Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении налога с продаж в период 2003-2004 годов


О применении налога с продаж в период 2003-2004 годов

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Глава 27 "Налог с продаж" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) была введена в действие с 1 января 2002 года Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”". При этом ст. 4 данного Федерального закона было предусмотрено, что глава 27 НК РФ должна утратить силу с 1 января 2004 года.
     
     Подводя итоги применения данного налога, следует отметить, что практика обложения налогом с продаж оказалась позитивной. Это, в первую очередь, обусловлено экономической природой этого налога, соответствующей интересам производителей продукции, поскольку налог с продаж взимался на конечной стадии реализации населению товаров, работ и услуг.
     
     Налог с продаж был региональным налогом, 40 % поступлений от которого зачислялись в доходы региональных бюджетов, а 60 % - в доходы местных бюджетов. В отличие от НДС, поступления от которого полностью зачисляются в доходы федерального бюджета, налог с продаж поступал в бюджет того субъекта Российской Федерации, где осуществлялись операции по реализации товаров (работ, услуг). Поэтому обеспечивалась заинтересованность региональных и местных властей в расширении объемов розничной торговли и улучшении контроля за ее осуществлением. При этом издержки государства по администрированию этого налога были минимальными.
     
     Несмотря на очевидные позитивные результаты применения налога с продаж, имелись объективные аргументы в пользу отмены этого налога.
     
     Так, одним из основных направлений развития налоговой реформы, предусмотренных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, является исключение из налоговой системы налогов и сборов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг).
     
     Кроме того, налог с продаж взимался со стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из применяемых цен (тарифов), с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров). Поэтому при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам за наличный расчет в цене таких товаров (работ, услуг) имелось два, а по подакцизным товарам - три косвенных налога (акциз, НДС и налог с продаж). В мировой практике такая схема взимания налога с продаж применяется только в Канаде.
     
     Наряду с этим в настоящее время все более широкое распространение получают расчеты за товары, работы и услуги с применением различных видов платежных карт, не являющихся расчетными или кредитными картами, расчеты которыми для целей обложения налогом с продаж были приравнены согласно ст. 349 НК РФ к наличным расчетам.
     
     Кроме того, из объекта налогообложения полностью исключались операции по реализации товаров (работ, услуг) по договорам комиссии, по которым комитенты или комиссионеры применяли упрощенную систему налогообложения или уплачивали единый налог на вмененный доход. При этом в связи с вступлением в силу с 1 января 2003 года глав 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ, устанавливающих специальные налоговые режимы для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или уплачивающих единый налог на вмененный доход, сократились количество плательщиков налога с продаж и, соответственно, его сумма.
     
     Как известно, в переходный период часто возникают вопросы применения того или иного налога в отношении товаров (работ, услуг), отгрузка (выполнение, оказание) и оплата которых происходят в разное время.
     
     В связи с этим вполне уместно задать вопрос. Надо ли устанавливать специальный порядок по завершению расчетов по налогу с продаж?
     
     Отметим, что согласно ст. 347 НК РФ налог с продаж устанавливался и вводился в действие в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации. При этом, устанавливая данный налог, субъект Российской Федерации определял ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по данному налогу.
     
     Кроме того, главой 27 НК РФ были определены плательщики налога с продаж, объекты налогообложения, операции, освобождаемые от налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога, особенности исчисления и уплаты налога по месту структурных подразделений организации. Но, как было упомянуто выше, право установления порядка и сроков уплаты налога с продаж было предоставлено субъектам Российской Федерации.
     
     В связи с этим в случае необходимости специальный порядок по завершению расчетов по налогу с продаж должен быть предусмотрен в нормативных документах (актах) субъектов Российской Федерации, на территории которых действовал налог с продаж.
     
     Как надо уплачивать налог с продаж, если, например, физическое лицо внесло в 2003 году предоплату за услугу, которая будет ему оказана только в 2004 году, то есть следует ли в этом случае оплатить услугу с учетом налога с продаж?
     
     Согласно ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признавались операции по реализации физическим лицам товаров, работ, услуг за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Согласно ст. 351 НК РФ налоговая база по данному налогу определялась как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров) без включения налога. При этом действовавшим законодательством не была предусмотрена норма, согласно которой суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (в том числе медицинских), включались бы в налоговую базу по налогу с продаж.
     
     Следует отметить, что согласно сложившейся практике все изменения действующего порядка применения косвенных налогов вводятся, как правило, по принципу фактической отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
     
     Таким образом, по услуге, которая будет оказана физическому лицу в 2004 году, но оплачена им в 2003 году, налог с продаж начислять не следует.
     
     Если товар отгружен физическому лицу в 2003 году, а оплата данного товара будет осуществлена только в 2004 году, как надо оплачивать данный товар: с учетом или без учета налога с продаж?
     
     Поскольку все изменения действующего порядка применения косвенных налогов, в том числе и налога с продаж, вводятся по принципу фактической отгрузки товаров, то в связи с этим по товарам, отгруженным физическому лицу в 2003 году, следует начислить налог с продаж независимо от времени оплаты данного товара.
     
     Надо ли платить налог с продаж, если работа начала выполняться в 2003 году, а полностью будет закончена только в 2004 году? При этом физическое лицо расплатилось наличными деньгами:
     
     а) в 2003 году;
     
     б) в 2004 году.
     
     Поскольку, как уже отмечалось, все изменения действующего порядка применения косвенных налогов вводятся по принципу фактической отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, то по работам (части работ), выполненным для физического лица в 2003 году, следует начислить налог с продаж независимо от времени оплаты (2003 или 2004 год).
     
     Что касается работ (части работ), которые будут выполнены в 2004 году, то в данном случае налог с продаж применять не следует, поскольку с 1 января 2004 года налог с продаж отменен. Если по данным работам налог с продаж был уплачен физическим лицом, то порядок перерасчетов должен быть предусмотрен в соответствующих разъяснениях субъекта Российской Федерации, на территории которого действует налог с продаж.