А.С. Волков,
к.э.н.
1. Стоит ли отказываться от НДС?
После принятия главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) субъекты малого предпринимательства оказались перед выбором: переходить или не переходить на упрощенную систему налогообложения? Главным достоинством вышеуказанной системы налогообложения является снижение налогового бремени организации: согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ единый налог заменяет налог на прибыль, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налог на имущество, налог с продаж и единый социальный налог. Даже если сравнить уплату единого налога по ставке 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов, и уплату только одного налога на прибыль по ставке 24 %, преимущество упрощенной системы налогообложения становится очевидным. Но многие организации, перешедшие на вышеуказанную систему налогообложения, сталкиваются со следующей проблемой: с ними часто отказываются работать организации-покупатели, либо они вынуждены уменьшать цены своей продукции до приемлемого для покупателей уровня.
Такую же проблему приходится решать и организациям, работающим в соответствии с общей системой налогообложения, но освобожденным от уплаты НДС.
Рассмотрим, выгодно ли организации-покупателю (организация В) производить покупку товара у организации - неплательщика НДС. Для этого рассмотрим деятельность трех организаций, связанных между собой сделками: организация А является поставщиком организации Б, а организация Б - поставщиком организации В. При этом:
- организация А - плательщик НДС;
- организация Б может выбирать, платить ей НДС или нет (то есть переходить на упрощенную систему налогообложения или нет);
- организация В - плательщик НДС.
Проанализируем движение товаров (работ, услуг) от организации А через организацию Б к организации В.
1.1. Причина - разрыв цепочки НДС
Сравним два случая: организация Б - плательщик НДС и организация Б - неплательщик НДС (прочие условия деятельности организации Б одинаковы).
Шрифтовые выделения в таблицах:
- курсив - свободно задаваемые показатели;
- прямой - рассчитываемые показатели;
- полужирный - ключевые для выводов показатели.
Пример 1. Организация Б - плательщик НДС. | |||
Показатели |
Организация А |
Организация Б |
Организация В |
Входящая цена исходящая цена поставщика) |
120 |
180 |
240 |
Входящий НДС исходящий НДС поставщика) |
20 |
30 |
40 |
Входящая себестоимость исходящая себестоимость поставщика) |
100 |
150 |
200 |
Добавленная стоимость |
50 |
50 |
50 |
Исходящая себестоимость (входящая себестоимость + добавленная стоимость) |
150 |
200 |
250 |
Ставка НДС, % |
20 |
20 |
20 |
Исходящий НДС (себестоимость х ставка НДС) |
30 |
40 |
50 |
Исходящая цена (себестоимость + НДС) |
180 |
240 |
300 |
НДС к уплате (исходящий - входящий) |
10 |
10 |
10 |
Пример 2. Организация Б - неплательщик НДС. | |||
Показатели |
Организация А |
Организация Б |
Организация В |
Входящая цена (исходящая цена поставщика) |
120 |
180 |
230 |
Входящий НДС (исходящий НДС поставщика) |
20 |
30 |
0 |
Входящая себестоимость (исходящая себестоимость поставщика) |
100 |
180 |
230 |
Добавленная стоимость |
50 |
50 |
50 |
Исходящая себестоимость (входящая себестоимость + добавленная стоимость) |
150 |
230 |
280 |
Ставка НДС, % |
20 |
0 |
20 |
Исходящий НДС (себестоимость х ставка НДС) |
30 |
0 |
56 |
Исходящая цена (себестоимость + НДС) |
180 |
230 |
336 |
НДС к уплате (исходящий - входящий) |
10 |
0 |
56 |
В результате расчетов можно сделать следующие выводы:
1) в связи с разрывом цепочки НДС на организации Б в примере 1 организация В должна уплатить в бюджет 10 руб. НДС, а в примере 2 - целых 56! Но если произвести более корректный расчет, то в примере 1 организация В должна уплатить в бюджет 10 руб. НДС, а 40 руб. НДС - поставщику в цене товара. Получается, что в примере 2 организация В переплачивает НДС в размере всего-то 6 руб.! Эти 6 руб. возникают как НДС на включенный в свое время организацией Б в себестоимость продукции входящий НДС в размере 30 руб.
Но является ли незначительная переплата НДС организацией В основной причиной невыгодности для нее закупок у организации - неплательщика НДС? Конечно, эта причина весьма весома, но все же, наверное, основной недостаток скрывается в другом следствии - в разрыве цепочки НДС;
2) в связи с включением входящего НДС согласно законодательству в себестоимость продукции у организации Б (неплательщика НДС) на этом участке движения товара возрастает его стоимость на сумму входящего НДС. Таким образом, для организации В цена товара возрастает на сумму учтенного организацией Б НДС в себестоимости продукции. Как результат, в ценовой конкурентной борьбе товар организации В проигрывает по сравнению с товарами тех организаций, которые закупали их у плательщиков НДС.
Означают ли эти выводы, что если организация хочет продать свои товары, она должна однозначно быть плательщиком НДС?
1.2. Критерий - доля добавленной стоимости
Сравним два случая продажи продукции, цена которой включает высокую и низкую долю добавленной стоимости. (Шрифтовые выделения в тексте те же.)
Пример 3. Высокая доля добавленной стоимости в цене. | |||
Показатели |
Организация А |
Организация Б |
Организация В |
Входящая цена (исходящая цена поставщика) |
120 |
264 |
489 |
Входящий НДС (исходящий НДС поставщика) |
20 |
44 |
0 |
Входящая себестоимость (исходящая себестоимость поставщика) |
100 |
264 |
489 |
Добавленная стоимость |
120 |
225 |
600 |
Исходящая себестоимость (входящая себестоимость + добавленная стоимость) |
220 |
489 |
1089 |
Ставка НДС, % |
20 |
0 |
20 |
Исходящий НДС (себестоимость х ставка НДС) |
44 |
0 |
218 |
Исходящая цена (себестоимость + НДС) |
264 |
489 |
1307 |
НДС к уплате (исходящий - входящий) |
24 |
0 |
218 |
Доля добавленной стоимости в исходящей цене, % |
45 |
46 |
46 |
Вариант «Б»: организация Б - плательщик НДС. | |||
Показатели |
Организация А |
Организация Б |
Организация В |
Входящая цена (исходящая цена поставщика) |
120 |
264 |
534 |
Входящий НДС (исходящий НДС поставщика) |
20 |
44 |
89 |
Входящая себестоимость (исходящая себестоимость поставщика) |
100 |
220 |
445 |
Добавленная стоимость |
120 |
225 |
600 |
Исходящая себестоимость (входящая себестоимость + добавленная стоимость) |
220 |
445 |
1045 |
Ставка НДС, % |
20 |
20 |
20 |
Исходящий НДС (себестоимость х ставка НДС) |
44 |
89 |
209 |
Исходящая цена (себестоимость + НДС) |
264 |
534 |
1254 |
НДС к уплате (исходящий - входящий) |
24 |
45 |
120 |
Доля добавленной стоимости в исходящей цене, % |
45 |
42 |
48 |
При сравнении двух вариантов (пример 3) можно сделать следующие выводы:
1) исходящая цена в организации В возрастает при закупке товара у неплательщика НДС на 53 руб. (1307 руб. - 1254 руб.), что составляет примерно 4 % от цены товара (53 руб. : 1307 руб.);
2) организация В переплачивает НДС при закупке товара у неплательщика НДС всего 9 руб. (218 руб. - 120 руб. - 89 руб.), что составляет примерно 4 % от суммы НДС к уплате (9 руб. : 218 руб.).
Пример 4. Низкая доля добавленной стоимости в цене. | |||
Показатели |
Организация А |
Организация Б |
Организация В |
Входящая цена (исходящая цена поставщика) |
120 |
137 |
153 |
Входящий НДС (исходящий НДС поставщика) |
20 |
23 |
0 |
Входящая себестоимость (исходящая себестоимость поставщика) |
100 |
137 |
153 |
Добавленная стоимость |
14 |
16 |
22 |
Исходящая себестоимость (входящая себестоимость + добавленная стоимость) |
114 |
153 |
175 |
Ставка НДС, % |
20 |
0 |
20 |
Исходящий НДС (себестоимость х ставка НДС) |
23 |
0 |
35 |
Исходящая цена (себестоимость + НДС) |
137 |
153 |
210 |
НДС к уплате (исходящий - входящий) |
3 |
0 |
35 |
Доля добавленной стоимости в цене, % |
10 |
10 |
10 |
Вариант «Б»: организация Б - плательщик НДС. | |||
Показатели |
Организация А |
Организация Б |
Организация В |
Входящая цена (исходящая цена поставщика) |
120 |
137 |
156 |
Входящий НДС (исходящий НДС поставщика) |
20 |
23 |
26 |
Входящая себестоимость (исходящая себестоимость поставщика) |
100 |
114 |
130 |
Добавленная стоимость |
14 |
16 |
22 |
Исходящая себестоимость (входящая себестоимость + добавленная стоимость) |
114 |
130 |
152 |
Ставка НДС, % |
20 |
20 |
20 |
Исходящий НДС (себестоимость х ставка НДС) |
23 |
26 |
30 |
Исходящая цена (себестоимость + НДС) |
137 |
156 |
182 |
НДС к уплате (исходящий - входящий) |
3 |
3 |
4 |
Доля добавленной стоимости в цене, % |
10 |
10 |
12 |
При сравнении двух вариантов (пример 4) можно сделать следующие выводы:
1) исходящая цена в организации В возрастает при закупке товара у неплательщика НДС на 28 руб. (210 руб. - 182 руб.), что составляет примерно 13 % от цены товара (28 руб. : 210 руб.);
2) организация В переплачивает НДС при закупке товара у неплательщика НДС всего 4 руб. (35 руб. - 26 руб. - 4 руб.), что составляет примерно 11 % от суммы НДС к уплате (4 руб. : 35 руб.).
Теперь сравним пример 3 (высокая доля добавленной стоимости в цене) с примером 4 (низкая доля добавленной стоимости):
1) в случае с высокой добавленной стоимостью в цене организация В, работая с неплательщиком НДС, теряет относительно немного (4 % и по цене, и по НДС);
2) в случае с низкой добавленной стоимостью в цене организация В, работая с неплательщиком НДС, теряет относительно много (13 % по цене и 11 % по НДС).
Таким образом, можно сделать следующий вывод: чем выше доля добавленной стоимости в цене, тем меньше теряет организация-покупатель, работая с неплательщиком НДС. Причем заметим, что имеет значение как доля добавленной стоимости у организации Б, так и доля добавленной стоимости у организации В. При условии высокой доли добавленной стоимости в цене многие организации - покупатели продукции у неплательщиков НДС могут не придавать большого значения небольшим потерям в случае наличия других более важных преимуществ (например, качество товара, долгосрочные отношения, одна бизнес-группа, монопольное положение поставщика и др.).
Доля добавленной стоимости в цене товаров (работ, услуг) - очень важный критерий для решения вопроса, быть ли плательщиком НДС. Но единственный ли это критерий и в каких случаях можно его применять?
1.3. Следует руководствоваться не только долей добавленной стоимости в цене товаров
Организация Б может иметь различные отношения с покупателем:
- организация В может быть промежуточным потребителем;
- в роли организации В может выступать конечный потребитель;
- организация В тоже может быть неплательщиком НДС.
Если организация В - промежуточный потребитель, то все вышеописанное подходит для этого случая: организация В будет продавать товары (работы, услуги) дальше по цепочке, а следовательно, для нее важен ценовой фактор, и она будет платить НДС. В этом случае для организации Б доля добавленной стоимости в цене товаров - очень важный критерий для решения вопроса, быть или не быть плательщиком НДС.
Если в роли организации В выступает конечный потребитель, то цепочка дальнейшего коммерческого движения товаров прерывается. В роли организации В могут выступать государственные учреждения, общественные или некоммерческие организации, физические лица, а иногда - и коммерческие организации. В этом случае потребителю не надо платить НДС и иметь ценовые конкурентные преимущества, а следовательно, организация Б может быть неплательщиком НДС (то есть перейти на упрощенную систему налогообложения).
Если организация В - неплательщик НДС, то все зависит от конкретной ситуации: сколько организаций имеется в цепочке до конечного потребителя, как переплетаются их экономические отношения. При варианте, когда вплоть до конечного потребителя все организации не являются плательщиками НДС, то для организации В это практически то же самое, что продавать товар конечному потребителю, только цепочка длиннее. Если где-то в цепочке находится организация - плательщик НДС, то, скорее всего, она почувствует следствия неплатежей НДС.
Выводы:
1) если покупатели являются конечными потребителями или не уплачивают НДС вплоть до конечных покупателей, то можно избрать систему налогообложения, при которой НДС не уплачивается (то есть перейти на упрощенную систему налогообложения);
2) если покупатели товаров (работ, услуг) являются плательщиками НДС, то необходимо определить долю добавленной стоимости в цене товаров (работ, услуг) покупателей:
а) если доля добавленной стоимости высока, то покупатель в связи с выбором продавца, работающего по системе налогообложения, при которой не платится НДС, будет терять немного и, возможно, в случае наличия других более важных интересов согласится покупать товары у такого продавца;
б) если доля добавленной стоимости низкая, то невелика вероятность того, что с вышеуказанным продавцом согласятся работать покупатели (при наличии на рынке организаций - плательщиков НДС, продающих аналогичные товары). Дело в том, что в связи с разрывом цепочки НДС покупатель товаров (работ, услуг) организации должен будет переплатить НДС по сравнению с покупкой того же товара у организации - плательщика НДС и цена его товаров (работ, услуг) будет выше по сравнению с конкурентами.
2. Оптимальный вариант уплаты единого налога
2.1. Общие положения
Упрощенная система налогообложения может применяться в одном из двух нижеприведенных вариантов, когда единый налог рассчитывается:
а) по ставке 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов (прибыли);
б) по ставке 6 % от доходов (выручки, оборота).
До принятия Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федераци
11.02.2018
11.02.2018
14.12.2017
05.10.2017
05.10.2017
Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Не является публичной офертой. Уточняйте наличие в издательстве. Информация 18+
Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.
©1996-2018 ИД "Налоговый вестник".