Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729

     

Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций»
части второй
Налогового кодекса Российской Федерации,
утвержденные приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 *1

_____
*1. Продолжение. Начало см.: Налоговый вестник. Комментарии… - 2003. - N 7/1. - С. 25; N 8/2. - С. 36; N 9/3. - С. 20; N 10/4.- С. 31.

Извлечения

     
     6.3.3. Прямые и косвенные расходы
     
     Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода подразделяются на прямые и косвенные, в соответствии с пунктом 2 статьи 252 НК РФ и требованиями статей 318, 320 НК РФ. При этом указанной группировке подлежат все расходы, связанные с производством и реализацией, не относящиеся к расходам на производство и реализацию, поименованным в предыдущих подразделах раздела 6.3 настоящих Методических рекомендаций.
     
     Перечень прямых расходов, приведенный в статье 318 НК РФ, является закрытым и только указанные расходы подлежат распределению в соответствии с нормами статьи 319 НК РФ. Все иные расходы являются косвенными и относятся к расходам текущего периода по мере их возникновения, исходя из условий сделок.
     
     При формировании прямых расходов в соответствии со статьей 318 НК РФ следует иметь в виду следующее.
     
     При определении расходов на оплату труда, относящихся к прямым расходам, следует учесть, что к подобным расходам, в частности, не относятся расходы на оплату труда персонала аппарата управления организацией, а также оплата труда персонала подразделения, занятого исключительно либо хранением товаров, либо заготовлением материально-производственных запасов, либо сбытом товаров, работ, услуг и т.п. Аналогичный подход следует применять при определении основных средств, амортизация по которым включается в состав прямых расходов. Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым, в частности, для управления организацией, и по нематериальным активам учитываются в составе косвенных расходов в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 318 НК РФ.
     
     Следует учесть, что в состав прямых расходов не включаются расходы по добровольному страхованию всех работников организации (независимо от их участия в производственном процессе), учитываемые для целей налогообложения в соответствии с пунктом 16 статьи 255 НК РФ.
     
     В состав косвенных расходов включаются также расходы, осуществленные налогоплательщиком в течение предыдущих отчетных (налоговых) периодов, и сформировавшие определенные группы расходов, часть которых, согласно требованиям главы 25 НК РФ, включаются в состав расходов текущего периода (в частности, расходы, связанные с освоением природных ресурсов, расходы на осуществление НИОКР).
     
     Согласно нормам пункта 1 статьи 257 НК РФ в случае, когда налогоплательщик использует изготовленную им продукцию в качестве объектов основных средств, первоначальная стоимость такого объекта определяется по той же стоимости, по которой формируется стоимость готовой продукции в соответствии со статьей 319 НК РФ. Согласно этой статье данная стоимость формируется исходя не из всех расходов, связанных с ее производством (изготовлением), а только на основе расходов, относящихся к прямым. При этом пунктом 4 статьи 254 НК РФ определено, что определение стоимости сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и т.п. объектов, созданных самим налогоплательщиком, осуществляется исходя из тех же принципов, то есть на основании расходов, относящихся в соответствии со статьей 318 НК РФ к прямым расходам. В аналогичном порядке определяется стоимость результатов работ или услуг структурных подразделений налогоплательщика, относящихся в состав материальных расходов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ и являющихся косвенными расходами.
     
     Учитывая вышеизложенное, если в процессе производства конечной продукции (работ, услуг) у организации на определенном промежуточном этапе общего технологического процесса получается товарная продукция (работы, услуги), реализуемая (либо которую можно реализовать) на сторону, то расчет незавершенного производства ведется в отношении каждого вида промежуточной товарной продукции.
     
     При этом стоимость продукции, потребляемой на последующих стадиях производства, принимается в оценке по прямым затратам.
     
     Следует иметь в виду, что прямые расходы, связанные с производством конкретного вида продукции, включаются в стоимость этой изготавливаемой продукции, причем их распределение по фазам производства осуществляется пропорционально доле сырья по каждой фазе производства. Для этого организация обязана обеспечить данные о количестве исходного сырья в единице производимой продукции на каждой фазе (этапе) производства. В случае, если организация занимается различными видами деятельности или выпускает различные виды продукции, то механизм распределения применяется в рамках производства каждого изделия. Таким образом, прямые расходы, связанные с производством конкретного вида продукции, включаются в стоимость этой изготавливаемой продукции. В случае, если производство каждого вида товарной продукции в рамках одного технологического процесса изготовления конечной продукции относится к различным сферам деятельности, к которой применяются различные способы оценки незавершенного производства, то налогоплательщик вправе использовать единый способ распределения прямых затрат, предложенный статьей 319 НК РФ, по собственному выбору.
     
     Принципы оценки остатков готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции не зависят от отраслевой специфики налогоплательщика.
     
     Учитывая изложенное, налогоплательщик обязан обеспечить формирование стоимости товарной продукции, изготавливаемой каждым цехом. При этом подобная стоимость формируется на основании только прямых расходов, относящихся к производству продукции этим цехом. При этом, если цех изготавливает полуфабрикаты, то их стоимость в свою очередь является прямыми расходами и включается в стоимость готовой продукции, изготавливаемой с применением указанных полуфабрикатов. В случае, когда вспомогательное производство выполняет работы (оказывает услуги) для основного производства, то их стоимость формируется также на основании прямых расходов, относящихся к деятельности этого цеха, но сама стоимость этих работ, услуг является косвенными расходами и в стоимость изготавливаемой продукции, работ, услуг основного производства не включается, а учитывается в составе косвенных расходов текущего периода.
     
     В случае, когда невозможно определить отнесение возникших у налогоплательщика прямых расходов к конкретному производственному процессу, направленному на изготовление данного вида продукции, выполнения работы, оказания услуги, налогоплательщик в своей учетной политике определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.
     
     При применении механизма распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных, предусмотренного статьей 319 НК РФ, следует учитывать, что суммы остатков незавершенного производства, готовой продукции и отгруженной продукции, определенные на конец месяца учитываются при распределении прямых расходов в следующем месяце.
     
     Пример (для организаций, производство которых связано с обработкой и переработкой сырья).
     
     Условия:
     
     1. Количество исходного сырья в остатках НЗП в натуральном выражении (по данным инвентаризации):
     
     на начало месяца - 24 тонны (по итогам предыдущей инвентаризации);
     
     на конец месяца - 20 тонн.
     
     2. Списано сырья в производство за отчетный месяц в натуральных показателях (по данным ведомостей учета остатков товаро-материальных ценностей в местах хранения, отчетов о движении товаро-материальных ценностей в местах хранения, требований и требований - накладных на отпуск материалов, лимитно-заборных карт и т.п.) - 100 тонн.
     
     3. Стоимость (в оценке по прямым статьям расходов) остатка НЗП на начало месяца - 1 934 000 рублей (из расчета за предшествующий месяц).
     
     4. Прямые затраты текущего месяца (из регистра налогового учета) - 9 514 000 рублей.
     
     Расчет стоимости остатка НЗП на конец месяца
     

Д* = 20 : (24 + 100) = 0,1613

НЗП к.м. = (1 934 000 + 9 514 000) x 0,1613 = 1 846 562

     
     Пример (для организаций, производство которых связано с выполнением работ, оказанием услуг).
     
     Условия:
     
     1. Стоимость остатка НЗП на начало месяца (из расчета за предшествующий месяц) - 12 000 руб.
     
     2. Прямые затраты за отчетный месяц 80 000 рублей (из регистра налогового учета).
     
     3. Договорная стоимость трех незавершенных на конец месяца договоров на оказание услуг 18 000 рублей (журнал регистрации договоров).
     
     4. Договорная стоимость всех выполняемых в отчетном месяце договоров 90 000 рублей (13 договоров) (всех заключенных 130 000 рублей (16 договоров)) (журнал регистрации договоров).
     
     В скобке дана стоимость всех заключенных договоров для того, чтобы было понятно, что принимаются в расчет не все заключенные договоры, а только те договоры, по которым осуществляются работы в отчетном периоде.
     
     Расчет стоимости остатка незавершенного производства на конец месяца.
     

Д = 18 000 : 90 000 = 0,2

НЗП к.м. = (12 000 + 80 000) x 0,2 = 18 400

     
     При определении объема выполняемых заказов налогоплательщик может выбрать один из следующих показателей: стоимость заказов (при этом указанная стоимость может определяться как цена этих заказов по договорной стоимости, сметной стоимости без учета нормы прибыли или как их стоимость, формируемая на основании прямых расходов, относящихся непосредственно к каждому заказу) либо натуральные показатели, если работы, услуги могут быть измерены в подобных показателях и эти показатели по различным заказам являются сопоставимы.
     
     Данный выбор должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения по каждой категории заказов.
     
     Пример (для прочих налогоплательщиков)
     
     Условия:
     
     1. Нормативная производственная себестоимость за отчетный месяц (по смете) с учетом входного НЗП - 1 200 000 рублей,
     
     прямые расходы текущего месяца с учетом стоимости НЗП исчисленного по прямым расходам на конец предыдущего месяца - 700 000 рублей.
     
     2. Нормативная стоимость остатка НЗП на конец месяца - 32 000 рублей.
     
     Расчет стоимости остатка НЗП (по прямым расходам) на конец месяца.
     

Д = 700 000 : 1 200 000 = 0,5833

НЗП к.м. = 32 000 x 0,5833 = 18 666 руб.

     
     Следует учесть, что если налогоплательщик определяет нормативную (плановую, сметную) стоимость НЗП, готовой продукции на складе только в разрезе элементов, относящихся к прямым расходам, то сформированная таким образом фактическая стоимость, учитывается как стоимость НЗП, готовой продукции исчисленная в соответствии с порядком, изложенным в статье 319 НК РФ.
     
     Пример.
     
     За апрель организация осуществила следующие расходы, тыс. руб.:
     
     расходы на оплату труда аппарата управления - 300;
     
     расходы на оплату труда цеха N 1 - 200;
     
     расходы на оплату труда цеха N 2 - 250;
     
     расходы на оплату труда цеха N 3 - 100;
     
     расходы на оплату труда транспортного цеха - 100;
     
     единый социальный налог, начисленный на вышеупомянутые расходы, составляет, соответственно, - 106,8; 71,2; 89; 35,6; 35,6;
     
     списано сырья в цех N 1 - 400 (1000 кг);
     
     комплектующие изделия, списанные в цех N 3 - 120;
     
     амортизация объектов основных средств аппарата управления - 100;
     
     амортизация объектов основных средств цеха N 1 - 150;
     
     амортизация объектов основных средств цеха N 2 - 100;
     
     амортизация объектов основных средств цеха N 3 - 20;
     
     амортизация объектов основных средств транспортного цеха - 24,4;
     
     расходы на оплату электроэнергии, тепла, воды - 250, из них
     
     по цеху N 1 - 100;
     
     по цеху N 2 - 30;
     
     по цеху N 3 - 70;
     
     по транспортному цеху - 20;
     
     по аппарату управления - 30.
     
     Объем услуг, оказанных в течение месяца транспортным цехом, в натуральном выражении составляет 3200 км, из них:
     
     Потреблено для целей производства - 2000 км,
     
     Реализовано на сторону - 1000 км,
     
     Оказано безвозмездно - 200 км.
     
     Технологический процесс налогоплательщика заключается в следующем:
     
     В цехе N 1 путем переработки сырья изготавливаются полуфабрикаты, из которых в цехе N 2 изготавливается готовая продукция А. Согласно технологическому процессу из 1 кг исходного сырья изготавливается единица полуфабриката, из которой делается единица готовой продукции А.
     
     Цех N 3 осуществляет изготовление продукции Б путем сборки комплектующих.
     
     1) Расчет по цеху N 1.
     
     На начало месяца стоимость прямых расходов в остатках НЗП по цеху N 1 составит -  45 тыс. руб.,
     
     количество сырья в остатках НЗП на начало месяца - 100 кг,
     
     количество сырья использованного при изготовлении полуфабрикатов, которые затем были переданы в апреле в цех N 2, - 900 кг.
     
     Стоимость прямых расходов в остатках НЗП по цеху N 1 на конец месяца составит:
     

(45 + 400 + 200 + 71,2 + 150) x (100 + 1000 - 900) / (100 + 1000) = 866,2 x 200 / 1100 = 157,5 тыс. руб.

     
     Стоимость переданных в цех N 2 полуфабрикатов составит 866,2 - 157,5 = 708,7 тыс. руб.
     
     2) Расчет по цеху N 2.
     
     На начало месяца стоимость прямых расходов в остатках НЗП по цеху N 2 составит -  100 тыс. руб.,
     
     количество полуфабрикатов в остатках НЗП на начало месяца - 150 ед.
     
     В апреле изготовлено 1000 единиц готовой продукции А.
     
     Стоимость прямых расходов в остатках НЗП по цеху N 2 на конец месяца составит
     

(100 + 708,7 + 250 + 89 + 100) x (150 + 900 - 1000) / (150 + 900) = 1247,7 x 50 / 1050
= 59,4 тыс. руб.

     Стоимость готовой продукции А, изготовленной цехом N 2, в апреле составит 1247,7 - 59,4 = 1188,3 тыс. руб.
     
     3) Расчет по цеху N 3.
     
     На начало месяца стоимость прямых расходов в остатках НЗП по цеху N 3 составляет - 47 тыс. руб.
     
     Нормативная стоимость НЗП на начало месяца составляет 50 тыс. руб.
     
     Нормативная стоимость расходов, осуществленных в апреле, составила 300 тыс. руб.
     
     Нормативная стоимость изготовленной в апреле продукции Б - 320 тыс. руб.
     
     Стоимость незавершенного производства на конец месяца по нормативной стоимости составила - 30 тыс. руб. (50 + 300 - 320),
     
     Стоимость прямых расходов в остатках НЗП на конец месяца определяется следующим образом:
     

(47 + 120 + 100 + 35,6 + 20) x 30 / (50 + 300) = 27,6 тыс. руб.

     
     Следовательно, стоимость готовой продукции Б в апреле составит 295 тыс. руб. (322,6 - 27,6). Количество готовой продукции по данным учета - 165 ед.
     
     4) Расчет по транспортному цеху.
     
     Сумма прямых расходов по транспортному цеху за апрель составила: (100 + 35,6 + 24,4) = 160 тыс. руб.
     
     Из них сумма прямых расходов, относящихся к услугам производственного характера структурного подразделения, используемого в рамках производства продукции (согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ), в апреле месяце составила 100 тыс. руб. (160 x 2000 / 3200). Эти расходы в соответствии с классификацией Главы 25 НК РФ, признаются косвенными расходами.
     
     В связи с тем, что услуги транспортным цехом на сторону оказаны, в составе расходов, учитываются также расходы, связанные с реализацией услуг на сторону в сумме 50 тыс. руб. (160 x 1000 / 3200).
     
     Не будут учтены для целей налогообложения расходы в сумме 10 тыс. (160 x 200 / 3200), как расходы, связанные с безвозмездной передачей услуг (согласно пункту 16 статьи 270 НК РФ).
     
     5) Движение продукции по складу.
     
     На начало месяца на складе было:
     
     300 ед. готовой продукции А по стоимости 700 тыс. руб.
     
     25 ед. готовой продукции Б по стоимости 45 тыс. руб.
     
     Реализовано в апреле 900 ед. готовой продукции А и 170 ед. готовой продукции Б.
     
     Стоимость остатков готовой продукции на складе на конец месяца определяется следующим образом.
     
     Остаток готовой продукции А на конец апреля составил 400 ед. (300 + 1000 - 900), его стоимость составляет (700 + 1188,3) x 400 / (300 + 1000) = 581 тыс. руб.
     
     Остаток готовой продукции Б на конец апреля составил 20 ед. (25 + 165 - 170), его стоимость составляет (45 + 295) x 20 / (25 + 165) = 35,8 тыс. руб.
     
     Итак, по работам за апрель итоговые результаты составили:
     
     Прямые расходы за месяц по данным налогового учета составили
     

(200 + 250 + 100 + 100 + 71,2 + 89 + 35,6 + 35,6 + 400 + 120 + 150 + 100 + 20 + 24,4) = 1695,8 тыс. руб.

     
     Косвенные расходы за месяц по данным налогового учета составили (без учета стоимости работ (услуг) структурных подразделений самого налогоплательщика)
     

(300 + 106,8 + 100 + 100 + 30 + 70 + 20 + 30) = 756,8 тыс. руб.

     
     К прямым расходам текущего месяца относятся также стоимость НЗП и готовой продукции на складе на начало месяца -
     

(45 + 100 + 47 + 700 + 45) = 937 тыс. руб.

     
     При этом следует иметь в виду, что из состава прямых расходов будут исключены для учета в составе косвенных расходов суммы прямых расходов, относящихся к потребленным для производства и реализации услугам транспортного цеха - 100 тыс. руб. (подпункт 4 настоящего примера). Кроме того, в целях налогообложения следует исключить суммы прямых расходов, относящихся к услугам, оказанным на сторону безвозмездно - 10 тыс. руб.
     
     Остатки НЗП и готовой продукции на складе в оценке по прямым расходам на конец месяца - 861, 3 тыс. руб. (157,5 + 59,4 + 27,6 + 581 + 35,8).
     
     Таким образом, в составе расходов текущего периода будет учтена следующая сумма: (1695,8 + + 937 - (100 + 10) - 861,3) + 756,8 + 100 = 2518,3 тыс. руб.
     
     Варианты учета стоимости изготавливаемой продукции (работ, услуг) определяются налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике и применяются в течение ряда лет (налоговых периодов).
     
     При распределении прямых расходов налогоплательщиками, осуществляющими оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, следует иметь в виду следующее.
     
     Распределение прямых расходов в виде транспортных расходов, связанных с приобретением, осуществляется в порядке, изложенном в последних четырех абзацах статьи 320 НК РФ. Прямые расходы в виде покупной стоимости товаров распределяются в соответствии с порядком, изложенным в подпункте 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ.
     
     7. Особенности формирования налогооблагаемой базы при осуществлении определенных видов деятельности либо при осуществлении отдельных операций
     
     …7.2. Порядок учета отдельных операций
     
     …7.2.3. О порядке налогообложения по договору доверительного управления имуществом
     
     При применении статьи 276 НК РФ необходимо учитывать, что отношения сторон по договору доверительного управления имуществом регулируются главой 53 ГК РФ.
     
     В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
     
     Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
     
     Имущество, полученное доверительным управляющим в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя, а также от имущества доверительного управляющего.
     
     В статье 332 НК РФ определено, что налогоплательщик - организация, которая по условиям договора доверительного управления является управляющей имуществом, обязана вести раздельный аналитический учет по доходам и расходам, связанным с исполнением договора доверительного управления, и по доходам полученным в виде вознаграждения от доверительного управления, в разрезе каждого договора доверительного управления.
     
     7.2.4. Порядок налогообложения процентов по государственным ценным бумагам, переданным в доверительное управление имуществом
     
     В соответствии с абзацем третьим статьи 281 НК РФ налогообложение процентов, начисленных за время нахождения государственной и муниципальной ценной бумаги на балансе налогоплательщика, осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены главой 25 НК РФ. При этом порядок ведения налогового учета доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам установлен пунктами 5-7 статьи 328 НК РФ.
     
     Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом определены статьей 276 НК РФ, а особенности ведения налогового учета при исполнении договора доверительного управления имуществом - статьей 332 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в подпункте 2 пункта 4 статьи 284 НК РФ), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, взимается по ставке 15 процентов.
     
     Как следует из пункта 4 статьи 287 НК РФ, уплата налога на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход, производится налогоплательщиком - получателем дохода в течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход.
     
     На основании абзаца второго пункта 2 статьи 276 НК РФ доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы.
     
     В соответствии с пунктом 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ (24 процента), определяется налогоплательщиком отдельно. Кроме того, по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов).
     
     Налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, уплачивается учредителем доверительного управления не позднее 10 дней по окончании месяца, на последний день которого управляющий сообщил (должен был сообщить в соответствии с требованиями статьи 276 НК РФ) учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о начисленном (полученном) процентном доходе по государственным ценным бумагам, облагаемом по ставкам, установленным в пункте 4 статьи 284 НК РФ.
     
     7.2.5. Порядок учета сумм отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг при отношениях доверительного управления имуществом
     
     Порядок признания расходов на формирование резервов под обесценение ценных бумаг банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность, предусмотрен статьями 272, 291, 300 НК РФ.
     
     Не признаются расходами в целях налогообложения отчисления на формирование резервов под обесценение ценных бумаг организациями, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность.
     
     Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом определены статьей 276 НК РФ, а особенности ведения налогового учета при исполнении договора доверительного управления имуществом - статьей 332 НК РФ.
     
     При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1012 ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
     
     Учитывая изложенное, при передаче в доверительное управление ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв под обесценение ценных бумаг, учитываемый при определении налоговой базы, сумма такого резерва восстановлению учредителем доверительного управления на доходы не подлежит. Указанный резерв корректируется в общем порядке, установленном в статье 300 НК РФ, по состоянию на конец отчетного (налогового) периода.
     
     На основании статьи 276 НК РФ доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы.
     
     Доверительный управляющий, в частности, обязан сообщить о реализации или ином выбытии ценных бумаг, полученных в доверительное управление. По представлении такой информации сумма резерва подлежит включению в доходы учредителя доверительного управления в том отчетном (налоговом) периоде, когда были реализованы или выбыли ценные бумаги.
     
     7.2.6. О порядке налогообложения доходов от реализации прав требования  по кредитному договору
     
     В соответствии с пунктом 1 статьи 279 НК РФ при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком налогоплательщика. При этом размер убытка для целей налогообложения не может превышать суммы процентов, которую налогоплательщик уплатил бы с учетом требований статьи 269 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг). Указанные положения также применяются к налогоплательщику - кредитору по долговому обязательству.
     
     Как указано в статье 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права требования. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
     
     Таким образом, стоимость реализованного товара (работы, услуги) определяется исходя из объема прав и условий, которые существовали к моменту перехода прав, если договором или законом не предусмотрено иное. При этом в объем уступаемого права требования включаются как сумма кредита (сумма основного долга), так и сумма процентов, исчисленных (начисленных) до момента перехода права требования по кредиту.
     
     Правила формирования налоговой базы, предусмотренные пунктом 1 статьи 279 НК РФ, применяются налогоплательщиками, осуществляющими исчисление доходов (расходов) по методу начисления. Пунктом 6 статьи 271 НК РФ предусмотрено, что по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях главы 25 НК РФ доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода. В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).
     
     Исходя из вышеизложенного, в случае, если кредитный договор заключен на срок более одного отчетного периода, стоимость реализации в целях пункта 1 статьи 279 НК РФ определяется исходя из суммы основного долга по кредиту и суммы процентов, начисленных до момента уступки права требования в соответствии с правилами статьи 271 НК РФ.
     
     Пример.
     
     Банк выдал кредит в размере 100 ед. сроком на один год под 20 процентов годовых. Через один месяц Банк переуступает право требования по кредитному договору третьему лицу за 95 ед. Вся сумма причитающихся процентов по кредиту выплачивается одновременно с погашением суммы кредита. Банк уступил все права требования по данному кредитному до-говору (сумму основного долга и сумму процентов причитающихся за весь срок кредита).
     
     В данном случае при определении налоговой базы:
     
     1) необходимо включить в состав внереализационных доходов сумму начисленных за 1 месяц процентов, что составит 1,67 ед. [(100 x 20 / 100) x 1 / 12];
     
     2) необходимо включить в состав внереализационных доходов сумму восстановленных резервов на возможные потери по ссудам, которая ранее была учтена в составе внереализационных расходов;
     
     3) определить налоговую базу по договору от уступки прав требования по кредитному до-говору, а для этого:
     
     3.1) необходимо определить стоимость реализации в целях пункта 1 статьи 279 НК РФ, что составляет 101,67 ед. (100 ед. [сумма основного долга] + 1,67 ед. [сумма процентов за период от даты заключения до даты уступки прав кредитора по договору цессии]);
     
     3.2) необходимо определить финансовый результат от операции уступки. В примере получен убыток, составляющий 6,67 (95 ед. [доход от реализации права требования] - 101,67 ед. [стоимость реализованного товара (работы, услуги)]);
     
     3.3) учитывая, что от уступки получен убыток, он в соответствии с пунктом 1 статьи 279 НК РФ должен быть ограничен величиной, равной сумме процентов, которую налогоплательщик уплатил бы с учетом требований статьи 269 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты прекращения права требования.
     
     Пусть в данном примере отсутствуют сопоставимые условия для расчета среднего уровня процентов (пункт 1 статьи 269 НК РФ). В этом случае, как указано в пункте 1 статьи 269 НК РФ, в целях налогообложения сумма процентов по кредиту не может превышать предельной величины процентов, которая, в свою очередь, принимается равной ставке рефинансирования Банка России (пусть в примере она составляет 25 процентов годовых), увеличенной в 1,1 раза.
     
     В данном примере размер убытка для целей налогообложения не может превышать величины, составляющей 23,95 ед. [(95 ед. x (25 / 100) x 1,1 x (11 / 12)].
     
     Убытки от уступки прав требования по кредитному договору (в размере 6,67 ед.) уменьшают налоговую базу в полном объеме.
     
     7.2.7. Операции, связанные с участием в других организациях
     
     Порядок определения налоговой базы по доходам от долевого участия и при осуществлении договора простого товарищества установлен, соответственно, статьями 275, 278 НК РФ, от передачи имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации - статьей 277 НК РФ.
     
     При этом следует иметь в виду, что при передаче имущества в уставный капитал, вклад передающей стороны оценивается по стоимости имущества, учтенного в налоговом учете передающей стороны. При этом не возникают ни доходы, ни расходы у этой организации. В этой же оценке учитывается имущество в налоговом учете у получающей стороны, стоимость которого должна быть подтверждена документально.
     
     Аналогичным образом определяется стоимость имущества, передаваемого (получаемого) в рамках осуществления договора простого товарищества.
     
     В соответствии со статьей 43 НК РФ для целей налогообложения дивидендами признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
     
     К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательством иностранных государств.
     
     Пунктом 3 статьи 284 НК РФ установлены ставки по доходам, полученным в виде доходов от долевого участия (дивидендов).
     
     Доходы от долевого участия являются внереализационными доходами.
     
     Расходы в виде сумм дивидендов и других сумм распределяемого дохода, выплачиваемых налогоплательщиком, не учитываются при определении налоговой базы. Обязанность по удержанию налога возлагается на налогового агента - источника выплаты доходов от долевого участия.
     
     Налогообложение дивидендов, выплачиваемых из-за рубежа (пункт 1 статьи 275 НК РФ)
     
     В случае, когда источником выплаты дохода в виде дивидендов является иностранная организация, в том числе через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации, налогоплательщик - получатель дохода определяет сумму налога самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и ставки 15 процентов (подпункт 2 пункта 3 статьи 284 НК РФ).
     
     При этом налогоплательщик не вправе уменьшить исчисленную сумму налога на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, если иное не предусмотрено международным договором. В налоговую базу резидента Российской Федерации включается вся сумма дивидендов, причитающаяся к получению, т.е. без учета налога, удержанного по законодательству страны организации нерезидента и выплачивающего указанный доход. На сумму удержанного налога за границей по специальной декларации может быть представлен зачет.
     
     Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российской организацией резидентам Российской Федерации
     
     Российская организация, являющаяся источником выплаты (налоговым агентом) доходов в виде дивидендов, удерживает налог при выплате дохода и перечисляет в бюджет в течение 10 дней со дня выплаты дохода (пункт 4 статьи 287 НК РФ).
     
     Порядок исчисления налога при выплате доходов от долевого участия российскими организациями юридическим и физическим лицам - резидентам Российской Федерации предусмотрен пунктом 2 статьи 275 НК РФ.
     
     Акционерное общество, выплачивающее дивиденды своим акционерам, может осуществлять выплату в несколько этапов. В этом случае в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 286 и пунктом 4 статьи 287 НК РФ сумма налога определяется применительно к каждой выплате указанных доходов, и перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществляющим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.
     
     Если в 2001 году по решению совета директоров (наблюдательного совета) была выплата промежуточных дивидендов, то налог удерживался по ставке 15 процентов. При распределении прибыли по итогам 2001 года из суммы распределяемых годовых дивидендов вычитается сумма выплаченных в 2001 году промежуточных дивидендов. С оставшейся суммы распределяемых дивидендов налог рассчитывается в порядке, установленном статьей 275 НК РФ. Пересчет суммы налога не производится.
     
     Дивиденды по акциям, выплачиваемые паевым инвестиционным фондам
     
     Паевой инвестиционный фонд является обособленным имущественным комплексом без образования юридического лица. При наличии документального подтверждения того, что акции приобретались управляющей компанией паевого инвестиционного фонда, налог с доходов в виде дивидендов по данным акциям не удерживается.
     
     Так, при совершении сделок с имуществом паевого инвестиционного фонда в письменных документах после наименования доверительного управляющего должна быть сделана пометка «Д.У.» и указано название паевого инвестиционного фонда, либо таким документом может быть «Отчет об инвестиционных вложениях на «____» ____ год», утвержденный постановлением ФКЦБ России от 21.05.1998 N 12 «Об утверждении новой редакции положения о порядке оценки и составления отчетности о стоимости чистых активов интервальных паевых инвестиционных фондов, утвержденного постановлением ФКЦБ от 02.11.1995 N 21», где отражается наименование каждого эмитента ценных бумаг, государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг, количество, их балансовая и оценочная стоимость.
     
     Дивиденды по акциям, принадлежащим государству
     
     Доходы бюджетов формируются в соответствии с нормами БК, в тоже время порядок исчисления и уплаты налогов регулируется законодательством о налогах и сборах.
     
     С 01.01.2002 в соответствии со статьями 275 и 284 НК РФ налогообложение доходов, полученных в виде дивидендов по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности осуществляются в порядке налогообложения дивидендов, полученных от российских организаций российскими организациями. При выплате доходов удерживается налог по ставке 6 процентов и перечисляется в федеральный бюджет.
     
     Выплаты акционерам при ликвидации организации
     
     Выплаты в натуральной или денежной форме при ликвидации организации в сумме, не превышающей взноса акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль (подпункт 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
     
     Выплаты, полученные (подлежащие получению) при ликвидации организации сверх взносов в уставный капитал, не рассматриваются как дивиденды и подлежат включению в состав внереализационных доходов, в соответствии со статьей 250 НК РФ, при исчислении налоговой базы, облагаемой по ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.
     
     8. Порядок уплаты налога на прибыль
     
     8.1. Ставки налога на прибыль
     
     Ставки налога на прибыль установлены статьей 284 НК РФ.
     
     Статьей 15 БК РФ установлено понятие консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, который состоит из бюджета субъекта Российской Федерации и свода бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.
     
     Сумма налога, зачисляемая в соответствующий бюджет, исчисляется исходя из ставок установленных пунктом 1 статьи 284 НК РФ. При этом следует учитывать изменения, внесенные Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002 в распределение ставок между бюджетами различных уровней.
     
     Законодательным и представительным органам субъектов Российской Федерации не предоставлено право перераспределять ставки между бюджетами, предусмотренные указанной статьей. Таким образом, зачисление налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации и в местные бюджеты должно производиться в суммах, исчисленных соответственно по ставкам в размере 14,5 процента и 2 процентов, без разбивки указанных ставок по этим двум уровням бюджетов (С 01.01.2003 следует учитывать изменения, внесенные Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002 в распределение ставок между бюджетами различных уровней.). Эти же ставки налога применяются и организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, при распределении общей суммы авансовых платежей и налога на прибыль между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами по месту нахождения обособленных подразделений.
     
     Следует учесть, что законами субъектов Российской Федерации может быть уменьшен размер предусмотренной ставки в размере 14,5 процента для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом размер указанной ставки не может уменьшаться более чем на 4 пункта, то есть ставка налога в части зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации не может быть ниже 10,5 % (в части зачисляемой в бюджет г. Москвы или г. Санкт-Петербурга не может быть меньше 12,5 %) (с 01.01.2003 следует учитывать изменения, внесенные Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002 в распределение ставок между бюджетами различных уровней.).
     
     При этом необходимо иметь в виду, что под отдельными категориями налогоплательщиков следует понимать совокупность налогоплательщиков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для которых характерны общие признаки. К таковым, в частности, могут быть отнесены признаки отраслевой общности, однородности деятельности (в том числе имеющей социальную направленность). Если к данному виду деятельности или отрасли относится только одно предприятие, то на него также распространяются положения последнего абзаца пункта 1 статьи 284 НК РФ.
     
     Декларация по налогу на прибыль бюджетных организаций представляются централизованными бухгалтериями по месту нахождения каждого бюджетного учреждения, обслуживаемого указанной бухгалтерией, в установленном НК РФ порядке.
     
     8.2. Уплата налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения
     
     Статьей 288 НК РФ определены особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения.
     
     Если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных статьей 311 НК РФ.
     
     Уплата авансовых платежей и сумм налога в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований производится налогоплательщиками (российскими организациями) по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется по формуле:
     

налоговая база x (уд. вес СЧР + уд. вес ОСОС) x 1/2,

     
     где: налоговая база - налоговая база в целом по организации;
     
     уд. вес СЧР - удельный вес среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) обособленного подразделения за последний месяц отчетного (налогового) периода в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) по организации в целом;
     
     уд. вес ОСОС - удельный вес остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения, числящихся в составе амортизируемого имущества на конец (последний день) отчетного (налогового) периода в остаточной стоимости основных средств, числящихся в составе амортизируемого имущества в целом по организации.
     
     По основным средствам, числящимся в составе амортизируемого имущества, по которым амортизация для целей налогообложения не начисляется, остаточной стоимостью признается их первоначальная (восстановительная) стоимость.
     
     Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, установленном Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121.
     
     При этом налогоплательщик имеет право самостоятельно выбирать показатель, который он будет использовать при распределении прибыли по обособленным подразделениям (среднесписочная численность работников или расходы на оплату труда).
     
     Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.
     
     Если в каком-либо субъекте Российской Федерации установлена пониженная ставка налога на прибыль, то такая ставка применяется только к доле прибыли, приходящейся на организацию и ее обособленные подразделения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации. Если на территории субъекта Российской Федерации, где установлена пониженная ставка налога на прибыль, расположены только обособленные подразделения организации, то такая ставка применяется к доле прибыли организации, приходящейся на эти обособленные подразделения.
     
     Правильность распределения налоговой базы и исчисления налога на прибыль по обособленным подразделениям проверяется налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
     
     При определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества по бюджетным учреждениям и некоммерческим организациям при реализации положений статьи 288 НК РФ учитывается амортизируемые основные средства, по которым в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 256 НК РФ амортизация не начисляется, и амортизируемые основные средства, по которым в целях налогообложения амортизация начисляется.
     
     По амортизируемым основным средствам, приобретенным за счет средств, полученных от коммерческой деятельности и используемым для этой деятельности, по которым амортизация начисляется, в целях налогообложения остаточная стоимость определяется бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями в виде разницы между первоначальной стоимостью указанных основных средств и суммой амортизационных отчислений, начисленных и принятых ранее при определении налоговой базы.
     
     По амортизируемым основным средствам, используемым для ведения уставной деятельности, по которым бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями амортизация не начисляется, остаточной стоимостью признается их первоначальная стоимость за минусом суммы начисленного износа.
     
     9. Организация налогового учета
     
     Согласно статье 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если статьями главы 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета. При этом, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, предусмотренный статьями главы 25 НК РФ, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленному правилами бухгалтерского учета, данные налогового учета могут быть получены из регистров бухгалтерского учета.
     
     Система налогового учета - это особый порядок учета доходов и расходов, момента их признания - подразумевающая особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода, особый порядок формирования отложенных расходов (то есть расходы формируют стоимость соответствующего объекта учета, который влияет на налоговую базу последующих отчетных (налоговых) периодов по специальным расчетам (алгоритмам), предусмотренным главой 25 НК РФ). Подробно указанный порядок распределения, группировки, классификации расходов описан в разделе 6 настоящих Методических рекомендаций. Система налогового учета должна обеспечить порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, систематизации указанных фактов (учет доходов и расходов) и формирование показателей налоговой Декларации.
     
     Систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно. При этом система должна обеспечить возможность осуществления контроля за правильностью формирования тех или иных показателей, которые будут учтены при расчете налоговой базы, как при осуществлении внутреннего контроля, так и со стороны проверяющих органов. То есть должна быть обеспечена «прозрачность» формирования показателей Декларации начиная с первичного документа. При этом организацией должен быть обеспечен набор регистров, в которых аккумулируются возникающие у организации доходы и расходы, определен порядок формирования объектов учета. Под объектом учета в целях применения главы 25 НК РФ понимается формирование показателей, которые отражают данные о доходах, учитываемых в отчетном периоде, а также затратах, учитываемых в составе признанных расходов отчетного периода, через алгоритм расходов будущих периодов, формирование стоимости амортизируемого имущества и т.п.
     
     В частности, к подобным расходам относятся расходы на освоение природных ресурсов, на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Подобные расходы, осуществленные в отчетном периоде, учитываются при расчете налоговой базы в последующие отчетные (налоговые) периоды.
     
     С учетом требований соответствующих статей главы 25 НК РФ, необходимо расходы, подразделяемые на материальные расходы, на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы, учесть по соответствующим направлениям учета (объектам учета), для того, чтобы сформировать стоимость этого объекта и учитывать сформированные в подобном порядке расходы при исчислении налоговой базы отчетного периода.
     
     Аналитический учет данных должен быть организован налогоплательщиком так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
     
     При этом для целей налогообложения принимаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). Исходя из принципа непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения, регистры налогового учета формируются по всем операциям, тем или иным образом, учитываемым для целей налогообложения. Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета и, следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве о налогах и сборах.
     
     Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должна быть обеспечена совокупность всех данных, необходимых для правильного определения показателей Декларации, исходя из требований главы 25 НК РФ по вопросу учета соответствующих доходов и расходов.
     
     Согласно статье 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются:
     
     1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
     
     2) аналитические регистры налогового учета;
     
     3) расчет налоговой базы.
     
     Порядок составления расчета налоговой базы подразумевает механизм расчета налоговой базы отчетного (налогового) периода, который реализован в Декларации.
     
     Согласно статье 9 Закона N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
     
     Таким образом, первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.
     
     Перечень аналитических регистров налогового учета, размещенн