Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы

    

Ответы на вопросы

    

О налоге на прибыль

     
     О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Должна ли сумма кредиторской задолженности по налогам и сборам, участвующая в реструктуризации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 и списанная ранее на расходы организации, восстанавливаться для целей обложения налогом на прибыль в составе внереализованных доходов?
     
     Согласно подпункту 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не облагаются налогом на прибыль суммы кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанные и (или) уменьшенные иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) по решению Правительства РФ.
     
     Вместе с тем пунктом 33 ст. 270 НК РФ установлено, что не признаются расходами в целях налогообложения прибыли суммы задолженности перед бюджетом, списанные в отчетном периоде, если эти суммы ранее уменьшали величину налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Данное положение НК РФ может быть реализовано посредством учета в составе внереализационных доходов сумм налогов прошлых периодов, которые были включены ранее в состав расходов в целях налогообложения прибыли, но для которых в отчетном периоде определены условия, при которых эти налоги перестают отвечать требованиям, позволяющим учитывать их в составе расходов. Такие суммы налогов будут попадать в отчетном периоде списания задолженности под действие положения п. 10 ст. 250 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, если кредиторская задолженность по налогам и сборам, включенным ранее в состав расходов, списывается в ходе реструктуризации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", она должна быть восстановлена в целях налогообложения прибыли и учтена в текущем налоговом периоде в составе доходов прошлых лет.
     
     Как отражаются в налоговом учете бюджетные средства, полученные муниципальным предприятием и использованные им строго по назначению, а именно на расходы, связанные с его уставной деятельностью (на содержание парка культуры и отдыха, кинотеатра)?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), к которым относятся в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, использованные по назначению.
     
     Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) предусмотрено, что получателем бюджетных средств является бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
     
     Согласно ст. 6 БК РФ субсидиями признаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
     
     В соответствии со ст. 78 БК РФ предоставление субсидий допускается в том числе из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
     
     В связи с вышеизложенным если средства, получаемые муниципальным предприятием в виде субсидий, предусмотрены в бюджетной росписи доходов и расходов местного бюджета муниципального образования на соответствующий финансовый год и использованы организацией - получателем по прямому назначению, то в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ они должны рассматриваться как целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     При этом следует иметь в виду, что налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     
     В рамках общего строительства военного городка в соответствии с Программой жилищного строительства для российских военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск предприятие выполняло в 1995 году субподрядные работы по договору с иностранной субподрядной организацией и подписывало акты выполненных работ. По окончании строительства задолженность иностранного субподрядчика за выполненные работы не была погашена и числится на счете предприятия по настоящее время.
     
     Следует ли включать в налоговую базу переходного периода дебиторскую задолженность за выполненные строительно-монтажные работы, числившуюся по состоянию на 1 января 2002 года, если срок окончания осуществления целевых социально - экономических программ жилищного строительства для уволенных военнослужащих истек до 1 января 2002 года?
     
     В соответствии с абзацем четырнадцатым п. 6 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 21161 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 21161), утратившего силу с 1 января 2002 года, за исключением отдельных положений, которые утрачивают силу в особом порядке, не подлежала налогообложению прибыль иностранных и российских юридических лиц, полученная за выполненные строительно-монтажные работы и оказанные консультационные услуги, на весь период осуществления целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110ФЗ) предусмотренные абзацем четырнадцатым п. 6 ст. 6 Закона N 21161 льготы по налогу на прибыль действуют до окончания осуществления вышеуказанных целевых социально-экономических программ (проектов).
     
     Из вопроса следует, что у предприятия, осуществлявшего в 1995 году строительные работы в рамках общего строительства военного городка в соответствии с утвержденной Правительством РФ Программой жилищного строительства для российских военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск (далее - Программа), срок осуществления которой истек до 1 января 2002 года, по завершении работ образовалась дебиторская задолженность за выполненные, но неоплаченные объемы строительно-монтажных работ по договору с другой субподрядной организацией. Вышеуказанная дебиторская задолженность до настоящего времени числится на забалансовом счете предприятия как невостребованная.
     
     Учитывая вышеизложенное, поскольку срок окончания Программы, в рамках которой предприятие проводило строительные работы, истек до 1 января 2002 года, то есть до введения в действие главы 25 НК РФ, на данное предприятие не распространяется действие налоговых льгот, предусмотренных абзацем четырнадцатым п. 6 ст. 6 Закона N 21161.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 10 Закона N 110ФЗ по состоянию на 1 января 2002 года налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, был обязан провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2001 года включительно.
     
     К налоговой базе, определенной согласно правилам ст. 10 Закона N 110ФЗ, применяются ставки, установленные ст. 284 НК РФ.
     
     Вышеуказанный порядок распространяется и на организации, не уплачивавшие налог на прибыль до 1 января 2002 года.
     
     Таким образом, средства в составе дебиторской задолженности у предприятия за выполненные в рамках Программы строительно-монтажные работы, числившейся по состоянию на 1 января 2002 года на забалансовом счете предприятия, следует рассматривать как доходы предприятия, учитываемые при налогообложении прибыли, и включать в налоговую базу переходного периода.
     

Н.Н. Белова

     
     В 2000 году организация приобрела объекты основных средств и заявила льготу по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений.
     
     Налоговая инспекция при проведении выездной налоговой проверки деятельности организации за 20002001 годы установила, что вышеуказанные основные средства в 2001 году были переданы в уставный капитал другой организации в качестве учредительного взноса.
     
     Следовало ли увеличивать налогооблагаемую прибыль в 2001 году в случае передачи объектов основных средств в уставный капитал до истечения двухлетнего срока с момента получения льготы по налогу на прибыль при направлении прибыли на финансирование капитальных вложений?
     
     В отношении льготы по налогу на прибыль при направлении прибыли на финансирование капитальных вложений следовало руководствоваться подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона N 21161, а также подпунктом 4.1.1 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62) (утратила силу с 1 января 2002 года).
     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона N 21161 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остававшейся в распоряжении предприятия, уменьшалась на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Эта льгота предоставлялась вышеуказанным предприятиям, осуществлявшим, соответственно, развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     Пунктом 4 ст. 2 Закона N 21161, а также подпунктом 4.1.1 Инструкции N 62 была предусмотрена норма, согласно которой при реализации или безвозмездной передаче основных фондов и объектов, не завершенных строительством, в течение двух лет с момента их приобретения или сооружения, по которым были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежала увеличению (в пределах сумм ранее предоставленных льгот) на остаточную стоимость этих основных фондов и произведенные затраты по объектам, не завершенным строительством.
     
     Вышеуказанную норму следовало применять и при передаче основных фондов в уставный капитал другой организации в качестве учредительного взноса.
     
     Следует отметить, что вышеуказанная норма применялась до введения в действие (до 1 января 2002 года) Законом N 110ФЗ главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
     
     С вступлением в силу Закона N 110ФЗ утратил силу Закон N 21161 (за исключением его отдельных положений, которые утрачивают силу в особом порядке).
     
     Действие нормы Закона N 21161, которой предусмотрено увеличение налогооблагаемой прибыли на остаточную стоимость основных фондов и произведенных затрат по объектам, не завершенным строительством, при их реализации или безвозмездной передаче в течение двух лет с момента их приобретения или сооружения, по которым были предоставлены льготы по налогу на прибыль, после вступления в силу главы 25 НК РФ Законом N 110ФЗ не предусмотрено.
     
     Можно ли убыток, полученный по состоянию на 31 декабря 2001 года, признать убытком в целях налогообложения и перенести на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ в случае, если по состоянию на 1 июля 2001 года организацией получена прибыль от реализации продукции (работ, услуг)?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона N 110ФЗ убыток, определенный в соответствии с действовавшим в 2001 году законодательством по состоянию на 31 декабря 2001 года в сумме, не превышавшей сумму убытка, числившегося по состоянию на 1 июля 2001 года, признавался убытком в целях налогообложения и переносился на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ.
     
     Как следует из норм п. 4 ст. 10 Закона N 110ФЗ, одним из условий переноса на будущее убытка, полученного по состоянию на 31 декабря 2001 года, являлось наличие в учете налогоплательщика убытка по состоянию на 1 июля 2001 года.
     
     Таким образом, если у налогоплательщика по состоянию на 1 июля 2001 года была получена прибыль от реализации продукции (работ, услуг), а в целом по итогам 2001 года был получен убыток, то данный убыток не признавался убытком для целей налогообложения и переносу на будущее не подлежал.
     
     Каков порядок отражения в налоговом учете расходов, связанных с приобретением промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 27.12.2000 N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации" установлено, что квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (далее - квоты на вылов) по районам вылова (добычи) и видам этих ресурсов, их популяциям или иным обособленным группировкам, а в некоторых случаях по нескольким популяциям, составляющим одно или многовидовой запас, в пределах установленных общих допустимых уловов водных биологических ресурсов ежегодно утверждаются Правительством РФ. В составе квот на вылов выделены промышленные квоты на вылов для продажи на аукционе.
     
     Порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.01.2001 N 3 "Об организации обеспечения проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов".
     
     Затраты на приобретение таких промышленных квот являются необходимым условием для приобретения лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов.
     
     Учитывая вышеизложенное, для организаций - победителей аукциона по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов затраты на оплату стоимости приобретенных ими лотов в рамках деятельности, по которой организация получает доходы, могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Что касается организаций, не победивших в аукционных торгах, то пунктом 20 вышеуказанного приказа Минэкономразвития России установлено, что задатки участникам, не победившим в аукционных торгах, возвращаются Минэкономразвития России в течение пяти банковских дней с даты подписания итогового протокола о результатах аукциона.
     
     Следовательно, вышеуказанные затраты не должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.     


О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Каков порядок возмещения НДС в случае неподтверждения экспорта в течение 180 дней?
     
     Пунктом 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), используемых в производственной деятельности, облагаемой НДС по ставке 0 %, в том числе при реализации товаров на экспорт. В отношении сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении производственной деятельности, облагаемой НДС по ставкам в размере 10 или 20 %, в том числе при реализации товаров, правомерность применения ставки НДС в размере 0 % по которым не подтверждена, особого порядка вычета действующим законодательством по НДС не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), должны приниматься к вычету при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет при реализации товаров, правомерность применения ставки НДС в размере 0 % по которым не подтверждена в установленном порядке.
     
     Организация передала в безвозмездное пользование имущество сроком на один год. Возникает ли объект обложения НДС у передающей стороны?
     
     Согласно ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в котором она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом в соответствии с данной статьей ГК РФ к договорам безвозмездного пользования применяются правила, установленные отдельными статьями главы 34 "Аренда" ГК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. При этом в целях применения НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по передаче имущества в безвозмездное пользование облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Российская организация осуществляет посредническую деятельность в области спутниковой связи. Услуги оказываются резидентам Российской Федерации, а с иностранным оператором связи заключен посреднический договор. Возникает ли объект обложения НДС при реализации услуг спутниковой связи?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС предусмотрен ст. 148 НК РФ. Так, согласно подпункту 5 п. 1 данной статьи настоящего Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации, которая выполняет работы (оказывает услуги), не поименованные в подпунктах 14 данного пункта ст. 148 НК РФ, осуществляется на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая, что услуги связи в подпунктах 14 п. 1 ст. 148 НК РФ не поименованы, и принимая во внимание то, что деятельность организации, оказывающей эти услуги, на территории Российской Федерации не осуществляется, операции по реализации услуг спутниковой связи, оказанные иностранной организацией, объектом обложения НДС на территории Российской Федерации не признаются.
     
     Следует отметить, что на основании подпункта 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации посреднических услуг, оказанных российской организацией, является территория Российской Федерации. В связи с этим такие услуги подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Каков порядок применения НДС при приобретении земельных участков?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 главы 21 НК РФ одним из объектов обложения НДС являются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, для целей налогообложения признается товаром.
     
     В связи с тем, что согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу, операции по выкупу в процессе приватизации земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей обложения НДС рассматриваются как продажа товаров и на основании вышеуказанного пункта ст. 146 настоящего Кодекса подлежат обложению данным налогом.
     
     Однако в ст. 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков уменьшать общую исчисленную сумму НДС на установленные налоговые вычеты. В связи с этим суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками при приобретении земельных участков, следует принимать к вычету в общеустановленном порядке.
     
     Предприятие жилищно-коммунального хозяйства оказывает населению коммунальные услуги по водоснабжению. При этом предприятие получает средства из бюджета на возмещение убытков в связи с применением регулируемых цен на товары (работы, услуги), а также на покрытие субсидий социально незащищенных групп населения, на покрытие льгот отдельным категориям граждан. В каком порядке следует осуществлять обложение НДС вышеназванных средств?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     В связи с вышеизложенным при рассмотрении ситуации, изложенной в вопросе, следует руководствоваться пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ303/447.
     
     Так, в случае выделения налогоплательщику из бюджета денежных средств для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.
     
     В случае выделения налогоплательщику из соответствующего бюджета суммы разницы между отпускной и регулируемой ценами товаров (работ, услуг) данная сумма включается в налоговую базу по НДС в счет увеличения доходов.
     

Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Каков порядок применения НДС при оказании предусмотренных подпунктом 22 п. 2 ст. 149 НК РФ услуг по обслуживанию воздушных судов через агентов (с участием в расчетах)?
     
     Согласно подпункту 22 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации, освобождаются от обложения НДС. При этом в соответствии с п. 7 вышеуказанной статьи НК РФ освобождение от налогообложения не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     Согласно ст. 156 НК РФ плательщики НДС при осуществлении ими предпринимательской деятельности на основе агентских договоров определяют налоговую базу для исчисления этого налога как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений при исполнении этих договоров.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемые аэропортами, НДС не облагаются.
     
     Что касается услуг агента, оказываемых авиакомпаниям, то данные услуги облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Следует ли признавать основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС по счетам-фактурам, выставленным в отношении товаров отечественного производства, с заполнением графы "Страна происхождения товара"?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету. При этом счета-фактуры, составленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 данной статьи НК РФ, не могут служить основанием для принятия сумм НДС к вычету или возмещению.
     
     Согласно последнему абзацу п. 5 вышеназванной статьи НК РФ сведения о стране происхождения товаров приводятся в счетах-фактурах применительно к товарам, страной происхождения которых не является Российская Федерация. В связи с этим для товаров отечественного производства в графе счета-фактуры "Страна происхождения товара" указывать "Россия" не требуется. Однако наличие в счете-фактуре данной информации не следует признавать основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС по такому счету-фактуре.
     
     Освобождаются ли от обложения НДС услуги по перевозке больных машинами скорой помощи, оказываемые медицинским учреждениям?
     
     Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и (или) учреждениями. При этом согласно данному подпункту ст. 149 НК РФ к медицинским услугам относятся услуги скорой помощи, оказываемые населению.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ операции, перечисленные в данной статье настоящего Кодекса, не подлежат обложению НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     На основании Федерального закона от 08.08.2001 N 128ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
     
     В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 499, медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, в том числе проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий. В связи с этим услуги по перевозке больных машинами скорой помощи к медицинским услугам не относятся.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по перевозке больных машинами скорой медицинской помощи, оказываемые медицинским учреждениям, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Организация, являющаяся плательщиком НДС, арендует автомобиль у физического лица. Может ли данная организация возместить НДС, уплаченный по товарам (работам, услугам), приобретаемым для эксплуатации и содержания этого автомобиля?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     В связи с этим суммы НДС, фактически уплаченные организацией поставщикам товаров (работ, услуг), приобретаемых для эксплуатации и содержания автомобиля, арендованного у физического лица, и используемых для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычету в общеустановленном порядке.
     

Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Если два лица в рамках совместной деятельности осуществляют добычу драгоценных металлов и последующую реализацию аффинированного золота банку, распространяется ли на данные операции реализации драгоценных металлов норма подпункта 6 п. 1 ст. 164 НК РФ? При этом лицензия на право пользования недрами (вид работ - "добыча драгоценных металлов") имеется только у одной организации.
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0 % при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации (с 1 января 2003 года); Банку России; банкам.
     
     Статьей 4 Федерального закона от 26.03.1998 N 41ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" установлено, что добыча драгоценных металлов может осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном вышеуказанным Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии).
     
     Согласно Закону РФ от 21.09.1992 N 23951 "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
     
     Согласно ст. 7 Федерального закона"О лицензировании отдельных видов деятельности" вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
     
     Учитывая вышеизложенное, действие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, выданной одному из участников простого товарищества, не распространяется на производство и реализацию продукции, произведенной и реализуемой в рамках совместной деятельности нескольких ее участников.
     
     С учетом вышеизложенного если договор между лицами, осуществляющими добычу драгоценных металлов и последующую реализацию аффинированного золота банку, квалифицируется как договор о совместной деятельности, то на данные операции реализации драгоценных металлов норма подпункта 6 п. 1 ст. 164 НК РФ не распространяется.
     
     Включается ли в налоговую базу по НДС при списании дебиторской задолженности начисленная сумма штрафных санкций?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153158 Кодекса, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
     
     В этой связи до момента получения налогоплательщиком денежных средств в виде санкций за ненадлежащее исполнение или неисполнение договоров (контрактов) начисленная сумма штрафных санкций при списании дебиторской задолженности не включается в налоговую базу по НДС.
     
     Организация, являясь бюджетным учреждением, частично финансируется за счет средств федерального бюджета, имеет в оперативном управлении здание, являющееся федеральной собственностью. Подлежат вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) для проведения текущего ремонта данного здания?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении:
     
     1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 настоящего Кодекса;
     
     2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
     
     Денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней бюджетополучателям на приобретение товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, не учитываются при определении налоговой базы. Суммы НДС, уплаченные при приобретении таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, покрываются за счет вышеприведенных источников.
     
     Таким образом, текущий ремонт имущества, являющегося федеральной собственностью, должен осуществляться за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) в пределах сметы, вычету не подлежат.     


Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Может ли предприятие принять к вычету НДС (при выполнении всех условий, перечисленных в ст. 171 и 172 НК РФ), если в первичных документах (накладных, актах выполненных работ) выделена строка "в том числе НДС" с приведением суммы НДС, но без указания ставки налога?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих уплату сумм налога продавцам товаров (работ, услуг), после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг) в соответствии с первичными учетными документами (накладными, актами выполненных работ).
     
     Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ в счетах-фактурах в обязательном порядке приводятся как сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), так и налоговая ставка.
     
     Пунктом 4 ст. 168 НК РФ предусмотрено выделение в первичных учетных документах сумм НДС отдельной строкой. При этом указание размера ставки НДС в расчетных документах положениями главы 21 НК РФ не предусмотрено.
     
     Таким образом, налогоплательщик имеет право принять к вычету сумму НДС, уплаченную продавцу товаров (работ, услуг), при обязательном наличии счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ, и первичных учетных документов с выделенными отдельной строкой суммами налога без указания размера налоговой ставки.
     
     Просим разъяснить применение ставок НДС и особенности обложения этим налогом во взаимных операциях с Республикой Таджикистан (при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в режиме экспорта и при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в режиме импорта).
     
     При осуществлении двусторонних внешнеторговых операций хозяйствующие субъекты Российской Федерации и Республики Таджикистан в целях применения НДС руководствуются нормами внутреннего налогового законодательства (в связи с отсутствием отдельного Соглашения о принципах взимания косвенных налогов). Так, для определения порядка применения и размера ставок НДС при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в Республику Таджикистан и при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации с территории данного государства российскому налогоплательщику следует применять главу 21 НК РФ, а также отдельные положения Таможенного кодекса Российской Федерации.
     
     Согласно налоговому законодательству Российской Федерации (подпункт 1 п. 1 ст. 164 НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется ставка НДС в размере 0 %.
     
     Таким образом, в случае реализации российскими хозяйствующими субъектами в Республику Таджикистан нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа им следует применять ставку НДС в размере 20 %. При реализации других товаров в данное государство СНГ российские налогоплательщики осуществляют поставки по ценам без их увеличения на сумму НДС, а налог, уплаченный на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), используемых при производстве и реализации поставляемых в Республику Таджикистан товаров, подлежит вычету при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     
     При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации с территории иностранных государств, в том числе Республики Таджикистан, российскому налогоплательщику следует руководствоваться положениями ст. 150 и 151 НК РФ. Так, статьей 150 НК РФ установлен перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит обложению НДС, а в ст. 151 настоящего Кодекса определены особенности обложения НДС при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, в том числе особенности налогообложения при помещении ввозимых товаров под различные таможенные режимы.
     
     В вопросе речь идет о товарах, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в режиме импорта. Вместе с тем понятие "таможенный режим импорта" в налоговом и таможенном законодательстве в целях применения НДС отсутствует. Однако данный термин содержится в Федеральном законе от 13.10.1995 N 157ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности": импорт - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров, ввозимых из-за границы, в том числе из Республики Таджикистан, на таможенную территорию Российской Федерации под таможенный режим выпуска для свободного обращения НДС уплачивается российским таможенным органам в полном объеме (если иное не предусмотрено ст. 150 Кодекса) по ставкам, установленным п. 5 ст. 164 НК РФ.
     

О налоге с продаж

     
     Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Облагалась ли налогом с продаж реализация физическим лицам за наличный расчет авиабилетов?
     
     Согласно ст. 349 НК РФ налогом с продаж облагались операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. При этом ст. 350 НК РФ был установлен перечень операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) налогом с продаж. Освобождение от обложения этим налогом операций по реализации авиабилетов данной статьей НК РФ не было предусмотрено.
     
     Таким образом, реализация физическим лицам за наличный расчет авиабилетов подлежала обложению налогом с продаж.     


О налогообложении субъектов малого предпринимательства

     
     В.К. Мареева

     
     Каков порядок учета средств, израсходованных на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности, налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему?
     
     Федеральным законом от 31.12.2002 N 190ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" установлен порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, а также порядок уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей.
     
     При этом статьей 2 вышеуказанного Федерального закона, в частности, установлено, что гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников:
     
     средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом;
     
     средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей 1 МРОТ, установленный федеральным законом.
     
     Исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата работникам осуществляются в соответствии с общими правилами, установленными нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию. По вопросу, касающемуся обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию отдельных категорий граждан, следует также руководствоваться письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.01.2003 N 0218/05195.
     
     При этом для целей налогообложения учитывается сумма средств, израсходованных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц 1 МРОТ (установленный законодательством Российской Федерации), - в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 346.16 (применительно к п. 15 ст. 255 настоящего Кодекса) и п. 3 ст. 346.21 НК РФ - в зависимости от выбора налогоплательщиком объекта налогообложения.
     
     Учитывается ли составе расходов для целей налогообложения организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, налог на доходы физических лиц?
     
     Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы на оплату труда при применении налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения принимаются в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 255 настоящего Кодекса для исчисления налога на прибыль организаций.
     
     Исходя из требований главы 23 НК РФ суммы налога на доходы физических лиц удерживаются из суммы доходов плательщиков данного налога.
     
     Вместе с тем согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Соответственно, в составе расходов на оплату труда, учитываемых в целях налогообложения прибыли, отражается вся сумма таких расходов.
     
     При этом порядок признания расходов на оплату труда при кассовом методе предусмотрен ст. 273 НК РФ: расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.
     
     Каков механизм распределения общехозяйственных (общепроизводственных) расходов, расходов на приобретение основных средств для исчисления налоговой базы, если налогоплательщик, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход, одновременно осуществляет иные виды предпринимательской деятельности?
     
     Налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход и одновременно осуществляющие иные виды предпринимательской деятельности, в случае невозможности разделения общехозяйственных (общепроизводственных) расходов, расходов на приобретение основных средств для исчисления налоговой базы по видам налогов должны определять расходы пропорционально доле дохода по конкретному виду деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности.     


О налогообложении банков

     
     Г.И. Писцов

     
     Надо ли рассчитывать доход от реализации при передаче ценных бумаг в заем с точки зрения главы 25 НК РФ? Следует уплачивать налог на прибыль с такой операции или НДС?
     
     ГК РФ разрешено передавать в заем не только денежные средства, но и иное имущество. В частности, согласно п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
     
     Пунктом 1 ст. 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     Учитывая, что передача займодавцем заемщику ценных бумаг в заем не сопровождается возмездной передачей иного имущества, а напротив, ставится в зависимость от обратного возврата таких же ценных бумаг (ценных бумаг такого же выпуска), вышеуказанная передача права собственности на ценные бумаги не является реализацией с точки зрения ст. 39 НК РФ и, следовательно, доходов от реализации не дает.
     
     Более того, подпунктом 10 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что средства, полученные по договорам кредита или займа (иные аналогичные средства независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также суммы, полученные в погашение таких заимствований, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Аналогичные нормы имеются и в ст. 270 НК РФ, пунктом 12 которой определено, что средства, переданные по договорам кредита и займа (иные аналогичные средства независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также суммы, направленные в погашение таких заимствований, не являются расходами в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     Вышеуказанную операцию по временной передаче права собственности на ценные бумаги можно рассматривать как услугу. Напомним, что п. 5 ст. 38 НК РФ дано следующее определение услуги: услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
     
     Косвенным, но все же подтверждением того, что предоставление ценных бумаг в заем является услугой, служит норма подпункта 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, в котором хотя и в целях главы 21 НК РФ, но тем не менее указано, что не подлежит обложению НДС оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме.
     
     Платой за эту услугу является процент по займу. Особенности учета процентов при налогообложении прибыли установлены ст. 265, 269, 328, 271, 272 НК РФ.
     
     Как следствие того, что передача ценных бумаг в заем не является реализацией с точки зрения ст. 39 НК РФ, к вышеуказанным операциям по предоставлению ценной бумаги в заем и возврату из займа не применяются нормы ст. 280 НК РФ в отношении рыночной цены. Вместе с тем нельзя отрицать права налоговых органов контролировать соответствие цены займа (процента по займу) уровню рыночных цен по займу: ведь предоставление займа в ценных бумагах является всего лишь услугой.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что таким образом рассчитывается только налог на прибыль. НДС же рассчитывается по другим принципам. Как уже упоминалось выше, подпунктом 15 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по оказанию финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме освобождены от обложения НДС. Однако сошлемся на другое положение этой нормы НК РФ: от НДС освобождены только операции по предоставлению займа в денежной форме. Следовательно, все прочие операции по предоставлению имущества, обладающего однородными признаками, в заем от НДС не освобождены. Соответственно, плата за оказание таких услуг (доходы в виде процентов по договорам займа) от обложения НДС не освобождена.
     
     Все вышеуказанное касалось общего случая завершения операции по предоставлению ценных бумаг в заем. Однако ГК РФ предусмотрены и другие способы "закрытия" (прекращения) обязательств. Эти способы перечислены в ст. 408419 ГК РФ. Среди данных способов есть и такие, использование которых формально подводит операции займа под операции реализации в смысле ст. 39 НК РФ. К данным способам относятся прекращение обязательств предоставлением отступного (ст. 409 ГК РФ), прекращение обязательств новацией (ст. 414 ГК РФ) и ряд других способов.
     
     Во всех случаях, когда операции по предоставлению ценных бумаг в заем можно рассмотреть как операции реализации, налоговая база рассчитывается по правилам ст. 280 НК РФ. При этом, очевидно, необходимо скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     При корректировке налоговой базы по налогу на прибыль необходимо руководствоваться нормами ст. 54 НК РФ (и подавать уточненные декларации за прошлые периоды) в случае, если очевиден период совершения ошибки или искажения. В данном же случае (когда обязательства по предоставлению ценных бумаг в заем прекращаются не возвратом ценных бумаг, а возвратом иного имущества, включая ценные бумаги иных выпусков) необходимость корректировки налоговых деклараций прошлых периодов отпадает, так как при отражении в налоговой базе прошлых периодов использовались документы, не имеющие искажений или нарушений, и, следовательно, нормы ст. 54 НК РФ не применимы.
     

С.А. Яковлева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Подлежат ли учету в налоговой базе по налогу на прибыль расходы в виде оплаты банком чартерного рейса, связанного с поездками сотрудников банка в командировку по производственным вопросам?
     
     В соответствии с подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по проезду работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы относятся к расходам на командировки, учитываемым для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
     
     Глава 25 НК РФ не содержит ограничительных норм в отношении учета вышеуказанных расходов для целей налогообложения прибыли, за исключением положений п. 1 ст. 252 НК РФ, в соответствии с которыми данные расходы должны быть обоснованы (экономически оправданны), документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     При этом командировка сотрудника банка должна быть оформлена в соответствии с инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР".
     
     Из вышеизложенного следует, что произведенные банком расходы в виде оплаты услуг по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру), связанных с доставкой работников банка к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, учитываются для целей налогообложения прибыли согласно подпункту 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, если вышеуказанные расходы произведены для осуществления банковской деятельности, направленной на получение дохода, и документально подтверждены: если имеются договор фрахтования (воздушного чартера) транспортного средства, заключенный в соответствии с требованиями ст. 787 ГК РФ, а также документы, подтверждающие фактическое оказание банку транспортных услуг (счет, платежные документы, счета-фактуры, транспортные документы).
     
     Имеет ли право банк воспользоваться положением п. 25 ст. 270 НК РФ, если оплата питания работников производится посредством ежемесячного перечисления средств сторонней организации? Относятся расходы банка на оплату пропусков на территорию учреждения, предоставляющего услуги по организации питания, к расходам на питание или к прочим обоснованным расходам для целей налогообложения прибыли?
     
     Согласно п. 25 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо его предоставления по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством), за исключением случая, если бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Таким образом, расходы банка на оплату питания работников, производимые путем ежемесячного перечисления средств сторонней организации за дни фактического питания работников в размере и порядке, определенном решением правления банка, и предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами в качестве расходов, связанных с содержанием этих работников, принимаются для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ и при наличии договора на оказание данных услуг.
     
     Расходы на оплату пропусков на территорию учреждения, предоставляющего услуги по организации питания, относятся в соответствии с п. 49 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль.     


О налогообложении иностранных организаций

     
     Р.А. Кузнецов

     
     Подлежат ли налогообложению у ис