1-е полугодие

9 месяцев

Год

Среднегодовая стоимость

3476875

3433750

3390265

3 347 500

имущества за соответствующий период, руб.
     


 


 


 


 

Сумма авансового платежа за соответствующий период, руб.
     

19 123

(3476875 х 2,2% : 4)

18886

(3433750 x 2,2%: 4)

18657

(3392265 х 2,2% : 4)

Не исчисляется

Перечислено в бюджет нарастающим итогом с начала года, руб.
     

19123

38009
(19123 + 18886)

56666

(19123+18886+18657)


 

Сумма налога за налоговый период, руб.
     

Не исчисляется

Не исчисляется

Не исчисляется

73645

(3347500 х 2,2%)

Сумма платежа за налоговый период, руб.

-

-

-

16979

(73645 - 56666)

     
     Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, сумма авансового платежа определяется согласно п. 5 ст. 382 НК РФ как одна четвертая произведения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода и ставки налога.
     
     Несмотря на то что многим специалистам будет трудно расстаться с устоявшимися представлениями, следует признать правоту законодателя.
     
     При уплате налога на имущество в соответствии с Законом N 2030-1 в налогооблагаемую базу, кроме объектов основных средств, включались также другие запасы и затраты. Поэтому налогооблагаемая база по окончании каждого отчетного периода чаще всего возрастала. Большинство организаций проводили каждый квартал доплату по налогу на имущество.
     
     В настоящее время в налогооблагаемую базу включаются только объекты основных средств по остаточной стоимости. Поступление объектов основных средств для многих (особенно небольших) организаций - событие нечастое, а амортизация начисляется ежемесячно. Поэтому остаточная стоимость основных средств и, следовательно, среднегодовая стоимость имущества в течение года, вероятнее всего, будут уменьшаться.
     
     Если в этом случае платежи по окончании каждого квартала производить, как и раньше, то есть исходя из налогооблагаемой базы и с учетом произведенных платежей предыдущих периодов, то чаще всего основная сумма налога будет перечислена по окончании I квартала, а к концу года может возникнуть даже необходимость возврата из бюджета.
     
     Для обеспечения равномерного поступления в бюджет в течение года налога на имущество и разработана новая, пока не совсем привычная система расчета авансовых платежей.
     

10. Уплата налога по месту нахождения обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, или имущества, находящегося на другой территории (вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения)

     
     Законодатель, по нашему мнению, не предусмотрел все необходимые нормы и при о