Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Надо ли сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) ссудных счетов


Надо ли сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) ссудных счетов

     
     Е.С. Баулина,

советник налоговой службы III ранга

     
     В соответствии с п. 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Аналогичным образом ст. 23 НК РФ возлагает обязанность на налогоплательщиков (организации и индивидуальных предпринимателей) письменно сообщать в налоговый орган по месту их учета об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок.
     
     Ответственность за несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) установлена п. 2 ст. 132 НК РФ и представляет собой штраф в размере 20 000 руб. Нарушение же налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке в соответствии со ст. 118 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
     
     Кроме этого, за нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке на должностных лиц организаций (включая банки) может быть наложен административный штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда в соответствии со ст. 15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
     
     Таким образом, к понятию "счет", используемому в НК РФ, применяются три требования, а именно:
     
     наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке;
     
     возможность зачисления на счет денежных средств;
     
     возможность расходования денежных средств со счета.
     
     В целях НК РФ счетами признаются как прямо поименованные в НК РФ счета, так и иные счета, обладающие признаками счета, содержащимися в установленном в ст. 11 НК РФ определении понятия "счет".
     
     Следовательно, положения ст. 23 и 86 НК РФ должны распространяться только на банковские счета, которые удовлетворяют вышеуказанным условиям.
     
     Статьей 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что отношения между Банком России, кредитными учреждениями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.
     
     Ссудный счет является активным счетом и служит для отражения задолженности заемщика перед банком по полученным кредитам. К таким счетам относятся, например, балансовые счета N 452, 471, 453, 472, 454, 458, 459 (нумерация счетов в соответствии с Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 05.12.2002 N 205-П).
     
     Верховный Суд Российской Федерации в определении от 17.08.1999 по делу N КАС 99-199 также отметил, что ссудный счет является балансовым счетом банка, а не банковским счетом заемщика, и служит для отражения задолженности по ссуде, а не для проведения расчетов.
     
     В решении от 01.07.1999 N ГКПИ 99-484 Верховный Суд Российской Федерации подтвердил свою позицию, отметив, что при осуществлении кредитования банк открывает заемщику ссудный счет, который не является счетом в смысле договора банковского счета. Ссудный счет служит для отражения задолженности заемщика банку по выданным ссудам и является способом бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей.
     
     Любые расчеты заемщика проводятся банком только с его расчетного счета, в корреспонденции с которым находится ссудный счет. Условие открытия ссудного счета отражается в кредитном договоре, заключаемом между банком и заемщиком.
     
     Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что ссудные счета не удовлетворяют признакам, указанным в ст. 11 НК РФ. Следовательно, установленная НК РФ обязанность кредитных организаций и налогоплательщиков по информированию налоговых органов об открытии (закрытии) банковских счетов на ссудные счета не распространяется.
     
     Вместе с тем существует мнение, что обязанность кредитных организаций сообщать в налоговые органы об открытии счетов, не обладающих признаками, содержащимися в ст. 11 НК РФ, установлена п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (далее - Указ N 1212). Порядок открытия счетов налогоплательщикам-предприятиям в соответствии с п. 7 Указа N 1212, утвержденный Госналогслужбой России от 11.11.1996 N ПВ-6-12/773, Минфином России от 10.11.1996 N 95 и Банком России от 24.10.1996 N 349, прямо указывает на обязанность кредитных организаций незамедлительно сообщать в налоговые органы об открытии налогоплательщику-предприятию всех видов счетов, в том числе ссудного.
     
     По мнению автора, с подобным подходом нельзя согласиться по следующим причинам.
     
     В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 вышеупомянутого Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой.
     
     Изданные до введения в действие части первой НК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ по вопросам, которые согласно части первой НК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
     
     Согласно ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт признается не соответствующим НК РФ, если такой акт изменяет определенные настоящим Кодексом содержание обязанностей, основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ.
     
     В рассматриваемом нами случае п. 7 Указа N 1212 расширяет перечень счетов, об открытии (закрытии) которых банкам надлежит сообщать в налоговые органы, а значит, изменяет (а именно расширяет) содержание установленной НК РФ обязанности. Следовательно, в указанной части Указ N 1212 противоречит НК РФ и поэтому не действует.
     
     Кроме того, за неисполнение данного положения Указа N 1212 невозможно применить ответственность, предусмотренную ст. 118 и 132 НК РФ по следующей причине.
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 2 ст. 1 НК РФ устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений. Статья 106 НК РФ определяет налоговое правонарушение как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
     
     Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. На основании изложенного можно сделать вывод, что Указы Президента Российской Федерации к законодательству о налогах и сборах не относятся.     


     Таким образом, нарушение п. 7 Указа N 1212 налоговым правонарушением не является, поэтому за него нельзя привлечь к налоговой ответственности, установленной НК РФ.