Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль

    

О налоге на прибыль


А.А. Назаров
     

Использование в целях налогообложения прибыли информации о рыночных ценах

     
     Правомерно ли в целях налогообложения прибыли при применении организацией рыночной цены на продукцию (беленая целлюлоза) ссылаться на индексы рыночных цен по данным ФОЭКС (FOEX - Finnish Option Exchange) иностранной частной компании, которая специализируется на составлении ценовых индексов на товарную целлюлозу и бумагу?
     
     В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.
     
     Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
     
     Статьей 128 ГК РФ определено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
     
     Таким образом, в целях НК РФ беленая целлюлоза (вещь) относится к имуществу.
     
     Следовательно, продукция, приведенная в вопросе (беленая целлюлоза), является товаром.
     
     Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения установлены ст. 40 НК РФ.
     
     Согласно п. 3 ст. 40 НК РФ рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4-11 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
     
     - сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
     
     - потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
     
     - истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
     
     - маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
     
     - реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
     
     Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
     
     Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
     
     Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
     
     При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
     
     Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
     
     При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
     
     При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в случае, если взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
     
     При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
     
     При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
     
     При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
     
     При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
     
     Пунктом 11 ст. 40 НК РФ предусмотрено, что при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
     
     В связи с изложенным если индексы рыночных цен на определенные товары (беленая целлюлоза) по данным ФОЭКС (FOEX - Finnish Option Exchange) соответствуют уровню цен, сложившихся на рынке, то они могут быть использованы в целях налогообложения прибыли при определении рыночных цен.
     

Учет для целей налогообложения прибыли расходов по приобретению информации

     
     Между организациями (предприятием-судовладельцем, научно-исследовательским институтом, а также рыбоводным унитарным предприятием), которые участвуют в вылове биоресурсов, осуществляемом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.07.2001 N 566, заключен трехсторонний договор на создание научно-технической продукции, оказание консультационных и правовых услуг. По какой статье расходов для целей налогообложения прибыли должны учитываться затраты предприятия-судовладельца по приобретению в 2002 году в соответствии с вышеуказанным договором информации, характеризующей основные параметры промышленного вылова биоресурсов (срок ее полезного использования - 12 месяцев, затраты по приобретению превышают 10 000 руб.)?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ в целях главы 25 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
     
     Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности [в том числе патентов, свидетельств, других охранных документов, договора уступки (приобретения) патента, товарного знака].
     
     К нематериальным активам, в частности, относится владение информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
     
     Как следует из вопроса, в 2002 году предприятие-судовладелец, участвующее в вылове биоресурсов, осуществляемом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.07.2001 N 566 "Об утверждении Правил вылова (добычи) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях" (далее - Постановление N 566), осуществило затраты (в размере, превышающем 10 000 руб.) по приобретению информации (со сроком полезного использования - 12 месяцев), характеризующей основные параметры промысла водных биоресурсов, по договору на создание научно-технической продукции и оказание информационно-консультационных и правовых услуг.
     
     В соответствии с Правилами вылова (добычи) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях, утвержденными Постановлением N 566 (далее - Правила), Правила устанавливают порядок организации и проведения вылова (добычи) водных биологических ресурсов внутренних пресноводных водоемов, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (далее - водные биологические ресурсы) в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях.
     
     Вылов (добыча) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях осуществляется на основании ежегодного плана ресурсных исследований и государственного мониторинга состояния водных биологических ресурсов, научных программ и задания по выпуску молоди промысловых видов рыб в естественные водоемы и водохранилища.
     
     Организация работ по вылову (добыче) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях осуществляется Госкомрыболовством России и Минсельхозом России, а вылов (добыча) указанных ресурсов - специализированными научно-исследовательскими и рыбоводными организациями.
     
     Согласно п. 3 и 4 приказа Госкомрыболовства России от 16.01.2002 N 27 (далее - Приказ N 27) в соответствии с действующим законодательством в срок до 1 апреля 2002 года следовало организовать и провести конкурс по отбору, в частности, уполномоченного предприятия, осуществляющего подготовку проведения морских ресурсных исследований, контроля за реализацией продукции и использованием средств, полученных в результате вылова (добычи) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, после их использования в вышеуказанных целях, а также договорное обеспечение этих работ, включая информационно-консультационные услуги.
     
     В целях безусловного выполнения морских экспедиционных работ, предусмотренных программой научных исследований государственного мониторинга водных биологических ресурсов, временно, до проведения конкурса, функции уполномоченного предприятия возложены на ФГУП "Национальные рыбные ресурсы".
     
     В соответствии с Порядком расходования средств от реализации рыбы и морепродуктов, полученных в результате вылова (добычи) водных биоресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях, утвержденным Приказом N 27 (далее - Порядок), Порядок разработан в соответствии с Постановлением N 566 и устанавливается в целях контроля за целевым использованием специализированными научно-исследовательскими и рыбоводными организациями средств от реализации рыбы и морепродуктов, полученных в результате вылова (добычи) водных биоресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях (далее именуются - морские ресурсные исследования).
     
     Ответственными исполнителями, обеспечивающими организационную работу настоящего Порядка, являются Госкомрыболовство России и специализированные научно-исследовательские и рыбоводные организации.
     
     Госкомрыболовство России для организации работы по контролю за поступлением и целевым расходованием средств заключает соглашения (контракты), в частности, с уполномоченным предприятием, отобранным по результатам конкурса, на подготовку, проведение и обеспечение морских ресурсных исследований, а также договорное обеспечение этих работ, включая информационно-консультативные услуги.
     
     При отсутствии или недостатке собственного флота организация может привлекать на конкурсной основе рыбохозяйственные предприятия с возмещением им затрат по вылову (добыче) водных биоресурсов.
     
     В связи с вышеизложенным информация об основных параметрах промысла водных биоресурсов, полученная в 2002 году в ходе морских ресурсных исследований и приобретенная налогоплательщиком-судовладельцем (рыбохозяйственным предприятием) в соответствии с трехсторонним договором с организациями, обеспечивающими эти исследования (с ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" и специализированной научно-исследовательской организацией) относится к амортизируемым нематериальным активам, а соответствующие затраты по приобретению такой информации учитываются для целей налогообложения прибыли, если отвечают требованиям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
     

Размер учитываемых для целей налогообложения прибыли затрат на оплату квот

     
     Организация осуществляет свою деятельность в сфере добычи и переработки морепродуктов (крабы, креветки) собственным и привлеченным флотом. Организация приобрела на аукционе квоты на вылов в 2002 году морских биологических ресурсов. Эти квоты использованы организацией не в полном объеме. В связи с этим можно ли расходы на приобретение невыбранных квот включать в состав затрат для целей налогообложения прибыли?
     
     Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 27.12.2000 N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации" (далее - Постановление N 1010) установлено, что квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации по районам вылова (добычи) и видам этих ресурсов в пределах установленных общих допустимых уловов водных биологических ресурсов ежегодно утверждаются Правительством РФ. В составе вышеуказанных квот выделены промышленные квоты на вылов для продажи на аукционной основе.
     
     В соответствии с Порядком проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.01.2001 N 3, вышеназванный Порядок разработан в соответствии с Постановлением N 1010 и определяет порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов (далее - квоты на вылов), ежегодно утверждаемых Правительством РФ для этих целей.
     
     Стартовые цены лотов устанавливаются исходя из минимальных размеров платы за пользование водными биологическими ресурсами по конкретным объектам и районам промысла (из расчета за 1 тонну), определяемых в установленном порядке.
     
     Аукционная продажа квот на вылов проводится на торговых площадках российских товарных бирж, имеющих соответствующие лицензии Комиссии по товарным биржам при МАП России.
     
     На бирже создается Аукционная комиссия.
     

     Минэкономразвития России заключает с уполномоченной биржей соглашение о взаимодействии при проведении аукциона.
     
     Участниками аукционов могут быть юридические и физические лица (далее - заявители), обладающие правом на осуществление добычи водных биологических ресурсов в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     
     Заявители перечисляют на счет Минэкономразвития России денежные средства в качестве задатков за каждый лот в соответствии с их заявками.
     
     Победителем аукционных торгов признается участник, предложивший наиболее высокую цену за лот.
     
     По окончании аукциона Аукционная комиссия составляет в день проведения аукциона итоговый протокол о его результатах.
     
     Участники аукциона уплачивают в пользу бирж сбор в размере и в сроки, установленные соглашением о взаимодействии при проведении аукциона между Минэкономразвития России и уполномоченными биржами.
     
     На основании итогового протокола биржа после уплаты сбора победителем выдает "Свидетельство победителя аукциона", которое заверяется членами Аукционной комиссии.
     
     На основании итогового протокола, "Свидетельства победителя аукциона" и письма Минэкономразвития России, подтверждающего полную оплату победителями стоимости приобретенных ими лотов, Госкомрыболовство России в соответствии с действующим законодательством выдает победителям аукциона лицензии (разрешения) на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.
     
     Таким образом, затраты на приобретение вышеуказанных промышленных квот являются необходимым условием для приобретения лицензий (разрешений) на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, дающих право на пользование водными биологическими ресурсами по конкретным объектам и районам промысла.
     
     Учитывая вышеизложенное, для организаций - победителей аукциона по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов фактические затраты на оплату стоимости приобретенных ими лотов могут в полном объеме (вне зависимости от доли их использования налогоплательщиком) уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль с учетом положений ст. 271 и 272 НК РФ (то есть с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов).
     
     Кроме того, поскольку уплата в пользу биржи сбора в размере и в сроки, установленные соглашением о взаимодействии при проведении аукциона между Минэкономразвития России и уполномоченной биржей, является необходимым условием для участия организации в аукционе, то вышеуказанные расходы следует учитывать при исчислении налогооблагаемой прибыли у участника аукциона. При этом у биржи данные средства учитываются для целей налогообложения прибыли в составе доходов.
     

(Продолжение следует)