Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость*1


И.И. Горленко,
советник налоговой службы I ранга


Возможность освобождения от обложения НДС услуг по предоставлению напрокат видеофильмов

     
     Подлежат ли освобождению от обложения НДС услуги по предоставлению напрокат видеофильмов, оказываемые коммерческой организацией?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
     
     На основании подпункта 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС оказываемые учреждениями культуры и искусства услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов вышеуказанных учреждений.
     
     К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
     
     Учитывая вышеизложенное, оказание услуг в сфере культуры и искусства организацией, не подпадающей под определение учреждения культуры и искусства, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.     


Освобождение от налогообложения организаций кинематографии

     
     Какие организации кинематографии вправе применить освобождение от обложения НДС, предусмотренное подпунктом 21 п. 2 ст. 149 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 21 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
     
     Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Поскольку НК РФ не содержит понятия "организация кинематографии", обратимся к отраслевому законодательству.
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" организация кинематографии - это организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которой являются производство фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное); образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии; хранение фильма; хранение исходных материалов кинолетописи.
     
     Статьей 15 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что в Общесоюзном классификаторе "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденном Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976, организации кинематографии относятся к отрасли "культура и искусство" (код 93000) с присвоением им в установленном порядке подкода "кинематография".
     
     Учитывая вышеизложенное, только вышеуказанные организации кинематографии могут применять подпункт 21 п. 2 ст. 149 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации работ (услуг) по производству кинопродукции.     


Возврат НДС индивидуальным предпринимателям

     
     В каком порядке производится возврат НДС индивидуальным предпринимателям с учетом принятого постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П?
     
     В соответствии с п. 4.1 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами граждан" (далее - Постановление N 11-П) введение статьей 143 НК РФ НДС для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2001 года не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности.
     
     Согласно п. 1 резолютивной части Постановления N 11-П признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 57 норма п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся на его основе правоприменительной практикой, она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты НДС и налога с продаж.
     
     Постановление N 11-П принималось по результатам рассмотрения жалоб конкретных налогоплательщиков; в связи с этим на основании п. 4 резолютивной части Постановления N 11-П их дела в соответствии с частью второй ст. 100 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежат пересмотру компетентными органами в установленном порядке, если для этого нет других препятствий.
     
     В соответствии со ст. 79 вышеуказанного Закона решение Конституционного Суда Россий-ской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
     
     Учитывая вышеизложенное, если налогоплательщик полагает, что изменившееся налоговое законодательство создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее установленными, то он вправе защитить свои права налогоплательщика в арбитражном суде. Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке. При этом конституционные права заявителя, если будет установлено, что они нарушены неправильным применением закона, подлежат восстановлению арбитражным судом.
     
     Таким образом, возврат налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю излишне уплаченных сумм НДС и налога с продаж производится налоговым органом при наличии соответствующего решения арбитражного суда.     


Отнесение к прочим расходам суммы входного НДС по железнодорожным билетам

     
     Относится ли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, сумма входного НДС по железнодорожным билетам, оплаченным командированными лицами после 1 июля 2002 года, если в них не выделена отдельной строкой сумма НДС?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные данной статьей НК РФ налоговые вычеты.
     
     Пунктом 7 ст. 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ.
     
     Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 171 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных вышеуказанной статьей Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
     
     Таким образом, основанием для вычета сумм НДС, уплаченных за услуги по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая услуги на пользование в поездах постельными принадлежностями, при приобретении за наличный расчет подотчетными лицами проездных документов (билетов) к месту служебной командировки и обратно (пункт отправления и назначения которых находятся на территории Российской Федерации) является сумма НДС, выделенная в проездном документе (билете).
     
     В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
     
     Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
     
     Учитывая вышеизложенное, отнесение полной стоимости проездного документа (билета) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, допустимо только в случае, если в проездном документе (билете) не выделен НДС.     


Привлечение организации к ответственности за несвоевременное представление в налоговый орган декларации по НДС

     
     Организация по итогам налогового периода несвоевременно представила в налоговый орган декларацию по НДС, но в установленный срок уплатила в бюджет исчисленную по декларации сумму налога. Правомерно ли привлечение организации к налоговой ответственности, установленной п. 1 ст. 119 НК РФ?
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     
     Пунктом 1 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     В силу вышеуказанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не уплатой такого налога в бюджет, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
     
     Статьей 174 НК РФ предусмотрены порядок и сроки уплаты НДС в бюджет.
     
     В соответствии с п. 5 вышеуказанной статьи НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
     
     Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, на основании п. 6 ст. 174 НК РФ представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
     
     Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % вышеуказанной суммы и не менее 100 руб.
     
     Учитывая вышеизложенное, организация правомерно привлечена к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по НДС.
     

Возврат излишне уплаченных налогов и сборов после ликвидации организации

     
     Обладают ли ликвидируемые организации правом на получение возврата излишне уплаченных налогов и сборов после ликвидации?
     
     В соответствии со ст. 49 НК РФ если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то эти суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном главой 12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
     
     При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
     
     В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей Кодекса.
     
     Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета вышеуказанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
     
     Пунктом 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
     

     Учитывая вышеизложенное, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату ликвидируемой организации до момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ее ликвидации.
     

(Продолжение следует)