Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

     
     О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     На основании постановления Правительства РФ от 13.01.1996 N 24-2 и Норм пожарной безопасности 201-96 для предотвращения случаев гибели и травмирования людей на пожарах Правительство области издало постановление, которым утвердило перечень организаций, в которых в обязательном порядке за счет собственных средств должна создаваться и содержаться пожарная охрана с выездной автотехникой.
     
     Следует ли признавать вышеуказанные расходы организации экономически оправданными затратами и в соответствии с п. 6 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации принимать в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
     
     Подпунктом 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает данный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
     
     Согласно ст. 37 Закона N 69-ФЗ организации имеют право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой.
     
     В соответствии с подпунктом 1.2 п. 1 Норм пожарной безопасности Государственной противопожарной службы МВД России НПБ 201-96 "Пожарная охрана предприятий. Общие требования НПБ 201-96", введенных приказом ГУГПС МВД России от 30.04.1996 N 19 "О введении в действие Норм пожарной безопасности" (далее - Нормы пожарной безопасности 201-96), пожарная охрана в обязательном порядке создается в организациях, перечень и проектные производственные характеристики которых приведены в приложении N 1 вышеуказанного документа.
     
     На основании Норм пожарной безопасности 201-96 Правительство области постановлением "Об утверждении перечня предприятий, организаций и учреждений, на которых в обязательном порядке за счет собственных средств должна создаваться пожарная охрана с выездной автотехникой" утвердило перечень таких предприятий, учреждений и организаций.
     
     Таким образом, создание и содержание пожарной охраны в организациях, отвечающих характеристикам, приведенным в приложении N 1 вышеназванного приказа МВД России, являются обязательным требованием Норм пожарной безопасности 201-96.
     
     В связи с вышеизложенным расходы организации на содержание пожарной охраны и выездной пожарной автотехники, созданных в соответствии с вышеуказанными нормативными документами, следует считать экономически оправданными и учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом расходы на содержание пожарной охраны и автотехники должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
     
     Какой показатель налогового учета подразумевается под доходом (валовой выручкой) для целей применения ст. 262 НК РФ? Каким постановлением следует руководствоваться при определении перечня фондов НИОКР, расходы на формирование которых можно учесть в целях налогообложения прибыли?
     
     Согласно п. 3 ст. 262 НК РФ расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных внебюджетных фондов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок (далее - внебюджетные фонды) по перечню, утверждаемому Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", признаются для целей налогообложения в пределах 0,5 % от дохода (валовой выручки) налогоплательщика. При этом вышеуказанные расходы должны соответствовать критериям признания расходов, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Отчисления организаций во внебюджетные фонды могут учитываться для целей налогообложения прибыли только в случае, если перечень вышеуказанных фондов утвержден Правительством РФ.
     
     В настоящее время перечень вышеуказанных внебюджетных фондов отсутствует.
     
     При определении предельной величины отчислений, осуществляемых налогоплательщиком в Российский фонд технологического развития, следует использовать показатель выручки от реализации, определяемый согласно ст. 249 НК РФ на отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода нарастающим итогом.
     
     Налогоплательщик получил за отчетный период убыток, который он отразил по строке 050 Листа 02 декларации по налогу на прибыль. При этом от операций с ценными бумагами получена прибыль. Показатели по строкам 060-130 декларации по налогу на прибыль отсутствуют.
     
     Надо ли в данном случае суммировать эти два показателя и выводить убыток от реализации с дальнейшим отражением нулевых показателей по строкам 180-200 декларации по налогу на прибыль (при отсутствии показателей по строкам 150-170), или налоговая база признается равной нулю по строке 140 декларации, а по строкам 180-200 будет отражаться прибыль, полученная от операций с ценными бумагами?
     
     Статьями 274 и 280 НК РФ, определяющими особенности исчисления налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами, не установлено ограничений в части покрытия убытков, полученных по основной деятельности в одном отчетном (налоговом) периоде, за счет прибыли по ценным бумагам.
     
     Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль (в частности, строк 140, 150, 180-200 Листа 02, а также приложения N 4 к Листу 02) изложен в Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585.
     
     Учитывая вышеизложенное, убытки, полученные по основной деятельности в одном отчетном (налоговом) периоде (строка 140 Листа 02), можно покрывать за счет прибыли по ценным бумагам, полученной в том же отчетном (налоговом) периоде (строка 120 Листа 05, строка 120 Листа 06, строка 230 Листа 07, строка 110 Листа 10, строка 590 Листа 11).
     
     Таким образом, необходимо суммировать убыток, полученный от основной деятельности, с прибылью, полученной от операций с ценными бумагами, с дальнейшим отражением итогового результата по строкам 180-200 декларации по налогу на прибыль (при отсутствии показателей по строкам 150-170).
     
     Следует ли считать расходы по проведению в организации энергетического обследования на основании ст. 10 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ соответствующими критериям ст. 252 НК РФ?
     
     Статьей 10 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" установлено, что энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и уменьшения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.
     
     Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если их годовое потребление энергетических ресурсов составляет более 6000 тонн условного топлива или более 1000 тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если их годовое потребление энергетических ресурсов составляет менее 6000 тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.
     
     Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством РФ.
     
     При этом следует иметь в виду, что в настоящее время порядок проведения энергетических обследований, устанавливаемый Правительством РФ, отсутствует.
     
     С 1 января 2002 года организации при налогообложении прибыли руководствуются главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
     
     Критерии признания расходов для целей налогообложения прибыли определены ст. 252 НК РФ, в соответствии с которой расходами признаются обоснованные и документально подтверж-денные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под экономически оправданными затратами подразумеваются затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обычаям делового оборота.
     
     Необходимым условием признания затрат для целей налогообложения является подтверждение произведенных расходов первичными документами.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельнос-ти, направленной на получение дохода.
     
     Таким образом, поскольку проведение энергетических обследований организаций обуславливает получение этими организациями дополнительных доходов, так как осуществляется в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение, расходы на проведение вышеуказанных энергетических обследований должны считаться экономически оправданными.
     
     При этом следует иметь в виду, что данные расходы будут учитываться для целей налогообложения прибыли при условии наличия порядка и сроков проведения этих обследований, определяемых Правительством РФ.
     

В.К. Мареева

     
     Может ли государственное унитарное предприятие учитывать при исчислении налога на прибыль расходы в виде амортизационных отчислений по сданному в аренду федеральному имуществу, принадлежащему предприятию на праве хозяйственного ведения, и эксплуатационных затрат по его содержанию?
     
     В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
     
     Статьей 295 ГК РФ установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В частности, определено, что предприятие не вправе продавать находящееся у него в хозяйственном ведении недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
     
     Установлено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
     
     Если предприятие с согласия собственника сдает в аренду имущество, находящееся у него в хозяйственном ведении, то оно должно получать арендную плату.
     
     Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (БК РФ) к неналоговым доходам относятся, в частности, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
     
     В соответствии со ст. 42 БК РФ к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собствен-ности, учитываемым в доходах бюджетов, относятся в том числе средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
     
     Таким образом, государственное унитарное предприятие при сдаче в установленном порядке в аренду федерального имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, должно учитывать доходы в виде арендной платы в соответствии с главой 25 НК РФ в налоговой базе для исчисления налога на прибыль.
     

     В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные, документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно ст. 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
     
     Следовательно, государственное унитарное предприятие имеет право при определении налоговой базы принять к вычету расходы в виде амортизационных отчислений по сданному в аренду федеральному имуществу, закрепленному на праве хозяйственного ведения, и эксплуатационных затрат по его содержанию, которые подлежат возмещению арендодателю по условиям договора.
     
     Основные средства введены в эксплуатацию в 1991 году. В силу специфики деятельности организации эти основные средства периодически по решению руководства находились на консервации. Как определить срок фактического использования основных средств и сумму начисленной амортизации?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, находящиеся по решению руководства организации на консервации продолжительностью свыше трех месяцев. При расконсервации объекта основных средств амортизация по такому объекту начисляется в порядке, действовавшем до момента консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.
     
     Согласно п. 1 ст. 322 НК РФ полезный срок использования основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 настоящего Кодекса, устанавливается налогоплательщиком самостоятельно по состоянию на 1 января 2002 года с учетом классификации основных средств, определяемой Правительством РФ, и сроков полезного использования по амортизационным группам, определенным ст. 258 Кодекса.
     
     При этом вне зависимости от выбранного налогоплательщиком метода начисления амортизации ее начисление производится исходя из остаточной стоимости вышеуказанного имущества.
     
     Сумма начисленной за один месяц амортизации по данному имуществу определяется при нелинейном методе начисления амортизации как произведение остаточной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования этого имущества (согласно п. 5 ст. 259 НК РФ), а при линейном методе - как произведение остаточной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования этого имущества (в соответствии с п. 4 ст. 259 настоящего Кодекса).
     

     Таким образом, учитывая, что в условиях действия норм НК РФ месячная норма амортизации, а также величина начисленной амортизации за месяц зависят от оставшегося срока полезного использования амортизируемого имущества, налогоплательщику следует определить срок фактического использования основных средств за период с 1991 года по 2001 год без учета их нахождения на консервации (то есть срок фактического использования уменьшить на число месяцев нахождения указанного имущества на консервации); в результате этого увеличится оставшийся срок полезного использования имущества.
     
     Можно ли принимать для целей налогообложения расходы, если у налогоплательщика отсутствует первичный документ, составленный по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях налогообложения признаются все произведенные расходы, если они экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Характеристика первичных документов и основные требования, предъявляемые к ним, приведены в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). В частности, статьей 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными до- кументами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
     
     Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
     
     - наименование документа;
     

     - дату составления документа;
     
     - наименование организации, от имени которой составлен документ;
     
     - содержание хозяйственной операции;
     
     - измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
     
     - наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
     
     - личные подписи указанных лиц.
     
     При отсутствии любого из указанных в Законе N 129-ФЗ обязательных реквизитов в до- кументах они не могут быть признаны первичными учетными документами и к бухгалтерскому учету не принимаются.
     
     Таким образом, отсутствие у налогоплательщика первичного документа, составленного по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, или отсутствие любого из указанных в ст. 9 Закона N 129-ФЗ реквизитов в документах, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются основанием для отказа в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль на сумму произведенных расходов.
     
     Каков порядок начисления амортизации по основным средствам, фактический срок использования которых равен сроку полезного использования?
     
     Пунктом 1 ст. 322 НК РФ установлено, что амортизируемые основные средства, фактический срок использования которых (срок фактической амортизации) больше срока полезного использования указанных амортизируемых основных средств, установленного в соответствии с требованиями ст. 258 Кодекса, по состоянию на 1 января 2002 года выделяются в отдельную амортизационную группу амортизируемого имущества в оценке по остаточной стоимости, которая подлежит включению в состав расходов в целях налогообложения равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком самостоятельно, но не менее семи лет с даты вступления главы 25 настоящего Кодекса в силу.
     
     Данная норма НК РФ может применяться также и в отношении амортизируемых основных средств, фактический срок использования которых равен сроку полезного использования, установленному Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
     
     Можно ли с 1 января 2004 года начислять амортизацию по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 31 января 1998 года, права на которые подлежат государственной регистрации, если документы на регистрацию по ним не поданы?
     

     Согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 настоящего Кодекса признается имущество, в частности основные средства, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено вышеуказанной главой НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
     
     Главой 25 НК РФ установлен особый порядок начисления амортизации по имуществу, подлежащему государственной регистрации.
     
     Так, в соответствии с п. 8 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию вышеуказанных прав. Таким образом, начисление амортизации в целях налогообложения по данному имуществу может производиться до регистрации права собственности на такое имущество.
     
     Следует отметить, что требование о необходимости государственной регистрации недвижимого имущества было установлено ст. 131 части первой ГК РФ, введенной в действие с 1 января 1995 года.
     
     Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132, 164 ГК РФ. При этом установлено, что права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона N 122-ФЗ, должны регистрироваться в обязательном порядке.
     
     В то же время согласно ст. 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления данного Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии государственной регистрации, а государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
     
     В целях предоставления налогоплательщикам возможности осуществить подтверждение права собственности по имуществу, приобретенному до вступления в силу части первой ГК РФ, пунктом 7 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ и от 31.12.2002 N 191-ФЗ) было установлено, что по основным средствам, введенным в экс-плуатацию налогоплательщиком в период до 31 января 1998 года, положения п. 8 ст. 258 НК РФ в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию должны применяться с 1 января 2004 года.
     

     Как показала практика, оформление документов на регистрацию права собственности осуществляется в течение длительного времени. В этих условиях продление срока подачи до- кументов для государственной регистрации вышеуказанных основных средств не разрешит возникшую проблему.
     
     Учитывая эти обстоятельства, статьей 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" внесены изменения в механизм амортизации основных средств, введенных в эксплуатацию налогоплательщиком в период до 31 января 1998 года. В частности, установлено, что с 1 января 2004 года в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию в период до 31 января 1998 года, не применяется норма (предусмотренная п. 8 ст. 258 НК РФ), касающаяся включения в состав соответствующей амортизационной группы основных средств (права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации), при обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи налогоплательщиком документов на государственную регистрацию права собственности на указанное имущество.
     
     Таким образом, налогоплательщикам предоставлено право в 2004 году начислять амортизацию по вышеуказанным основным средствам.
               

О налоге на добавленную стоимость

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Правомерно ли применять налоговые вычеты по товарам, которые были похищены до момента реализации?
     
     Нет, не правомерно. Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные действующим законодательством налоговые вычеты. При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе для перепродажи.
     
     Таким образом, действующим порядком применения НДС предусмотрено принятие к вычету сумм этого налога по товарам, предназначенным для производства товаров (работ, услуг) или перепродажи, факт реализации которых будет установлен впоследствии.
     
     В связи с этим принятые к вычету суммы НДС по похищенным товарам подлежат восстановлению.
     
     В каком порядке следует применять НДС, если организация оптовой торговли бесплатно раздавала свой товар участникам проводимой ею рекламной кампании?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях обложения НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
     
     В связи с вышеизложенным товары, безвозмездно переданные в рекламных целях, являются объектом обложения НДС. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения НДС и налога с продаж.
     
     В соответствии со ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные организацией при приобретении товаров, безвозмездно переданных в рекламных целях, следует принимать к вычету в общеустановленном порядке.
     

     В каком порядке следует учитывать суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров, используемых для оказания услуг, если учреждение здравоохранения оказывает медицинские услуги, освобождаемые от НДС согласно действующему налоговому законодательству?
     
     Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
     
     В связи с вышеизложенным суммы НДС, уплаченные учреждением здравоохранения при приобретении товаров, используемых в дальнейшем при оказании медицинских услуг, освобожденных от обложения НДС, должны учитываться в стоимости таких товаров.     
     

Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Подлежат ли обложению НДС операции по реализации земельных участков, осуществляемые Комитетом по управлению имуществом?
     
     Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели.
     
     В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 2 данной статьи настоящего Кодекса определены операции, не признаваемые в целях главы 21 НК РФ объектами обложения НДС. Операции по реализации земельных участков к числу вышеуказанных операций не отнесены.
     
     Кроме того, в ст. 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих обложению НДС. Освобождение от налогообложения операций по реализации земельных участков данной статьей НК РФ также не предусмотрено.
     
     Таким образом, операции по реализации земельных участков подлежат обложению НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В отношении реализации земельных участков особенностей исчисления и уплаты НДС положениями главы 21 НК РФ не установлено.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации Комитетом по управлению имуществом земельных участков НДС должен исчисляться и уплачиваться в общеустановленном порядке.
     

Л.В. Чураянц,

 советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Вправе ли ОАО применять подпункт 4 п. 2 ст. 149 НК РФ при оказании услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях "Спортивного комплекса “Здоровье”" (бассейн)?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
     
     Если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) согласно положениям ст. 149 НК РФ, то в соответствии с п. 4 данной статьи Кодекса он обязан вести раздельный учет таких операций.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ операции, перечисленные в настоящей статье Кодекса, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, производящих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой согласно законодательству Российской Федерации.
     
     Под освобождаемыми от обложения НДС услугами по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях подразумеваются услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.
     
     В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) образовательная деятельность лицензируется, и лицензированию на право ведения образовательной деятельности подлежат:
     
     - образовательные учреждения (п. 6 ст. 33 Закона N 3266-1);
     
     - организации, имеющие в своем составе образовательные подразделения по профессиональной подготовке (п. 3 ст. 21 Закона N 3266-1);
     
     - общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ (п. 9 ст. 12 Закона N 3266-1), и, соответственно, в случае проведения занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях вышеуказанными организациями они вправе применить освобождение от налогообложения при наличии лицензии.
     
     С учетом вышеизложенного не подлежит лицензированию деятельность организаций культуры и искусства, спортивных организаций и иных организаций любой формы собственности и ведомственной принадлежности по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях, и, соответственно, ОАО, выполняя требования п. 4 ст. 149 НК РФ, при отсутствии лицензии вправе применять при оказании услуг "Спортивным комплексом “Здоровье”" (бассейн) по проведению спортивных занятий с несовершеннолетними детьми освобождение от обложения НДС согласно подпункту 4 п. 2 ст. 149 настоящего Кодекса.
     
     Каков порядок обложения НДС ювелирных изделий, производимых и реализуемых организациями, поименованными в подпункте 2 п. 3 ст. 149 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %; организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором подпункта 2 п. 3 ст. 149 Кодекса общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %.
     
     Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 884 "Об утверждении перечня товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)" утвержден перечень, в который включены драгоценные камни и драгоценные металлы.
     
     В соответствии с основными понятиями, установленными ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. от 10.01.2003 N 15-ФЗ):
     
     драгоценные металлы - это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Вышеуказанный перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;
     
     драгоценные камни - это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ. Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.
     
     Согласно Федеральному закону от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 1 января 2003 года из перечня подакцизных товаров исключены ювелирные изделия.
     
     С учетом вышеизложенного организации, поименованные в подпункте 2 п. 3 ст. 149 НК РФ и осуществляющие производство и реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, не освобождаются от обложения НДС, и, соответственно, реализация вышеуказанными организациями ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
     

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     П.И. Савельев,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Если поставка товаров на экспорт осуществляется морским транспортом, то достаточно ли для правомерности применения налоговой ставки 0 % представления в налоговый орган копии сквозного океанского коносамента, то есть товаросопроводительного документа, действующего на всем маршруте перевозки от российского порта до порта той страны, куда экспортируется товар. При этом прямой судовой линии от российского порта до порта страны экспорта не имеется. Товар следует из российского порта с перегрузкой в порту иностранного государства.
     
     Для обоснования правомерности применения ставки НДС в размере 0 % организации-экспортеры представляют копии транспортных, товаросопроводительных документов, удостоверяющих факт заключения договора перевозки с той организацией-перевозчиком, транспортом которой был фактически перемещен через таможенную границу Российской Федерации экспортируемый товар.
     
     Учитывая, что организация-экспортер применяет в данном случае морские мультимодальные перевозки, то есть перевозки до места назначения несколькими транспортными средствами, то представление коносамента, подтверждающего перемещение экспортируемого товара через таможенную границу Российской Федерации, является обязательным, так же как и коносамента, подтверждающего перемещение груза в соответствии с условиями контракта от продавца к покупателю товара. По всему маршруту перемещения товар должен быть идентифицирован, что и должно подтверждаться совпадением номеров контейнеров, указанных в грузовой таможенной декларации, разрешении на погрузку, фидерном коносаменте и сквозном океанском коносаменте.
     
     Комплект документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов, определен ст. 165 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик представляет в налоговый орган, в частности, копию коносамента на перевозку экспортируемого товара, в графе "Порт разгрузки" которого указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
     
     Копия коносамента представляется на всю перевозку груза по всему маршруту. Если вся перевозка оформляется двумя коносаментами, то налогоплательщик представляет в налоговый орган копии обоих коносаментов.
     
     В случае представления копии сквозного океанского коносамента в графе "Порт погрузки" указаны порты иностранных государств; следовательно, вышеуказанные коносаменты не подтверждают вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации за ее пределы, и, следовательно, требование п. 1 ст. 165 НК РФ о представлении соответствующих транспортных (товаросопроводительных) документов налогоплательщиком не выполнено.
     
     Организация должна представить фидерные коносаменты, подтверждающие прием товара на борт судна и вывоз его из российского порта за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также копии сквозных океанских коносаментов, подтверждающих дальнейшую перевозку товара из портов иностранных государств в порт страны назначения товара, определенном в соответствии с условиями контракта.
     
     Таким образом, для правомерного применения ставки НДС в размере 0 % при морской мультимодальной транспортировке экспортного груза налогоплательщик должен представить в налоговый орган копии всех коносаментов, подтверждающих весь маршрут перевозки экспортных грузов в соответствии с условиями контракта.     


О налоге с продаж

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Правомерно ли было применять налог с продаж при оказании услуг (например, услуг связи) индивидуальным предпринимателям за наличный расчет?
     
     Да, правомерно, поскольку согласно ст. 349 НК РФ, действовавшей до 1 января 2004 года, объектом обложения налогом с продаж признавались операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. При этом из объектов налогообложения не исключались товары (работы, услуги), которые реализовывались за наличный расчет физическим лицам, осуществлявшим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателям).
     
     Согласно ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому для целей обложения налогом с продаж индивидуальные предприниматели могли рассматриваться, в принципе, как физические лица.
     
     В связи с этим услуги, оказывавшиеся индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт, должны были оплачиваться с учетом налога с продаж.
     
     Одновременно необходимо отметить, что в случае освобождения от обложения налогом с продаж товаров, работ и услуг, которые реализовывались индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, продавцам этих товаров, работ и услуг было достаточно сложно обосновать невзимание налога с продаж с таких физических лиц, поскольку сведения об их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей могли использоваться для целей уклонения от налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг) для личного использования.
     
     Кроме того, у индивидуальных предпринимателей имелись более широкие по сравнению с другими физическими лицами возможности для оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) в безналичном порядке, то есть без уплаты налога с продаж.
     
     Банк предоставлял физическим лицам потребительский кредит для приобретения товаров. При этом оплата товаров (части товаров), реализованных физическим лицам, осуществлялась перечислением денежных средств с их банковских счетов на расчетный счет торгового предприятия. Подлежала ли данная операция обложению налогом с продаж?
     

     Согласно ст. 349 НК РФ, действовавшей до 1 января 2004 года, объектом обложения налогом с продаж признавались операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), если такая реализация осуществлялась за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. В связи с этим при реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), оплата за которые осуществлялась перечислением денежных средств с их банковских счетов, налог с продаж взимать не следовало.


О налоге на доходы физических лиц

     
     С.А. Колобов,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц суммы иностранной валюты, выплачиваемые взамен суточных членам экипажей судов российских судоходных компаний в размерах, установленных распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р?
     
     В журнале "Налоговый вестник" N 3 за 2003 год по данному вопросу было дано разъяснение, согласно которому вышеуказанные выплаты приравнивались к суточным, выплачиваемым в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, и согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежали включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
     
     Согласно разъяснениям Минтруда России от 07.08.2003 предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и членам судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, а также гражданскому персоналу органов морской охраны Пограничной службы, входящих в состав экипажей патрульных судов, осуществляющих заграничное плавание, установленные распоряжениями Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р, от 03.11.1994 N 1741-р и от 29.06.2000 N 905-р, не могут быть отнесены к командировочным расходам, поскольку в соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
     
     Следовательно, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой. В отличие от командировок, носящих временный характер и ограниченных сроком, работа, связанная с разъездами или протекающая в пути, должна быть для работника постоянной, и это условие должно быть закреплено в трудовом договоре.
     
     Таким образом, выплаты членам экипажей судов заграничного плавания денежных сумм в иностранной валюте взамен суточных, установленные распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р, не относятся к указанной в п. 3 ст. 217 НК РФ категории выплат, а являются составной частью заработной платы и, следовательно, должны подлежать налогообложению в общеустановленном порядке.     


Об избежании двойного налогообложения

     
     С.В. Плужникова

     
     Российская организация с участием капитала немецких компаний занимается оптовой торговлей табачными изделиями. Как применяется оговорка п. 3 Протокола к ст. 7 и 9 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года в части издержек на рекламу при исчислении НДС?
     
     Согласно п. 28 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся следующие расходы налогоплательщика: расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса. В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся:
     
     - расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
     
     - расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
     
     - расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
     
     Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные налогоплательщиком в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1 % выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     
     Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, и согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, применяются правила международного договора.
     
     Кроме того, ст. 7 НК РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся обложения налогами и сборами, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 3 Протокола к ст. 7 и 9 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года считается согласованным, что суммы процентов, которые выплачивает компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства, и в которой участвует резидент другого Договаривающегося Государства, подлежат неограниченному вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли этой компании в первом упомянутом Государстве, независимо от того, выплачиваются эти суммы процентов банку или другому лицу, и независимо от срока действия ссуды. Соответствующее положение применяется к издержкам на рекламу. Таким образом, согласно положениям вышеуказанного Соглашения все расходы на рекламу подлежат вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли российских организаций с участием капитала немецких компаний.
     
     В соответствии со ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
     
     Исходя из вышеизложенного если расходы на рекламу осуществлены российскими организациями с участием капитала немецких компаний для операций, признаваемых объектами обложения НДС, и вышеуказанные российские организации, следуя положениям международного договора, для целей налога на прибыль включают без ограничений данные расходы на рекламу в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции, вычету подлежат все суммы НДС, уплаченные в связи с осуществлением данных рекламных расходов, без учета норм, установленных главой 25 НК РФ.
     

С.С. Малышев

     
     Дивиденды за 2002 год выплачены иностранной организации - резиденту государства, с которым у Российской Федерации имеется соглашение об избежании двойного налогообложения, в 2003 году. За какой период требуется подтверждение постоянного местопребывания организации - получателя доходов в иностранном государстве для целей применения соглашения об избежании двойного налогообложения?
     
     В соответствии с Методическими рекомендациями налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, период (например, календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание, должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы. При этом налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов.
     
     На основании этого, а также принимая во внимание, что соглашения об избежании двойного налогообложения, распространяющиеся на лиц, являющихся резидентами одного или обоих договаривающихся государств, применяются для целей неудержания или частичного удержания налоговым агентом налога именно в момент выплаты доходов иностранным организациям, а также учитывая то обстоятельство, что для применения этих соглашений статьей 312 НК РФ предусмотрено обязательное представление налоговому агенту подтверждения того, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, на соглашение с которым она ссылается, постоянное местопребывание должно подтверждаться непосредственно в отношении того периода (календарного года), в котором производится выплата дохода.
     
     Исходя из вышеизложенного если иностранной организации выплачивался в 2003 году доход за 2002 год, для целей применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения постоянное местопребывание иностранной организации должно было подтверждаться именно в отношении 2003 года. Подтверждать постоянное местопребывание за 2002 год в этом случае не требовалось.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ возврат иностранной организации ранее удержанного налога по выплаченным ей доходам, в отношении которых международными договорами предусмотрен особый режим налогообложения, производится при условии представления налоговому органу по месту постановки на учет налогового агента заявления на возврат удержанного налога, подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации на момент выплаты дохода в иностранном государстве, на соглашение с которым организация-заявитель ссылается, и других документов, предусмотренных п. 2 ст. 312 настоящего Кодекса. Требуется ли дополнительно подтверждать постоянное местопребывание иностранной организации в иностранном государстве, если такое подтверждение содержится в разделе 5 заявления иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации?
     
     Раздел 5 заявления на возврат сумм налогов и документ, предусмотренный ст. 312 НК РФ, подтверждают, по сути, один и тот же факт - иностранная организация имела постоянное местонахождение на момент выплаты дохода в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации имеется международный до-говор (соглашение), предусматривающий полное или частичное неудержание налога. На этом основании поскольку вышеуказанное заявление представляется иностранной организацией с заполненным надлежащим образом разделом 5, дополнительно подтверждать резидентство иностранной организации не требуется.