Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Руководящий документ Р3112194-0366-03 Минтранса России "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"

    

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте*1,

утвержденные Минтрансом России 29.04.2003

     _____
     *1 Для удобства пользования текст Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте и комментарий объединены; при этом текст Руководящего документа выделен полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом.
     

Руководящий документ Р3112194-0366-03

    
Срок действия до 01.01.2008

    
Извлечения

Комментарий

    
В.Р. Захарьин

     
     … Данный Руководящий документ введен в действие со дня утверждения до 1 января 2008 г. взамен "Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" Р3112194-0366-97 от 29.04.97.
     

     Общие положения

     
     Норма расхода топлива (или смазочного материала), применительно к автомобильному транспорту, подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
     
     Нормы расхода топлив (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормируемого значения расхода топлива, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
     
     При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы (по действующей методике определения базовых норм расхода топлива), и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
     
     Потребление топлив и смазочных материалов при эксплуатации автомобильной техники производится в соответствии с установленными нормами.
     
     Нормы расхода топлив, приведенные в утвержденном Руководящем документе, имеют статус постоянных норм. Вновь разрабатываемые и устанавливаемые для автомобилей нормы действуют как временные до их введения в качестве постоянных или при переутверждении, или при дополнении Руководящего документа с учетом развития структуры автопарка страны.
     
     Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (далее - Нормы расхода ГСМ) должны применяться всеми организациями, эксплуатирующими автомобильный транспорт. Только остается открытым вопрос: с какой даты действуют эти Нормы. Официально документ опубликован не был. В конце июля на официальном сайте Минтранса России в Интернете появилось информационное сообщение, в котором было указано, что Руководящий документ N Р3112194-0366-03 вводится в действие с 1 июля 2003 года в связи с окончанием срока действия Руководящего документа N Р3112194-0366-97 "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте". Однако очевидно, что необходимые требования для того, чтобы документ получил нормативную силу, не выполнены, и, следовательно, применение финансовых санкций за налоговые (например, занижение налоговой базы по налогу на прибыль) и иные правонарушения, связанные с несоблюдением норм, может быть оспорено в судебном порядке. Тем не менее аудиторские организации, налоговые органы, а также вышестоящие органы управления, уполномоченные проводить проверки, будут использовать именно Нормы расхода ГСМ для установления правомерности и рациональности использования горюче-смазочных материалов.
     
     Вновь утвержденные Нормы расхода ГСМ действуют до 1 января 2008 года.
     
     Нормы расхода топлива (горюче-смазочных материалов) существенное значение имеют прежде всего для планирования расхода топлива, расчета нормативной себестоимости продукции, работ или услуг, учета отклонений фактической себестоимости от плановой, а также оценки эффективности использования материальных ресурсов организации.
     
     Для целей налогообложения (прежде всего налогом на прибыль) расходы на содержание служебного автотранспорта с введением в действие главы 25 НК РФ не нормируются. Тем не менее к налоговому учету в качестве затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут приниматься только экономически обоснованные расходы. Термин "экономически обоснованные" в налоговом законодательстве не расшифровывается. Однако с большой долей уверенности можно полагать, что при наличии утвержденных норм расхода не могут считаться обоснованными затраты, произведенные сверх этих норм.
     
     Кроме того, при заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров с работниками автотранспорта могут предусматриваться меры, направленные на повышение эффективности использования ГСМ, а их перерасход формально может быть расценен как недостача материально-производственных запасов, переданных работнику под отчет. Следовательно, при отсутствии уважительных причин или удовлетворительных объяснений со стороны работника либо его непосредственных руководителей суммы стоимости излишне (сверх норм) израсходованных ГСМ могут быть взысканы с водителя или должностного лица, не обеспечившего нормальную эксплуатацию транспортного средства.
     
     В преамбуле текстовой части Норм расхода ГСМ следует также обратить внимание на то, что допускаются разработка и использование аналогичных ведомственных норм. При этом вопрос правомерности их использования для целей налогообложения может быть решен, по нашему мнению, только посредством согласования подобных документов непосредственно с МНС России.
     
     Весьма важным представляется также указание на то, что в течение действия Норм расхода ГСМ некоторые из них могут меняться и в течение неопределенного периода действовать как временные.
     

     1. Нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения

     
     Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно.
     
     Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
     
     - базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
     
     - транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:
     
     - автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса загрузка пассажиров;
     
     - самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая (коэффициент 0,5) загрузка самосвала;
     
     - транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом (или с использованием установленных коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, прицепа, полуприцепа до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, или с использованием более точных расчетов, выполняемых ФГУП НИИАТ по специальной программе-методике для каждой конкретной марки и типа АТС.
     
     Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля и его агрегатов, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемого топлива и учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации.
     
     Норма на транспортную работу включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или от нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации АТС.
     
     Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
     
     - для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива;
     
     - для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (снг), - в литрах снг (из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л снг);
     
     - для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (спг), - в нормальных метрах кубических спг (из расчета 1л бензина соответствует 1 куб. м спг),
     
     - для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом указывается норма расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).
     
     Нормы расхода топлива (на 100 км пробега автомобиля, транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров, нормы на работу специального оборудования и т.п.) для бензиновых и дизельных автомобилей, для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (снг) или на сжатом природном газе (спг), установлены в твердых размерах. Для газодизельных автомобилей указываются только ориентировочные нормы расхода сжатого природного газа (кроме того, рядом указывается норма расхода дизтоплива). В Нормах расхода ГСМ по этому виду расхода ГСМ имеется отсылка на данные, которые должны определяться производителем техники. Таким образом, для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения в общем случае должны применяться нормы, приведенные в технической документации изготовителя (и именно эти данные будут приниматься налоговыми органами при проведении налоговых проверок). Показатели, приведенные в Нормах расхода ГСМ, могут использоваться для целей планирования, а также в случае, если получение соответствующих данных от изготовителя не представляется возможным.
     
     Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются распоряжениями руководителей предприятий, эксплуатирующих АТС или руководителями местных администраций). <...>
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что поправочные коэффициенты могут устанавливаться как распорядительным документом руководителя организации, эксплуатирующей автотранспортную технику (в этом случае коэффициенты распространяются на автомобили данной организации), так и органом местного самоуправления (при этом коэффициенты могут применяться всеми организациями, расположенными на территории данного муниципального образования или административного района).
     
     Перечень поправочных коэффициентов можно наглядно представить в табличном виде (см. табл. 1).
     

Таблица 1


 

%

Основание для корректировки норм

Значение поправочного коэффициента


 

Min

Мах

В зимнее время года в зависимости от климатических районов страны

5

20

В горных местностях, включая городские и сельские поселения и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:


 


 

от 300 до 800м


 

5

от 801 до 2000 м


 

10

от 2001 до 3000м


 

15

свыше 3000 м


 

20

На дорогах общего пользования со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (т.е. на 100 км пути не менее 500 поворотов)


 

10

В городах с населением: свыше 3,0 млн. чел.


 

25

от 1,0 до 3,0 млн. чел.


 

20

от 250 тыс. до 1,0 млн. чел.


 

15

от 100 до 250 тыс. чел.


 

10

В городах и поселках городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. чел.


 

5

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок


 

10

Перевозка грузов с пониженными скоростями движения автомобилей до 20 - 30 км/час


 

15

до 10 км/час


 

35

При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта


 

10

При централизованном перегоне новых автомобилей и автомобилей, вышедших из капитального ремонта своим ходом:


 


 

в одиночном состоянии

10

в спаренном состоянии


 

15

в строенном состоянии


 

20

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации:
более 5 лет


 

5

более 8 лет


 

10

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза


 

10

При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятий


 

10

При работе специальных автомобилей (киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом


 

20

На участках горизонтальных дорог IV и V категории вне основной дороги общего пользования для АТС в снаряженном состоянии без груза: при работе в карьерах


 

20

при движении по полю


 

20

при вывозке леса и т.п.


 

20

На участках горизонтальных дорог IV и V категории вне основной дороги общего пользования для АТС с полной или частичной загрузкой в зависимости от полной массы автомобиля:


 


 

при работе в карьерах


 

40

при движении по полю


 

40

при вывозке леса и т.п.


 

40

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях для дорог I, II и III категорий:


 


 

в период сезонной распутицы


 

35

в условиях снежных или песчаных заносов


 

35

при сильном снегопаде и гололедице


 

35

при наводнениях и других стихийных бедствиях


 

35

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях для дорог IV и V категорий:


 


 

в период сезонной распутицы


 

50

в условиях снежных или песчаных заносов


 

50

при сильном снегопаде и гололедице


 

50

при наводнениях и других стихийных бедствиях


 

50

При учебной езде


 

20

При использовании кондиционера или установки «климат-контроль»: при движении автомобиля


 

7

на стоянке (независимо от времени года) нормативный расход топлива


 

один час

устанавливается из расчета


 

простоя с работающим двигателем = 10 км пробега

При простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой


 

10

При простоях со специальным грузом, не допускающим охлаждения салона (кузова) автомобиля


 

10

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже + 5 град. С) время года при простоях и прогреве (при отсутствии независимых отопителей)


 

один час простоя = 10 км пробега

Увеличение нормативного расхода топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий - от общего количества потребляемого топлива данным предприятием (с учетом относительного количества единиц АТС, используемых при выполняемых работах)


 

1,0

Снижение нормы расхода при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) на дорогах I, II и III категорий


 

-15

     
     Для определения поправочных коэффициентов в зависимости от численности населения в городе следует пользоваться официальными данными Госкомстата России (предварительные итоги переписи населения 2003 года):
     
     города с населением свыше 3 млн чел.:
     
     Москва - 10101,5 тыс. чел.;
     
     Санкт-Петербург - 4669,4 тыс. чел.;
     
     города с населением от 1,0 до 3,0 млн чел. Перечень городов приводится по алфавиту:
     

Город

тыс. чел.

Волгоград

1012,8

Екатеринбург

1293,0

Казань

1105,3

Нижний Новгород

1311,2

Новосибирск

1425,6

Омск

1133,9

Пермь

1000,1

Ростов-на-Дону

1070,2

Самара

1158,1

Уфа

1042,4

Челябинск

1078,3

     
     города с населением от 250 тыс. до 1,0 млн чел.:
    
          

Город

Регион

тыс. чел.

Архангельск

Архангельская область

355,5

Астрахань

Астраханская область

506,4

Барнаул

Алтайский край

603,5

Белгород

Белгородская область

337,6

Братск

Иркутская область

259,2

Брянск

Брянская область

431,6

Владивосток

Приморский край

591,8

Владикавказ

Республика Северная Осетия-Алания

315,1

Владимир

Владимирская область

316,3

Волжский

Волгоградская область

310,7

Вологда

Вологодская область

292,8

Воронеж

Воронежская область

848,7

Дзержинск

Нижегородская область

261,4

Иваново

Ивановская область

432,2

Ижевск

Удмуртская Республика

632,1

Иркутск

Иркутская область

593,4

Йошкар-Ола

Республика Марий Эл

256,8

Калининград

Калининградская область

430,3

Калуга

Калужская область

335,1

Кемерово

Кемеровская область

485,0

Киров

Кировская область