Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц

    

О налоге на доходы физических лиц*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(98)1`2004  


Т.В. Назарова

    

Налогообложение доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов

     
     В соответствии со ст. 275 НК РФ сумма налога, подлежащая удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом исходя из общей суммы налога, исчисленной в порядке, установленном п. 2 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса, и доли каждого налогоплательщика в общей сумме дивидендов. Применяется ли вышеуказанное положение при определении суммы налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов?
     
     Согласно п. 1 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
     
     Расчет налоговой базы, исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц организациями, выплачивающими дивиденды, производится по ставке 6 % в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 214 НК РФ.
     
     Следовательно, вышеуказанный порядок налогообложения распространяется на доходы от долевого участия в организации, полученные в виде дивидендов.
     

Налогообложение стоимости путевок

     
     Работникам организации предоставлялись путевки с частичной компенсацией их стоимости за счет собственных средств организации. Права ли территориальная налоговая инспекция, утверждая, что если стоимость путевок в бухгалтерском учете относится на себестоимость продукции, то она подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке?
     
     В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических путевок, в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые работодателями за счет средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, а также за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
     
     При этом следует иметь в виду, что необходимым условием применения вышеуказанной льготы является наличие у организации прибыли за соответствующий отчетный (налоговый) период, оставшейся после уплаты налога на прибыль организаций.
     
     Следовательно, если организация производит выплаты в пользу своих работников за счет средств, с которых не был уплачен налог, то применение положений п. 9 ст. 217 НК РФ на эти выплаты не распространяется и, соответственно, стоимость путевок подлежит включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.     


Налогообложение выплат, производимых муниципальными образованиями приемным родителям

     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц выплаты, производимые муниципальными образованиями приемным родителям в соответствии с законодательным актом субъекта Российской Федерации "О размере оплаты труда приемных родителей"?
     
     В соответствии со ст. 151 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ Положение о приемной семье утверждается Правительством РФ.
     
     Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 N 829, предусмотрено, что размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
     
     Следовательно, ежемесячная оплата труда приемным родителям в размерах, установленных законодательным актом субъекта Российской Федерации "О размере оплаты труда приемных родителей", подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 % в общеустановленном порядке.
     

Предоставление стандартного налогового вычета на содержание иждивенца

     
     Организация предоставила стандартные налоговые вычеты своему сотруднику - родителю на содержание иждивенца, учащегося на дневной форме обучения, не достигшего возраста 24 лет. При этом учащийся имел в рассматриваемом налоговом периоде самостоятельный источник дохода во время летних каникул. Правомерно ли предоставление налоговых вычетов в данной ситуации?
     
     На основании подпункта 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором вышеуказанный доход превысил 20 000 руб., стандартный налоговый вычет не применяется.
     
     Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей) производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей.
     
     Предоставление стандартных налоговых вычетов на содержание ребенка, включая учащегося дневной формы обучения, производится независимо от наличия у ребенка самостоятельных источников доходов и совместного проживания с родителями.
     

Налогообложение доходов, полученных по банковскому вкладу

     
     Правомерно ли производится удержание налога на доходы физических лиц с процентных доходов, полученных физическими лицами по вкладу "Срочный пенсионный на два года", по которому процентная ставка выше ставки рефинансирования Банка России на 2,75 %?
     
     В соответствии с п. 27 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации:
     
     - если проценты по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев) выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены вышеуказанные проценты;
     
     - если проценты по срочным пенсионным вкладам, внесенным до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев, выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены указанные проценты.
     
     Согласно ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 35 % в отношении процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9 % годовых по вкладам в иностранной валюте.
     
     В соответствии со ст. 226 НК РФ налоговый агент (банк, выплачивающий процентный доход) обязан исчислить и удержать сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов физического лица при их фактической выплате. Для доходов, в отношении которых применяется ставка 35 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные и профессиональные), предусмотренные ст. 218-221 НК РФ, не применяются.
     
     Иного порядка налогообложения доходов в виде процентов, получаемых налогоплательщиками по вкладам в банках, положениями НК РФ не предусмотрено.     


Освобождение от налогообложения расходов, связанных с депутатской деятельностью

     
     В соответствии с законодательным актом субъекта Российской Федерации депутату областного Совета ежемесячно возмещаются расходы (без представления отчета о расходах), связанные с депутатской деятельностью, в порядке, установленном областным Советом.
     
     Правомерно ли освобождение вышеуказанных расходов от налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ по нормам, установленным законодательным актом субъекта Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с возмещением командировочных расходов.
     
     Статьей 11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
     
     В данном случае на основании областного Закона "О статусе депутата областного Совета депутатов" производится ежемесячное возмещение депутатам расходов, связанных с их деятельностью, в порядке, установленном областным Советом.
     
     Размер расходов в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда в месяц, определяется в соответствии с п. 3 Положения о материально-финансовом обеспечении депутатской деятельности депутата областного Совета депутатов.
     
     Учитывая вышеизложенное, ежемесячно возмещаемые депутатам расходы, связанные с их деятельностью в избирательном округе, в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда в месяц, считаются компенсационными и не подлежат налогообложению на основании п. 3 ст. 217 НК РФ. В аналогичном порядке не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц стоимость бесплатного пользования депутатами областного Совета депутатов услугами залов официальных делегаций аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций, морских портов и речных вокзалов, оплаченная на основании закона субъекта Российской Федерации за счет средств областного бюджета.
     

Права и обязанности налогового агента

     
     В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты - российские организации, указанные в п. 1 вышеназванной статьи настоящего Кодекса, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Распространяется ли данное положение НК РФ на постоянные представительства иностранных организаций, имеющих обособленные подразделения (отделения) в разных регионах Российской Федерации?
     
     В целях применения главы 23 НК РФ термин "постоянное представительство иностранной организации" подразумевает любое постоянно действующее обособленное подразделение этой иностранной организации в Российской Федерации (филиал, отделение, бюро, контора, агентство и т.д.), которое подлежит постановке на учет в российском налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84 НК РФ и разделом 2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.
     
     Пунктом 7 ст. 226 НК РФ обязанность по перечислению суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения возложена на налоговых агентов - российские организации, имеющие обособленные подразделения. В связи с этим эта обязанность не может распространяться на постоянные представительства иностранных организаций, имеющие обособленные подразделения (отделения) в разных регионах Российской Федерации.
     
     Обязан ли коммерческий банк как налоговый агент удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц с денежных средств, зачисленных банком на счета физических лиц во вклад "Ровесник" и с сумм материальной помощи, выплаченной из фонда благотворительности филиала банка физическим лицам, не состоящим в трудовых отношениях с банком, путем зачисления этой помощи во вклад "Ровесник", если в установленный законодательством срок банком были поданы сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по мес-ту своего учета?
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами, обязанными исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
     
     Статьей 223 НК РФ определено, что дата фактического получения дохода в денежной форме определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
     
     Таким образом, банк, который непосредственно выплатил материальную помощь физическим лицам, не состоящим с ним в трудовых отношениях, путем зачисления этой помощи на счета физических лиц во вклад "Ровесник", выступает в качестве налогового агента, обязанного на дату перечисления таких доходов во вклад удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц в порядке, указанном в ст. 226 НК РФ.
     

Курсовая разница

     
     Учитывался ли курс покупки иностранной валюты, приобретенной физическим лицом в 2001 году, при продаже валюты в 2003 году в целях определения налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц?
     
     Согласно ст. 41 НК РФ доходом физического лица признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
     
     Доходы в виде курсовой разницы от операций с валютой подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях, поскольку они не поименованы в перечне доходов, не подлежащих налогообложению, перечисленных в ст. 217 НК РФ.
     
     При приобретении (продаже) валюты по курсу ниже (выше) официально установленного Банком России курса физические лица получают доход в виде денежной суммы, исчисленной исходя из разницы между курсом, установленным Банком России, и курсом, по которому валюта фактически была продана или приобретена физическим лицом, то есть получают доход в денежной форме, подлежащий налогообложению у источника выплаты в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ по ставке 13 % у физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации, а у получателей дохода, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - по ставке 30 %.
     
     При продаже ранее приобретенной физическим лицом валюты не имеет значения, в какое время и по какому курсу она была приобретена, так как в целях определения налогооблагаемого дохода по продаже данной валюты будет учитываться только денежная сумма, определяемая исходя из разницы между курсом, установленным Банком России, и курсом, по которому валюта фактически была продана физическим лицом банковскому учреждению. Таким образом, при определении налоговой базы при продаже валюты курс покупки валюты, приобретенной в 1991 году, не используется.     


Определение объекта налогообложения в виде материальной выгоды

     
     В организации заемные средства выдаются физическому лицу в размере рублевого эквивалента определенной сумме, выраженной в иностранной валюте (в соответствии с п. 2 ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации), однако все расчеты между заемщиком и займодавцем производятся в рублях [то есть валюта обязательства - это сумма в иностранной валюте, а валюта платежа - это соответствующая сумма в рублях по курсу Банка России иностранной валюты к рублю на дату выдачи (возврата) суммы займа].
     
     При получении дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 п. 1 ст. 212 НК РФ, налогооблагаемая база в целях исчисления налога на доходы физических лиц определяется в приведенном случае - исходя из положений подпункта 1 п. 1 ст. 212 НК РФ или подпункта 2 п. 2 вышеназванной статьи настоящего Кодекса?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс либо иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
     
     Если условиями заключенного договора займа предусмотрено, что все расчеты между сторонами (заемщиком и займодавцем) производятся исключительно в валюте Российской Федерации, то есть в рублях, для определения налоговой базы следует руководствоваться подпунктом 1 п. 2 ст. 212 НК РФ, согласно которому материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций, определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
     
     При этом в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2002 N 203-О положения подпункта 1 п. 2 ст. 212 НК РФ в части определения материальной выгоды по заемным (кредитным) средствам, выраженным в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, применяются в случаях получения этих заемных (кредитных) средств после 1 января 2001 года.
     

     К суммам заемных (кредитных) средств, оставшимся не погашенными по состоянию на 1 января 2001 года, для исчисления налога на доходы физических лиц по суммам экономии на процентах должна применяться ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на 1 января 2001 года, то есть ставка рефинансирования в размере 25 % годовых.
     

(Продолжение следует)