Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Практика аудита


Практика аудита

     
     А.О. Диков,
директор ЗАО "ВАЛ-АУДИТ"


Безвозмездная передача денежных средств

     
     Наша организация перечислила безвозмездно денежные средства другому юридическому лицу. Однако налоговая инспекция при проверке посчитала данные средства завуалированной оплатой по договору и привлекла нашу организацию к ответственности. Правомерны ли действия налоговой инспекции?
     
     Согласно подпункту 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ), за исключением подакцизных товаров.
     
     Согласно Закону N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
     
     Исходя из п. 26 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, передача вышеуказанных товаров (работ, услуг) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
     
     - договора (контракта) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности;
     
     - копий документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
     
     - актов или других документов, свидетельствующих о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).
     
     Если у организации отсутствуют вышеперечисленные документы, налоговые органы при осуществлении проверочных мероприятий могут привлечь ее к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ.
     
     Для подтверждения факта направления организациям или физическим лицам безвозмездных сумм в рамках Закона N 135-ФЗ необходимо представить в налоговые органы документы, установленные п. 26 вышеуказанных Методических рекомендаций.
     

Последствия неправильного определения правовой природы гражданско-правовых договоров

     
     После недавно проведенной налоговыми органами проверки возникла спорная ситуация: сотрудники налоговой инспекции посчитали гражданско-правовой договор, заключенный с физическим лицом, разновидностью трудового договора и потребовали уплатить единый социальный налог. Как необходимо составлять гражданско-правовые договоры, чтобы избежать подобных ошибок?
     
     При заключении договора гражданско-правового характера организации должны учитывать, что при проведении налоговыми органами проверочных мероприятий правовая природа договора будет определяться с учетом существенных условий договора вне зависимости от его наименования ("договор подряда", "договор аренды" и т.д.).
     
     Правовая природа гражданско-правовых договоров устанавливается частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно ст. 420 которого договор - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ по гражданско-правовому договору нанимаемой стороной исполняется индивидуальное конкретное задание, имеющее своей целью достижение конечного результата труда (например, составление финансового отчета, доставление груза, предоставление помещения в пользование, предоставление автомобиля в пользование и т.д.). Результаты, достигнутые в ходе выполнения такого договора, обязательно принимаются нанимающей стороной в установленные сроки и в установленном виде, что оформляется актом приемки-передачи выполненных работ и услуг, иным, не запрещенным законом документом (например, письмом о приемке работы, приложением к договору и т.д.). При этом работающие по вышеуказанному договору не связаны с работодателем такими условиями, как каждодневное выполнение работы, соблюдение трудового распорядка; не учитывается также квалификация работника, не устанавливается его должность.
     
     Единственные обязательные требования по гражданско-правовому договору - это соблюдение сроков, достижение определенного результата и качества труда.
     
     Пример 1.
     
     Организация заключила договор подряда. В нем указывается, что нанятый сотрудник должен приходить в данную организацию каждый день, выполнять условия трудового распорядка, нести ответственность за вверенный ему участок работы. При этом в договоре не был указан конкретный результат работы. В данном случае налоговый орган, осуществляя проверку такой организации, установит, что отношения гражданско-правового договора отсутствуют и что этому договору присущи признаки трудового договора.
     
     Пример 2.
     
     Организация заключила договор подряда. В нем указывается, что нанятый сотрудник должен приходить в данную организацию каждый день, выполнять условия трудового распорядка, нести ответственность за вверенный ему участок работы. При этом в договоре был приведен конкретный результат работы, например постройка дома. В данном случае налоговый орган, осуществляя проверку такой организации, также установит, что отношения гражданско-правового договора отсутствуют и что этому договору присущи признаки трудового договора. Данный вывод будет сделан на том основании, что другие признаки гражданско-правового договора: сроки выполнения, фиксированная оплата услуг и качество работ - отсутствуют. Кроме того, имеются признаки обычного трудового договора, которые установлены трудовым законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно требованиям, предъявляемым Трудовым кодексом Российской Федерации, в трудовых договорах, заключаемых с работниками организаций, определяется следующее:
     
     - работа, на которую принимается работник, с указанием структурного подразделения, профессия, должность и квалификация работника;
     
     - срок, на который заключается договор [неопределенный срок (бессрочный договор), на определенный срок, на время выполнения определенной работы];
     
     - срок действия договора, начало работы, сроки испытания;
     
     - обязанности, выполняемые работником;
     
     - основные характеристики работы и требования к уровню их выполнения по объему работ, качеству обслуживания, уровню выполнения норм и нормированных заданий, соблюдению правил охраны труда, выполнению смежных работ в целях обеспечения взаимозаменяемости;
     
     - организация труда работника, оборудование рабочего места в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности и т.д.;
     
     - обязанности работодателя по обеспечению нормальных условий работы на рабочем месте с указанием компенсаций и льгот работнику за тяжелые, особо тяжелые работы и работы с вредными, особо вредными и опасными условиями труда и т.д.;
     
     - особенности режима рабочего времени, должностной оклад, надбавки (доплата и другие выплаты); ежегодный отпуск с разбивкой на основной и дополнительный; другие условия договора, связанные со спецификой труда, и т.д.
     
     При этом не приводятся конкретные результаты работ, отсутствуют сведения о приемке-передаче выполненных работ с соответствующим оформлением актов, не указываются ответственность сторон и штрафные санкции.
     
     Если налоговые органы обнаруживают при проверке организации, что договор имеет признаки обычного трудового договора, а не договора гражданско-правового характера, то они исчисляют с суммы договора единый социальный налог в полном размере, а также пени и штрафы за неуплату сумм этого налога (в соответствии со ст. 120 НК РФ).
     

Налогообложение стоимости подарков для работников организации

     
     По случаю юбилея компании приобретены подарки для ее работников. Будет ли стоимость этих подарков облагаться НДС?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров. Однако дарение подарков, приобретаемых за счет прибыли организации, оставшейся после уплаты налогов, не всегда подлежит обложению НДС.
     
     Так, согласно ст. 38 НК РФ товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Если имущество изначально не предназначено для реализации, оно не является товаром в целях НК РФ. Это означает, что купленные организацией вещи (например, цветы, чайный набор или сервиз) не являются товаром; соответственно, их передача физическим или юридическим лицам не должна облагаться НДС. О том, что данные вещи не являются товарами в целях налогообложения, свидетельствует следующее:
     
     - данные вещи не реализуются и не передаются организацией при осуществлении своей обычной коммерческой деятельности;
     
     - передача данных вещей не направлена на систематическое извлечение прибыли или другого дохода;
     
     - передача данных вещей связана с определенной единичной датой (например, годовщиной организации, днем рождения сотрудника);
     
     - передача вещи осуществлена единовременно;
     
     - данные вещи не могут использоваться физическим лицом для извлечения систематической прибыли или иного дохода.
     
     Следует отметить, что суммы НДС, уплаченные при приобретении таких подарков, не принимаются к вычету в общеустановленном порядке, поскольку данные вещи куплены и использованы в тех операциях, которые приобретены:
     
     - не для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ;
     
     - не для перепродажи.
     
     Так, согласно ст. 169 НК РФ документом, являющимся основанием для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком продавцам товаров, служит счет-фактура, который должен храниться в журнале учета полученных счетов-фактур и регистрироваться в книге покупок. При отсутствии счетов-фактур вычет НДС не производится.
     
     Однако при осуществлении проверок налоговые органы часто расценивают передачу подарков как безвозмездную передачу товаров (то есть имущества, признаваемого товаром для целей налогообложения) и, соответственно, привлекают организации к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ. Защита нарушенного или оспариваемого права в части непризнания передачи подарков операцией по реализации (или безвозмездной передачей) товаров может быть осуществлена в судебном порядке.
     
     В целях избежания судебных разбирательств с налоговыми органами организации имеют право уплатить сумму НДС со стоимости купленных подарков. При этом согласно п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. При наличии кассового чека организация сможет зачесть сумму НДС со стоимости купленных подарков и, таким образом, не понесет дополнительные расходы по этому налогу.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 575 ГК РФ дарение между коммерческими организациями, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пять минимальных размеров оплаты труда, запрещено. При превышении данного лимита стоимости проверяющие органы могут расценить такую передачу подарков в качестве притворной сделки между юридическими лицами (то есть сделки, совершенной с целью прикрытия другой сделки, например купли-продажи товара) и в судебном порядке взыскать в доход государства доход, полученный в результате данной сделки.
     

Момент принятия НДС к вычету

     
     Когда принимается к вычету НДС, уплаченный при приобретении основного средства: в периоде постановки основных средств на учет или в периоде начала начисления амортизации?
     
     Пунктом 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
     
     Эти вычеты производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором п. 2 ст. 259 НК РФ, согласно которому начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 5 ст. 172 НК РФ).
     
     Содержание п. 5 ст. 172 НК РФ направлено сугубо на реализацию положений п. 6 ст. 171 НК РФ и расширительному толкованию не подлежит, то есть НДС, уплаченный поставщикам основных средств, не являющихся объектами строительства, принимается к вычету в порядке, предусмотренном подпунктом 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, в периоде постановки на учет данных объектов.
     
     Таким образом, НДС, уплаченный поставщикам объектов основных средств, следует принимать к вычету в порядке, установленном п. 5 ст. 172 НК РФ.     


Отнесение к расходам оплаты разговоров по мобильным телефонам

     
     Каков порядок отнесения к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, оплаты разговоров по мобильным телефонам?
     
     В соответствии с подпунктом 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на почтовые, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).
     
     Для обоснованного отнесения на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), расходов по международным и междугородным телефонным разговорам или разговорам, проводимым с использованием других видов связи, необходимо документальное подтверждение производственного характера разговора посредством счетов телефонной станции, расшифровки АТС с указанием номеров телефонов, с которыми велись переговоры, иных документов, подтверждающих производственный характер отношений с абонентом, приказа руководителя организации о целевом использовании мобильного телефона в производственных целях.
     
     Такие же требования предъявляются и к оформлению услуг мобильной связи: необходимо иметь договор с оператором мобильной связи, заключенный юридическим лицом, распечатку телефонных номеров, с которыми связывался абонент.
     
     При этом следует иметь в виду, что при осуществлении проверок налоговые органы требуют расшифровки телефонных номеров абонентов, с которыми связывалось юридическое лицо. При обнаружении номеров абонентов, которые не относятся к контрагентам (партнерам - хозяйствующим субъектам) проверяемого лица, расходы по таким телефонным переговорам не будут признаны уменьшающими налогооблагаемую прибыль.