Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

 А.Н. Лозовая,
  ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России       

    

Возможность предоставления льготы по НДС при взносе в уставный капитал
российской организации иностранного пассажирского воздушного судна

     

     На территорию Российской Федерации в качестве вклада участника - нерезидента Российской Федерации в уставный капитал российской организации ввозится пассажирское воздушное судно иностранного производства. По мнению российской организации, порядок обложения НДС регулируется в данном случае подпунктом 12 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку в вышеуказанном случае передача имущества в уставный капитал российской организации произойдет на территории Российской Федерации, означает ли это, что в целях применения ст. 149 настоящего Кодекса при таможенном оформлении воздушного судна НДС не должен взиматься?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Пунктом 2 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса в целях применения НДС установлено, что ряд операций (приведенных в п. 3 ст. 39 НК РФ) не признается реализацией товаров и, соответственно, такие операции не являются объектом обложения этим налогом. К таким операциям в том числе относится передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер [в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов].
     
     Учитывая вышеизложенное, передача имущества в уставный капитал организации, осуществляющаяся на территории Российской Федерации, не облагается НДС.
     
     Однако в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации признается объектом обложения НДС.
     
     Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит обложению НДС, установлен ст. 150 НК РФ. В данный перечень включены технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Ввоз на территорию Российской Федерации других товаров, предназначенных для внесения в уставный (складочный) капитал, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Учитывая вышеизложенное, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации вышеуказанного воздушного судна необходимо уплатить НДС российским таможенным органам в общеустановленном порядке.
     
     Что касается подпункта 12 п. 2 ст. 149 НК РФ, на который имеется ссылка в вопросе, то на основании приведенной в нем нормы от обложения НДС освобождается реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций их владельцами на территории Российской Федерации.
     

Ставки косвенных налогов при экспорте природного газа

     
     В каком порядке и с применением каких ставок взимаются косвенные налоги при экспорте природного газа за пределы таможенной территории Российской Федерации?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ операции по реализации природного газа, экспортируемого за пределы территории Российской Федерации на территории иностранных государств, не являющихся членами СНГ, облагаются НДС по ставке 0 %. При этом суммы НДС, уплаченные по материальным ресурсам, приобретенным для осуществления вышеуказанных операций, возмещаются российским налогоплательщикам.
     
     При реализации природного газа хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ применяется ставка НДС в размере 20 %. При этом суммы НДС, уплаченные по материальным ресурсам, приобретенным для осуществления этих операций, также подлежат возмещению российским налогоплательщикам.
     
     Акцизом облагается реализация природного газа, добытого на территории Российской Федерации.
     
     При реализации природного газа на территории Российской Федерации и в государства-участники СНГ ставка акциза установлена в размере 15 % от стоимости реализованного газа. При реализации природного газа в страны дальнего зарубежья ставка акциза определена в 30 %.
     
     Однако следует иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 07.07.2003 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 1 января 2004 года акциз на природный газ отменяется.
     

Порядок расчета суммы НДС, предъявляемой белорусскому покупателю

     
     В связи с тем что реализация товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Белоруссия не рассматривается как реализация товаров на экспорт, каким образом российский налогоплательщик, осуществляющий такие поставки товаров, должен рассчитывать сумму НДС, предъявляемую белорусскому покупателю, и сумму этого налога, подлежащую уплате в российский бюджет?
     
     В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) реализация товаров в Республику Белоруссия для целей применения косвенных налогов приравнивается к реализации товаров на территории Российской Федерации. Иными словами, НДС взимается по ставке в размере 20 % (10 % по ряду товаров); в случае же реализации товаров, поименованных в ст. 149 НК РФ, НДС не взимается.
     
     Налоговая база у российского налогоплательщика при реализации товаров в Республику Белоруссия определяется в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, устанавливаемых согласно ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения НДС и налога с продаж.
     
     Сумма НДС, предъявляемая белорусскому покупателю товаров, исчисляется на основании п. 1 ст. 166 НК РФ как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
     
     Так, например, при реализации российским налогоплательщиком белорусскому покупателю товара стоимостью 100 руб., облагаемого НДС на территории Российской Федерации по ставке в размере 20 %, обложение НДС должно осуществляться в следующем порядке.
     
     Российский налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате белорусскому покупателю сумму НДС, исчисленную как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара:
     
     НДC = 100 руб. х 20 % : 100 % = 20 руб.
     
     В связи с тем что для целей применения НДС реализация товаров хозяйствующим субъектам Республики Белоруссия приравнивается к реализации товаров на территории Российской Федерации, российский налогоплательщик в соответствии со ст. 171 и 172 НК РФ имеет право на вычет сумм этого налога, уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, используемых при производстве и реализации товаров в Республику Белоруссия.
     
     Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате российским налогоплательщиком в бюджет Российской Федерации при осуществлении операции по реализации товаров в Республику Белоруссия, исчисляется как сумма НДС, полученная от белорусского покупателя (в рассматриваемом случае - 20 руб.), уменьшенная на суммы НДС, уплаченные российской организацией поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при производстве и реализации товаров в Республику Белоруссия.
     

Льготы по НДС в отношении авансовых платежей

     
     Каков порядок предоставления льгот по НДС в отношении авансовых платежей, получаемых в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев?
     
     Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было внесено дополнение в подпункт 1 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому от обложения НДС освобождаются не только авансовые платежи, полученные в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, длительность производственного цикла которых составляет более шести месяцев, но и авансовые платежи, полученные в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 %, с длительностью производственного цикла выполнения свыше шести месяцев.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 164 НК РФ к таким работам (услугам), облагаемым по ставке НДС в размере 0 %, относятся работы (услуги), выполняемые (оказываемые) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекс подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленный и неразрывно связанный с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве.
     
     В целях реализации положений НК РФ об освобождении от НДС не только товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, но и работ (услуг), поименованных в подпункте 5 п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса, в постановление Правительства РФ от 21.08.2001 N 602 «Об утверждении Порядка определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, и перечня товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев» (далее - Порядок определения налоговой базы) были внесены изменения постановлением Правительства РФ от 16.07.2003 N 432.
     
     Данным постановлением утвержден Перечень работ (услуг), облагаемых по ставке налога в размере 0 %, на которые распространяется положение НК РФ об освобождении от обложения НДС авансовых или иных платежей, получаемых в счет их предстоящего выполнения (оказания).
     
     Согласно п. 2 вышеуказанного постановления налоговая база при исчислении НДС по авансовым или иным платежам, полученным российскими юридическими лицами при выполнении ими работ (услуг), включенных в Перечень, определяется в порядке, предусмотренном для авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров на экспорт.
     
     Авансовые или иные платежи, полученные российским налогоплательщиком в счет предстоящего выполнения таких работ (оказания услуг), не включаются в налоговую базу по НДС только после документального подтверждения поступления этих платежей. В целях подтверждения их получения в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией за соответствующий налоговый период налогоплательщик должен представить необходимые документы (перечислены в п. 3 Порядка определения налоговой базы), в том числе выписку банка (ее копию), подтверждающую поступление авансовых или иных платежей на его счет, а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла выполнения работ (оказания услуг). Последний документ выдается Минэкономразвития России по согласованию с Минпромнауки России или с иными органами исполнительной власти.
     
     Постановление Правительства РФ от 16.07.2003 N 432 вступило в силу 23 июля 2003 года (день официального опубликования), за исключением пункта, предусматривающего внесение дополнений в Перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (этот пункт данного постановления вступил в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, то есть не ранее 1 сентября 2003 года).
     
     Пунктом 2 вышеуказанного постановления установлено, что Порядок определения налоговой базы распространяется с 1 января 2002 года на определение налоговой базы при исчислении НДС по авансовым или иным платежам, полученным российскими юридическими лицами при выполнении ими работ (услуг) по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком в отношении авансовых или иных платежей, полученных налогоплательщиком после 1 января 2002 года за выполнение работ (услуг), указанных в подпункте 5 п. 1 ст. 164 НК РФ и включенных в вышеуказанный Перечень, могут быть приняты к вычету (возмещению) при представлении в налоговый орган всех необходимых документов.
     

Льгота по НДС в отношении услуг по обслуживанию воздушных и морских судов

     
     Подпунктами 22 и 23 п. 2 ст. 149 НК РФ установлена льгота по НДС в отношении услуг по обслуживанию воздушных и морских судов. При этом в подпункте 22 п. 2 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса сделана оговорка, что от НДС освобождены услуги по обслуживанию воздушных судов (включая аэронавигационное обслуживание), оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации. В каком порядке облагаются НДС услуги по обслуживанию российских морских и воздушных судов, оказываемые за пределами территории Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определен перечень работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, если покупатель таких работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) в том числе отнесены:
     
     - услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;
     
     - работы (услуги) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также при лоцманской проводке.
     
     Таким образом, если российской организации, осуществляющей воздушные перевозки, за пределами территории Российской Федерации (в иностранном аэропорту) оказываются услуги по обслуживанию принадлежащего ей воздушного судна, местом реализации данных услуг территория Российской Федерации не признается, то есть не возникает объекта обложения НДС и, соответственно, этот налог в российский бюджет не уплачивается.
     
     Что касается работ (услуг) по обслуживанию российских морских судов в иностранных портах, то, руководствуясь положениями подпункта 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, следует полагать, что такие работы (услуги), приобретаемые российскими организациями, являются объектом обложения НДС на территории Российской Федерации. В то же время к вышеуказанным работам (услугам) применяются положения подпункта 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которым эти работы (услуги) освобождаются от обложения НДС. На этом основании суммы, перечисляемые российской организацией за работы (услуги) по обслуживанию принадлежащих ей морских судов в период стоянки в иностранных портах, не включаются в налоговую базу по НДС на территории Российской Федерации.
     

НДС, взимаемый с услуг по перевозке товаров

     
     Российская организация занимается реализацией товаров на экспорт в Республику Казахстан. Транспортировка товаров осуществляется российским перевозчиком. В каком порядке должен применяться НДС в отношении услуг по перевозке товаров? Может ли российская организация - экспортер в случае предъявления ей НДС российским перевозчиком включить сумму налога в стоимость поставляемого товара?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также в соответствии с подпунктом «а» п. 1 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 года обложение НДС услуг по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию Республики Казахстан, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке, производится по ставке налога в размере 0 %. При этом на основании вышеуказанного Соглашения ставка НДС в размере 0 % применяется также в отношении услуг по транспортировке нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.
     
     Услуги, не перечисленные выше, оказываемые транспортными организациями в процессе перевозки экспортируемых товаров с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию Республики Казахстан, облагаются НДС по ставке 20 %. При этом уплаченную в данном случае российской организацией - экспортером перевозчику сумму НДС следует рассматривать как сумму налога, уплаченную в отношении услуг, приобретаемых для производства или реализации экспортируемых товаров. Поэтому данные суммы НДС подлежат вычету в соответствии с п. 3 ст. 172 НК РФ при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса, и на основании отдельной налоговой декларации.
     
     Таким образом, в случае уплаты российской организацией - экспортером НДС перевозчику при приобретении услуг, облагаемых по ставке налога в размере 20 %, включать данную сумму налога в стоимость экспортируемых товаров не следует.
     

Обложение НДС приобретения консультационных услуг

     
     Российский банк, зарегистрированный в установленном порядке на территории Российской Федерации, имеет свое представительство в Украине. Данным представительством заключен контракт с украинской организацией, в соответствии с которым представительству будут оказываться консультационные услуги. Следует ли российскому банку выступать в качестве налогового агента по НДС при приобретении консультационных услуг представительством, руководствуясь положениями ст. 161 и 148 НК РФ?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации консультационных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
     
     В случае, приведенном в вопросе, контракт на приобретение консультационных услуг заключается представительством российского банка, находящимся на территории Украины. Кроме того, вышеуказанные услуги приобретаются в целях осуществления экономической деятельности данного представительства. Поэтому непосредственным покупателем консультационных услуг следует рассматривать не российский банк, а его представительство за рубежом. Таким образом, местом реализации подобных услуг территория Российской Федерации не является, и, соответственно, эти консультационные услуги НДС в Российской Федерации не облагаются.
     
     Учитывая вышеизложенное, при приобретении консультационных услуг представительством российского банка в Украине российский банк не является налоговым агентом в целях ст. 161 НК РФ и, следовательно, не обязан исчислять и удерживать НДС из сумм, уплачиваемых представительством за оказание услуг украинской организации.
     

Уплата индивидуальным предпринимателям НДС при ввозе товаров для перепродажи

     
     Обязан ли индивидуальный предприниматель уплачивать НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, предназначенных в дальнейшем для перепродажи? Если такая обязанность возникает, то имеет ли индивидуальный предприниматель право на возмещение из бюджета налога, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров?
     
     В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются лица, признаваемые таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ). К вышеуказанным лицам относятся и индивидуальные предприниматели, ввозящие товары на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Принимая во внимание, что согласно ст. 146 НК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации признается объектом обложения НДС, индивидуальные предприниматели должны уплачивать налог российским таможенным органам в общеустановленном порядке.
     
     При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в случае, приведенном в вопросе, то есть для перепродажи, обложение НДС производится в порядке, предусмотренном подпунктом 1 п. 1 ст. 151 НК РФ.
     
     При этом обязанность по уплате НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации не зависит от того, является индивидуальный предприниматель плательщиком НДС или он имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой этого налога, в соответствии со ст. 145 НК РФ.
     
     Индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), также обязаны уплачивать НДС таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Данное правило установлено ст. 346.11 и 346.26 НК РФ, в которых указывается, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения либо являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Что касается порядка возмещения НДС, уплаченного индивидуальным предпринимателем российским таможенным органам, то ст. 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС в соответствии с главой 21 НК РФ, а также товаров, приобретаемых для перепродажи.
     
     Таким образом, право на вычет (возмещение) НДС имеют только индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками данного налога.
     
     Так как индивидуальные предприниматели, освобожденные от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ, а также индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальные налоговые режимы, в ходе осуществления своей деятельности НДС в бюджет не уплачивают, то сумма налога, перечисленная ими таможенным органам при ввозе товаров, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости ввозимых товаров на основании подпункта 3 п. 2 ст. 170 НК РФ.
     

Сроки возврата сумм НДС, уплаченных с авансовых платежей в счет поставки товаров на экспорт

     
     В каком порядке и в какие сроки налогоплательщику возмещается из бюджета НДС, уплаченный им с авансовых платежей в счет поставки товаров на экспорт?
     
     В соответствии с п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на суммы НДС, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг). Вычеты таких сумм налога производятся после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     
     При этом п. 3 ст. 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм НДС в отношении операций по реализации товаров на экспорт, в том числе сумм налога, уплаченных при получении авансовых платежей, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, и согласно п. 6 ст. 164 НК РФ на основании отдельной налоговой декларации.
     
     В декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом МНС России от 03.07.2002 N БГ-3-03/338, суммы налога, ранее уплаченные с авансовых платежей в отношении экспортируемых товаров, отражаются по строке 250 раздела I «Расчет сумм налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено».
     
     На основании п. 4 ст. 176 НК РФ возмещение НДС производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком вышеназванной отдельной налоговой декларации. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
     
     Учитывая вышеизложенное, НДС, уплаченный налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей в счет поставок товаров на экспорт, производится только по решению налогового органа и на основании вышеуказанной декларации.
     
     Если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран на 181-й день с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта (то есть факт экспорта товаров не подтвержден), суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком с авансовых платежей, полученных от иностранного покупателя в счет предстоящего экспорта товаров, принимаются к вычету при исчислении сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет. При этом суммы НДС, ранее уплаченные в бюджет по авансовым платежам, отражаются в декларации по строке 830 раздела II «Расчет сумм налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено».
     

НДС при сдаче в аренду автотранспортных средств

     
     Российская организация принимает участие в осуществлении международных перевозок, предоставляя по договору аренды (фрахтования на время) свое автотранспортное средство с экипажем для перевозки экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию товаров. Договор перевозки с грузополучателем заключает арендатор. Вместе с тем в рамках договора аренды все фактические действия, связанные с процессом перевозки (управление транспортным средством, погрузка и выгрузка товаров в конечных пунктах перевозки, оформление таможенных документов), выполняются арендодателем. В каком порядке исчисляется НДС при сдаче в аренду автотранспортного средства, используемого в международных перевозках? Может ли арендодатель в данном случае применять ставку НДС в размере 0 %?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, на основании положений которой определяется место реализации работ (услуг), установлено, что местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества является территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, за исключением услуг по сдаче в аренду наземных транспортных средств. Таким образом, место реализации услуг по сдаче в аренду автотранспортных средств определяется в соответствии с подпунктом 5 п. 1 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса, и местом их реализации считается территория Российской Федерации, если организация, оказывающая такие услуги, осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги, оказываемые российской организацией по сдаче в аренду автотранспортного средства с экипажем, подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации независимо от того, что данные автотранспортные средства используются арендатором в международных перевозках экспортируемых и импортируемых грузов.
     
     Что касается ставки НДС, применяемой в отношении таких услуг, то в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС производится по ставке в размере 0 % при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемых российскими перевозчиками, и иных подобных работ (услуг). Услуги по управлению транспортным средством, погрузке и выгрузке товаров в конечных пунктах перевозки, оформлению таможенных документов и т.д., оказываемые российской организацией, сдающей в аренду свое автотранспортное средство с экипажем, в рамках договора аренды не могут быть отнесены к услугам, облагаемым по ставке НДС в размере 0 %.
     
     Учитывая вышеизложенное, при сдаче в аренду автотранспортного средства, используемого в международных перевозках, российской организации следует применять ставку НДС в размере 20 %.
     

Порядок обложения НДС ввозимого сырья

     
     Основным видом деятельности российского предприятия являются услуги по изготовлению готовой продукции из давальческого сырья для иностранных заказчиков. В настоящее время сырье, ввозимое данным предприятием на таможенную территорию Российской Федерации, помещается под таможенный режим переработки на таможенной территории. Однако со временем возможен отказ предприятия от функционирования в таком режиме и переход на импортно-экспортные контракты. Иными словами, сырье, ввозимое на территорию Российской Федерации, будет приобретаться предприятием в собственность, а готовая продукция, произведенная из этого сырья, будет вывозиться с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта. Каковы порядок обложения НДС ввозимого сырья, а также порядок принятия к вычету сумм налога в обоих указанных случаях?
     
     В настоящее время при ввозе давальческого сырья на территорию Российской Федерации для его переработки российскими предприятиями в готовую продукцию, вывозимую в дальнейшем за пределы территории Российской Федерации, применяется следующий порядок обложения НДС.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории НДС уплачивается таможенным органам при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом ранее уплаченная сумма налога возмещается таможенными органами при вывозе с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки этих товаров.
     
     Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 165 НК РФ работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под вышеуказанный таможенный режим, облагаются по ставке НДС в размере 0 %. В связи с этим суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, подлежат возмещению налоговыми органами в порядке, установленном подпунктом 4 ст. 176 НК РФ, то есть на основании отдельной налоговой декларации и после представления в налоговые органы необходимых документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ.
     
     В случае отказа от вышеуказанного таможенного режима и изготовления экспортируемой продукции из импортного сырья, приобретаемого в собственность и оформляемого в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, обложение НДС будет производиться в следующем порядке.
     
     На основании подпункта 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации российским предприятием готовой продукции, изготовленной из импортного сырья и вывезенной в таможенном режиме экспорта, обложение НДС производится по ставке в размере 0 %. В связи с этим, так же как и при применении таможенного режима переработки товаров на таможенной территории, предприятию возмещаются суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе сырья на территорию Российской Федерации, и суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при изготовлении готовой продукции. При этом возмещение вышеуказанных сумм налога производится налоговыми органами также по отдельной налоговой декларации и при представлении документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, в порядке, установленном ст. 176 НК РФ.
     
     Таким образом, при отказе от осуществления операций по переработке сырья с использованием таможенного режима переработки товаров на таможенной территории для российского предприятия изменяется порядок возмещения НДС. Так, в первом случае возмещение налога по сырью, ввозимому на таможенную территорию Российской Федерации, производится таможенными органами, а во втором случае - только налоговыми органами в сроки и в порядке, установленные главой 21 НК РФ.
     

Вычеты сумм НДС при приобретении основных средств

     
     Российское рыбопромышленное предприятие осуществляет производство и реализацию продукции морского промысла как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. В 2001 году предприятием были приобретены основные средства, в дальнейшем используемые в производственных целях. В соответствии с действовавшим в 2001 году законодательством по НДС раздельный учет сумм налога, уплаченных в отношении товаров, работ и услуг (в том числе по основным средствам), не осуществлялся. Правомерно ли применение в полном объеме вычетов сумм НДС, уплаченных в 2001 году при приобретении основных средств?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Реализация товаров за пределами территории Российской Федерации объектом обложения НДС не признается и, соответственно, освобождается от обложения этим налогом.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание п. 4 ст. 170 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ), суммы НДС, уплаченные российским предприятием в отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, использовавшихся при реализации рыбопродукции как за пределами территории Российской Федерации, так и на территории Российской Федерации, включались в 2001 году в затраты, принимавшиеся к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, или подлежали налоговому вычету в той пропорции, в которой данные приобретенные товары (работы, услуги) использовались для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежали налогообложению (освобождались от налогообложения). При этом вышеуказанная пропорция определялась исходя из стоимости товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежали налогообложению (освобождались от налогообложения), в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период.
     

Постоянное представительство на территории Российской Федерации

     
     Иностранная организация, не образующая постоянного представительства на территории Российской Федерации и в настоящее время не зарегистрированная в российских налоговых органах в качестве плательщика НДС, реализует на территории Российской Федерации ранее приобретенное и принадлежащее ей имущество российскому юридическому лицу. Следует данной иностранной организации платить НДС? Каким образом в этом случае определяется налоговая база в соответствии с российским налоговым законодательством?
     
     Пунктом 3 ст. 166 НК РФ установлено, что иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве плательщиков НДС, самостоятельно не исчисляют этот налог. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами (в случае, указанном в вопросе, - российским юридическим лицом, приобретающим товар у иностранной организации) в порядке, установленном ст. 161 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
     
     Исчисленная и удержанная налоговым агентом у иностранного лица сумма НДС уплачивается им в бюджет.
     
     Вместе с тем пунктом 4 ст. 171 НК РФ для иностранных лиц предусмотрена возможность возмещения НДС, уплаченного при приобретении ими товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, если такие товары (работы, услуги) приобретались для производства и/или реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. Вышеуказанные суммы НДС подлежат вычету или возврату иностранному лицу после уплаты налоговым агентом НДС, удержанного из доходов этого иностранного лица, и при условии постановки иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.
     

Взимание НДС при ввозе отремонтированного транспортного средства

     
     В связи с возникшей необходимостью российская организация произвела за пределами территории Российской Федерации ремонт находящегося в ее собственности транспортного средства, ранее вывезенного с территории Российской Федерации в таможенном режиме временного вывоза. В каком порядке будет осуществляться взимание НДС российскими таможенными органами при ввозе отремонтированного транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации, принимая во внимание существование особого таможенного режима «переработка вне таможенной территории Российской Федерации», под который при вывозе с территории Российской Федерации должны помещаться товары, вывозимые с целью возмездного ремонта?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В связи с этим товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат обложению НДС. Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 151 НК РФ обложение НДС ввозимых товаров производится в зависимости от избранного таможенного режима.
     
     В соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 06.07.2001 N 517 «О временном ввозе транспортных средств» если в результате проведения операций по модернизации транспортных средств их балансовая стоимость увеличилась, применяется частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами, установленное ст. 94 ТК РФ в отношении продуктов переработки при завершении действия таможенного режима переработки вне таможенной территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 ст. 160 НК РФ и ст. 94 ТК РФ при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база по НДС определяется как стоимость переработки.
     
     Таким образом, при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, в том числе транспортных средств, ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации в режиме временного вывоза и отремонтированных (модернизированных) вне таможенной территории Российской Федерации, применяется вышеуказанный порядок определения налоговой базы по НДС.
     

Перемещение экспортируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации

     
     Подпунктом 1 п. 2 ст. 151 НК РФ установлено, что при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта НДС не уплачивается. Учитывая данную норму НК РФ, просим разъяснить взаимосвязь между обязанностью налогоплательщиков применять по НДС ставку 0 %, установленную подпунктом 11 п. 1 ст. 164 НК РФ (с обязательным представлением в налоговые органы документов, подтверждающих фактический экспорт товаров), и правом не уплачивать НДС при перемещении экспортируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, как это указано в подпункте 1 п. 2 ст. 151 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе согласно нормам ст. 147 настоящего Кодекса - операции по реализации товаров на экспорт. Таким образом, операции по реализации товаров на экспорт облагаются НДС по ставкам, установленным ст. 164 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ ставка НДС в размере 0 % при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется только при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Что касается нормы, установленной подпунктом 1 п. 2 ст. 151 НК РФ, согласно которой при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта НДС не уплачивается, то в данном случае устанавливается порядок взаимоотношений лиц, декларирующих вывоз товаров, с таможенными органами. Так, согласно п. 12 ст. 18 ТК РФ таможенный режим - это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, исключительно для таможенных целей. В связи с этим порядок применения НДС, предусмотренный вышеуказанной нормой ст. 151 НК РФ, распространяется только на операции, непосредственно связанные с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и не взаимосвязан с нормами, определяющими порядок применения ставки НДС в размере 0 % по отношению к операциям, совершаемым на территории Российской Федерации и, соответственно, являющимся объектом налогообложения.