Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы

     

Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

     
     Г.В. Зинькова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Бюджетное учреждение имеет в оперативном управлении основные средства, являющиеся федеральной собственностью. В смете доходов и расходов за счет средств федерального бюджета финансирование расходов на оплату текущего ремонта основных средств не предусматривается. В связи с этим ремонт вышеуказанных основных средств осуществляется за счет средств, полученных от коммерческой деятельности. Можно ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль отнести эти расходы в состав прочих расходов?
     
     Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, которая определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
     
     В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Статьей 321.1 НК РФ предусмотрена обязанность бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающих доходы от иных источников, в целях налогообложения вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
     
     Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, налога с продаж и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
     
     Налоговый учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном НК РФ.
     
     Таким образом, расходы на проведение текущего ремонта основных средств, являющихся федеральной собственностью, в случае отсутствия бюджетного финансирования этих расходов к расходам от коммерческой деятельности отнесены быть не могут, и учреждение может производить данные расходы за счет прибыли от коммерческой деятельности после уплаты налога на прибыль.
     
     Может ли один из учредителей общества с ограниченной ответственностью (коммерческая организация), владеющий долей более 50 %, по своему усмотрению оказать безвозмездную помощь обществу и будут ли эти средства облагаться налогом на прибыль у получающей стороны?
     
     Статьей 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определена обязанность участников общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) по решению общего собрания участников общества вносить вклады в имущество общества, если это предусмотрено его уставом.
     
     Вклады в имущество общества вносятся всеми его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества, если иной порядок определения размеров вкладов не предусмотрен уставом. Вклады в имущество общества вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом или решением общего собрания участников общества.
     
     Вклады в имущество общества не изменяют размеры и номинальную стоимость долей его участников в уставном капитале общества.
     
     Законодательством не ограничено право учредителей общества самостоятельно оказывать безвозмездную помощь обществу.
     
     Согласно ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или исключительных прав, за исключением случаев, приведенных в ст. 251 настоящего Кодекса, признаются внереализационными доходами.
     
     Статьей 251 НК РФ установлен перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы.
     
     Так, согласно подпункту 11 п. 1 вышеуказанной статьи НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от учредителя, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада (доли) передающей организации.
     
     Таким образом, если один из учредителей общества, владеющий долей более 50 %, оказывает безвозмездную помощь обществу, то эти средства не должны учитываться при определении налоговой базы.
     
Е.В. Серегина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Облагается ли налогом на операции с ценными бумагами сумма выпуска ценных бумаг, если эмитентом является государственное унитарное предприятие?
     
     В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 12.12.1991 N 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами» (далее - Закон N 2023-1) плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг.
     
     Согласно ст. 2 Закона N 2023-1 объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом.
     
     Законом N 2023-1 не предусмотрено каких-либо исключений для государственных унитарных предприятий при обложении налогом на операции с ценными бумагами.
     
     Таким образом, сумма выпуска облигаций государственного унитарного предприятия будет являться объектом налогообложения в соответствии с Законом N 2023-1.
     
О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     В соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.04.1997 N 480, в системе Минтруда России функционируют федеральные протезно-ортопедические предприятия (далее - предприятия).
     
     Все предприятия в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) являются федеральными государственными унитарными предприятиями (на праве хозяйственного ведения).
     
     Предметом их деятельности является производство протезно-ортопедических изделий, ортопедической обуви и т.д.
     
     Затраты предприятий на протезирование инвалидов финансируются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минтрудом России, в порядке, установленном законодательством.
     
     Каков в связи с вышеизложенным порядок применения подпункта 26 п. 1 ст. 251 НК РФ предприятиями, которые получают от государства - собственника имущества предприятий или уполномоченного им органа - Минтруда России средства федерального бюджета на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий?
     
     В соответствии с подпунктом 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
     
     Пунктом 1 Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации установлено, что Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Согласно п. 5 ст. 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Статьей 154 Бюджетного кодекса определено, что органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, его внесение с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные вышеуказанным Кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами представительных органов местного самоуправления.
     
     Согласно приложению N 6 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2002 год» к Федерального закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и приложению N 7 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2003 год» к Федеральному закону от 24.12.2002 N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» Минтруду России была определена сумма бюджетных обязательств из средств федерального бюджета по статье «Расходы на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий».
     
     Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» Минтруд России наделен бюджетными полномочиями государства по распределению средств федерального бюджета по статье «Расходы на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий».
     
     При этом в соответствии с Федеральным законом от 06.05.1999 N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи осуществляются на основании договора на оказание протезно-ортопедической помощи населению, заключаемого между Комитетом социальной защиты (далее - заказчик) и федеральным государственным протезно-ортопедическим предприятием (далее - исполнитель).
     
     Согласно условиям вышеуказанного договора заказчик обязуется своевременно осуществлять оплату изготовленных и выданных протезно-ортопедических изделий в пределах средств, выделенных по конкурсу.
     
     С учетом вышеизложенного поскольку федеральное государственное протезно-ортопедическое предприятие осуществляет возмездное оказание услуг другому лицу (Комитету социальной защиты, получающему согласно заявке бюджетные средства от Минтруда России), то полученные им в оплату произведенных протезно-ортопедических услуг средства признаются выручкой от реализации согласно п. 1 ст. 39 НК РФ и включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ соисполнитель изготавливает необходимые приборы. Вправе ли соисполнитель, выполняющий работы в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета, применить подпункт 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, касающийся освобождения от обложения НДС научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет средств бюджетов?
     
     В соответствии с подпунктом 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций.
     
     При этом в соответствии с вышеуказанным порядком от уплаты НДС освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением вышеуказанных работ, так и юридические лица, являющиеся соисполнителями и выполняющие НИОКР.
     
     Основанием для освобождения от обложения НДС НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета, является договор на выполнение вышеуказанных работ с указанием источника их финансирования, а также письменное уведомление заказчика в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных непосредственно ему из федерального бюджета целевых бюджетных средствах для оплаты этих работ.
     
     Таким образом, освобождением от обложения НДС согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ соисполнители могут воспользоваться только при подтверждении того, что выполняемые работы являются самостоятельными НИОКР (а не их отдельными этапами), и подтверждении соответствующего источника финансирования (письменного уведомления заказчика, которому непосредственно выделены средства из федерального бюджета, в адрес исполнителей, а также их соисполнителей).
     
     При этом следует отметить, что налоговые органы не наделены полномочиями определять правомерность отнесения тех или иных работ к НИОКР.
     
     В спорных случаях решение вопроса соисполнителями (юридическими лицами) об обложении НДС (освобождении от налогообложения) НИОКР за счет средств федерального бюджета возможно после получения заключения компетентных органов на предмет того, что выполняемые работы являются самостоятельными НИОКР.
     
     При подтверждении обоснованности отнесения выполняемых работ к НИОКР и подтверждении соответствующего источника финансирования (письменного уведомления заказчика, которому непосредственно выделены средства из федерального бюджета) выполняемые соисполнителями НИОКР подлежат освобождению от обложения НДС на основании вышеупомянутой статьи НК РФ.
     
Е.Н. Вихляева,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Каким образом определяется налоговая база по НДС при реализации ломбардами невостребованных предметов залога: как сумма дохода, полученного от реализации этих предметов залога, или как сумма дохода, полученного в виде вознаграждения?
     
     Согласно п. 1 ст. 334 ГК РФ и ст. 1 Закона РФ от 29.05.1992 N 2872-1 «О залоге» залог - это способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества.
     
     Принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.
     
     Согласно п. 5 ст. 358 ГК РФ в случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании исполнительной надписи нотариуса по истечении льготного месячного срока продать это имущество в порядке, установленном для реализации заложенного имущества (п. 3, 4, 6 и 7 ст. 350 ГК РФ). После этого требования ломбарда к залогодателю (должнику) погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения.
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом обложения НДС.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, устанавливаемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения НДС и налога с продаж.
     
     Пунктом 1 ст. 156 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
     
     В соответствии со ст. 971, 990 и 1005 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия; по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента; по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
     
     Таким образом, реализация залогодержателем (ломбардом) заложенного имущества осуществляется не по поручению залогодателя, а на основании удовлетворения требования залогодержателя. В связи с этим при реализации ломбардами предметов залога, в том числе невостребованных, объектом обложения НДС является вся сумма выручки, полученная от реализации этих предметов залога.
     
О.В. Прокудина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Правомерен ли в 2002 году зачет сумм НДС, подлежавших возмещению организации из федерального бюджета в связи с реализацией экспортируемых товаров, в счет погашения задолженности по другим налогам, уплачиваемым в региональный и местный бюджеты? Каков порядок проведения зачета сумм НДС, подлежащих возмещению из федерального бюджета при экспорте товаров в 2003 году?
     
     На основании п. 4 ст. 176 НК РФ в случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат НДС, они подлежат возмещению путем зачета.
     
     Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год» возврат сумм НДС, уплаченных поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортируемой продукции, осуществлялся в 2002 году из федерального бюджета.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, подлежавшие возмещению из бюджета в связи с реализацией товаров на экспорт, могли быть зачтены в 2002 году только в счет погашения недоимки и пени по налогам и сборам, уплачиваемым в федеральный бюджет.
     
     В 2003 году действует аналогичный порядок зачета сумм НДС, подлежащих возмещению в связи с реализацией экспортируемых товаров.
     

О налоге с продаж

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Имеют ли право законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации при отмене с 1 января 2004 года налога с продаж ввести на территории субъекта местные налоги и сборы, предусмотренные ст. 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее - Закон N 2118-1) (например, сбор на нужды образовательных учреждений)?
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.11.2001 N 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”« с введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж не взимаются следующие налоги и сборы, предусмотренные:
     
     - подпунктом «г» п. 1 ст. 20 Закона N 2118-1 - сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
     
     - подпунктом «г» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
     
     - подпунктом «е» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - сбор за право торговли;
     
     - подпунктом «и» п. 1 ст. Закона N 2118-1 - налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, персональных компьютеров;
     
     - подпунктом «к» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - сбор с владельцев собак;
     
     - подпунктом «л» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
     
     - подпунктом «м» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
     
     - подпунктом «н» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - сбор за выдачу ордера на квартиру;
     
     - подпунктом «о» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - сбор за парковку автотранспорта;
     
     - подпунктом «п» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - сбор за право использования  местной символики;
     
     - подпунктом «р» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - сбор за участие в бегах на ипподромах;
     
     - подпунктом «с» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - сбор за выигрыш на бегах;
     
     - подпунктом «т» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
     
     - подпунктом «у» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
     
     - подпунктом «ф» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - сбор за право проведения кино- и телесъемок;
     
     - подпунктом «х» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - сбор за уборку территорий населенных пунктов;
     
     - подпунктом «ц» п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1 - сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры).
     
     Согласно ст. 4 вышеназванного Федерального закона глава 27 «Налог с продаж» части второй НК РФ действует с 1 января 2002 года до 1 января 2004 года.
     
     Таким образом, согласно вышеуказанным нормам законодательных актов с 1 января 2004 года в связи с отменой налога с продаж на территории субъектов Российской Федерации могут взиматься вышеперечисленные налоги и сборы, предусмотренные ст. 20 и 21 Закона N 2118-1, взамен которых был введен налог с продаж.
     
     Однако следует иметь в виду, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находится проект закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
     
     Так, согласно данному законопроекту вносятся изменения и в ст. 20 и 21 Закона N 2118-1. В частности, законопроектом предусматривается отмена практически всех вышеперечисленных налогов и сборов. При этом часть сборов (например, курортный сбор, сбор за выдачу ордера на квартиру и др.) будут учтены при внесении изменений в главу «Государственная пошлина» НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, с отменой с 1 января 2004 года налога с продаж вопрос о введении на территории субъектов Российской Федерации вышеперечисленных местных налогов и сборов (в том числе сбора на нужды образовательных учреждений) целесообразно рассмотреть после окончательного принятия вышеуказанного законопроекта.
     

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Российская организация сдала в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0 % и общую декларацию по НДС. В декларации по НДС по налоговой ставке 0 % приведены суммы НДС, принимаемые к вычету (в том числе сумма налога, уплаченная с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок продукции на экспорт, а также сумма налога, предъявленная организации и уплаченная ею при приобретении товаров для перепродажи на экспорт, экспорт которых документально подтвержден). Общая сумма НДС, принимаемая к вычету на основании декларации по НДС по налоговой ставке 0 %, превышает сумму, указанную в декларации по НДС, подлежащую перечислению в бюджет. Поскольку совокупная сумма НДС к вычету превышает совокупную сумму налога к уплате, имеет ли право вышеуказанная организация самостоятельно уменьшить сумму НДС, исчисленную по внутренним операциям, на суммы налога, подлежащие вычету в связи с экспортом товаров, рассчитывая на возврат оставшейся в результате вычета суммы налога в течение трех календарных месяцев, следующих за отчетным периодом?
     
     Согласно п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС в отношении операций по реализации товаров, облагаемых по ставке налога в размере 0 %, в том числе сумм налога, уплаченных в связи с реализацией товаров на экспорт (включающих суммы НДС, уплаченные при приобретении экспортируемых товаров, а также суммы этого налога, уплаченные при получении авансовых платежей), производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, и согласно п. 6 ст. 164 НК РФ на основании отдельной налоговой декларации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму НДС, исчисленную при реализации товаров (работ, услуг), положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ. При этом пунктом 4 ст. 176 НК РФ установлен особый порядок возмещения сумм НДС, применяемый в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке налога в размере 0 %, в том числе экспортируемых товаров. Так, согласно данному порядку возмещение НДС производится не позднее трех месяцев считая со дня представления налогоплательщиком вышеназванной отдельной налоговой декларации. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
     
     Таким образом, возмещение сумм НДС, уплаченного налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для производства и реализации экспортируемых товаров, а также сумм НДС, уплаченных с сумм авансовых или иных платежей, перечисленных покупателем в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, производится только по решению налогового органа на основании отдельной налоговой декларации.
     

     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик не имеет права самостоятельно уменьшать сумму НДС, исчисленную по операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 10 или 20 %, на суммы НДС, подлежащие вычету в связи с экспортом товаров, операции по реализации которых облагаются налогом по ставке 0 %.
     
О.В. Прокудина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Согласно письму МНС России от 29.06.2001 N ВГ-6-03/502@ во взаимной торговле хозяйствующих субъектов Российской Федерации и Республики Белоруссия с 1 июля 2001 года сохранился существовавший до данной даты порядок взимания НДС. Продукция нашего предприятия (сахар) облагается по ставке в размере 10 %. При реализации сахара в Республику Белоруссия мы применяли ставку НДС в размере 20 % на основании телеграммы Минфина России и Госналогслужбы России от 20.07.1994 N 93, В3-4-05/84н. Эту ставку налога продолжаем применять при реализации сахара в Республику Белоруссия и после 1 июля 2001 года. Правомерны ли наши действия в отношении применяемой ставки НДС?
     
     Согласно ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) с 1 января по 30 июня 2001 года реализация товаров в государства-участники СНГ, в том числе в Республику Белоруссия, для целей применения косвенных налогов приравнивалась к реализации товаров на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ операции по реализации сахара на территории Российской Федерации облагаются НДС по ставке в размере 10 %.
     
     Учитывая вышеизложенное, в отношении операций по реализации сахара хозяйствующим субъектам Республики Белоруссия, осуществлявшихся в период с 1 января по 30 июня 2001 года, следовало применять ставку НДС в размере 10 %.
     
     На основании ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) после 30 июня 2001 года во взаимной торговле с Республикой Белоруссия данный порядок взимания НДС сохраняется, о чем сообщалось в письме МНС России от 29.06.2001 N ВГ-6-03/502@.
     

     Что касается телеграммы Минфина России и Госналогслужбы России от 20.07.1994 N 93, В3-4-05/84н, на которую содержится ссылка в вопросе, то данным документом разъяснялся действовавший до 1 января 2001 года порядок применения НДС при реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам Азербайджанской Республики, Республики Грузия и Республики Узбекистан.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     И.Н. Ивер,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Возникает ли материальная выгода у физических лиц - вынужденных переселенцев с беспроцентной ссуды, выданной за счет средств федерального бюджета миграционной службой на основании постановления Правительства РФ от 28.01.1997 N 106?
     
     С 1 января 2001 года налогообложение сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами осуществляется в соответствии с положениями ст. 212 НК РФ независимо от того, из каких источников и на какие цели были получены эти заемные (кредитные) средства. Исключения для заемных средств, полученных физическими лицами на строительство (приобретение) жилья на основании законодательных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и решений органов местного самоуправления, не предусмотрено.
     
     Заемные (кредитные) средства должны быть возвращены по истечении определенного времени, как правило, с уплатой процентов за пользование такими средствами.
     
     Учитывая вышеизложенное, с 2001 года налогообложение сумм материальной выгоды по заемным (кредитным) средствам, полученным вынужденными переселенцами на строительство (приобретение) жилья, должно осуществляться в общеустановленном порядке с применением положений главы 23 НК РФ.
     
     Я приобрел квартиру по ипотечному кредиту. Имею ли я право включать в расходы по приобретению жилья расходы на оформление кредита (выплаты банку, страховые выплаты, оплата услуг нотариуса) с целью увеличения налогового вычета?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы, произведенные на оформление кредита, выплаты банку, страховые выплаты, оплату услуг нотариуса, не уменьшают налоговую базу физического лица при получении имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры по ипотечному кредиту.
     
     Предоставляется ли физическому лицу социальный налоговый вычет, если он произвел оплату за свое обучение не денежными средствами, а акциями банка или простыми векселями учебного заведения, которые были приобретены по договору купли-продажи в банке?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в образовательном учреждении, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 000 руб.
     
     Пунктом 1 ст. 140 ГК РФ установлено, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
     
     Согласно ст. 815 ГК РФ вексель удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.
     
     Таким образом, вексель представляет собой денежное обязательство и не может отождествляться с денежными средствами.
     
     Кроме того, вексель является ценной бумагой, и передача физическими лицами векселей, принадлежащих им на праве собственности, в счет оплаты стоимости за обучение не может быть приравнена к внесению физическими лицами соответствующих сумм за обучение.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае оплаты физическим лицом за обучение векселем, акциями или другими ценными бумагами социальный налоговый вычет ему не предоставляется.
     

Налогообложение индивидуальных предпринимателей

     
     Н.А. Шорохова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Правомерно ли привлекать индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, одновременно к уплате налога на доходы физических лиц и налога на игорный бизнес с доходов от игорного бизнеса? Подлежит ли уменьшению на сумму налога на игорный бизнес налоговая база по налогу на доходы физических лиц?
     
     Пунктом 9 ст. 274 НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.
     
     До 2004 года организации, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса, уплачивают налог в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» (далее - Закон N 142-ФЗ). Статьей 3 Закона N 142-ФЗ установлено, что плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.
     
     Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 142-ФЗ объектом обложения налогом на игорный бизнес признаются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор.
     
     Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
     
     Доходы, не подлежащие обложению (освобожденные от обложения) налогом на доходы физических лиц, поименованы в ст. 217 НК РФ. Доходы, полученные индивидуальными предпринимателями при осуществлении игорного бизнеса, в вышеназванной статье настоящего Кодекса не указаны.
     
     Следовательно, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, являются плательщиками налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
     
     Сумма налога на игорный бизнес, фактически уплаченная индивидуальным предпринимателем, включается в состав расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на доходы физических лиц.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, являются плательщиками налога на доходы физических лиц, а их налоговая база подлежит уменьшению на сумму уплаченного налога на игорный бизнес.
     

О налоге на имущество физических лиц

     
     Н. А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Предпринимателю принадлежит помещение общей площадью 500 кв.м, состоящее из торгового зала, служебных и складских помещений. За торговый зал площадью 150 кв.м предприниматель уплачивает единый налог на вмененный доход. Какая часть площади помещения должна освобождаться от уплаты налога на имущество физических лиц?
     
     Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» определено, что плательщиками данного налога признаются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает в том числе замену уплаты налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
     
     Учитывая вышеизложенное, в приведенном в вопросе примере от уплаты налога на имущество физических лиц должны освобождаться 150 кв.м площади торгового зала, за которые уплачивается единый налог на вмененный доход.
     
     Для исключения из налоговой базы площади торгового зала предпринимателю необходимо представить налоговому органу по месту нахождения имущества документы, подтверждающие уплату единого налога на вмененный доход за площадь торгового зала.
     

Об избежании двойного налогообложения

     
     С.В. Плужникова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Российский банк открыл свое представительство в Республике Белоруссия. Коммерческой деятельностью данное представительство не занимается. Банк выплачивает своим сотрудникам, работающим в представительстве и являющимся гражданами Республики Белоруссия и проживающим в Республике Белоруссия, заработную плату. По каким ставкам и в какой бюджет: Российской Федерации или Республики Белоруссия - российский банк должен исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц?
     
     В соответствии со ст. 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, только если:
     
     а) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, являющегося лицом с постоянным местопребыванием в другом Государстве, или
     
     б) расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в первом упомянутом Государстве, имеет в другом Договаривающемся Государстве.
     
     В п. 2 ст. 11 НК РФ определено понятие «налоговый резидент». Если физическое лицо фактически находится в Российской Федерации более 183 дней в календарном году, то оно становится резидентом Российской Федерации и подлежит налогообложению в соответствии с российским налоговым законодательством.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится в том числе вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
     
     Таким образом, сотрудники, работающие в представительстве российского банка на территории Республики Белоруссия, не являются плательщиками налога на доходы физических лиц в соответствии с российским налоговым законодательством.