Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Льготы по налогу на прибыль


О налоге на прибыль

Н.Н. Белова     
     

Льготы по налогу на прибыль

     
     Организация при сдаче отчета за 2001 год заявила льготу по налогу на прибыль в отношении финансирования капитальных вложений, произведенных за счет средств целевого финансирования и привлеченных внебанковских средств с последующим их возвратом. Имела ли организация право воспользоваться в 2001 году льготой по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений, установленной подпунктом «а» п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1?
     
     При предоставлении льгот по налогу на прибыль согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятиий и организаций» (далее - Закон N 2116-1) следовало исходить из того, что они могли быть предоставлены только при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли текущего года, остающейся в распоряжении предприятия.
     
     Следовательно, льгота по налогу на прибыль при направлении прибыли на финансирование капитальных вложений, установленная подпунктом «а» п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1, могла быть предоставлена организации в части собственной прибыли, направленной и израсходованной в отчетном периоде, при условии подтверждения затрат в установленном порядке и соблюдения других условий, установленных налоговым законодательством.
     
     Вышеуказанная норма была разъяснена в письме МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 «Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц».
     
     При этом Законом N 2116-1 не было предусмотрено предоставление льготы по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений, произведенных за счет средств целевого финансирования и привлеченных внебанковских средств с последующим их возвратом.
     
     Организация осуществляла в 2001 году деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход и деятельность, прибыль от которой подлежала налогообложению в общеустановленном порядке. При сдаче отчета за 2001 год организация заявила льготу по налогу на прибыль в отношении финансирования капитальных вложений, установленную подпунктом «а» п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1. Следовало ли производить распределение затрат на финансирование капитальных вложений между видами деятельности, осуществляемыми организацией?
     
     Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (утратил силу с 1 января 2003 года) налогоплательщики, осуществлявшие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, должны были вести раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществлявшихся ими в процессе деятельности на основе свидетельства и иной деятельности. Деятельность на основе свидетельства подлежала налогообложению исключительно в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
     
     Пунктом 1.2.5 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (утратила силу с 1 января 2002 года) было установлено, что прибыль, полученная предприятиями, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход, от иной деятельности, осуществлявшейся наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога, подлежала обложению налогом на прибыль в соответствии с вышеуказанной Инструкцией.
     
     Из вышеизложенного следует, что расходы, произведенные в рамках осуществления деятельности, по которой налогоплательщик производил уплату единого налога на вмененный доход, не могли быть учтены при налогообложении прибыли, полученной от иной деятельности, включая предоставление льгот, установленных Законом N 2116-1.
     
     В данном случае организация при налогообложении прибыли, полученной от осуществления видов деятельности, прибыль от которых подлежала налогообложению в общеустановленном порядке, была не вправе воспользоваться льготой по налогу на прибыль в отношении финансирования капитальных вложений, если расходы организации были произведены для развития вида деятельности, переведенного на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Распределять затраты на финансирование капитальных вложений между видами деятельности, как переведенными, так и не переведенными на уплату единого налога на вмененный доход, следовало только в случае, если организация производила капитальные вложения, например приобретала оборудование, которое в дальнейшем использовалось как в деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, так и деятельности, облагаемой налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
     
     При этом в целях правильности предоставления вышеуказанной льготы необходимо было определять сумму, подлежащую льготированию, пропорционально сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.
     
     Организация приобрела оборудование в 2001 году. При сдаче годового отчета за 2001 год она заявила льготу по налогу на прибыль в отношении финансирования капитальных вложений, установленную подпунктом «а» п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1. В 2002 году оборудование было реализовано. Следовало ли в данном случае в 2002 году производить увеличение налогооблагаемой прибыли на остаточную стоимость этого оборудования?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1 при реализации или безвозмездной передаче в течение двух лет с момента приобретения или сооружения основных фондов и объектов, не завершенных строительством, по которым были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежала увеличению (в пределах сумм ранее предоставленных льгот) на остаточную стоимость этих основных фондов и произведенные затраты по объектам, не завершенным строительством.
     
     Действие вышеуказанной нормы Закона N 2116-1 после вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ не предусмотрено.
     
     Следовательно, налогооблагаемая прибыль не должна была увеличиваться на остаточную стоимость оборудования, реализованного в 2002 году (по которому ранее была предоставлена льгота по налогу на прибыль в отношении финансирования капитальных вложений).
     

Уплата налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения

     
     У организации имеются обособленные подразделения, находящиеся в разных районах области и производящие незначительные перечисления в бюджет. Так, поступления от организации, занимающейся доставкой почтовых сообщений, в бюджет субъекта Российской Федерации по каждому району не превышают 50 руб., а в местный бюджет - 10 руб. Имеет ли право данная организация производить уплату налога на прибыль в соответствующие бюджеты в целом по организации без распределения сумм налога на прибыль по обособленным подразделениям либо производить уплату налога по месту нахождения обособленных подразделений один раз - по истечении налогового периода?
     
     Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, установлены ст. 288 НК РФ.
     
     При этом данный порядок исчисления и уплаты налога на прибыль распространяется на всех налогоплательщиков, имеющих в своем составе обособленные подразделения, независимо от размера суммы авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
     
     В налоговых органах поставлены на учет организация и ее обособленные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации.
     
     Возможно ли в случае, если организация и ее обособленные подразделения расположены на территории одного субъекта Российской Федерации, производить уплату налога на прибыль, подлежащего зачислению в доходную часть бюджета Российской Федерации, по месту нахождения организации централизованно?
     
     При решении вопроса уплаты налога на прибыль в случае, если организация и ее обособленные подразделения расположены на территории одного субъекта Российской Федерации, следует руководствоваться ст. 288 НК РФ, которой определены особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения.
     
     Данной статьей настоящего Кодекса установлено, что уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
     
     Положения ст. 288 НК РФ применяются в случае, если организация и ее обособленные подразделения находятся как на территории одного субъекта Российской Федерации, так и на территории разных субъектов Российской Федерации.
     

Зачет излишне уплаченного НДС в счет авансовых платежей по налогу на прибыль

     
     В 2000 году налоговая инспекция на основании заявления налогоплательщика вынесла решение о зачете излишне уплаченного НДС в счет авансовых платежей по налогу на прибыль. Однако федеральное казначейство исполнило вышеуказанное решение только в 2001 году по причине отсутствия денежных средств. Учитывая, что согласно инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 для расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) принимались фактически поступившие авансовые платежи в пределах сумм, предусмотренных в справках об авансовых взносах налога в бюджет, следовало ли в данном случае обязанность по уплате в бюджет авансовых платежей по налогу на прибыль для расчета дополнительных платежей в бюджет в 2000 году считать исполненной?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
     
     Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
     
     Пунктом 4 ст. 78 НК РФ установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
     
     Таким образом, при вынесении налоговой инспекцией в 2000 году решения о зачете излишне уплаченного НДС в счет уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль обязанность по уплате налога можно считать исполненной.
     
     Следовательно, сумму излишне уплаченного НДС, зачтенную в счет уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, следовало учитывать при расчете дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.
     

Подача декларации по налогу на прибыль

     
     Налогоплательщики представляют за налоговый период в составе декларации по налогу на прибыль организаций приложение N 6 «Внереализационные доходы» и приложение N 7 к Листу 02 «Внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам».
     
     При проведении камеральной проверки декларации по налогу на прибыль налоговый орган запросил у налогоплательщика вышеуказанные приложения к Листу 02 декларации за отчетный период. Правомерны ли в данном случае действия налогового органа?
     
     В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
     
     При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
     
     В таблице раздела 1 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, приведен перечень листов и приложений декларации по налогу на прибыль организаций, который представляется налогоплательщиками за отчетный (налоговый) период.
     
     При этом в состав декларации за отчетный период не включаются приложение N 6 «Внереализационные доходы» и приложение N 7 «Внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам» к Листу 02. Данные приложения представляются налогоплательщиком при подаче декларации за налоговый период.
     
     Таким образом, учитывая, что приложения N 6 и N 7 к Листу 02 представляются налогоплательщиком в составе декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период, оснований у налогового органа для истребования у налогоплательщика данных приложений за отчетный период с целью проведения камеральной налоговой проверки декларации не имеется.
     
     В данном случае для проведения камеральной проверки декларации по налогу на прибыль организаций налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика только лишь дополнительные сведения, получить объяснения и документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, но не вышеуказанные приложения.
     
     Таким образом, действия налоговых органов в части требования от налогоплательщиков представления приложений N 6 и N 7 к Листу 02 в составе декларации за отчетный период неправомерны.
     

Штрафные санкции и пени по налогу на прибыль

     
     Возможно ли распространение механизма расчета пени, который разъяснен в письме МНС России от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160@ «Об авансовых платежах налога на прибыль», на налоговые отношения, возникшие до введения в действие главы 25 НК РФ?
     
     До введения в действие главы 25 НК РФ порядок уплаты авансовых взносов налога на прибыль был установлен ст. 8 Закона N 2116-1.
     
     Пунктом 2 ст. 8 Закона N 2116-1 было определено, что предприятия уплачивали в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определявшиеся исходя из предполагаемой прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
     
     Предприятия, являвшиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляли сумму этого налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года до окончания I квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежавшая уплате в бюджет, определялась с учетом ранее исчисленных сумм платежей.
     
     Иными словами, по окончании I квартала, полугодия, девяти месяцев и года исчислялась сумма налога на прибыль, подлежавшая уплате в бюджет за отчетный (налоговый) период.
     
     При этом перерасчет авансовых взносов по итогам отчетного (налогового) периода за неточное исчисление предполагаемой прибыли не производился.
     
     По итогам отчетного (налогового) периода исчислялась разница между фактически полученной прибылью и начисленными суммами платежей.
     
     Данная разница представляла собой уточненную сумму налога, подлежавшую доплате в бюджет (возврату из бюджета) за отчетный (налоговый) период.
     
     С введением в действие главы 25 НК РФ порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль изменился.
     
     В соответствии со ст. 286 НК РФ по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено данной статьей настоящего Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном данной статьей настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, исходя из положений ст. 286 НК РФ по итогам отчетного периода (квартала) исчисляется сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет за отчетный период (квартал).
     
     При этом сумма квартального авансового платежа определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет в течение отчетного периода (квартала), порядок начисления пени по которым разъяснен в письме МНС России от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160@ «Об авансовых платежах налога на прибыль».
     
     Учитывая вышеизложенное, распространение порядка расчета пени согласно указанному письму МНС России на налоговые отношения, возникшие до введения в действие главы 25 НК РФ, неправомерно.
     
     Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку деятельности организации за 2001 год. После доначисления налога на прибыль было произведено уточнение расчетов дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета). В связи с доначислением платежей в бюджет в результате уточнения расчетов к организации были применены штрафные санкции и начислены пени. Правомерны ли в данном случае действия налоговой инспекции по взысканию штрафных санкций и начислению пеней на вышеуказанные суммы?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода совершения ошибки корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения). Периодом совершения ошибки считается период, в котором допущено искажение в исчислении налогооблагаемой базы.
     
     При этом перерасчет налоговых обязательств может быть произведен как в сторону их увеличения, так и в сторону их уменьшения.
     
     Если налогоплательщик обнаруживает в поданной им налоговой декларации неотражение или неполноту отражения сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик в соответствии со ст. 81 НК РФ обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
     
     Статьей 8 Закона N 2116-1 был установлен порядок расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.
     
     Уточнение расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) производилось в связи с изменением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в результате исправления ошибок за прошедшие отчетные периоды.
     
     Вышеуказанное относилось и к изменению налоговой базы по налогу на прибыль в результате допущения ошибок за прошедшие отчетные периоды, выявленных самостоятельно налогоплательщиками, а также налоговыми органами по результатам выездных налоговых проверок.
     
     Учитывая, что дополнительные платежи в бюджет представляли собой не вид налога (или неналоговый платеж), а специальный порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, где дополнительные суммы, исчисленные по ставке Банка России, определяли режим исчисления и уплаты налога на прибыль, применение штрафных санкций в отношении сумм доначисленных платежей в бюджет в связи с уточнением расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) по результатам выездных налоговых проверок, а также начисление пеней неправомерно.
     

Уплата налога на прибыль участниками простого товарищества

     
     По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) организации осуществляют деятельность в области игорного бизнеса. При этом уплату налога на игорный бизнес в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» производит организация - участник простого товарищества, которая зарегистрировала игровые автоматы в ИМНС России по месту их установки.
     
     Уплачивают ли в данном случае налог на прибыль организации - участники простого товарищества (договора о совместной деятельности) с суммы дохода, полученного в рамках совместной деятельности, если совместная деятельность связана с игорным бизнесом?
     
     В соответствии со ст. 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
     
     Статьей 1042 ГК РФ установлено, что вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.
     
     Согласно ст. 1043 ГК РФ внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.
     
     Внесенное товарищами имущество, которым они обладали по основаниям, отличным от права собственности, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей.
     
     Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.
     
     Таким образом, при заключении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в целях правильности определения произведенной в результате совместной деятельности продукции и полученных от такой деятельности плодов и доходов необходимо обеспечить раздельное ведение учета имущества, внесенного товарищами, в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках простого товарищества, и предпринимательской деятельности (если таковая есть), по которой каждый участник простого товарищества уплачивает налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
     
     В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, организации, осуществляющие наряду с деятельностью, относящейся к игорному бизнесу, иную предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль по этой деятельности в общеустановленном порядке.
     
     Статьей 278 НК РФ установлено, что участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов этого товарищества для целей налогообложения, обязан определять нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода доход каждого участника товарищества пропорционально доле соответствующего участника товарищества, установленной соглашениями, в доходе товарищества, полученном за отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников в рамках товарищества. О суммах причитающихся (распределяемых) доходов каждому участнику товарищества участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов, обязан сообщать ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.
     
     Доходы, полученные от участия в товариществе, включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщиков - участников товарищества и подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
     
     При этом следует иметь в виду, что убытки товарищества не распределяются между его участниками и при налогообложении ими не учитываются.
     
     Таким образом, каждый член простого товарищества (участник совместной деятельности), являющийся юридическим лицом, включает доходы, полученные от участия в товариществе, в состав внереализационных доходов, которые подлежат налогообложению по установленным ставкам налога на прибыль.
     

     Учитывая вышеизложенное, организации - участники простого товарищества (договора о совместной деятельности) должны уплачивать налог на прибыль с суммы дохода, полученной в рамках совместной деятельности (даже если совместная деятельность связана с игорным бизнесом).