Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Практика бухгалтерского учета


Практика бухгалтерского учета


В.Д. Глинистый,
начальник отдела Департамента методологии
бухгалтерского учета и отчетности Минфина России
   

Списание средств федерального бюджета, затраченных на проектно-изыскательские работы, и других затрат, числящихся в незавершенном строительстве

     
     До начала строительства того или иного объекта заказчик (застройщик) подает заявку в органы местного самоуправления с просьбой предоставить ему земельный участок под застройку. Рассмотрев заявку, местная администрация выдает заказчику документ об отводе земельного участка. После этого заказчик имеет право заключать договоры с проектной организацией на разработку проектно-сметной документации (ПСД). Разработанный проект проходит многочисленные экспертизы и согласования в различных инстанциях. Затем он утверждается инвестором. Соответствующий орган архитектуры и градостроительства выдает разрешение на строительство. Орган земельного комитета заключает договор бессрочной аренды отведенного земельного участка. И только после этого утверждается ПСД и заказчик приступает к организации строительства. Затем на основании ПСД разрабатывается смета на строительство.
     
     С 1 января 2000 года расходы на строительство объекта, которые раньше учитывались как затраты, не увеличивающие стоимость основных средств (проектно-изыскательские, геолого-разведочные работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством и др.), включаются в инвентарную стоимость объекта строительства. В соответствии с п. 2.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160, все затраты на строительство объекта учитываются заказчиком на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Строительство объектов основных средств".
     
     Средства, которые были получены из федерального бюджета на проектно-изыскательские работы, относятся к капитальным вложениям.
     
     Капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Это отрасль материального производства, в которой создаются основные производственные и непроизводственные фонды. Как отрасль сферы материального производства капитальное строительство включает наравне с подрядными организациями проектно-изыскательские и научно-исследовательские организации и т.д. Проектно-изыскательские организации строят свои взаимоотношения с заказчиками и другими лицами на основании договора подряда. При заключении договоров на проектно-изыскательские работы прежде всего следует руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденными приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и 33н, Положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", утвержденным приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167, Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо Минфина России от 30.12.1997 N 160), Положением о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008, и др.
     
     Предпроектная и проектная документация на объекты, строительство которых осуществляется частично или полностью за счет средств федерального бюджета, средств субъектов Российской Федерации, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, независимо от источников финансирования и формы собственности подлежит государственной экспертизе до того, как она будет утверждена. В пределах своей компетенции органы государственной власти и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют контроль за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов, строящихся на их территории.
     
     В соответствии с ГК РФ договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является одной из разновидностей договора подряда. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить результат. Договор подряда на выполнение проектно-изыскательских работ для проектной организации относится к основному виду деятельности организации, и бухгалтерский учет ведется на счете 20 "Основное производство". Подрядчиком в договоре на проектирование выступает проектная организация, которая имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности, то есть на разработку ПСД. Законодательство разрешает заниматься проектированием и отдельным гражданам, имеющим статус предпринимателя и соответствующую лицензию.
     
     Заказчик обязан передать подрядчику все необходимые исходные данные для разработки необходимой документации, а также технико-экономическое обоснование объектов предполагаемого строительства.
     
     Состав задания на проектирование устанавливается сторонами с учетом специфики и вида строительства. Если строительство объекта осуществляется "под ключ" как единый непрерывный комплексный процесс, включая проектирование и выполнение строительно-монтажных работ, комплектование технологическим и инженерным оборудованием, ввод в эксплуатацию, то отдельный договор на проектно-изыскательские работы не заключается. Заказчиками на проектные работы могут быть как инвесторы, так и строительные организации, юридические и физические лица, которые могут оплатить проектные и изыскательские работы на согласованных условиях договора (договорная цена). Договорная цена объекта строительства устанавливается на стадии заключения договора и не подлежит изменению, кроме случая, если заключается дополнительное соглашение. В качестве базы для достижения соглашения о договорной цене объекта строительства принимается предварительная цена (авансирования работ), которая рассчитывается заказчиком. До начала проектирования заказчиком или по согласованию между сторонами подрядчик производит согласование места размещения объекта строительства. Подрядчик передает заказчику изготовленную ПСД, соответствующую условиям договора и требованиям СНиП.
     
     До передачи по акту необходимой ПСД она предварительно согласовывается с заказчиком, а в случаях, предусмотренных законодательством, - с органами местного самоуправления и органами государственного надзора. За невыполнение обязательств по договору подряда исполнитель и заказчик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
     
     По договору подряда подрядчик не вправе передавать техническую документацию и результаты изыскательских работ третьим лицам без согласия заказчика. Подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ гарантирует заказчику отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение на основе подготовленной подрядчиком технической документации.
     
     Договор подряда относится к договорам, в которых необходимо четко определять сроки выполнения работ, особенно когда это касается больших объемов строительства. По согласованию с заказчиком могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работ (промежуточные сроки). Если унитарные проектные и изыскательские организации получают бюджетные денежные средства из федерального бюджета и имеется уверенность, что эти средства будут получены и условия предоставления данных средств организацией будут выполнены, то следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н. Для целей бухгалтерского учета бюджетные денежные средства должны отражаться по счету 86 "Целевое финансирование" как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения бюджетных денежных средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.д. Бюджетные денежные средства списываются со счета учета целевого финансирования в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования этих объектов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы.
     
     Списание проектно-изыскательских работ и других затрат, числящихся в незавершенном строительстве и финансированных из федерального бюджета, отражается федеральными государственными унитарными предприятиями, открытыми акционерными обществами по кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы". Однако согласно ПБУ 13/2000 и ПБУ 10/99 использование полученных государственных средств по целевому назначению для целей бухгалтерского учета отражается по дебету счета 51 "Расчетные счета" в корреспонденции с кредитом счета 86 "Целевое финансирование". При наступлении соответствующего периода происходит списание полученных средств по кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" в корреспонденции с дебетом счета 86 "Целевое финансирование" с последующим признанием в качестве внереализационных доходов отчетного периода (дебет счета 98 "Доходы будущих периодов" и кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы"). Соответственно, результат от списания проектно-изыскательских работ будет нулевой.
     
     Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных конкретных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.
     
     Следует иметь в виду, что указанные руководящие нормативные документы по бухгалтерскому учету следует применять в комплексе, то есть все ПБУ.
     
     Что касается налогообложения, в частности обложения НДС служб заказчика, включая и технический надзор, то деятельность заказчика (застройщика) по выполнению перечисленных выше функций следует рассматривать как оказание услуг независимо от примененного налогоплательщиком порядка отражения на счетах бухгалтерского учета и источника финансирования, и подлежит обложению НДС на общих основаниях. Так как согласно ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) реализацией товаров, работ (услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Об этом также прямо говорится в ст. 142 и 162 НК РФ - налогом на добавленную стоимость облагаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) независимо от источников финансирования.     


Бухгалтерский учет затрат, связанных с незавершенным строительством

     
     Правила бухгалтерского учета затрат, связанных с незавершенным строительством (в том числе жилых домов), установлены Положением по бухгалтерском учету долгосрочных инвестиций.
     
     В соответствии с вышеприведенным Положением до окончания работ по строительству объектов все расходы по их возведению (в том числе и проценты за пользование кредитом) учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" с их последующим включением в первоначальную стоимость объекта основных средств.
     

Бухгалтерский учет расходов бюджетных учреждений на пусконаладочные работы

     
     Расходы на пусконаладочные работы в бюджетных учреждениях относятся на статью 111040 "Прочие текущие расходы" и не включаются в первоначальную стоимость основных средств.
     

(Продолжение следует)