Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы

      

Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

О.В. Кормачкова,
советник налоговой службы II ранга     
          
     В каком порядке учитываются расходы организации по выплате вознаграждений за рационализаторские предложения?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, для которых вышеуказанная статья настоящего Кодекса установила особый порядок учета данных сумм в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
     
     Таким образом, если изобретательство или рационализаторство связано с созданием новой или усовершенствованием производимой продукции (товаров, работ, услуг), то все расходы на НИОКР, в том числе расходы на выплату авторских вознаграждений за использование рационализаторских предложений как своим работникам, так и сторонним рационализаторам, должны учитываться в порядке, установленном ст. 262 НК РФ.
    
     Просим разъяснить порядок отнесения расходов по добровольному медицинскому страхованию к договорам, указанным в п. 16 ст. 255
НК РФ.
     

     Согласно ст. 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью выдает страховщикам лицензии на все виды добровольного страхования, в том числе на добровольное медицинское страхование.
     
     При этом лицензия на проведение страховой деятельности выдается на основании определенного перечня документов, оформленных страховой организацией, с учетом соблюдения требований Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденных приказом Росстрахнадзора от 19.05.1994 N 02-02/08. Одним из требований, предъявляемых в п. 4.1.5 вышеуказанных Условий лицензирования к правилам страхования, является наличие перечня страховых случаев, при наступлении которых возникает обязанность страховщика по страховым выплатам (основные и дополненные условия).
     
     В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
     

     Согласно п. 2 ст. 9 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
     
     Таким образом, в программе добровольного медицинского страхования может быть предусмотрено предоставление медицинской услуги сверх установленной программой обязательного медицинского страхования по страховым случаям, указанным в договоре страхования, заключенном в соответствии с правилами добровольного медицинского страхования (например, в связи с заболеванием), на которые страховая организация получила в установленном порядке лицензию.
     
     Вышеназванной программой должно быть предусмотрено, что предоставление данных услуг осуществляется только при условии наступления страхового события, то есть в случае заболевания застрахованного лица и его последующей реабилитации. В этом случае данные расходы организации могут учитываться согласно п. 16 ст. 255 НК РФ в составе расходов на оплату труда.
     
Е.В. Серегина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России     
          
     Распространяется ли требование НК РФ о подаче налоговой декларации по налогу на прибыль на организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения?
     
     В соответствии со ст. 346.11 НК РФ применение организациями упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
     
     Аналогично ст. 346.26 НК РФ устанавливается, что уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (с вышеуказанным исключением) и налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога.
     
     Порядок представления и заполнения деклараций утвержден приказами МНС России от 12.11.2002 N БГ-3-22/647 «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения» и от 12.11.2002 N БГ-3-22/648 «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и порядка ее заполнения».
     

     Что касается п. 1 ст. 289 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей НК РФ, то, по нашему мнению, этим пунктом ст. 289 Кодекса устанавливается обязанность представления декларации для организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль, но не получивших ее или получивших убыток по результатам работы за отчетный (налоговый) период.
     
     Организация применяет упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ. Правомерно ли включать в доходы от реализации услуг вознаграждения по агентскому договору и договору комиссии согласно ст. 346.15 НК РФ ? Подлежат ли включению в доходы комиссионера, агента или иного поверенного средства, поступившие комиссионеру в пользу комитента в счет выполнения договорных обязательств?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые согласно ст. 249 настоящего Кодекса, внереализационные доходы, устанавливаемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
     
     Согласно ст. 249 НК РФ в целях главы 25 настоящего Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
     
     Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     
     В соответствии с п. 9 ст. 251 НК РФ при определении налогооблагаемой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К вышеуказанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
     
     Таким образом, в доходы комиссионера, агента или иного поверенного подлежат включению средства по договору комиссии, поступившие комиссионеру, агенту или иному поверенному в счет выполнения договорных обязательств.     
     

Г.В. Зинькова,
г
лавный специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Как осуществляется признание расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки для целей налогообложения после начала использования результатов этих работ в производстве, если часть расходов уже включена в расходы отчетного периода?
     

     Расходы налогоплательщика на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ.
     
     Порядок списания расходов на исследования и разработки, результаты которых будут использоваться налогоплательщиком в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), и расходов на исследования и разработки, которые не дали положительного результата, различен.
     

     В связи с этим налогоплательщик должен после завершения вышеуказанных исследований и разработок принять решение о том, будут результаты данных исследований и разработок использоваться в производстве или эти исследования и разработки будут признаны им как не давшие положительного результата.
     
     Статьей 262 НК РФ не предусмотрено право налогоплательщика в последующих налоговых периодах менять порядок списания расходов на вышеуказанные исследования и разработки.     
     

P.M. Митрохина,     
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Согласно решению общего собрания акционеров банк выплачивает объявленные по акциям дивиденды. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли банка. Банк также является акционером ряда акционерных обществ и получает дивиденды по акциям, находящимся в его собственности. При выплате дивидендов банк как налоговый агент обязан удержать налог с подлежащей выплате (начисленной) суммы дивидендов в пользу их получателей. В соответствии с п. 2 ст. 275 НК РФ сумма налога, подлежащая удержанию из доходов налогоплательщиков - получателей дивидендов (российских организаций), определяется банком исходя из общей суммы налога [исчисленной как произведение ставки налога (6 %) и разницы между суммой дивидендов, подлежащих выплате акционерам, и суммой дивидендов, полученных банком - налоговым агентом] и доли каждого акционера в общей сумме дивидендов. При этом, по мнению банка, под суммой дивидендов, полученных банком - налоговым агентом, следует понимать сумму полученных (начисленных) дивидендов без вычетов налогов, удержанных налоговым агентом при их выплате, но никак не сумму фактически полученных на корреспондентский счет дивидендов, то есть «очищенных» от налогов. В противном случае будет иметь место двойное налогообложение дивидендов. Так ли это?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 275 НК РФ налоговая база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется налоговым агентом с учетом особенностей, установленных данным пунктом ст. 275 настоящего Кодекса.
     
     Если источником дохода налогоплательщика является российская организация, то она признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений п. 2 ст. 275 НК РФ.
     
     При этом сумма налога, подлежащая удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом исходя из общей суммы налога, определенной согласно п. 2 ст. 275 НК РФ, и доли каждого налогоплательщика в общей сумме дивидендов.
     
     Общая сумма налога устанавливается как произведение ставки налога, определенной подпунктом 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, и разницы между суммой дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде, уменьшенной на суммы дивидендов, подлежащих выплате налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 275 НК РФ в текущем налоговом периоде, и суммой дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, если данные суммы дивидендов ранее не участвовали в расчете при определении облагаемого налогом дохода в виде дивидендов. Если полученная разница отрицательна, обязанность по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится.
     
     Таким образом, если у налогового агента вышеуказанная разница между суммой дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде и полученных в текущем налоговом периоде, отрицательна и налоговый агент перечисляет юридическим лицам - акционерам (участникам) суммы дивидендов, не удержав и не уплатив в бюджет налог с данных сумм по соответствующей ставке (п. 2 ст. 275 НК РФ), акционер (участник) отражает полученные выплаты как по строке 030, так и по строке 080 Листа 02 декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585. Обязанности по уплате налога с полученных дивидендов у акционера не возникает.
     
     Учитывая, что организации-налогоплательщики - получатели дивидендов на практике являются одновременно налоговыми агентами (источником выплаты дивидендов), читателям журнала необходимо обратить внимание на следующее.
     
     Исключение налоговым агентом суммы полученных дивидендов из расчета налоговой базы по налогу на прибыль правомерно в случае, если данные суммы дивидендов ранее участвовали в расчете облагаемого налогом дохода в виде дивидендов. Следовательно, если в результате применения п. 2 ст. 275 НК РФ у налогового агента не возникает обязательств по уплате в бюджет налога с доходов в виде дивидендов, налогоплательщик - получатель таких дивидендов (являющийся, в свою очередь, налоговым агентом) учитывает полученные выплаты при формировании налоговой базы в полном объеме в соответствии с п. 2 ст. 275 настоящего Кодекса.
     
     Если налогоплательщиком-акционером получена выплата от эмитента акций, принадлежащих налогоплательщику-акционеру, которая не соответствует требованиям ст. 43 НК РФ, данная сумма включается в расчет налоговой базы по налогу на прибыль у налогоплательщика-акционера на общих основаниях и не участвует в расчете налоговой базы по налогу с дохода в виде дивиденда у этого налогоплательщика, одновременно являющегося налоговым агентом (источником выплат) по доходам от долевого участия.
     
     Таким образом, общая сумма налога на доходы в виде дивидендов определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки, установленной в соответствии с положениями п. 3 ст. 284 НК РФ.
     
     Применительно к ситуации, изложенной в вопросе, банком - налоговым агентом (российской организацией) налоговая база по дивидендам, выплачиваемым банком своим акционерам, определяется как сумма дивидендов, подлежащих распределению между акционерами - российскими организациями, минус сумма дивидендов, подлежащих выплате акционерам (участникам) - иностранным организациям (то есть доходы с учетом удержанного налога), минус сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом (банком) в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде (то есть доходы с учетом налогов, взысканных налоговым агентом у источника выплаты дивидендов).
     
О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     В случае утраты налогоплательщиком права применения упрощенной системы налогообложения и его перехода на общий режим налогообложения будут ли суммы добровольных взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, начисленных таким налогоплательщиком, учитываться для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль после перехода на общий режим налогообложения ?
     
     Статьей 2 Федерального закона от31.12.2002 N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее - Закон N 190-ФЗ) определен о, что гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников:     


     - средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда (МРОТ),установленного федеральным законом;     


     - средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей 1 МРОТ, установленный федеральным законом.
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности сверх минимального размера оплаты труда учитываются работодателями при уплате единого налога, исчисляемого ими при применении упрощенной системы налогообложения, в составе расходов, уменьшающих полученные доходы.
     
     Согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, также вправе уменьшать сумму единого налога, исчисляемого ими при применении упрощенной системы налогообложения, на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности сверх минимального размера оплаты труда.
     
     Статьей 3 Закона N 190-ФЗ установлено, что работодатели, в том числе организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, вправе добровольно уплачивать в ФСС РФ страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности по тарифу в размере 3,0 % налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 Н К РФ для соответствующей категории плательщиков, и в порядке, определенном Правительством РФ.
     
     При этом пунктом 2 письма ФСС РФ (согласовано с Минтрудом России) от 15.01.2003 N 02-18/05-195 «О Федеральном законе от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"« разъяснено, что в случае уплаты работодателями вышеуказанных добровольных взносов в ФСС РФ выплата пособий по временной нетрудоспособности вышеназванной категории работников осуществляется полностью за счет средств этого Фонда по общим правилам (а не по нормам ст. 2 Закона N 190-ФЗ).
     
     Учитывая вышеизложенное, поскольку источниками покрытия расходов по выплате работодателями добровольных взносов в ФСС РФ являются средства этого Фонда, не участвующие в формировании налоговой базы по единому налогу, исчисляемому при применении упрощенной системы налогообложения, то в случае утраты налогоплательщиком права применения упрощенной системы налогообложения и его переходе на общий режим налогообложения суммы вышеуказанных добровольных взносов не должны учитываться при налогообложении прибыли после перехода на общий режим налогообложения.          
 

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.Н. Вихляева,     
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Когда у организации возникает право на вычет уплаченных сумм НДС в отношении приобретенного оборудования, требующего монтажа: в момент его принятия на учет или в момент включения в состав основных средств?
   
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных налогоплательщиками по основным средствам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.
     
     На основании п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком подрядным организациям (заказчикам-застройщикам) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств. При этом согласно п. 5 ст. 172 НК РФ вышеуказанные вычеты производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором п. 2 ст. 259 НК РФ, устанавливающем порядок начала начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию).
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по оборудованию, требующему монтажа, подлежат вычету после принятия данного оборудования на учет в качестве основных средств с момента начала начисления амортизации.
     
     В каком размере организация, перешедшая с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения, должна включать в состав расходов полностью уплаченную поставщику сумму НДС по товару, приобретенному для перепродажи, если в дальнейшем его реализация осуществлена не полностью?
     
     На основании подпункта 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» налогоплательщики имеют право уменьшать полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. При этом суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении этих товаров, согласно подпункту 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ также уменьшают доходы налогоплательщика.
     
     При определении расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, налогоплательщиками должен соблюдаться порядок, предусмотренный ст. 268 НК РФ, согласно которому при реализации товаров налогоплательщик вправе уменьшать доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров. При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ, согласно которой стоимость покупных товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с реализацией, до момента их реализации.
     
     Таким образом, при определении налоговой базы в составе расходов учитывается только стоимость отгруженных реализованных покупных товаров. В связи с этим суммы НДС, уплаченные поставщику, учитываются в составе расходов в части этих реализованных товаров.
     
     Организация применяет с 1 января 2003 года упрощенную систему налогообложения. Аванс за работы, выполненные в марте 2003 года, получен в 2002 году. В бюджет с полученного авансового платежа уплачен НДС. Какую сумму полученного аванса (с учетом или без учета НДС) необходимо включать в налоговую базу на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, а также имеет ли право организация возместить эти суммы НДС из бюджета?
     
     Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не признаются плательщиками НДС, и, соответственно, осуществляемые ими операции НДС не облагаются.
     
     Таким образом, работы, выполненные организацией в марте 2003 года - в период применения упрощенной системы налогообложения, не подлежат обложению НДС. В связи с этим на момент перехода на упрощенную систему налогообложения по авансовым платежам, полученным от заказчиков в налоговом периоде, в котором организация являлась плательщиком НДС, на суммы НДС, уплаченного с этих авансовых платежей, с заказчиками необходимо было осуществить перерасчет и, соответственно, вернуть им уплаченные суммы НДС.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ организациям, ранее применявшим общий режим налогообложения с использованием метода начисления, необходимо на дату перехода на упрощенную систему налогообложения включить в налоговую базу по единому налогу суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых организация будет осуществлять после перехода на упрощенную систему налогообложения. Поэтому если на 1 января 2003 года по суммам авансовых платежей, полученных в 2002 году, на суммы НДС, уплаченного в бюджет с этих авансов, с заказчиками не были произведены перерасчеты, то в состав доходов, облагаемых единым налогом, полученные суммы авансов включаются с учетом НДС. Если вышеуказанные перерасчеты осуществлены после перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения, на возвращенные заказчикам суммы НДС необходимо уменьшить налоговую базу по единому налогу.
     
     Перерасчеты с бюджетом по НДС, уплаченному в бюджет по авансовым платежам, полученным от заказчиков в налоговом периоде, в котором организация являлась плательщиком данного налога, возможны только после осуществления перерасчетов с заказчиками. По итогам таких перерасчетов с заказчиками перерасчет с бюджетом по НДС производится в общеустановленном порядке.
     
О.В. Прокудина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
    
     
     Возмещаются ли суммы НДС, уплаченные иностранными гражданами при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления ими предпринимательской деятельности на данной территории?
     

     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 171 главы 21 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные плательщику этого налога и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае использования товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые плательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с ТК РФ. При этом на основании ст. 11 НК РФ к индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, в том числе иностранные граждане, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     
     Учитывая вышеизложенное, иностранные граждане имеют право на возмещение сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, только в случае осуществления ими предпринимательской деятельности на этой же территории.     
     

Л.В. Чураянц,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Организация осуществляет деятельность по эксплуатации центра водных развлечений «Аквапарк» и реализует входные билеты на его посещение. Вправе ли оно применить освобождение согласно подпункту 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, касающемуся освобождения от обложения НДС реализации услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями искусства?
     
     В соответствии с подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым, в частности, относятся:
     
     услуги по распространению билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
     
     реализация входных билетов и абонементов на посещение вышеуказанных мероприятий.
     
     Формы входных билетов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия приравниваются в целях главы 21 НК РФ к формам, утвержденным приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н «Об утверждении бланков строгой отчетности» и прилагаемым к этому приказу [абонемент на посещение концертов и спектаклей (образец приведен в приложении N 2); входной билет для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений (образец приведен в приложении N 3)].
     
     К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
     
     Данной нормой НК РФ определен исчерпывающий перечень освобождаемых от обложения НДС услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями культуры и искусства.
     

     С учетом вышеизложенного организация, осуществляющая деятельность по эксплуатации центра водных развлечений «Аквапарк», при реализации входных билетов на посещение центра не вправе применить вышеназванное освобождение от обложения НДС.
     
      Организация осуществляет первичную обработку лома, содержащего драгоценные металлы. Имеет ли право данная организация при реализации драгоценных металлов банку применять при обложении НДС ставку 0 %?
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0 % при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, (с 1 января 2003 года) фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Банку России, банкам.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» производством драгоценных металлов признается извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.
     
     Поскольку понятие «производство драгоценных металлов» не включает операции по первичной обработке лома, содержащего драгоценные металлы (сортировка, резка, измельчение, дробление, прессование, брикетирование), организация, осуществляющая первичную обработку лома, содержащего драгоценные металлы, и реализующая драгоценные металлы банку, не вправе применить по данным операциям налоговую ставку НДС в размере 0 %.   
          

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     П.И. Савельев,     
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
          

     В соответствии с контрактом российская организация реализует товары коммерческой организации в город Байконур Республики Казахстан. Товары перемещаются через российско-казахскую границу с оформлением грузовой таможенной декларации в таможенном режиме экспорта. Каков порядок налогообложения товаров, реализуемых в город Байконур Республики Казахстан? Правомочно ли применение налоговой ставки НДС в размере О % российским налогоплательщиком при реализации товаров в город Байконур различным коммерческим организациям?
     
     1 июля 2001 года вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, которое было подписано 09.10.2000 и ратифицировано Федеральным законом 27.12.2000 N 155-ФЗ (далее - Соглашение от 27.12.2000).
     
     Статьей 3 Соглашения от 27.12.2000 предусмотрено, что товары (за исключением природного газа, нефти, включая стабильный газовый конденсат), помещаемые под таможенный режим экспорта, вывозимые с таможенной территории государства одной Стороны и ввозимые на таможенную территорию государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами по ставке 0 % в соответствии с национальным законодательством Сторон.
     
     Пунктом 1 ст. 164 НК РФ и ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» предусмотрено, что с 1 июля 2001 года при реализации товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа) должна применяться ставка НДС в размере 0 %.
     
     Таковы общие принципы, которыми регулируются внешнеторговые операции между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Казахстан. Они не распространяются на поставки товаров между хозяйствующими субъектами Российской Федерации, включая поставки с территории Российской Федерации на территорию города Байконур через российско-казахскую границу.
     
     Статьей 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23.12.1995 предусмотрено, что город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На территории города размещены объекты космодрома «Байконур», а также другие объекты, создающие необходимые социально-бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома «Байконур», членов их семей и других жителей города. На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
     
     Статьей 10 Соглашения о статусе города Байконур определено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица Республики Казахстан, зарегистрированные на территории города Байконур, регистрируются на период аренды комплекса «Байконур» также в администрации города Байконур как физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и юридические лица Российской Федерации. Налоги, сборы, пошлины и иные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц, зачисляются в бюджет города.
     
     Соглашением между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке перемещения через границу товаров, необходимых для выполнения работ на космодроме «Байконур», от 25.12.1993 предусмотрено, что перемещение через границу космической и другой техники, технического и технологического оборудования, компонентов ракетного топлива, горюче-смазочных материалов и других материальных ценностей, необходимых для выполнения космических программ, обеспечивающих функционирование космодрома «Байконур», осуществляется без уплаты таможенных пошлин и налогов, а их взимание возложено на таможенные органы Сторон.
     
     Кроме того, перемещение через таможенную границу товаров, не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности, работниками предприятий, объединений, организаций и учреждений Российской Федерации, независимо от форм их собственности, командированными на космодром «Байконур» для проведения работ по космическим программам, а также военнослужащими, проходящими службу в воинских частях на космодроме «Байконур» или командированными в эти воинские части, и членами их семей также осуществляется без уплаты таможенных пошлин и налогов.
     
     Таким образом, особый статус города Байконур предусматривает распространение на его территорию режима налогообложения, действующего на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС.
     
     При этом товары, приобретаемые на территории Российской Федерации для последующего ввоза на территорию города Байконур, облагаются НДС.
     
     При перемещении вышеуказанных товаров через границу от обложения НДС освобождаются те из них, которые предназначены для выполнения работ на космодроме «Байконур» и предусмотрены Соглашением между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке перемещения через границу товаров, необходимых для выполнения работ на космодроме «Байконур».
     
     Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов (включая НДС) не распространяется на товары, предназначенные для коммерческой деятельности и ввозимые на территорию города Байконур с территории Российской Федерации.        
          
     Таким образом, в настоящее время в условиях действия Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке перемещения через границу товаров, необходимых для выполнения работ на космодроме "Байконур", и Соглашения от 27.12.2000 часть товаров, ввозимых российскими резидентами на территорию Республики Казахстан для обеспечения населения города Байконур (включая продовольственные и промышленные товары), не освобождается от обложения НДС на казахской таможне. При этом налог, уплаченный на таможне в Республике Казахстан, не подлежит возврату у российских налогоплательщиков, поскольку вышеуказанные налоговые вычеты не предусмотрены ни национальным законодательством Российской Федерации, ни двусторонними соглашениями.
     
     Таможенные органы Республики Казахстан взимают НДС по ставке 16 % со стоимости ввозимого товара. Эта сумма поступает в бюджет Республики Казахстан.
     

     Применение ставки 0 % при реализации товаров в город Байконур Республики Казахстан российскими налогоплательщиками даже при условии оформления грузовой таможенной декларации в режиме экспорта необоснованно.
     
     При продаже товаров (работ, услуг) в город Байконур налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
     

О налоге с продаж

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России    
     

В каком порядке осуществляется обложение НДС и налогом с продаж оказываемых нотариусом услуг, за которые взимается государственная пошлина?
     
     Согласно подпункту 17 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация услуг, которые оказывают уполномоченные на то органы и за которые взимается государственная пошлина.
     
     Кроме того, согласно п. 1 ст. 350 НК РФ операции по реализации физическим лицам услуг, которые оказывают уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления и за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов, освобождаются от обложения налогом с продаж.
     
     Таким образом, в случае совершения нотариальных действий, за которые взимается государственная пошлина, плата, соответствующая размеру государственной пошлины, взимаемая частными нотариусами, в налоговую базу по НДС и по налогу с продаж не включается.
     
     Что касается услуг, которые оказывают частные нотариусы физическим лицам и за которые взимается плата, превышающая размер государственной пошлины, то стоимость таких услуг облагается НДС и налогом с продаж в общеустановленном порядке.
     

Обложение налогом с продаж ценных бумаг

     
     Н.Д. Лозина,
cоветник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Освобождаются ли от обложения налогом с продаж осуществляемые банками операции с расчетными чеками и векселями (например, услуги по эквивалентному обмену одного векселя на несколько векселей; выдаче письменного подтверждения о факте выдачи векселя; оплате порчи бланка векселя по вине клиента и т.п.)?
     

     Согласно ст. 350 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом с продаж операции по реализации физическим лицам ценных бумаг.
     
     Статьей 143 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрено, что чек и вексель относятся к ценным бумагам.
     
     Таким образом, операции по реализации ценных бумаг (векселя, расчетного чека), а именно: купля-продажа векселя и купля-продажа расчетного чека, - налогом с продаж не облагаются.
     
     Однако операции по реализации физическим лицам услуг банка, связанных с реализацией ценных бумаг (эквивалентный обмен одного векселя на несколько векселей; выдача письменного подтверждения о факте выдачи векселя; оплата порчи бланка векселя по вине клиента), не являются операциями по реализации ценных бумаг, так как в результате вышеуказанных операций не происходит передачи ценной бумаги и, соответственно, не переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. Нет и доказательств закрепления передачи прав в специальном реестре.
     
     Как правило, операции по реализации физическим лицам услуг банка, связанных с реализацией ценных бумаг, осуществляются на основе договоров между клиентом и банком, в которых должна быть указана стоимость банковских услуг, сроки их выполнения и другие существенные условия договора.
     

     Таким образом, ввиду отсутствия освобождаемых в соответствии со ст. 350 НК РФ операций по реализации ценных бумаг (векселя, чека) операции по реализации физическим лицам услуг банка, связанных с реализацией ценных бумаг (эквивалентный обмен одного векселя на несколько векселей; выдача письменного подтверждения о факте выдачи векселя; оплата порчи бланка векселя по вине клиента), осуществляемые банком на договорной основе за наличный расчет, облагаются налогом с продаж в общеустановленном порядке.
     

     Торговая организация, не являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг, купила акции у коммерческого банка. Затем торговая организация продает эти акции физическому лицу за наличный расчет. Надо ли в данном случае уплачивать налог с продаж?
     

     Статьей 350 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг.
     
     В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризированном).
     
     Таким образом, при подтверждении факта передачи прав, удостоверенных акциями, реализуемыми торговой организацией, такая операция налогом с продаж облагаться не будет.
     
     Организация реализовала товар физическому лицу. Покупатель расплатился векселем Сбербанка России. Нужно ли в этом случае начислять налог с продаж?
     

     В соответствии со ст. 348 и 349 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога с продаж, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории субъекта Российской Федерации, в котором установлен данный налог.
     
     Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Таким образом, объект обложения налогом с продаж возникает только в случае, если физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) рассчитываются за приобретенный товар (работы, услуги) в наличной форме, а также осуществляют расчеты посредством расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Согласно гражданскому законодательству вексель относится к ценным бумагам и удостоверяет ничем не обусловленные обязательства векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму векселедержателю.
     

     При использовании собственного векселя при расчетах за отгруженные товары (выдача векселя покупателем - физическим лицом в пользу поставщика в оплату за поставленный товар) объект обложения налогом с продаж возникает только в момент погашения векселя за наличный расчет (при безналичном расчете налог с продаж не возникает).
     
     Если покупатель - физическое лицо в обмен на поставленные товары (работы, услуги) рассчитывается векселем третьего лица (в рассматриваемом случае векселем Сбербанка России), то объект обложения налогом с продаж отсутствует.
     
     Физическое лицо приобрело у предприятия - продавца автомобилей его вексель за наличный расчет. При наступлении срока погашения векселя предприятие передает в счет долга автомобиль. Возникает ли в этой ситуации объект обложения налогом с продаж?
     

     В соответствии со ст. 349 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Согласно ст. 815 ГК РФ выданный заемщиком вексель удостоверяет обязательство векселедателя выплатить в соответствии с указанным в векселе сроком полученные взаймы денежные суммы.
     
     Погашение финансового векселя товаром (работой, услугой) действующим законодательством не предусмотрено.
     
     Следовательно, передача кредитору в счет погашения векселя легкового автомобиля может быть произведена только при наличии между векселедателем и векселедержателем дополнительного соглашения об отступном (новации), согласно которому в счет исполнения денежных обязательств векселедатель передает товары собственного производства.
     
     С момента заключения соглашения об отступном взаимоотношения между сторонами будут регулироваться правилами договора купли-продажи. Передача автомобиля в счет первоначального прекращения обязательств признается реализацией товара. Для целей обложения налогом с продаж данная реализация автомобиля является реализацией за наличный расчет, поскольку продажа векселя была произведена за наличный расчет.
     
     Учитывая вышеизложенное, обязанность по уплате налога продаж возникает у предприятия-продавца с даты реализации автомобиля.
     

     При этом следует иметь в виду, что покупка векселя у профессионального участника рынка ценных бумаг и предъявление данного векселя к оплате предприятию-векселедателю с составлением соответствующего договора о погашении встречных обязательств (путем передачи автомобиля) не будет облагаться налогом с продаж.
     
     Предприятие - производитель товаров, не являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг, реализовало собственный вексель физическому лицу за наличный расчет. Облагается ли такая операция налогом с продаж?
     
     В соответствии со ст. 350 НК РФ не подлежат обложению налогом с продаж только услуги, оказываемые кредитными организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию. Операции по реализации ценных бумаг, которые осуществляют непрофессиональные участники рынка, не включены в перечень операций, не подлежащих обложению налогом с продаж.
     
     Таким образом, покупка физическим лицом за наличный расчет собственного векселя предприятия - производителя товаров налогом с продаж облагается.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     И.Н. Ивер,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Физическое лицо собирается дать заем в рублях на развитие производства обществу с ограниченной ответственностью. Предполагаемая ставка - 28 % годовых. Подлежит ли налогообложению доход, полученный физическим лицом - заимодавцем в виде процентов?
     
     В соответствии с п. 1ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся в том числе иные доходы, получаемые налогоплательщиком в виде процентов.
     
     Такие доходы, полученные физическим лицом - заимодавцем в виде процентов по долговому обязательству, выплачиваемые организацией-заемщиком, подлежат налогообложению по ставке 13 %, предусмотренной п. 1 ст. 224 НКРФ.
     
     По договору об уступке права требования организация «М» переуступила право на квартиру гражданину А за 160 000 руб., который, в свою очередь, переуступил право на данную квартиру (не оформленную в собственность) гражданину Б за 200 000 руб. Если гражданин А не в состоянии подтвердить свои расходы в сумме 160 000 руб., вправе ли он при декларировании воспользоваться имущественным налоговым вычетом в соответствии с подпунктом 1 ст. 220 НК РФ?
     
     Пунктом 2 ст. 38 НК РФ предусмотрено, что под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
     
     Таким образом, если гражданин А не оформил в собственность право требования на квартиру, имущественный налоговый вычет, предусмотренный п. 1 ст. 220 НК РФ, ему не предоставляется. Доход, полученный от переуступки права требования гражданином А в сумме 200 000 руб., может быть уменьшен только на величину документально подтвержденных расходов.
     
     Я обучаюсь в институте по очно-заочной форме обучения. Предприятие, оплачивая стоимость моего обучения, включает ее в мой налогооблагаемый доход. Имею ли я право на налоговый вычет?
     
     Если физическое лицо оплачивает свое обучение в образовательном учреждении, то в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ оно имеет право на социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за свое обучение в образовательном учреждении, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 руб.
     
     Учитывая, что обучение оплачено не за счет средств лица, задавшего вопрос, а за счет организации, социальный налоговый вычет не предоставляется независимо от того, что стоимость обучения включена в налогооблагаемую базу.     

   

Налогообложение индивидуальных предпринимателей

     
     Н.А. Шорохова

     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет продажу различных товаров. При этом продажа производится как за наличные денежные средства, так и путем безналичного расчета. Индивидуальный предприниматель уплачивает единый налог на вмененный доход в связи с осуществлением розничной торговли. В связи с продажей товаров по безналичному расчету налоговые органы вменяют ему в обязанность уплату налога на доходы физических лиц. Чем оптовая торговля отличается от розничной и как платить налог в данном случае?
     
     Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденному постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст, пор, розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Оптовая торговля - это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
     
     Исходя из смысла вышеприведенных понятий очевидно, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является цель приобретения товара и способ его дальнейшего использования покупателем.
     
     В связи с этим можно сделать вывод о том, что приобретенные в розницу товары используются покупателем для конечного (непосредственного) потребления, в то время как приобретенные в оптовой продаже товары предназначены для промежуточного потребления, то есть в целях предпринимательской или профессиональной деятельности при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг.
     
     Однако при этом следует иметь в виду, что некоторые товары, реализуемые через розничную торговую сеть, предназначаются не только для личного потребления или домашнего использования населением, но и для хозяйственных нужд субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения их функционирования в качестве организации или физического лица - предпринимателя (оргтехника, канцелярские товары, офисная мебель, транспортные средства, материалы для ремонтных работ и т.д.).
     
     Согласно разъяснениям, изложенным в п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки», если эти товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (параграф 2 главы 30 ГК РФ).
     
     В иных случаях необходимо исходить из признаков договора поставки согласно положениям ГК РФ.
     
     Оптовый оборот товаров между профессиональными продавцами и покупателями регулируется особым видом договора купли-продажи - договором поставки товаров.
     
     Отношения по договору поставки отличаются стабильностью и имеют долгосрочный характеру по нижеприведенным критериям можно отличить розничную торговлю от оптовой торговли товарами(продукцией).
     
     Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
     
     Кроме того, договору поставки присущи некоторые квалифицирующие признаки, позволяющие выделить его в отдельный вид договора купли-продажи.
     
     Во-первых, передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна осуществляться в обусловленный договором срок или сроки. Применительно к договору поставки срок (сроки) передачи товаров приобретает характер существенного условия договора.
     
     Во-вт