Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Назарова     


Налогообложение компенсационных выплат, надбавок выходных пособий

     
     Относятся ли к компенсационным выплатам, предусмотренным ст. 217 НК РФ, расходы на оплату стоимости льготного проезда, предоставляемого лицам, работающим в районах Крайнего Севера, к месту использования отпуска и обратно в соответствии со ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации, в следующих случаях:
     
     - если работник организации поехал в отпуск на транспорте, переданном ему на основании генеральной доверенности или по доверенности, передающей лишь право управления автомобилем (доверительное управление);
     
     - если автомобиль был приобретен супругом до вступления им в брак и льготным проездом воспользуется его супруга;
     
     - если автомобиль приобретен супругами в период брака, но автомобиль оформлен на другого супруга?
     
     Статьей 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) установлено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.
     
     Организации также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска.
     
     При возмещении стоимости проезда работнику и членам его семьи следует руководствоваться п. 39 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2. Согласно данной Инструкции при непредставлении проездных билетов, но при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, оплата производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Таким же образом возмещаются расходы по проезду в отпуск и обратно на личном автомобиле.
     
     Организация может произвести оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно на личном автотранспорте при наличии документа, подтверждающего проведение отпуска в другой местности, с учетом транспортных маршрутов в регионе и стоимости использованных горюче-смазочных материалов, подтвержденной соответствующими документами (чеками АЗС). В этом случае для возмещения произведенных расходов по проезду работники представляют в организацию копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Работнику, использующему легковой автомобиль для проезда к месту проведения отпуска и обратно по генеральной доверенности или по доверенности, передающей лишь право управления автомобилем, компенсация в возмещение расходов за использование автомобиля производится в аналогичном порядке.
     
     При этом оплата расходов на оплату стоимости проезда в отпуск и обратно может быть произведена организацией только одному из супругов, являющихся работниками данной организации. Если супруги являются работниками разных организаций, оплата проезда в отпуск на личном автомобиле производится по месту работы только одному из них.
     
     Таким образом, при возникновении права на льготный проезд, установленного ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), согласно которой лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг к месту использования отпуска и обратно, у работника организации или его супруги (супруга) оплата стоимости проезда в отпуск на личном транспорте, вне зависимости от времени приобретения автомобиля и его владельца относится к компенсационным выплатам, не подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц суммы районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных Законом N 4520-1?
     
     Согласно ст. 7 Закона N 4520-1 оплата труда работников предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Работникам гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
     
     Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 10 Закона N 4520-1 устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате, который начисляется без ограничения ее максимального размера. Выплата районного коэффициента к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы.
     
     Согласно ст. 164 ТК РФ гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
     
     В ст. 315 ТК РФ определено, что оплата труда работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
     
     Таким образом, выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате относится к гарантиям оплаты труда и является элементом заработной платы.
     
     Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 НК РФ установлено, что к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. Следовательно, оплата труда, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате, относится к облагаемому доходу на основании данного подпункта п. 1 ст. 208 НК РФ. К вышеуказанным выплатам не применяются п. 1 и п. 3 ст. 217 НК РФ, поскольку они не относятся к доходам, освобождаемым от налогообложения, и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с пунктами 7.1.3, 7.1.4, 7.1.5 Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минтруда России и Минфина России от 25.03.2002 N 57/21н, органы службы занятости обеспечивают поддержку доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, а также безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и несовершеннолетних граждан, участвующих во временных работах.
     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц выплаты, предусмотренные данным Положением и направленные на поддержку доходов безработных граждан, участвующих в программах активной политики занятости?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     Статьей 24 Федерального закона от 20.04.1996 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях.
     
     Порядок организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан утверждены постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ". В соответствии с вышеназванным Положением отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются до-говорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. В условиях такого договора должны быть определены в том числе уровень оплаты труда лиц, привлекаемых к участию в общественных работах, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования.
     
     В соответствии с ТК РФ с лицами, желающими принять участие в общественных (временных) работах, работодатель должен заключить срочный трудовой договор. Одним из обязательных условий трудового договора является оплата труда граждан, занятых на общественных работах, которая производится за счет средств работодателя. В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
     
     Согласно п. 7.1.3 Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минтруда России и Минфина России от 25.03.2002 N 57/21н, во исполнение п. 18 постановления Правительства РФ от 28.02.2002 N 137 "О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год”" органы службы занятости за счет средств на финансирование мероприятий по содействию трудоустройству населения Российской Федерации обеспечивают поддержку доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, на уровне не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации. Таким образом, органы службы занятости обязаны осуществлять до-плату вышеуказанным гражданам сверх размера оплаты их труда в соответствии со срочным трудовым договором, заключенным с работодателем, до уровня не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации.
     
     Финансирование этих выплат осуществляется по целевой статье функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации "Мероприятия по содействию трудоустройству населения Российской Федерации".
     
     Гражданин, участвующий в общественных (временных) работах, получает поддержку дохода (материальную поддержку) как дополнительные выплаты из федерального бюджета сверх установленной условиями срочного трудового договора заработной платы (дохода). Поддержка доходов (материальная поддержка) не входит в фонд оплаты труда организации и не является составной частью заработной платы гражданина, так как выплачивается не за выполненную гражданами (работниками) работу, а за их участие в реализуемых совместно с органами службы занятости мероприятиях.
     
     Расчет размера поддержки дохода (материальной поддержки) для каждого гражданина производится органами службы занятости исходя из суммы денежных средств, выделяемой на каждого участника ежемесячно, за фактическое количество дней его участия в вышеуказанных работах в календарном исчислении, включая периоды временной нетрудоспособности, на основании представленных работодателем документов.
     
     Перечисление органами службы занятости средств федерального бюджета на поддержку доходов (материальную поддержку) граждан, участвующих в общественных (временных) работах, производится целевым назначением не лично безработному гражданину, а на расчетный счет работодателя, указанный в договоре о совместной деятельности, с приложением ведомости о начисленных суммах каждому конкретному безработному гражданину. Выплата начисленных средств безработному гражданину осуществляется работодателем.
     
     Следовательно, выплаты из федерального бюджета в поддержку доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, рассматриваются как иные выплаты, не подлежащие включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 14 части 1 ст. 22 Закона г. Москвы от 21.10.1998 N 24 "О муниципальной службе в районах города Москвы" муниципальному служащему гарантируется бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), в том числе проезд автобусом от города Москвы до города Зеленограда или от Зеленограда до города Москвы. В соответствии с вышеназванными положениями Закона городской муниципалитет производит оплату стоимости проездных билетов сотрудникам аппарата муниципалитета.
     
     Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц сумма оплаты стоимости вышеуказанных проездных билетов?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству Российской Федерации), в том числе связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность).
     
     Статьей 5 ТК РФ установлено, что регулирование трудовых отношений осуществляется, в частности, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
     
     Оплата стоимости проездных билетов сотрудникам аппарата муниципалитета, произведенная на основании ст. 14 Закона г. Москвы от 21.10.1998 N 24 "О муниципальной службе в районах города Москвы" (в ред. от 14.03.2001) в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей, подпадает под действие льготы, установленной п. 3 ст. 217 НК РФ, и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Относятся ли безвозмездные субсидии, предоставляемые на строительство или приобретение жилого дома или квартир физическим лицам, пострадавшим в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа, выплачиваемые на основании постановления Правительства РФ от 01.07.2002 N 492, к компенсационным выплатам, не подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Следовательно, денежные компенсации в виде безвозмездной субсидии, предоставляемые физическим лицам, пострадавшим в результате паводка, происшедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 N 492 "О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа", в порядке и размерах, установленных приказом Госстроя России от 18.09.2002 N 210 "О внесении изменений и дополнений в Порядок использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа", рассматриваются в целях налогообложения как компенсационные выплаты, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
     
     Организация на основании срочного трудового контракта (пять лет) привлекла для внедрения в производство полезной модели, являющейся собственностью организации, специалиста (физическое лицо, гражданин Российской Федерации) с окладом согласно штатному расписанию. Однако в связи с приостановкой работ по данному направлению на неопределенный срок организация расторгла в одностороннем порядке трудовой контракт (основание: сокращение штата работников организации согласно п. 2 ст. 81 ТК РФ).
     
     В соответствии с положениями трудового контракта организация в случае расторжения трудового контракта в связи с сокращением штата работников обязана выплатить увольняемому работнику выходное пособие. Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц доход, полученный физическим лицом в качестве выходного пособия в результате увольнения по инициативе администрации организации в связи сокращением штата?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
     
     Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
     
     В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
     
     Следовательно, суммы, выплачиваемые при сокращении численности или штата работников организации уволенному работнику в пределах норм, установленных ст. 178 ТК РФ, рассматриваются как компенсационные выплаты, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
     

Объект налогообложения при передаче жилого помещения в собственность физического лица

     
     Возникает ли при передаче жилого помещения из государственной собственности в собственность физического лица в порядке приватизации объект обложения налогом на доходы физических лиц или налогом на имущество, переходящее в порядке дарения?
     
     В соответствии п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных, в частности, с бесплатным предоставлением жилых помещений.
     
     Статьей 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Таким образом, стоимость приватизированного физическим лицом в соответствии с действующим законодательством жилого помещения не включается в налоговую базу для исчисления налога на доходы физического лица на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
     
     При передаче жилого помещения из государственной собственности в собственность физического лица объект обложения налогом на имущество, переходящее в порядке дарения, не возникает. При этом физическое лицо как собственник жилого помещения с момента регистрации права собственности в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним признается в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиком налога на имущество.
     

Налогообложение доходов в случае предоставления жилья

     
     На основании ст. 434 Таможенного кодекса Российской Федерации должностным лицам таможенных органов предоставляется в первоочередном порядке отдельная квартира или жилой дом.
     
     Каким образом следует производить налогообложение доходов, полученных должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в случае предоставления жилья?
     
     Пунктом 1 ст. 217 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     В соответствии со ст. 434 Таможенного кодекса Российской Федерации должностным лицам таможенных органов Российской Федерации предоставляется в первоочередном порядке отдельная квартира или дом. Органы местного самоуправления продают названным лицам жилье с оплатой 50 % его стоимости; кроме того, должностные лица имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50 % предоставленной ссуды за счет средств федерального бюджета.
     
     С 1 января 2001 года налогообложение сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами осуществляется в соответствии с положениями ст. 212 НК РФ независимо от того, на какие цели были получены эти заемные (кредитные) средства. Исключений для заемных средств, полученных физическими лицами на строительство (приобретение) жилья на основании законодательных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и решений органов местного самоуправления, в целях обложения налогом на доходы физических лиц НК РФ не предусмотрено.
     
     Применение к вышеуказанным суммам положений подпункта 3 ст. 217 НК РФ (то есть их отнесение к компенсационным выплатам) неправомерно, поскольку к компенсационным выплатам относятся суммы, выплачиваемые с целью возмещения различных потерь, убытков, расходов. При этом такие суммы в отличие от заемных (кредитных) средств не имеют возвратного характера и выплачиваются на безвозмездной основе.
     
     Заемные (кредитные) средства должны быть возвращены по истечении определенного времени, как правило, с уплатой процентов за пользование такими средствами.
     
     Следовательно, при получении должностными лицами таможенных органов Российской Федерации беспроцентной ссуды на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой платежа на 20 лет и погашением 50 % ссуды за счет средств федерального бюджета определение материальной выгоды производится с части остатка ссуды, не погашенной за счет собственных средств.
     
     Что касается погашения предоставленной должностным лицам таможенных органов Российской Федерации ссуды в размере 50 % за счет средств федерального бюджета, то такие суммы должны рассматриваться как компенсационные выплаты и не должны включаться в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц (п. 3 ст. 217 НК РФ).
     
     При продаже органами местного самоуправления жилья должностным лицам таможенных органов на льготных условиях в соответствии со ст. 434 ТК РФ с оплатой 50 % его стоимости за счет бюджетных средств объект обложения налогом на доходы физических лиц не определяется на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.
     
     В случае оплаты части стоимости жилья должностных лиц таможенных органов за счет средств организаций - привлеченных инвесторов в соответствии с п. 2 ст. 211 НК РФ у таких лиц возникает доход, полученный в натуральной форме, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц.     


Нормы применения командировочных расходов и порядок их налогообложения

     
     С принятием Правительством РФ постановления от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" с 1 января 2003 года утратило силу постановление Правительства РФ от 26.02.1992 N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов", и утратил силу приказ Минфин России от 06.07.2001 N 49н, изданный в соответствии с п. 4 данного Постановления. В связи с этим в законодательстве Российской Федерации с 1 января 2003 года отсутствуют нормы возмещения работодателями своим работникам командировочных расходов (за исключением расходов, производимых организациями, финансируемыми из федерального бюджета).
     
     Следует ли облагать налогом на доходы физических лиц денежные суммы суточных, превышающие 100 руб. в сутки, выплачиваемые работникам небюджетных организаций за время служебных командировок, если согласно ст. 168 ТК РФ определенный размер суточных при командировках на территории Российской Федерации установлен коллективным договором или приказом руководителя организации? С какого момента в целях исчисления налога на доходы физических лиц подлежат применению данные нормы командировочных расходов, установленные коллективным договором или иным локальным нормативным актом организации: с 1 февраля 2002 года или с 1 января 2003 года?
     
     Обязанность работодателей компенсировать командировочные расходы предусмотрена ТК РФ, в частности, ст. 168 ТК РФ установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Причем размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
     
     Таким образом, согласно части 2 ст. 168 ТК РФ размер компенсационных выплат и дополнительные выплаты должны быть оговорены в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте.
     
     Следовательно, с 1 февраля 2002 года суточные, выплачиваемые работникам организаций, не находящихся на бюджетном финансировании, за время служебных командировок и предусмотренные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, в которых определены категории лиц и нормы таких выплат, подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и обложению налогом на доходы физических лиц не подлежат в размерах, установленных работодателем в коллективном договоре или приказе руководителя организации.
     

     Нормы суточных, установленные постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 в размере 100 руб. за сутки, применяются в целях освобождения от налогообложения при учете расходов, связанных с командировками работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
     
     Физические лица - преподаватели образовательных учреждений выезжают в командировки для участия в конференциях в различные университеты Российской Федерации. Конференции проводятся за счет Российского гуманитарного научного центра. При этом оплата проезда производится за счет средств принимающей стороны. При предъявлении проездных билетов бухгалтерия университета, возмещая расходы по проезду, взимает налог на доходы физических лиц со стоимости проезда. Правомерно ли удержание налога в случае, если речь идет о возмещении расходов на проезд при наличии оригиналов билетов, а также командировочного удостоверения образовательного учреждения, в котором указано, что возмещение командировочных расходов производится за счет принимающей стороны?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения (не подлежат налогообложению) все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством, связанных, в частности, с исполнением работником трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Таким образом, по смыслу данной нормы НК РФ только при наличии трудовых отношений компенсация налогоплательщику расходов, связанных с исполнением указанных обязательств, не является объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
     
     Кроме того, не включается в налогооблагаемый доход лиц, находящихся во властном или административном подчинении организации, произведенная такой организацией оплата расходов на командировки вышеназванных лиц, включая фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения.
     
     Статьями 16 и 20 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом; сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду и найму жилого помещения, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
     

     Из вопроса следует, что возмещение расходов физическому лицу по оплате проезда для участия в конференциях производилось за счет принимающей стороны, а не за счет работодателя. В таком случае оплата проездных билетов за счет университетов, в штате которых физические лица не состоят и не находятся в их властном или административном подчинении, является доходом, полученным в натуральной форме, и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13 %.
     
     Сотрудник организации был направлен в командировку по служебной деятельности, по окончании которой он попросил возместить ему фактические расходы по найму жилого помещения и в качестве подтверждающего документа представил в бухгалтерию организации по месту основной работы договор о найме (аренде) жилого помещения, заключенный с физическим лицом, при отсутствии мест в гостиницах в городах пребывания. Включаются ли вышеуказанные расходы в налогооблагаемую базу такого сотрудника для исчисления налога на доходы физических лиц?
     
     Статьей 230 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых физические лица получили доходы, указанные в п. 2 ст. 226 настоящего Кодекса, обязаны исчислить, удержать сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет в порядке, указанном в данной статье НК РФ.
     
     Таким образом, организация, которая оплачивает своим сотрудникам расходы по найму жилых помещений, является налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц. При этом обязанности для организаций как налоговых агентов ограничиваются ведением учета выплаченных доходов физическим лицам, сдающим внаем жилую площадь, и сообщением налоговому органу по месту своего учета сведений о выплаченных им доходах.
     
     Вышеуказанное ограничение обязанностей налоговых агентов следует из п. 2 ст. 226 НК РФ, согласно которому исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 228 НК РФ такой категорией налогоплательщиков, как физические лица, получающие доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, самостоятельно при подаче ими налоговой декларации в налоговый орган.
     

     Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению при оплате работодателем расходов на командировки работников фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы по найму жилого помещения.
     
     В случае заключения договора по найму жилой площади между физическими лицами для проживания командированного сотрудника суммы произведенной оплаты найма жилого помещения, оплаченные организацией, не включаются в налоговую базу такого сотрудника для исчисления налога на доходы физических лиц. При этом организация как налоговый агент согласно ст. 230 НК РФ обязана сообщить в налоговый орган по месту своего учета сведения о суммах, выплаченных физическому лицу - арендодателю во исполнение договора аренды жилой площади.
     

(Продолжение следует)