Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином социальном налоге


О едином социальном налоге

     
     В.Н. Барсукова

    
Налогообложение выплат за время участия работников в санкционированной забастовке

     
     Подлежат ли обложению единым социальным налогом выплаты работникам за время их участия в санкционированной забастовке и работникам, не участвовавшим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу, у организаций, формирующих базу по налогу на прибыль?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, приведенных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     Пунктом 3 ст. 236 НК РФ (в ред. от 31.12.2001 N 198-ФЗ) определено, что указанные в п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     В целях исчисления единого социального налога под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, понимаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрено главой 25 НК РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
     
     К выплатам, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом, могут относиться только выплаты, входящие в состав расходов, приведенных в ст. 270 НК РФ.
     
     В ст. 414 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлены гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки, а именно:
     
     - участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку в соответствии с частью шестой ст. 413 настоящего Кодекса;
     
     - запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой ст. 413 ТК РФ;
     
     - на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность;
     
     - работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг);
     
     - коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке;
     
     - работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ТК РФ. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном ТК РФ;
     
     - коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный ТК РФ.
     
     Таким образом, компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 414 ТК РФ и оговоренные в коллективном договоре (оплата работникам за время участия в санкционированной забастовке и работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу), согласно п. 25 ст. 255 НК РФ в случае отнесения к расходам на оплату труда на основании п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
     

Налогообложение выплат, производимых в пользу ребенка-инвалида

     
     Начисляется ли единый социальный налог на выплаты, производимые в пользу работника, являющегося инвалидом (ребенок-инвалид, возраст 16 лет, имеется справка службы медико-социальной экспертизы) и работающего в свободное от учебы в вечерней общеобразовательной школе время и с разрешения родителей?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. При этом в целях применения вышеуказанной нормы НК РФ к инвалидам относятся работники вне зависимости от оснований, по которым они признаны инвалидами I, II или III группы.
     
     В целях реализации Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1996 N 1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов" постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 утверждено Положение о признании граждан инвалидами.
     
     Так, согласно п. 3 вышеназванного Положения в зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
     
     С учетом вышеизложенного, если же работник не является инвалидом I, II или III группы, то на основании ст. 236 НК РФ исчисление и уплата единого социального налога с выплат, начисленных в пользу такого работника, производятся без применения подпункта 1 п. 1 ст. 239 настоящего Кодекса, так как в подпункте 1 п. 1 ст. 239 НК РФ не упоминается такая льготируемая группа инвалидности, как "ребенок-инвалид".
     

Налогообложение сумм среднего заработка, выплачиваемых работникам, призванным на военные сборы

     
     Необходимо ли начислять единый социальный налог на суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам, призванным на военные сборы?
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
     
     Пунктом 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
     
     Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 N 157 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”" утверждено Положение о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Положение).
     
     В соответствии с п. 3 Положения граждане Российской Федерации на время прохождения военных сборов освобождаются от работы (учебы) с сохранением за ними места постоянной работы (учебы) и выплатой среднего заработка (стипендии) по месту постоянной работы (учебы), но не более десяти минимальных размеров оплаты труда, установленных для определения размера стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.
     
     Финансирование вышеуказанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых по разделу "Национальная оборона" (подраздел "Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки", целевая статья "Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации").
     
     Минобороны России в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные п. 3 Положения.
     
     Пунктом 1 ст. 236 НК РФ установлено, что объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 данной статьи настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда, в частнос-ти, включается сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.
     
     Учитывая вышеизложенное, на суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам, призванным на военные сборы, организациями, как формирующими, так и не формирующими налоговую базу по налогу на прибыль, единый социальный налог должен начисляться в общеустановленном порядке.
     

Налогообложение доходов индивидуального предпринимателя - арендодателя

     
     Должен ли индивидуальный предприниматель - арендодатель уплачивать единый социальный налог с дохода от аренды?
     
     Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" физические лица могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     
     Таким образом, доходы (в том числе от аренды), полученные индивидуальным предпринимателем от видов предпринимательской деятельности, указанных в свидетельстве о государственной регистрации (лицензии), учитываются при исчислении единого социального налога.
     

Уменьшение налоговой базы индивидуальных предпринимателей на расходы по оплате услуг связи, вычислительных центров и банков

     
     Индивидуальный предприниматель при осуществлении предпринимательской деятельности осуществляет расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги электронной почты, а также Интернета. Можно ли уменьшить налоговую базу по единому социальному налогу на вышеназванные расходы?
     
     Согласно п. 3 ст. 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса (индивидуальных предпринимателей, адвокатов), определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период в денежной и натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, устанавливается в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, предусмотренных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно подпункту 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на почтовые, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).
     
     Таким образом, в случае наличия у индивидуального предпринимателя первичных бухгалтерских документов, подтверждающих целесообразность расходов, связанных с извлечением доходов по видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации, такие расходы включаются в состав затрат, принимаемых к вычету в целях обложения единым социальным налогом.
     

Начисление единого социального налога на выплаты, производимые в пользу индивидуальных предпринимателей

     
     Наше предприятие нанимает по трудовым и гражданско-правовым договорам лиц, которые являются индивидуальными предпринимателями (имеют свидетельство на осуществление деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей), но при этом деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей не осуществляют. Должны ли мы начислять единый социальный налог на выплаты, производимые в их пользу?
     
     В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     Согласно ст. 4 Закона РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" физические лица, в том числе участники полного товарищества, могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя.
     
     Следовательно, взаимоотношения между индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, указанной в свидетельстве о государственной регистрации, а при осуществлении лицензируемых видов деятельности - также и в лицензии, регулируются гражданским законодательством и оформляются соответствующими гражданско-правовыми договорами.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ в объект налогообложения лиц, производящих выплаты физическим лицам, не включаются вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям.
     
     Одновременно п. 2 ст. 236 НК РФ установлено, что объектом обложения единым социальным налогом для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     
     Таким образом, плательщиком единого социального налога с собственных доходов, полученных от видов предпринимательской деятельности, указанных в свидетельстве о государственной регистрации (лицензии), в виде вознаграждений по гражданско-правовым договорам, заключенным между предпринимателями, является индивидуальный предприниматель, в пользу которого произведены выплаты вознаграждений по данным договорам.
     

     Вместе с тем следует иметь в виду, что трудовые отношения основываются на соглашении между работником (физическим лицом) и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).
     
     Таким образом, юридическое лицо, нанимающее на работу индивидуального предпринимателя на основании трудового договора, является плательщиком единого социального налога с выплат и вознаграждений, начисленных в пользу предпринимателя, поскольку в данном случае возникшие правоотношения между субъектами регулируются трудовым законодательством и нанимаемый предприниматель выступает в качестве физического лица.
     
     В качестве критерия разграничения договоров при исчислении и уплате единого социального налога также принимаются во внимание виды деятельности, указанные в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
     
     Поскольку при заключении с индивидуальным предпринимателем гражданско-правового договора о выполнении им работ, оказании услуг, не поименованных в свидетельстве о государственной регистрации, он выступает в качестве физического лица, а не индивидуального предпринимателя, исчисление и уплата единого социального налога с выплат и вознаграждений, начисленных в его пользу, производится в данном случае юридическим лицом, заключившим гражданско-правовой договор, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг.
     

(Продолжение следует)