Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Льготы для налогоплательщиков, уплачивающих налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти

    

Льготы для налогоплательщиков, уплачивающих налог на добычу
полезных ископаемых  при добыче нефти

     

Е.В. Грызлова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России   
   

     Рассматривая ход реформирования системы налогообложения в сфере добычи и использования ресурсов недр в части установления дифференцированных ставок налогообложения, необходимо отметить следующее.

     
     Установление дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от условий добычи и стадии разработки месторождения противоречит основным принципам налогового законодательства, направленным на упрощение налогообложения, выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, установление все- общности и равенства налогообложения.
     
     Кроме того, достаточно сложно обеспечить прозрачное и объективное администрирование критериев, определяющих дифференцированные ставки налогообложения в сфере добычи и использования ресурсов недр и правильность их применения.
     
     Вместе с тем основными направлениями налоговой реформы в 2003-2005 годах предусмотрена подготовка к 2005 году предложений по реформированию существующей системы налогообложения в сфере добычи и использования ресурсов недр с целью увеличения рентной составляющей в платежах за пользование недрами. В частности, с 2006 года возможно введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, предусматривающий налогообложение доходов от добычи углеводородов после возмещения всех затрат, понесенных на разработку каждого конкретного лицензионного участка с учетом горно-геологических и экономико-географических условий добычи и инвестиций недропользователя в разрабатываемое месторождение. Ставки вышеуказанного налога предполагается дифференцировать в зависимости от размера прибыли, остающейся в распоряжении добывающих организаций с учетом указанных затрат.
     
     Соответствующим министерствам финансово-экономического блока поручено в 2004 году разработать проект главы «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для внесения в Государственную Думу Российской Федерации в 2005 году и введения данной главы настоящего Кодекса в действие с 1 января 2006 года.
     
     При этом проблема дифференцированного налогообложения добычи полезных ископаемых должна рассматриваться в комплексе с вопросами реформирования системы недропользования и в увязке с разработкой изменений законодательства о недрах с целью законодательного урегулирования порядка определения критериев, характеризующих горно-геологическую характеристику месторождений полезных ископаемых, качество полезного ископаемого, норму рентабельности и т.п., а также установления порядка учета добытых полезных ископаемых, позволяющих определять дебитность месторождения.
     
     Что касается применения налоговых ставок без учета коэффициента динамики мировых цен на нефть, то установление для налогоплательщиков, осуществляющих поставку нефти и газового конденсата, порядка расчета НДПИ (то есть применения иной налоговой ставки, исчисляемой без учета коэффициента динамики мировых цен на нефть) поставит в заведомо лучшие условия отдельные организации, что противоречит нормам как антимонопольного, так и налогового законодательства, нарушит принцип единообразия НДПИ, а также не позволит оперативно реагировать на колебания цен внешнего рынка.
     
     Согласно основным началам законодательства о налогах и сборах, установленным ст. 3 НК РФ, законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности.
     
     В соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р, реформирование налоговой системы Российской Федерации осуществляется за счет совершенствования налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговой системе большей прозрачности, повышения уровня нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям организаций, в том числе за счет пересмотра и отмены большинства налоговых льгот.
     
     Установление льготной ставки НДПИ для отдельных налогоплательщиков потребует разработки специальных методов налогового контроля налогоплательщиков, создаст возможность для уклонения от налогообложения.
     
     Одновременно необходимо иметь в виду следующее.
     
     Установление с 2002 года специфической ставки НДПИ при добыче нефти, применяемой с коэффициентом, учитывающим уровень мировых цен на нефть сорта «Юралс», позволило на период до 2007 года решить проблему применения вертикально интегрированными компаниями внутрикорпоративных цен, что, в свою очередь, привело к существенному, по сравнению с 2001 годом, увеличению поступлений средств от данного налога в консолидированный бюджет. Объем поступлений НДПИ в 2002 году в 2,1 раза превысил объем поступлений от трех ранее взимаемых налогов. При этом поступления в федеральный бюджет увеличились в 3,8 раза.
     
     Следовательно, применяемая схема определения размера ставки НДПИ при добыче нефти позволяет изымать у нефтедобывающих компаний часть дополнительной прибыли, получаемой ими при высоких мировых ценах на нефть.
     
     В целях сохранения поступлений в бюджет от НДПИ при добыче нефти на достигнутом уровне Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» вводится с 1 января 2004 года новая редакция ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, согласно которой действующий в настоящее время порядок применения ставки НДПИ при добыче нефти продлен до 31 декабря 2006 года, а базовая налоговая ставка, применяемая при добыче нефти, устанавливается в размере 347 руб. за 1 тонну.
     
     Вместе с тем вопрос реформирования в области добычи и использования ресурсов недр является актуальным и может быть решен путем усиления рентной составляющей в платежах за пользование недрами (введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов).
     
     Как альтернатива введению этого налога возможно снижение ставки НДПИ для месторождений, выработавших 80 % и более своего ресурса.
     
     Кроме того, добыча углеводородов из низкопродуктивных участков недр, месторождений пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые запасы, может производиться на условиях соглашения о разделе продукции в соответствии с главой 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» НК РФ.
     
     Параллельно с реформированием налогообложения недропользования необходимо законодательно урегулировать порядок определения критериев, определяющих горно-геологическую характеристику месторождений полезных ископаемых, качество полезного ископаемого, норму рентабельности и т.д., а также установить порядок учета добытых полезных ископаемых, позволяющих определять дебитность месторождения, рассматривая проблему дифференциации НДПИ в комплексе с вопросами реформирования системы недропользования и в увязке с разработкой изменений законодательства о недрах.