Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином социальном налоге


О едином социальном налоге*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(98)1`2004


     
     В.Н. Барсукова     


Налогообложение оплаты стоимости путевок, приобретаемых для оздоровления членов профсоюза

     
     В ходе практической деятельности в первичной профсоюзной организации возникла необходимость приобретения путевок для оздоровления членов профсоюза за счет членских взносов в связи с отменой финансирования санаторно-курортного лечения за счет средств фонда социального страхования. Возникнут ли налоговые последствия у первичной профсоюзной организации в части начисления единого социального налога?
     
     При ответе на этот вопрос необходимо разграничивать выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, от выплат и вознаграждений, производимых в пользу лиц, не связанных с налогоплательщиком вышеназванными договорными отношениями.
     
     Так, в соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Кроме того, согласно п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 198-ФЗ), введенным в действие с 1 января 2002 года, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором, исключены из объекта обложения единым социальным налогом.
     
     Учитывая вышеизложенное, любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они осуществляются, производимые профсоюзной организацией в пользу своих членов, не связанных с данной профсоюзной организацией трудовыми или гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторскими договорами, не подлежат обложению единым социальным налогом.
     

     При этом выплаты в пользу членов профсоюза, состоящих с ним в отношениях по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, облагаются единым социальным налогом независимо от источника выплаты.
     
     Вместе с тем в соответствии с подпунктом 13 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год.
     
     Таким образом, оплата стоимости путевок членам профсоюза, которые выполняют работы или оказывают услуги по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, подлежит обложению единым социальным налогом с учетом положений подпункта 13 п. 1 ст. 238 НК РФ.
     
     При этом следует иметь в виду, что нормы подпункта 13 п. 1 ст. 238 НК РФ подлежат применению с 2002 года в отношении только тех членов профсоюзной организации, которые связаны с ней вышеназванными договорными отношениями и получают выплаты как члены профсоюза, так как исходя из содержания ст. 236 НК РФ выплаты, производимые в пользу лиц - членов профсоюза, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, производимые в том числе за счет членских профсоюзных взносов профсоюзной организации, не признаются объектом налогообложения.
     

Налогообложение выплат в пользу физических лиц в случае отсутствия в трудовом договоре размеров тарифных ставок

     
     Следует ли начислять единый социальный налог на выплаты в пользу физических лиц, если в тексте трудового договора отсутствуют размеры тарифных ставок (должностных окладов, доплат, надбавок и поощрительных выплат)?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом в текущем налоговом периоде для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Абзацем вторым п. 1 ст. 237 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
     
     Пунктом 3 ст. 236 НК РФ определено, что приведенные в п. 1 данной статьи настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     При этом пунктом 21 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что в состав расходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, относятся расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
     
     Статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с настоящим Кодексом.
     
     Согласно ст. 57 ТК РФ существенными условиями трудового договора являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
     
     Таким образом, в трудовом договоре в обязательном порядке должна присутствовать запись об условиях оплаты труда работника, то есть должны быть указаны размер тарифной ставки или должностного оклада работника, а также доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что статьей 22 ТК РФ работодателю вменена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы по оплате труда работников, произведенные организацией в соответствии с заключенными с этими работниками трудовыми договорами, отвечающими требованиям законодательства, необходимо учитывать для целей налогообложения прибыли.
     
     Таким образом, отсутствие в тексте трудового договора конкретных размеров тарифных ставок, должностных окладов не является основанием для исключения сумм расходов по оплате труда из состава налогооблагаемой базы организации по единому социальному налогу. Что касается доплат, надбавок и поощрительных выплат, то они облагаются единым социальным налогом с учетом п. 3 ст. 236 НК РФ.
     

Налогообложение командировочных расходов членов политической партии

     
     Следует ли облагать единым социальным налогом командировочные расходы направленных в командировки в субъекты Российской Федерации членов политической партии, не являющихся штатными сотрудниками политической партии, а также ее региональных отделений?
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ предусмотрено, что не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
     
     В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
     
     Согласно ст. 166 ТК РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
     
     При этом статьей 168 ТК РФ установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
     
     Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
     
     Таким образом, возмещение расходов, связанных с выполнением физическими лицами трудовых обязанностей, в том числе возмещение командировочных расходов (оплата проезда, проживания, суточные и т.д.), неразрывно связано с наличием трудовых договоров.
     
     Следовательно, если политическая партия производит выплаты в виде возмещения командировочных расходов физическим лицам, работающим на штатной основе (то есть на основании трудовых договоров), то такие суммы обложению единым социальным налогом в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат.
     
     При этом обращаем внимание читателей журнала на то, что на основании ст. 11 ТК РФ настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, в частности, на лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.
     
     Как было отмечено выше, оплата командировочных расходов подпадает под понятие компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. При этом если такие выплаты производятся на основании не трудовых, а гражданско-правовых договоров, то выплаты, производимые политической партией на основании заключенных с физическими лицами гражданско-правовых договоров, не могут быть освобождены от обложения единым социальным налогом, и в соответствии со ст. 236 НК РФ возмещение расходов, связанных с оплатой проезда, найма жилья, суточных и иных аналогичных расходов, является выплатами по гражданско-правовом договорам и признается объектом обложения единым социальным налогом.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что с 2002 года выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, не являются объектом обложения единым социальным налогом; следовательно, выплаты, производимые в пользу членов политической партии, с которыми отношения не подлежат оформлению вышеуказанными договорами, не являются объектом обложения единым социальным налогом.     


Налогообложение ежемесячных компенсационных выплат, производимых матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком

     
     Начисляется ли единый социальный налог с ежемесячных компенсационных выплат, производимых матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет?
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ (в ред. от 29.12.2000 N 166-ФЗ) объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором - пятом подпункта 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признавались выплаты и иные вознаграждения, начислявшиеся работодателями в пользу работников по всем основаниям.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Ежемесячная компенсационная выплата матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, была введена в 1991 году постановлением Совмина РСФСР от 05.05.1991 N 242 и Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (в ред. от 08.02.2001 N 136) установлена в размере 50 руб.
     
     Компенсационные выплаты, производимые отдельным категориям граждан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110, не подпадают под действие подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, так как Указ Президента Российской Федерации в целях применения главы 24 НК РФ относится к подзаконным, а не к законодательным актам Российской Федерации.
     
     Таким образом, налогоплательщики в 2001 году были обязаны исчислять и уплачивать единый социальный налог с ежемесячных компенсационных выплат, производимых матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет.
     
     В соответствии со ст. 256 ТК РФ, введенного в действие с 1 февраля 2002 года, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется женщине по ее заявлению. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период вышеуказанного отпуска определяются федеральным законом.
     
     Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется до достижения ребенком возраста полутора лет.
     
     Однако ежемесячная компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, не была включена в размер пособия, и было принято решение о ее сохранении в качестве специальной выплаты.
     
     Таким образом, ежемесячная компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, входит в число установленных федеральным законодательством (ст. 256 ТК РФ) гарантий в связи с материнством и вместе с ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выполняет одну и ту же функцию - частичную компенсацию утраченного заработка (дохода) лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, и с 1 февраля 2002 года на основании ст. 238 НК РФ с учетом положений ст. 5, 256 и 423 ТК РФ она не подлежит обложению единым социальным налогом.
     

Применение регрессивных ставок налогообложения в отношении работников, переходящих в течение одного года из одного структурного подразделения организации в другое

     
     Как следует применять регрессивные ставки налогообложения по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в отношении работников, которые в течение года переходят из одного структурного подразделения в другое внутри одной организации?
     
     Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.
     
     Тарифы, предусмотренные п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ, применяются страхователями, указанными в подпункте 1 п. 1 ст. 6 данного Закона, если соблюдены требования, установленные п. 2 ст. 241 НК РФ.
     
     Таким образом, расчет условия на применение регрессивных ставок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование аналогичен расчету условия на применение регрессивных ставок по единому социальному налогу.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 24 Закона N 167-ФЗ страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.
     
     Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.
     
     Порядок уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) страхователями-организациями, в состав которых входят обособленные подразделения, приведен в письме МНС России от 14.06.2002 N БГ-6-05/835 и ПФР от 11.06.2002 N МЗ-16-25/5221.
     
     Согласно п. 8 ст. 243 НК РФ расчет условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.
     
     Поэтому переход работника из одного подразделения организации в другое ее подразделение не влияет на расчет условия для применения регрессивных ставок единого социального налога и тарифов страховых взносов.
     
     Приказом МНС России от 05.06.2003 N БГ-3-05/300 "О внесении изменений и дополнений в приказы МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91, от 03.04.2002 N БГ-3-05/173" внесены дополнения, касающиеся уточнения порядка заполнения индивидуальной карточки лицами, производящими выплаты физическим лицам, которыми определено, что если работник в течение налогового периода переходит из одного обособленного подразделения организации в другое, то обособленное подразделение, в которое перешел работник, открывает на него новую индивидуальную карточку.
     
     При этом из обособленного подразделения, в котором работник работал ранее, в обособленное подразделение, в которое он перешел, передается копия индивидуальной карточки, которая велась по данному работнику в предыдущем обособленном подразделении, для того чтобы имелась возможность применения регрессивных ставок налога в зависимости от налоговой базы, накопленной за время работы работника в организации с начала года, если организация выполняет условия, установленные п. 2 ст. 241 НК РФ.
     
     Копия индивидуальной карточки, которая велась в предыдущем обособленном подразделении, должна быть заверена подписью руководителя, главного бухгалтера или представителя организации и скреплена печатью организации.
     
     Для налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения организации копия индивидуальной карточки является документом, подтверждающим в том числе право на применение регрессивных ставок при исчислении налога с выплат и вознаграждений, начисленных работнику по месту работы в новом обособленном подразделении.
     
     С учетом изложенного расчет права на применение регрессивных ставок единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится с учетом сумм, выплаченных в пользу таких работников во всех структурных подразделениях организации. При этом суммы единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащие уплате по месту нахождения обособленного подразделения, в том числе того, в которое перешел работник, определяются исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
     

Налогообложение выплат работникам за время простоя по вине работодателя

     
     Мы являемся коммерческой организацией. В соответствии со ст. 157 ТК РФ рабочим оплачивается время простоев, возникших по вине работодателя. Выплачиваемые суммы не включаются в состав расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли.
     
     Может ли организация не начислять единый социальный налог на данные выплаты в соответствии со ст. 236 НК РФ?
     
     Пунктом 3 ст. 236 НК РФ определено, что указанные в п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено главой 25 НК РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
     
     Таким образом, к выплатам, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом, относятся выплаты, определенные в ст. 270 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
     
     Перечень расходов по оплате труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли, предусмотрен ст. 255 НК РФ, и состав расходов, приведенный в п. 1-24 данной статьи настоящего Кодекса, не является исчерпывающим.
     
     Поскольку при соблюдении работником порядка, предусмотренного ст. 157 ТК РФ, у работодателя возникает обязанность по оплате простоя, то данные расходы следует рассматривать в качестве расходов на содержание этих работников, предусмотренных нормами законодательства Российской Федерации.
     
     Соответственно, вышеуказанные расходы должны признаваться для целей налогообложения прибыли в размере двух третей средней заработной платы работника. Суммы превышения не следует рассматривать в качестве экономически оправданных расходов, и, соответственно, они не должны учитываться для целей налогообложения прибыли.
     

     Таким образом, выплаты работникам за время простоя по вине работодателя (ст. 157 ТК РФ) в размере двух третей средней заработной платы подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
          

(Продолжение следует)