Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О переходе на упрощенную систему налогообложения

     

О переходе на упрощенную систему налогообложения


А.С. Волков,
к.э.н.

1. Стоит ли отказываться от НДС?

     
     После принятия главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) субъекты малого предпринимательства оказались перед выбором: переходить или не переходить на упрощенную  систему налогообложения? Главным достоинством вышеуказанной системы налогообложения является снижение налогового бремени организации: согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ единый налог заменяет налог на прибыль, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налог на имущество, налог с продаж и единый социальный налог. Даже если сравнить уплату единого налога по ставке 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов, и уплату только одного налога на прибыль по ставке 24 %, преимущество упрощенной системы налогообложения становится очевидным. Но многие организации, перешедшие на вышеуказанную систему налогообложения, сталкиваются со следующей проблемой: с ними часто отказываются работать организации-покупатели, либо они вынуждены уменьшать цены своей продукции до приемлемого для покупателей уровня.
     
     Такую же проблему приходится решать и организациям, работающим в соответствии с общей системой налогообложения, но освобожденным от уплаты НДС.
     
     Рассмотрим, выгодно ли организации-покупателю (организация В) производить покупку товара у организации - неплательщика НДС. Для этого рассмотрим деятельность трех организаций, связанных между собой сделками: организация А является поставщиком организации Б, а организация Б - поставщиком организации В. При этом:
     
     - организация А - плательщик НДС;
     
     - организация Б может выбирать, платить ей НДС или нет (то есть переходить на упрощенную систему налогообложения или нет);
     
     - организация В - плательщик НДС.
     
     Проанализируем движение товаров (работ, услуг) от организации А через организацию Б к организации В.

     


     

1.1. Причина - разрыв цепочки НДС

     
     Сравним два случая: организация Б - плательщик НДС и организация Б - неплательщик НДС (прочие условия деятельности организации Б одинаковы).
     
     Шрифтовые выделения в таблицах:
     
     - курсив - свободно задаваемые показатели;
     
     - прямой - рассчитываемые показатели;
     
     - полужирный - ключевые для выводов показатели.
     

Пример 1. Организация Б - плательщик НДС.

Показатели

Организация А

Организация Б

Организация В

Входящая цена исходящая цена поставщика)

120

180

240

Входящий НДС исходящий НДС поставщика)

20

30

40

Входящая себестоимость исходящая себестоимость поставщика)

100

150

200

Добавленная стоимость

50

50

50

Исходящая себестоимость (входящая себестоимость + добавленная стоимость)

150

200

250

Ставка НДС, %

20

20

20

Исходящий НДС (себестоимость х ставка НДС)

30

40

50

Исходящая цена (себестоимость + НДС)

180

240

300

НДС к уплате (исходящий - входящий)

10

10

10

     

Пример 2. Организация Б - неплательщик НДС.

Показатели

Организация А

Организация Б

Организация В

Входящая цена (исходящая цена поставщика)

120

180

230

Входящий НДС (исходящий НДС поставщика)

20

30

0

Входящая себестоимость (исходящая себестоимость поставщика)

100

180

230

Добавленная стоимость

50

50

50

Исходящая себестоимость (входящая себестоимость + добавленная стоимость)

150

230

280

Ставка НДС, %

20

0

20

Исходящий НДС (себестоимость х ставка НДС)

30

0

56

Исходящая цена (себестоимость + НДС)

180

230

336

НДС к уплате (исходящий - входящий)

10

0

56

     
     В результате расчетов можно сделать следующие выводы:
     
     1) в связи с разрывом цепочки НДС на организации Б в примере 1 организация В должна уплатить в бюджет 10 руб. НДС, а в примере 2 - целых 56! Но если произвести более корректный расчет, то в примере 1 организация В должна уплатить в бюджет 10 руб. НДС, а 40 руб. НДС - поставщику в цене товара. Получается, что в примере 2 организация В переплачивает НДС в размере всего-то 6 руб.! Эти 6 руб. возникают как НДС на включенный в свое время организацией Б в себестоимость продукции входящий НДС в размере 30 руб.
     
     Но является ли незначительная переплата НДС организацией В основной причиной невыгодности для нее закупок у организации - неплательщика НДС? Конечно, эта причина весьма весома, но все же, наверное, основной недостаток скрывается в другом следствии - в разрыве цепочки НДС;
     
     2) в связи с включением входящего НДС согласно законодательству в себестоимость продукции у организации Б (неплательщика НДС) на этом участке движения товара возрастает его стоимость на сумму входящего НДС. Таким образом, для организации В цена товара возрастает на сумму учтенного организацией Б НДС в себестоимости продукции. Как результат, в ценовой конкурентной борьбе товар организации В проигрывает по сравнению с товарами тех организаций, которые закупали их у плательщиков НДС.
     
     Означают ли эти выводы, что если организация хочет продать свои товары, она должна однозначно быть плательщиком НДС?
     

1.2. Критерий - доля добавленной стоимости

     
     Сравним два случая продажи продукции, цена которой включает высокую и низкую долю добавленной стоимости. (Шрифтовые выделения в тексте те же.)
     

Пример 3. Высокая доля добавленной стоимости в цене.

Вариант «А»: организация Б - неплательщик НДС.

Показатели

Организация А

Организация Б

Организация В

Входящая цена (исходящая цена поставщика)

120

264

489

Входящий НДС (исходящий НДС поставщика)

20

44

0

Входящая себестоимость (исходящая себестоимость поставщика)

100

264

489

Добавленная стоимость

120

225

600

Исходящая себестоимость (входящая себестоимость + добавленная стоимость)

220

489

1089

Ставка НДС, %

20

0

20

Исходящий НДС (себестоимость х ставка НДС)

44

0

218

Исходящая цена (себестоимость + НДС)

264

489

1307

НДС к уплате (исходящий - входящий)

24

0

218

Доля добавленной стоимости в исходящей цене, %

45

46

46

     

Вариант «Б»: организация Б - плательщик НДС.

Показатели

Организация А

Организация Б

Организация В

Входящая цена (исходящая цена поставщика)

120

264

534

Входящий НДС (исходящий НДС поставщика)

20

44

89

Входящая себестоимость (исходящая себестоимость поставщика)

100

220

445

Добавленная стоимость

120

225

600

Исходящая себестоимость (входящая себестоимость + добавленная стоимость)

220

445

1045

Ставка НДС, %

20

20

20

Исходящий НДС (себестоимость х ставка НДС)

44

89

209

Исходящая цена (себестоимость + НДС)

264

534

1254

НДС к уплате (исходящий - входящий)

24

45

120

Доля добавленной стоимости в исходящей цене, %

45

42

48

     
     При сравнении двух вариантов (пример 3) можно сделать следующие выводы:
     
     1) исходящая цена в организации В возрастает при закупке товара у неплательщика НДС на 53 руб. (1307 руб. - 1254 руб.), что составляет примерно 4 % от цены товара (53 руб. : 1307 руб.);
     
     2) организация В переплачивает НДС при закупке товара у неплательщика НДС всего 9 руб. (218 руб. - 120 руб. - 89 руб.), что составляет примерно 4 % от суммы НДС к уплате (9 руб. : 218 руб.).
     

Пример 4. Низкая доля добавленной стоимости в цене.

Вариант «А»: организация Б - неплательщик НДС.

Показатели

Организация А

Организация Б

Организация В

Входящая цена (исходящая цена поставщика)

120

137

153

Входящий НДС (исходящий НДС поставщика)

20

23

0

Входящая себестоимость (исходящая себестоимость поставщика)

100

137

153

Добавленная стоимость

14

16

22

Исходящая себестоимость (входящая себестоимость + добавленная стоимость)

114

153

175

Ставка НДС, %

20

0

20

Исходящий НДС (себестоимость х ставка НДС)

23

0

35

Исходящая цена (себестоимость + НДС)

137

153

210

НДС к уплате (исходящий - входящий)

3

0

35

Доля добавленной стоимости в цене, %

10

10

10

     

Вариант «Б»: организация Б - плательщик НДС.

Показатели

Организация А

Организация Б

Организация В

Входящая цена (исходящая цена поставщика)

120

137

156

Входящий НДС (исходящий НДС поставщика)

20

23

26

Входящая себестоимость (исходящая себестоимость поставщика)

100

114

130

Добавленная стоимость

14

16

22

Исходящая себестоимость (входящая себестоимость + добавленная стоимость)

114

130

152

Ставка НДС, %

20

20

20

Исходящий НДС (себестоимость х ставка НДС)

23

26

30

Исходящая цена (себестоимость + НДС)

137

156

182

НДС к уплате (исходящий - входящий)

3

3

4

Доля добавленной стоимости в цене, %

10

10

12

     
     При сравнении двух вариантов (пример 4) можно сделать следующие выводы:
     
     1) исходящая цена в организации В возрастает при закупке товара у неплательщика НДС на 28 руб. (210 руб. - 182 руб.), что составляет примерно 13 % от цены товара (28 руб. : 210 руб.);
     
     2) организация В переплачивает НДС при закупке товара у неплательщика НДС всего 4 руб. (35 руб. - 26 руб. - 4 руб.), что составляет примерно 11 % от суммы НДС к уплате (4 руб. : 35 руб.).
     
     Теперь сравним пример 3 (высокая доля добавленной стоимости в цене) с примером 4 (низкая доля добавленной стоимости):
     
     1) в случае с высокой добавленной стоимостью в цене организация В, работая с неплательщиком НДС, теряет относительно немного (4 % и по цене, и по НДС);
     
     2) в случае с низкой добавленной стоимостью в цене организация В, работая с неплательщиком НДС, теряет относительно много (13 % по цене и 11 % по НДС).
     
     Таким образом, можно сделать следующий вывод: чем выше доля добавленной стоимости в цене, тем меньше теряет организация-покупатель, работая с неплательщиком НДС. Причем заметим, что имеет значение как доля добавленной стоимости у организации Б, так и доля добавленной стоимости у организации В. При условии высокой доли добавленной стоимости в цене многие организации - покупатели продукции у неплательщиков НДС могут не придавать большого значения небольшим потерям в случае наличия других более важных преимуществ (например, качество товара, долгосрочные отношения, одна бизнес-группа, монопольное положение поставщика и др.).
     
     Доля добавленной стоимости в цене товаров (работ, услуг) - очень важный критерий для решения вопроса, быть ли плательщиком НДС. Но единственный ли это критерий и в каких случаях можно его применять?
     

1.3. Следует руководствоваться не только долей добавленной стоимости в цене товаров

     
     Организация Б может иметь различные отношения с покупателем:
     
     - организация В может быть промежуточным потребителем;
     
     - в роли организации В может выступать конечный потребитель;
     
     - организация В тоже может быть неплательщиком НДС.
     
     Если организация В - промежуточный потребитель, то все вышеописанное подходит для этого случая: организация В будет продавать товары (работы, услуги) дальше по цепочке, а следовательно, для нее важен ценовой фактор, и она будет платить НДС. В этом случае для организации Б доля добавленной стоимости в цене товаров - очень важный критерий для решения вопроса, быть или не быть плательщиком НДС.
     
     Если в роли организации В выступает конечный потребитель, то цепочка дальнейшего коммерческого движения товаров прерывается. В роли организации В могут выступать государственные учреждения, общественные или некоммерческие организации, физические лица, а иногда - и коммерческие организации. В этом случае потребителю не надо платить НДС и иметь ценовые конкурентные преимущества, а следовательно, организация Б может быть неплательщиком НДС (то есть перейти на упрощенную систему налогообложения).
     
     Если организация В - неплательщик НДС, то все зависит от конкретной ситуации: сколько организаций имеется в цепочке до конечного потребителя, как переплетаются их экономические отношения. При варианте, когда вплоть до конечного потребителя все организации не являются плательщиками НДС, то для организации В это практически то же самое, что продавать товар конечному потребителю, только цепочка длиннее. Если где-то в цепочке находится организация - плательщик НДС, то, скорее всего, она почувствует следствия неплатежей НДС.
     
     Выводы:
     
     1) если покупатели являются конечными потребителями или не уплачивают НДС вплоть до конечных покупателей, то можно избрать систему налогообложения, при которой НДС не уплачивается (то есть перейти на упрощенную систему налогообложения);
     
     2) если покупатели товаров (работ, услуг) являются плательщиками НДС, то необходимо определить долю добавленной стоимости в цене товаров (работ, услуг) покупателей:
     
     а) если доля добавленной стоимости высока, то покупатель в связи с выбором продавца, работающего по системе налогообложения, при которой не платится НДС, будет терять немного и, возможно, в случае наличия других более важных интересов согласится покупать товары у такого продавца;
     
     б) если доля добавленной стоимости низкая, то невелика вероятность того, что с вышеуказанным продавцом согласятся работать покупатели (при наличии на рынке организаций - плательщиков НДС, продающих аналогичные товары). Дело в том, что в связи с разрывом цепочки НДС покупатель товаров (работ, услуг) организации должен будет переплатить НДС по сравнению с покупкой того же товара у организации - плательщика НДС и цена его товаров (работ, услуг) будет выше по сравнению с конкурентами.
     

2. Оптимальный вариант уплаты единого налога

2.1. Общие положения

     
     Упрощенная система налогообложения может применяться в одном из двух нижеприведенных вариантов, когда единый налог рассчитывается:
     
     а) по ставке 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов (прибыли);
     
     б) по ставке 6 % от доходов (выручки, оборота).
     
     До принятия Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федераци