Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об акцизах на нефтепродукты


Об акцизах на нефтепродукты

Н.А. Нечипорчук,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга, к.э.н.
  


Оформление документов организациями, производящими и перепродающими нефтепродукты

     
     Для производства нефтепродуктов организация - производитель нефтепродуктов приобретает подакцизные товары как у непосредственных производителей нефтепродуктов, так и у перепродавцов. Вправе ли перепродавцы нефтепродуктов выделять в счетах-фактурах и расчетных документах суммы акциза в случае, если они не являются плательщиками акциза?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) суммы акциза, исчисленные налогоплательщиками, производящими нефтепродукты из собственного сырья, и налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и производящими нефтепродукты из давальческого сырья, в расчетных документах и счетах-фактурах отдельной строкой не выделяются. Акциз выделяется отдельной строкой только при передаче нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, собственнику, не имеющему свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. В случае, приведенном в вопросе, акциз, исчисленный переработчиком нефтепродуктов, предъявляется к оплате собственнику давальческого сырья.
     
     Может ли в этом случае организация - производитель нефтепродуктов, приобретающая нефтепродукты, применять налоговые вычеты по акцизам согласно ст. 200 НК РФ?
     
     Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется в следующем порядке. При оприходовании нефтепродуктов налогоплательщик, имеющий свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, исчисляет акциз. Затем при реализации (передаче) нефтепродуктов налогоплательщик, имеющий это свидетельство, уменьшает начисленную сумму акциза на сумму акциза, приходящуюся на фактически реализованные нефтепродукты. Перепродавцам нефтепродуктов, как являющимся, так и не являющимся плательщиками акцизов, не дано право выделять сумму акциза отдельной строкой. Организация-производитель, приобретающая у перепродавца нефтепродукты для использования в качестве сырья, может применять налоговые вычеты только при соблюдении условий, предусмотренных ст. 200 и 201 НК РФ.
     
     Какое именно свидетельство необходимо получать организациям, производящим нефтепродукты из собственного и из давальческого сырья и реализующим их как на внутреннем рынке, так и на экспорт?
     
     В соответствии со ст. 179.1 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, совершающие операции с подакцизными нефтепродуктами, имеют право на получение соответствующих свидетельств о регистрации, которые являются документами, служащими основанием для осуществления налоговых вычетов при определении налогоплательщиком сумм акцизов, подлежащих уплате в бюджет. При этом необходимо учитывать, что свидетельство не заменяет лицензии. Лицензия на производство и реализацию нефтепродуктов представляет собой документ, подтверждающий право на ведение вышеуказанной в лицензии деятельности, а свидетельство лица, совершающего операции с нефтепродуктами, является документом, при наличии которого у операторов рынка нефтепродуктов возникает объект обложения акцизами и право на налоговый вычет сумм акциза в установленном порядке.
     
     Каков порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами?
     
     Порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, установлен приказом МНС России от 04.09.2002 N БГ-3-03/478. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» в вышеуказанный приказ МНС России были внесены изменения. В настоящее время порядок выдачи свидетельств регламентируется приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52 «Об утверждении порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами». Введение в действие нового порядка не требует переоформления уже выданных свидетельств. Они будут действительны до окончания срока их действия.
     
     Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:
     
     - производство нефтепродуктов;
     
     - оптовую реализацию нефтепродуктов;
     
     - оптово-розничную реализацию нефтепродуктов;
     
     - розничную реализацию нефтепродуктов.
     
     Организации, производящие нефтепродукты из собственного сырья и реализующие их оптом или в розницу, получают свидетельство только на оптовую либо оптово-розничную продажу нефтепродуктов. При этом свидетельство на производство нефтепродуктов не выдается.
     

     Использование нефтепродуктов на собственные нужды организациями, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами

     
     Организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, направляет в служебную командировку своих сотрудников на служебном транспорте. Во время командировки подотчетными лицами (водителями) на АЗС были приобретены нефтепродукты (бензин) для заправки служебных автомобилей. Следует ли включать в расчет налоговой базы вышеуказанный объем полученных нефтепродуктов?
     
     Использование нефтепродуктов на собственные нужды организациями, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, не является самостоятельным объектом обложения акцизами. В то же время согласно подпункту 3 п. 1 ст. 182 НК РФ приобретение нефтепродуктов в собственность лицом (организацией или индивидуальным предпринимателем), имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, признается объектом налогообложения.
     
     Следовательно, если организация, имеющая свидетельство, приобретает нефтепродукты на собственные нужды, в том числе по цене с учетом акциза (например, на АЗС), то она должна включить в налоговую базу этот объем нефтепродуктов.
     
     Сумма акциза, начисленная налогоплательщиком по приобретенным и использованным на собственные нужды нефтепродуктам, учитывается в составе расходов для целей налогообложения прибыли, если стоимость вышеуказанных нефтепродуктов также включена в расходы, учитываемые для целей налогообложения.
     

Налоговые вычеты

     
     Организация по договору переработки передает дизельное топливо «летнее» с целью получения в результате переработки дизельного топлива «зимнего» присадочного (ДЗП); в результате объем полученного «зимнего» топлива увеличивается. Правомерно ли применение к данному случаю п. 9 ст. 200 НК РФ?
     
     Пунктом 9 ст. 200 НК РФ установлено, что суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком в соответствии с подпунктами 2-4 п. 1 ст. 182 НК РФ, подлежат вычетам при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении.
     
     Налоговые вычеты производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы в соответствии с п. 9 ст. 201 НК РФ документов, подтверждающих факт передачи нефтепродуктов в производство.
     
     Следовательно, организация, передающая один вид дизельного топлива в переработку с целью получения другого вида, может принять к вычету сумму акциза, приходящуюся на фактически переданное дизельное топливо, если ранее при оприходовании этих нефтепродуктов организацией был исчислен акциз.
     
     Напомним, что собственник сырья (материала), переданного на переработку, исчисляет акциз только в случае, если он получил свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
     
     Организация А, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, продает через комиссионера бензин организации Б, также имеющей свидетельство. Может ли организация А произвести налоговый вычет?
     
     В соответствии со ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
     
     Соответственно, согласно договору комиссии комиссионер оказывает комитенту услугу по осуществлению сделок купли-продажи принадлежащих комитенту нефтепродуктов. При этом поскольку передачи права собственности на них комиссионеру не происходит, то и объекта обложения акцизами у него не возникает, а следовательно, он не рассматривается как плательщик акцизов по этим нефтепродуктам.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 182 НК РФ при получении (оприходовании) нефтепродуктов лицом, имеющим свидетельство (в данном случае - комитентом), у него возникает объект налогообложения.
     
     При этом согласно п. 8 ст. 200 НК РФ сумма акциза, исчисленная комитентом при получении (оприходовании) нефтепродуктов, в случае их реализации покупателям, имеющим свидетельство, подлежит налоговым вычетам при представлении в налоговый орган документов, определенных в п. 8 ст. 201 НК РФ.
     
     При реализации комиссионером, выступающим от своего имени, товаров, принадлежащих комитенту, комитент выставляет счет-фактуру на имя этого посредника, а последний, в свою очередь, выставляет от своего имени счет-фактуру покупателям этих товаров (письмо МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость»).
     
     Таким образом, поскольку при реализации нефтепродуктов по договору комиссии счета-фактуры выставляются комиссионером от своего имени, а не от имени комитента, у последнего не будет оснований для осуществления налоговых вычетов на основании реестров данных счетов-фактур.
     

Плательщики акциза на нефтепродукты

     
     Кем должен начисляться и уплачиваться акциз в следующих ситуациях?
     
     1. Организация производит нефтепродукты из собственного сырья, не имея свидетельства, и реализует нефтепродукты оптовику, не имеющему свидетельства; в свою очередь, оптовик реализует нефтепродукты в розничную сеть (на АЗС) также лицу, не имеющему свидетельства.
     
     В этом случае объект налогообложения возникает на первой стадии - у производителя.
     
     Пример.
     
     Нефтеперерабатывающий завод, не имеющий свидетельства, из собственной нефти произвел 200 тонн дизельного топлива. Ставка акциза на дизельное топливо - 890 руб. за 1 тонну. На момент оприходования готовой продукции у производителя возникает обязанность исчислить акциз:
     
     890 руб. х 200 тонн = 178 000 руб.
     
     Учитывая, что производитель не обладает свидетельством, он не имеет права произвести налоговые вычеты. Как предусмотрено подпунктом 1 п. 4 ст. 199 НК РФ, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпункте 2 п. 1 ст. 182 настоящего Кодекса, включается в стоимость подакцизных нефтепродуктов. Соответственно, исчисленная производителем сумма акциза (178 000 руб.) уплачивается в бюджет и включается в цену реализуемого им нефтепродукта. Поскольку у оптовика и владельца АЗС свидетельства нет, они покупают дизельное топливо по цене с акцизом. При этом сами они при покупке нефтепродуктов акциз не исчисляют и не уплачивают.
     
     2. Организация производит нефтепродукты из собственного сырья, имеет свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и реализует нефтепродукты оптовику, не имеющему свидетельства; в свою очередь, оптовик реализует нефтепродукты в розничную сеть (на АЗС) также лицу, не имеющему данного свидетельства.
     
     Так же как и в предыдущем случае, плательщиком акциза будет производитель ввиду того, что у него возникает объект налогообложения, но поскольку у оптовика нет свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, то у производителя нет права на вычет. В рассматриваемой ситуации акциз исчисляется и уплачивается аналогично ситуации, приведенной в предыдущем примере.
     
     3. Организация производит нефтепродукты из собственного сырья, имеет свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и реализует нефтепродукты оптовику, имеющему свидетельство; в свою очередь, оптовик реализует нефтепродукты в розничную сеть (на АЗС) лицу, не имеющему этого свидетельства.
     
     В этом случае производитель исчислит акциз, оприходовав готовую продукцию. В нашем примере это сумма 178 000 руб. При реализации дизельного топлива оптовику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, производитель примет эту же сумму акциза к вычету. Иными словами, сумма акциза, подлежащая уплате, составит 0 руб. (178 000 руб. - 178 000 руб.).
     
     Реализуя нефтепродукты оптовику, имеющему данное свидетельство, производитель не включает акциз в цену (даже в случае, если исчисление акциза производится в одном налоговом периоде, а вычеты - в другом).
     
     Оптовик, имеющий свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, при получении нефтепродуктов исчисляет акциз. В нашем примере оптовик приобрел 200 тонн дизельного топлива. Соответственно, исчисленная им сумма акциза составит также 178 000 руб. Таким образом, бремя уплаты акциза перенесено на оптовое звено. Оптовик уплачивает акциз в бюджет, поскольку у него нет права на налоговый вычет при отгрузке дизельного топлива лицу, не имеющему свидетельства. Продавая нефтепродукт владельцу АЗС, оптовик включит акциз в цену, поскольку подпунктом 3 п. 4 ст. 199 НК РФ предусмотрено, что сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, приведенным в подпункте 3 п. 1 ст. 182 настоящего Кодекса, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых нефтепродуктов. АЗС приобретает дизельное топливо по цене с акцизом; при этом акциз не исчисляет и не уплачивает в бюджет.
     
     4. Организация производит нефтепродукты из собственного сырья, имеет свидетельство и реализует нефтепродукты оптовику, не имеющему свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; в свою очередь, оптовик реализует нефтепродукты в розничную сеть (на АЗС) лицу, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
     
     В этом случае, так же как и во втором, производитель исчислит акциз в размере 178 000 руб. и уплатит его в бюджет, поскольку отгрузка произведена лицу, не имеющему свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Соответственно, производитель включит акциз в цену реализуемого им дизельного топлива.
     
     Оптовик, приобретая дизельное топливо, акциз не исчисляет и не уплачивает, так как у него нет свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
     
     Владелец АЗС, имеющий данное свидетельство, покупая дизельное топливо, должен исчислить акциз (поскольку у него возникает объект налогообложения) и уплатить его в бюджет, так как права на налоговый вычет у лица, имеющего свидетельство на розничную реализацию, нет.
     
     Таким образом, в этой ситуации возникает эффект двойного налогообложения, поскольку обязанность по уплате акциза возникает и у производителя, и у владельца АЗС.
     
     Однако следует заметить, что участники рынка нефтепродуктов могут предусмотреть такие схемы реализации нефтепродуктов, которые позволят избежать двойного налогообложения. Поскольку на практике нередко встречаются случаи, когда покупатели нефтепродуктов работают как с поставщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, так и с поставщиками, не имеющими данного свидетельства, то просто нецелесообразно отказываться от полученного свидетельства. В таком случае если лицо, имеющее свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, получает нефтепродукт от лица, не имеющего данного свидетельства, возможно заключение агентского договора, когда нефтепродукт продается без приобретения его в собственность. Если же нефтепродукт приобретается у лица, имеющего свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, целесообразнее заключать договор купли-продажи. В этом случае нефтепродукт будет приобретаться по цене без акциза.
     

Плательщики акциза по нефтепродуктам из давальческого сырья

     
     Кто является плательщиком акциза по нефтепродуктам, выработанным из давальческого сырья?
     
     Плательщиком акциза по нефтепродуктам, произведенным из давальческого сырья, может стать либо переработчик, либо собственник сырья в зависимости от того, есть ли свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, у собственника сырья. Факт наличия данного свидетельства у переработчика давальческого сырья значения не имеет.
     
     Если у собственника сырья свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, нет, то плательщиком акциза будет переработчик. Переработчик исчисленный и уплаченный им акциз вместе с затратами по переработке выставит к оплате собственнику сырья. В свою очередь, собственник сырья включит акциз в цену реализуемого им готового товара, поскольку подпунктом 2 п. 4 ст. 199 НК РФ предусмотрено, что сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, приведенным в подпункте 4 п. 1 ст. 182 настоящего Кодекса, включается собственником нефтепродуктов в стоимость подакцизных нефтепродуктов.
     
     Если у собственника сырья имеется свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, то плательщиком акциза будет не переработчик, а собственник сырья.
     
     Рассмотрим следующие ситуации.
     
     1. Собственник нефти, не имеющий свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, передал ее на давальческой основе нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ). НПЗ передал произведенные им из давальческой нефти 500 тонн бензина с октановым числом «92» по поручению собственника оптовику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. В свою очередь, оптовик реализовал 300 тонн вышеуказанного бензина на АЗС «А», имеющую свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, а 200 тонн - на АЗС «Б», не имеющую данного свидетельства.
     
     Напомним, что согласно подпункту 4 п. 1 ст. 182 НК РФ передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче собственнику. Поэтому вышеуказанную цепочку следует рассматривать в следующем порядке:
     
     НПЗ (переработчик) - собственник нефти - оптовик - розничная продажа (АЗС).
     
     Учитывая, что собственник сырья в нашем примере свидетельства не имеет, НПЗ при передаче бензина оптовику исчислит акциз в том порядке, в котором он сделал бы это, передавая бензин собственнику сырья, не имеющему свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Таким образом, акциз, исчисленный переработчиком, составит 1 500 000 руб. (3000 руб. х 500 тонн).
     
     Собственник включит вышеуказанную сумму акциза в цену бензина. Переработчик по поручению собственника по цене, сформированной собственником, реализует бензин оптовику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
     
     Оптовик, приобретая бензин, должен исчислить в отношении полученных им 500 тонн бензина акциз (также в размере 1 500 000 руб.).
     
     Акциз по 300 тоннам бензина, реализованным на АЗС «А», имеющую свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, подлежит вычету.
     
     Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате оптовиком, составит 600 000 руб. [1 500 000 руб. - (3000 руб. х 300 тонн)].
     
     Бензин, отгруженный на АЗС «А», имеющую свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, должен реализоваться по цене без акциза, а на АЗС «Б», не имеющую данного свидетельства, - по цене с акцизом.
     
     АЗС «А» исчислит акциз в отношении полученных 300 тонн бензина:
     
     3000 руб. х 300 тонн = 900 000 руб.
     
     Эта сумма должна быть уплачена в бюджет. Акциз, исчисленный и уплаченный в бюджет лицом, имеющим свидетельство на розничную реализацию, включается в розничную цену нефтепродукта. АЗС «Б» приобретет бензин по цене с акцизом и по цене с этим же акцизом реализует вышеуказанный нефтепродукт в розницу.
     
     Таким образом, акциз в качестве косвенного налога всегда возмещается конечным потребителем независимо от того, на какой стадии реализации товара он уплачивается в бюджет.
     
     2. Собственник сырья, имеющий свидетельство, реализует 500 тонн бензина с октановым числом  «92» оптовику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, затем оптовик реализует 300 тонн на АЗС, имеющую данное свидетельство, и 200 тонн на АЗС, не имеющую этого свидетельства.
     
     В этом случае согласно подпункту 3 п. 1 ст. 182 НК РФ акциз должен быть исчислен собственником сырья в размере 1 500 000 руб. при реализации оптовику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; эта же сумма акциза принимается им к вычету. Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате собственником, равна нулю. Собственник реализует оптовику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, бензин по цене без акциза. Оптовик также исчислит в отношении полученных им 500 тонн бензина акциз в размере 1 500 000 руб. Оптовик примет к вычету акциз только на 300 тонн, реализованные на АЗС, имеющую свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Соответственно, эти 300 тонн будут реализованы по цене без акциза, а 200 тонн бензина на АЗС, не имеющую свидетельства, будут реализованы по цене с акцизом. АЗС, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, исчислит акциз в размере 900 000 руб. (3000 руб. х 300 тонн).
     
     Эта сумма акциза будет включена в розничную цену бензина.
     

Налоговые вычеты сумм акциза по нефтепродуктам

     
     Какие документы требуются для подтверждения права на налоговый вычет сумм акциза по нефтепродуктам?
     
     Налоговые вычеты по акцизам на нефтепродукты производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
     
     Кроме того, право на налоговые вычеты организация-продавец получает только в случае, если в налоговый орган будут предъявлены реестры счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов, и только после того, как покупатель отразит полученные объемы нефтепродуктов в декларации и исчислит по ним акциз.
     
     В каком порядке проставляется отметка на реестрах счетов-фактур, необходимых для осуществления налоговых вычетов по акцизам на нефтепродукты?
     
     Отметка на реестрах счетов-фактур будет проставляться только в случае, если сведения об объемах полученных товаров, отраженные в декларации покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, соответствуют сведениям об объемах поставленных товаров, приведенным в счетах-фактурах, выставленных поставщиком. При этом отметка должна быть проставлена налоговым органом не позднее пяти дней со дня фактического представления декларации. Порядок проставления вышеуказанной отметки определяется МНС России. В настоящее время утвержден приказ МНС России от 31.01.2002 N БГ-3-03/38 «О порядке проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами».
     
     Обязанность по проставлению отметок возложена на налоговые органы, в которых налогоплательщики - покупатели нефтепродуктов, имеющие свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, состоят на налоговом учете.
     
     Для получения отметки на реестрах счетов-фактур налогоплательщик-покупатель должен обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет с заявлением, составленным в произвольной форме, с просьбой проставить отметку на представленных им реестрах счетов-фактур. Это заявление и реестры счетов-фактур могут быть представлены непосредственно покупателем нефтепродуктов (его представителем) либо могут быть отправлены по почте заказным письмом с описью вложения.
     
     Налоговый орган, получив от покупателя нефтепродуктов декларацию по акцизам, в которой покупатель отразит сведения о полученных им объемах нефтепродуктов, сверяет эти сведения, приведенные в приложении к декларации, с реестрами счетов-фактур. В случае совпадения данных декларации и данных реестров счетов-фактур на каждой странице первого экземпляра реестра счетов-фактур проставляется штамп, образец которого утвержден вышеуказанным приказом МНС России.
     
     Реестры счетов-фактур составляются отдельно по каждому поставщику нефтепродуктов. Форма реестра также утверждена приказом МНС России от 31.01.2002 N БГ-3-03/38 и включает сведения о покупателе нефтепродуктов (ИНН, КПП, номер свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами), а также аналогичные сведения о поставщике.
     
     Порядок представления реестров счетов-фактур покупателем поставщику нефтепродуктов данным приказом не регламентируется и определяется ими по взаимной договоренности.
     
     В каком порядке производится расчет суммы акциза на нефтепродукты в декларации?
     
     Расчет суммы акциза производится в двух таблицах. Таблица 3.1 «Расчет общей суммы акциза» предназначена для расчета акциза в целом по организации. В таблице 3.2 определяется сумма акциза, подлежащая уплате по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.
     
     В таблице 3.1 устанавливается налоговая база в целом по организации. Для этого определяется налоговая база (объем нефтепродуктов в тоннах) по каждой операции, признанной объектом налогообложения.
     
     Отражение операций по реализации подакцизных нефтепродуктов на экспорт в случае освобождения от уплаты акцизов при наличии договора поручительства с банком или при наличии банковской гарантии осуществляется следующим образом.
     
     Сначала определяется сумма акциза по всему полученному объему нефтепродуктов (в том числе и тому, который будет реализован на экспорт), затем общая сумма акциза уменьшается на акциз, приходящийся на объем нефтепродуктов, реализованный на экспорт, при наличии поручительства банка или банковской гарантии.
     
     Помимо общей суммы акциза, в таблице 3.1 приводится общий объем реализованных на территории Российской Федерации нефтепродуктов.
     
     Таким образом, в таблице 3.1 производятся и исчисление акциза, и налоговые вычеты в целом по организации. Налоговые вычеты отдельно по каждому обособленному подразделению не производятся.
     
     После расчета акциза в целом по организации заполняется таблица 3.2, в которой приводится как объем продукции, реализованный в целом по организации, так и объем продукции, реализованный обособленным подразделением. Затем определяется удельный вес объема продукции, реализованного обособленным подразделением в общем объеме продукции, реализованном организацией. Сумма акциза, рассчитанная в таблице 3.1 в целом по организации, умножается на удельный вес обособленного подразделения в общем объеме реализованной продукции. Таким образом определяется сумма акциза, приходящаяся непосредственно на обособленное подразделение.
     
     Следует обратить внимание читателей журнала на то, что таблица 3.2 должна заполняться столько раз, сколько обособленных подразделений входит в структуру организации.
     
     Где должен уплачиваться акциз по нефтепродуктам в случае, если организация имеет обособленные подразделения?
     
     Как предусмотрено ст. 204 НК РФ, если операции с нефтепродуктами, признанные объектом налогообложения, осуществляются налогоплательщиком через свои обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации и на одной территории с головным подразделением, сумма акциза может уплачиваться налогоплательщиком централизованно по месту нахождения головного подразделения.
     
     Пример.
     
     Головное подразделение организации и пять ее обособленных подразделений находятся на территории г. Москвы, а три подразделения - в Московской области.
     
     В этом случае суммируется акциз, определенный для головного подразделения и для пяти других подразделений, находящихся на территории г. Москвы. Эта сумма уплачивается по месту нахождения головного подразделения в г. Москве. Сумма акциза, определенная для каждого из подразделений, находящихся в Московской области, уплачивается непосредственно по месту нахождения каждого из них.