Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     Н.Н. Белова

     

Распределение доходов и расходов

     
     Как следует производить распределение расходов организации, а также внереализационных доходов и расходов в случае, если организация осуществляет виды деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также виды деятельности, подлежащие налогообложению в общеустановленном законодательством порядке, при невозможности отнесения расходов организации, а также внереализационных доходов и расходов к конкретному виду деятельности?
     
     Пунктом 9 ст. 274 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлен порядок распределения расходов организаций, осуществляющих наряду с деятельностью, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, иную предпринимательскую деятельность, в случае невозможности их отнесения к конкретному виду деятельности.
     
     Распределение вышеуказанных расходов (включая внереализационные расходы) осуществляется пропорционально доле доходов организации от деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, в общем доходе организации по всем видам деятельности.
     
     При этом в общей сумме доходов организации по всем видам деятельности не учитываются внереализационные доходы.
     
     Что касается распределения внереализационных доходов, то следует иметь в виду, что главой 25 НК РФ не предусмотрено распределение внереализационных доходов между видами деятельности, осуществляемыми организацией.
     
     В данном случае в соответствии с п. 9 ст. 274 НК РФ организация обязана обеспечить раздельный учет внереализационных доходов.
     
     Если не представляется возможным определить принадлежность внереализационных доходов к виду деятельности, переведенному на уплату единого налога на вмененный доход, то эти доходы подлежат обложению налогом на прибыль в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.
     

Отнесение расходов, связанных с приемом представителей филиалов

     
     Следует ли относить расходы по приему представителей филиалов, прибывших согласно приказу руководителя организации для решения производственных вопросов, в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, установленных п. 1 ст. 264 НК РФ и уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль?
     
     В соответствии с подпунктом 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг), относятся представительские расходы по приему и обслуживанию представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 данной статьи НК РФ.
     
     При этом данные расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения данных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для вышеуказанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
     
     К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
     
     Представительские расходы включаются в течение отчетного (налогового) периода в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
     
     Расходы, связанные с приемом представителей филиалов, прибывших по приказу руководителя организации для решения производственных вопросов, не соответствуют критериям расходов, установленным п. 2 ст. 264 главы 25 НК РФ, и, следовательно, не подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
     

Отнесение транспортного налога в состав прочих расходов

     
     Следует ли расходы по уплате транс-портного налога относить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, установленных ст. 264 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса.
     
     Исходя из положений вышеуказанной статьи НК РФ расходы по уплате транспортного налога должны учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
     
     При этом для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, в соответствии с подпунктом 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расхода в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления.
     
     Таким образом, если законом субъекта Российской Федерации, на территории которого введен транспортный налог, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, по истечении которых предусматривается уплата авансовых платежей, у налогоплательщиков, применяющих при исчислении налога на прибыль метод начисления, датой осуществления прочих расходов для расходов в виде сумм авансовых платежей по транспортному налогу следует признать дату их начисления. Иными словами, суммы начисленных авансовых платежей будут приниматься для целей исчисления налога на прибыль в том отчетном периоде, в котором они начислены.
     
     У налогоплательщиков, применяющих кассовый метод учета, расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты (подпункт 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).
     

Учет единого налога на вмененный доход организациями, ведущими также деятельность, подлежащую налогообложению в общеустановленном порядке

     
     Организация осуществляет виды деятельности, переведенные на уплату единого налога, а также деятельность, подлежащую налогообложению в общеустановленном законодательством порядке.
     
     Следует ли учитывать единый налог на вмененный доход при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и отражать в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций?
     
     Организации, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход иную предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль по этой деятельности в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с п. 9 ст. 274 НК РФ при исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.
     
     Пунктом 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, разъяснено, что не включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, налоги, уплачиваемые (начисленные) в связи с осуществлением налогоплательщиком специальных налоговых режимов либо в связи с осуществлением деятельности, доходы и расходы от которой не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Вышеуказанное разъяснение относится также к деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Учитывая вышеизложенное, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности не учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль и, следовательно, не отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
     

Представление налоговой декларации

     
     Налоговая инспекция привлекла к налоговой ответственности налогоплательщика, уплачивающего авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль за соответствующие отчетные периоды.
     
     Налогоплательщик считает, что до внесения Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ изменений в п. 3 ст. 289 НК РФ обязанности по представлению в налоговый орган налоговой декларации у него не возникало. Правомерны ли в данном случае действия налогового органа?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     
     Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Особенности порядка исчисления налогов, определения объектов налогообложения, налоговой базы и ставки налогов, а также сроки представления налоговых деклараций по конкретным налогам предусмотрены НК РФ, а также иными законодательными актами о налогах.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     При этом сроки представления в налоговые органы декларации по налогу на прибыль установлены ст. 289 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей настоящего Кодекса.
     
     Аналогичное требование к подаче декларации по налогу на прибыль организаций предусмотрено п. 1.1 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585 (далее - Инструкция).
     
     В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
     
     Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
     
     Пунктом 1.6 Инструкции предусмотрено, что организации, уплачивающие авансовые платежи ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года, представляют декларации в вышеуказанном порядке и объеме за отчетный период (I квартал, полугодие, девять месяцев) и за налоговый период (год).
     
     По итогам за январь, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11 месяцев такие организации представляют сведения о причитающихся к уплате суммах налога в объеме Титульного листа (Листа 01) и Листа 02 декларации. Организации, имеющие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения Титульный лист (Лист 01), Лист 02, Приложения N 5 и 5а к Листу 02.
     
     Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 57-ФЗ) в п. 3 ст. 289 НК РФ внесены изменения, устанавливающие обязанность организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, представлять налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
     
     Соответственно, уточнен п. 1 ст. 287 НК РФ, согласно которому налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
     
     Вышеуказанные изменения введены в действие Законом N 57-ФЗ с 1 июня 2002 года.
     
     До внесения данных изменений и дополнений в часть вторую НК РФ пунктом 3 ст. 289 настоящего Кодекса было предусмотрено, что налогоплательщики (налоговые агенты) должны были представлять налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
     
     Налогоплательщики, исчислявшие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, должны были уплачивать авансовые платежи не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (п. 1 ст. 287 НК РФ).
     
     Таким образом, Законом N 57-ФЗ уточнены сроки представления налогоплательщиками, исчисляющими ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, декларации по налогу на прибыль организаций, а также сроки уплаты налога данными налогоплательщиками.
     
     Учитывая вышеизложенное, действия налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности налогоплательщика за непредставление в налоговый орган деклараций по налогу на прибыль за соответствующие отчетные периоды являются правомерными.
     

Налогообложение прибыли, перечисляемой государственными унитарными предприятиями в бюджет субъекта Российской Федерации

     
     Государственные унитарные предприятия перечисляют часть прибыли, остающуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в бюджет субъекта Российской Федерации, то есть получателем данной части прибыли является бюджет субъекта Российской Федерации как собственник имущества, закрепленного за унитарными предприятиями. Следует ли данную прибыль рассматривать как полученные дивиденды и, соответственно, облагать налогом на прибыль?
     
     Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
     
     Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (п. 1 ст. 8 Закона N 161-ФЗ).
     
     Согласно ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходах бюджетов учитывается, в частности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
     
     Согласно ст. 17 Закона N 161-ФЗ собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
     
     Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
     
     Учитывая вышеизложенное, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - учредители унитарных предприятий выступают в качестве собственников имущества унитарного предприятия, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, и части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, полученной от использования данного имущества.
     
     В соответствии со ст. 43 НК РФ для целей налогообложения дивидендами признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
     
     К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательством иностранных государств.
     
     В данном случае часть прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, полученная государственными унитарными предприятиями, не подлежит распределению, а лишь перечисляется в бюджет субъекта Российской Федерации, то есть получателем данной части прибыли является бюджет субъекта Российской Федерации как собственник имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.
     
     Таким образом, вышеуказанная прибыль не подлежит рассмотрению в качестве полученных дивидендов и, следовательно, не подлежит налогообложению в соответствии со ст. 275 НК РФ.
     

Возможность применения малым предприятием льготы по налогу на прибыль

     
     Имело ли право малое предприятие в случае, если оно в 2003 году изменило организационно-правовую форму [из закрытого акционерного общества (ЗАО) преобразовано в общество с ограниченной ответственностью (ООО)], воспользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"? До введения в действие главы 25 НК РФ это предприятие пользовалось в течение 2000-2001 годов вышеуказанной льготой по налогу на прибыль.
     
     В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
     
     Пунктом 5 ст. 58 ГК РФ установлено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     
     Реорганизация юридического лица может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Изменение организационно-правовой формы юридического лица соответствует преобразованию такого юридического лица из одного вида в другой (в данном случае из ЗАО в ООО) и является одним из типов реорганизации юридического лица.
     
     С 1 января 2002 года Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) введена в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ.
     
     Статьей 2 Закона N 110-ФЗ установлено, что с 1 января 2002 года утратил силу Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1), за исключением отдельных положений, которые утрачивают силу в особом порядке.
     
     Так, статьей 2 Закона N 110-ФЗ сохранена льгота по налогу на прибыль малым предприятиям, установленная п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1, срок действия которой не истек на день вступления в силу Закона N 110-ФЗ и применяется малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
     

     Исчисление и уплата налога на прибыль малыми предприятиями по окончании срока действия льгот производятся в общеустановленном порядке.
     
     Пунктом 4 ст. 6 Закона N 2116-1 установлено, что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от вышеуказанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
     
     В третий и четвертый годы работы указанные в абзаце первом настоящего пункта ст. 6 Закона N 2116-1 малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от вышеприведенных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     При этом пунктом 4 ст. 6 Закона N 2116-1 предусмотрено, что данные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     Учитывая, что Законом N 2116-1 предусмотрена вышеприведенная норма в части непредоставления льготы малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, при изменении организационно-правовой формы, в данном случае при преобразовании ЗАО в ООО, юридическое лицо теряет право на использование льготы, установленной п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1.
     
     Малое предприятие было зарегистрировано в 2000 году. В течение 2000 и 2001 годов оно не осуществляло льготируемый вид деятельности либо не соблюдало соотношение выручки от льготируемого вида деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Могло ли данное предприятие воспользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в 2002 году, если в этом году оно отвечало всем критериям, необходимым для предоставления данной льготы?
     

     Статьей 2 Закона N 110-ФЗ, которым введена в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, установлено, что с 1 января 2002 года утратил силу Закон N 2116-1, за исключением отдельных положений, которые утрачивают силу в особом порядке.
     
     В частности, сохранена льгота по налогу на прибыль малым предприятиям, установленная п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1, срок действия которой не истек на день вступления в силу Закона N 110-ФЗ и которая применяется малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
     
     В данном случае малое предприятие начиная с даты государственной регистрации в первые два года работы (2000-2001 годы) не пользовалось вышеуказанной льготой по налогу на прибыль в связи с тем, что оно не осуществляло льготируемый вид деятельности или не соблюдало соотношение выручки от льготируемого вида деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг). Однако в 2002 году срок действия данной льготы не истек. Следовательно, оснований для непредоставления в 2002 году вышеуказанной льготы по налогу на прибыль (в части пониженных ставок) малому предприятию не имелось.
     
     Учитывая вышеизложенное, малому предприятию в 2002 году могла быть предоставлена льгота по налогу на прибыль при выполнении условий ее предоставления, установленных п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1.
     

(Продолжение следует)