Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение ценных бумаг

     

Налогообложение ценных бумаг


В.Е. Мурзин,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

Признание ценных бумаг обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг

     
     Что понимается под допуском к обращению на рынке ценных бумаг для целей применения п. 3 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации? Рассматриваются ли ценные бумаги, являющиеся объектом совершаемых через организатора торговли сделок и не включенные в котировальные листы, ценными бумагами, допущенными к обращению организатором торговли?
     
     Согласно п. 3 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:
     
     1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
     
     2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
     
     3) если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством.
     
     Статьей 14 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон N 39-ФЗ) установлен порядок допуска ценных бумаг к биржевой торговле. В частности, данной статьей Закона N 39-ФЗ предусмотрено, что ценные бумаги, не включенные в список обращающихся на фондовой бирже, могут быть объектом сделок на бирже в порядке, предусмотренном ее внутренними документами.
     
     В соответствии с п. 5.1 Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 04.01.2002 N 1-пс, вступившего в силу с 01.04.2002, допуск ценных бумаг к обращению и исключение ценных бумаг из обращения должны осуществляться отдельным структурным подразделением организатора торговли. Правила допуска к обращению и исключения из обращения через организатора торговли ценных бумаг должны устанавливать условия и порядок включения ценных бумаг в котировальные листы «А» (первого и второго уровней) и «Б», порядок осуществления контроля за соответствием ценных бумаг требованиям организатора торговли, а также порядок исключения ценных бумаг, не соответствующих требованиям организатора торговли и нормативных правовых актов ФКЦБ России, из вышеуказанных котировальных листов.
     
     Правила допуска к обращению могут также содержать требования к ценным бумагам, которые не допущены к обращению, но могут быть объектом совершаемых через организатора торговли сделок.
     
     Федеральным законом от 28.12.2002 N 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и о внесении дополнения в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”«, вступившим в силу 30 декабря 2002 года, внесены изменения в ст. 14 «Допуск ценных бумаг к торгам на фондовой бирже» Закона N 39-ФЗ, в соответствии с которыми данная статья Закона N 39-ФЗ изложена в новой редакции.
     
     В частности, в новой редакции ст. 14 вышеуказанного Закона предусматривается, что ценные бумаги могут быть допущены к торгам на фондовой бирже без прохождения процедуры листинга в соответствии с правилами допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга.
     
     Согласно ст. 2 Закона N 39-ФЗ под обращением ценных бумаг понимается заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.
     
     Одним из случаев обращения ценных бумаг является публичное обращение ценных бумаг, которым в соответствии со ст. 2 Закона N 39-ФЗ признается в том числе обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. В частности, условия допуска ценных бумаг к обращению, при осуществлении деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг путем включения в котировальные листы, установлены п. 5.3 Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг.
     
     Таким образом, ценные бумаги, являющиеся объектом совершаемых через организаторов торговли сделок, не включенные в котировальные листы, но соответствующие требованиям п. 5.3 вышеуказанного Положения, рассматриваются как ценные бумаги, допущенные к обращению организатором торговли.
     

Особенности порядка определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и заполнения и сдачи декларации по налогу на прибыль

     
     Как определяется налоговая база по операциям с ценными бумагами и заполняется и сдается декларация по налогу на прибыль, если налогоплательщик получил лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской деятельности, но реально начал осуществлять дилерскую деятельность со II квартала?
     
     Статьями 280 и 300 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами налогоплательщиками, осуществляющими дилерскую деятельность.
     
     Так, согласно п. 11 ст. 280 НК РФ налогоплательщики (включая банки), осуществляющие дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, при определении налоговой базы и переносе убытка на будущее в порядке и на условиях, которые установлены ст. 283 настоящего Кодекса, формируют налоговую базу и определяют сумму убытка, подлежащего переносу на будущее с учетом всех доходов (расходов) и суммы убытка, которые получены от осуществления предпринимательской деятельности.
     
     В течение налогового периода перенос на будущее убытков, полученных вышеуказанными налогоплательщиками в соответствующем отчетном периоде текущего налогового периода, может осуществляться в пределах суммы прибыли, полученной от предпринимательской деятельности.
     
     Согласно ст. 300 НК РФ профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, вправе относить на расходы в целях налогообложения отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг, если они определяют доходы и расходы по методу начисления. В таком случае суммы восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг, отчисления на создание (корректировку) которых ранее были учтены при определении налоговой базы, признаются их доходом. Порядок отнесения сумм отчислений в резервы определен ст. 300 НК РФ.
     
     Для применения вышеуказанного порядка необходимо наличие лицензии на осуществление дилерской деятельности и фактическое осуществление дилерской деятельности.
     
     Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей по налогу установлен ст. 286 НК РФ.
     
     Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
     
     По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
     
     Поскольку налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода, то особенности исчисления налоговой базы, установленные ст. 280 и 300 НК РФ, применяются также с начала налогового периода, так как при этом соблюдаются одновременно два условия:
     
     - с начала налогового периода имеется лицензия на осуществление дилерской деятельности;
     
     - дилерская деятельность фактически осуществлялась со II квартала.
     
     При этом за I квартал, поскольку за этот период дилерская деятельность не осуществлялась, банк должен представить Листы 05 и 06 декларации по налогу на прибыль.
     
     Начиная с расчетов за 1-е полугодие банк определяет налоговую базу по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами с начала года без их разделения на категории ценных бумаг с отражением в Листе 02 декларации и, соответственно, не представляет Листы 05 и 06 декларации по налогу на прибыль.
     

Налоговая ставка, применяемая к доходам от купли-продажи государственных ценных бумаг,
размещаемых за пределами Российской Федерации

     
     Какая налоговая ставка применяется к доходам от купли-продажи и доходам в виде процентов, выплачиваемых по условиям эмиссии эмитентом по государственным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации?
     
     Статьей 8 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон N 110-ФЗ) установлено, что к доходам, полученным российскими организациями при выплате в соответствии с условиями эмиссии по государственным ценным бумагам Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами территории Российской Федерации, процентного дохода, применяется налоговая ставка в размере, установленном п. 1 ст. 284 НК РФ, то есть 24 %.
     
     Вышеуказанные изменения внесены в Закон N 110-ФЗ п. 4 ст. 2 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 57-ФЗ).
     
     Согласно ст. 16 Закона N 57-ФЗ вышеуказанные изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 57-ФЗ и распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     
     К государственным ценным бумагам Российской Федерации, размещаемым за пределами территории Российской Федерации, относятся внешние облигационные займы, выпускаемые в соответствии с постановлениями Правительства РФ. При этом держателями глобальных сертификатов этих выпусков являются иностранные компании и банки.
     
     Выпуск внешних облигационных займов регулируется следующими постановлениями Правительства РФ:
     
     1) постановление от 27.09.1994 N 1107 «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами», в котором принята концепция переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР, изложенная в Заявлении Правительства РФ, прилагаемом к вышеуказанному постановлению.
     
     Пунктом 6 этого Заявления установлено, что под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются обязательства в пределах, принятых на себя или гарантированных надлежаще уполномоченными юридическими лицами, в отношении иностранного поставщика или его финансового посредника в связи с поставкой товаров или оказанием услуг из-за рубежа по краткосрочным контрактам, заключенным до 4 января 1992 года включительно, и среднесрочным контрактам, заключенным до 31 декабря 1991 года включительно.
     
     Держателям долговых коммерческих обязательств бывшего СССР взамен задолженности выдавались регистрируемые векселя (впоследствии - облигации внешнего облигационного займа).
     
     Постановлением Правительства РФ от 04.11.1996 N 1320 «О некоторых вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996 года» Минфину России было поручено осуществить от имени Российской Федерации выпуск внешнего облигационного займа в ноябре - декабре 1996 года.
     
     В этих целях следовало определить условия выпуска и подписать с иностранными финансовыми учреждениями, обеспечивающими выпуск и обслуживание указанного займа, соответствующие соглашения;
     
     2) постановление от 23.01.1997 N 71 «О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1997 году»;
     
     3) постановление от 14.03.1998 N 302 «О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1998 году»;
     
     4) постановление от 23.06.2000 N 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов», которым было установлено следующее.
     
     В целях завершения работы по урегулированию задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов, и коммерческой задолженности бывшего СССР, определенной Заявлением Правительства РФ о переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами, Правительство РФ постановило согласиться с условиями урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов, путем обмена вышеуказанной задолженности на облигации внешних облигационных займов.
     
     Выпуски облигаций оформляются глобальными сертификатами, которые передаются в один или более депозитариев, определяемых в установленном порядке Минфином России.
     
     Минфин России приказом от 18.07.2000 назначил Ситибанк Н.А. (Citiвank N.A.) агентом по обмену облигаций, а Чейз Манхеттен банк (Chase Manhattan Bank) - агентом по обслуживанию облигаций;
     
     5) постановление от 29.12.2001 N 931 «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами»;
     
     6) постановление от 14.06.2002 N 426 «Об урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ)».
     
     При обращении (заключении правовых сделок, влекущих переход права собственности) внешних облигационных займов не предусматривается признание получения продавцом процентного дохода для целей применения ставки по налогу на прибыль, установленной п. 4 ст. 284 НК РФ.
     
     Таким образом, доходы от купли-продажи внешних облигационных займов, равно как и купонный доход, выплачиваемый в соответствии с условиями эмиссии эмитентом (через уполномоченную организацию), подлежат налогообложению в соответствии со ст. 8 Закона N 110-ФЗ по ставке в размере, установленном п. 1 ст. 284 НК РФ, то есть 24 %.
     

Налогообложение операций хеджирования

     
     Банк предоставляет заемщику кредит на определенный срок под определенный процент. Заемщик ежемесячно платит проценты банку за кредит. Организация заключает с банком встречную сделку, по которой процентная ставка по вышеуказанному кредиту не должна превышать рыночную ставку плюс разумную маржу («либор»). В случае отклонения процентной ставки по кредиту от ставки «либор» производится перерасчет взаимных обязательств. Если ставка по кредиту выше, чем ставка «либор», банк доплачивает определенную сумму клиенту, а если ставка по кредиту ниже, клиент доплачивает банку. Можно ли рассматривать данные операции как операции хеджирования?
     
     Для целей главы 25 НК РФ под операциями хеджирования понимаются операции с финансовыми инструментами срочных сделок, совершаемые в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования. При этом под объектами хеджирования признаются активы и (или) обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с вышеуказанными активами и (или) обязательствами или с ожидаемыми сделками.
     
     Понятия «финансовый инструмент срочных сделок» и «базисный актив» приведены в ст. 301 НК РФ.
     
     Налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 301 НК РФ для подтверждения обоснованности отнесения операций с финансовыми инструментами срочных сделок к операциям хеджирования налогоплательщик представляет расчет, подтверждающий, что совершение данных операций приводит к снижению размера возможных убытков (недополучению прибыли) по сделкам с объектом хеджирования.
     
     При условии оформления операций хеджирования с учетом требований п. 5 ст. 301 НК РФ доходы по таким операциям с финансовыми инструментами срочных сделок увеличивают, а расходы уменьшают налоговую базу по другим операциям с объектом хеджирования.
     
     Согласно ст. 326 НК РФ налогоплательщик, использующий метод начисления, выделяет для отдельного налогового учета операции с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенные с целью компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя базового актива (объекта хеджирования).
     
     Расчет составляется налогоплательщиком по каждой операции хеджирования отдельно согласно порядку, установленному в ст. 326 Кодекса.
     
     Таким образом, приведенный в вопросе пример сделки можно рассматривать как операцию хеджирования в случае представления расчета на начало сделки, подтверждающего, что совершение данных операций приводит к снижению размера возможных убытков (недополучения прибыли) по сделкам с объектом хеджирования. Расчет, иллюстрирующий реальное снижение размера убытков (недополучения прибыли), представляется после окончания сделки.
     
     Одновременно обращаем внимание читателей журнала на то, что проценты, причитающиеся к получению (уплате) банку по кредитному договору, формируют налоговую базу по налогу на прибыль с учетом положений ст. 40, 269 и 274 НК РФ.
     
     Размер доходов (расходов) по срочной сделке, являющейся операцией хеджирования, регулируется ст. 301-305 НК РФ.
     

Дата признания доходов при продаже векселя на вторичном рынке

     
     Какую дату признания доходов следует применять при продаже векселя на вторичном рынке посредством совершения индоссамента на этой ценной бумаге? Может ли быть применена дата признания дохода согласно п. 5 ст. 271 НК РФ, а также порядок, предусмотренный ст. 279 НК РФ?
     
     Согласно ст. 142 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) под ценной бумагой подразумевается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.
     
     К ценным бумагам относятся государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143 ГК РФ).
     
     Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам регламентирован ст. 328 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 328 НК РФ в аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями вышеуказанных договоров [по ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии, по векселям - условиями выпуска или передачи (продажи)] процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом ст. 269 НК РФ.
     
     Сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями ст. 271-273 НК РФ.
     
     Согласно п. 3 ст. 328 НК РФ проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам, иным долговым обязательствам (включая ценные бумаги) учитываются на дату признания дохода (расхода) в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ по до-говорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях главы 25 НК РФ доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода.
     
     В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).
     
     Согласно п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях главы 25 НК РФ расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода.
     
     В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).
     
     Особенности налогообложения векселей регламентированы вышеуказанными статьями НК РФ без оговорок на изменение порядка налогообложения при сопровождении факта передачи векселя (совершения индоссамента) дополнениями (приложениями) в виде общегражданских договоров (цессии, купли-продажи и т.д.). Следовательно, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль операции по реализации векселей следует рассматривать как операции по реализации (выбытию) ценных бумаг.
     
     В связи с вышеизложенным по приобретенным (учтенным) векселям следует отразить в составе доходов на конец соответствующего отчетного (налогового) периода проценты (дисконт) в сумме, исчисленной исходя из условий передачи или выпуска векселя.
     

Дата совершения сделки с ценной бумагой, обращающейся на организованном рынке ценных бумаг

     
     Что понимается под датой совершения сделки с ценной бумагой, обращающейся на организованном рынке ценных бумаг?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с вышеуказанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.
     
     Согласно п. 4 ст. 280 НК РФ под накопленным процентным (купонным) доходом понимается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги).
     
     Таким образом, под датой совершения сделки по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, понимается дата передачи ценной бумаги.
     
     Если сделка по приобретению или реализации ценных бумаг осуществлена на организованном рынке ценных бумаг с передачей ценной бумаги после заключения сделки, то для целей налогообложения интервал между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с вышеуказанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг, необходимо определять на дату передачи ценной бумаги.
     

Порядок налогообложения доходов, полученных в рамках договора доверительного управления имуществом

     
     Каков порядок налогообложения доходов, полученных в рамках договора доверительного управления имуществом с объединением имущества в единый имущественный комплекс?
     
     Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом определены ст. 276 НК РФ.
     
     Статья 276 НК РФ не предусматривает каких-либо особенностей определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом с объединением имущества в единый имущественный комплекс - общие фонды банковского управления (далее - ОФБУ).
     
     Согласно п. 2.5 Инструкции от 02.07.1997 N 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации», утвержденной приказом Банка России от 02.07.1997 N 02-287, ОФБУ признается имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления.
     
     В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не следует из существа обязательства.
     
     Внесенное товарищами имущество, которым они обладали по основаниям, отличным от права собственности, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей (п. 1 ст. 1043 ГК РФ).
     
     Таким образом, определение налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом с объединением имущества в единый имущественный комплекс - ОФБУ должно осуществляться в соответствии со ст. 278 НК РФ, а доверительный управляющий рассматривается как лицо, которому поручено ведение дел простого товарищества.
     

Официальные источники информации, используемые для установления в целях налогообложения рыночной цены
при определении размера арендной платы по договорам аренды (субаренды)

     
     Банк предоставляет в аренду производственные помещения под офисы. Для расчета арендной платы используется смета расходов на содержание данных помещений. Какими официальными источниками информации может воспользоваться налогоплательщик при установлении для целей налогообложения рыночной цены при определении размера арендной платы по договорам аренды (субаренды)? Возможно ли применение затратного метода определения рыночной цены на основе сметы расходов на содержание помещений для определения арендной платы?
     
     Согласно п. 4 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 274 НК РФ для расчета налоговой базы по налогу на прибыль рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку установления рыночных цен, установленному абзацем вторым п. 3, а также п. 4-11 ст. 40 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения НДС, акциза и налога с продаж).
     
     Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ).
     
     В частности, при определении рыночной цены товара учитываются информация о заключенных на момент реализации этого товара сделок с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях, количество (объем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств и т.д. При этом принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
     
     При определении рыночной цены следует исходить из положений ст. 40 НК РФ и иметь в виду, что данной статьей настоящего Кодекса предусмотрены и иные методы определения рыночной цены - метод цены последующей реализации и затратный метод.
     
     Эти методы могут применяться последовательно при отсутствии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) сделок по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) и при отсутствии других условий, делающих невозможным определение рыночной цены в порядке, предусмотренном п. 4-10 ст. 40 НК РФ.
     

Включение в налоговую базу по налогу на прибыль текущего отчетного (налогового) периода процентов за выданный банком кредит

     
     Следует ли включать в налоговую базу по налогу на прибыль текущего отчетного (налогового) периода проценты за выданный банком кредит, полученные от заемщика в этом же периоде в качестве аванса, до даты их начисления (уплаты), установленной соответствующим договором (соглашением) и приходящейся на следующий отчетный (налоговый) период?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). По договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях главы 25 НК РФ доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода (п. 6 ст. 271 НК РФ).
     
     При рассмотрении вопроса об учете в налоговой базе по налогу на прибыль процентов по кредитам, полученным банком в качестве предоплаты, следует руководствоваться ст. 331 НК РФ, устанавливающей особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков. В этой статье настоящего Кодекса определено, что доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям, относящимся к будущим отчетным периодам, по которым были произведены в текущем отчетном периоде авансовые платежи, учитываются в сумме средств, подлежащих отнесению на расходы при наступлении того отчетного периода, к которому они относятся. Аналитический учет доходов и расходов по хозяйственным операциям ведется в разрезе каждого договора с отражением даты и суммы полученного (выплаченного) аванса и периода, в течение которого вышеуказанная сумма относится на доходы и расходы.
     
     Аналогичный порядок применяется к доходам, относящимся к будущим отчетным периодам, по которым авансовые платежи были произведены в текущем отчетном периоде.
     

Порядок уплаты налога на прибыль по доходам в виде процентов по государственным
и муниципальным ценным бумагам и подачи декларации по налогу на прибыль

     
     Каковы порядок уплаты налога на прибыль по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также порядок подачи декларации по налогу на прибыль организаций в связи с наличием обязанности по уплате налога на прибыль с вышеуказанных доходов?
     
     Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 НК РФ.
     
     Проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам, иным долговым обязательствам (включая ценные бумаги) учитываются на дату признания дохода (расхода) в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     Если налогоплательщик при определении доходов и расходов применяет метод начисления, то сумма процентов, полученная налогоплательщиком (причитающаяся налогоплательщику) по государственным и муниципальным ценным бумагам, признается доходом на дату реализации ценной бумаги на основании договора купли-продажи, либо на дату выплаты таких процентов (погашения купона) в соответствии с условиями эмиссии, либо на последнюю дату отчетного (налогового) периода в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
     
     Согласно п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях главы 25 НК РФ доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 287 НК РФ налог на прибыль с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход, подлежащих налогообложению в соответствии с п. 4 ст. 284 НК РФ у получателя доходов, уплачивается в бюджет налогоплательщиком - получателем дохода в течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход.
     
     Таким образом, датой признания дохода по вышеуказанным государственным и муниципальным ценным бумагам, реализованным, например, в январе 2003 года, будет дата реализации ценной бумаги на основании договора купли-продажи. Уплата налога на прибыль с доходов по вышеуказанным ценным бумагам должна быть осуществлена не позднее 10 февраля 2003 года.
     
     Если вышеуказанные ценные бумаги, приобретенные в январе 2003 года, не реализованы по состоянию на конец отчетного периода (предположим, что отчетным периодом у налогоплательщика является I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года), то налог на прибыль по процентным доходам, причитающимся по состоянию на 31 марта 2003 года по вышеуказанным ценным бумагам, должен быть уплачен налогоплательщиком, применяющим метод начисления, не позднее 10 апреля 2003 года.
     
     В рассмотренном случае декларация по налогу на прибыль с вышеуказанных доходов должна быть представлена не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, в рассматриваемом примере - не позднее 28 апреля 2003 года.
     
     Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     

Размер ставки рефинансирования Банка России при нормировании расходов согласно ст. 269 НК РФ,
касающейся особенностей отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам

     
     Какую ставку рефинансирования Банка России следует применять при нормировании расходов согласно положениям ст. 269 НК РФ, если банк в своей учетной политике заявил нормирование расходов в виде процентов по долговым обязательствам исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях? Какую ставку рефинансирования Банка России следует использовать - на дату получения (выдачи) долгового обязательства или на дату признания соответствующего расхода в виде процентов? В договоре предусмотрено условие - «с изменением процентной ставки», но фактическая ставка по договору реально не менялась. Как поступать с векселями, если по векселям не предусматривается возможности оговорки такого условия?
     
     Согласно ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
     
     При выборе налогоплательщиком этого способа учета данных расходов для целей налогообложения прибыли расходы по долговым обязательствам в виде процентов (дисконта) признаются в размере, не превышающем установленную на дату получения долгового обязательства ставку рефинансирования Банка России, увеличенную в 1,1 раза (см п. 5.4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729).
     
     Если в долговом обязательстве предусмотрено условие «с изменением процентной ставки» и фактическая ставка по договору реально менялась сопоставимо с изменением ставки рефинансирования Банка России, то для целей налогообложения принимается фактическая ставка по договору в рублях, не превышающая действующую на дату изменения процентной ставки ставку рефинансирования Банка России, увеличенную в 1,1 раза.
     
     Если фактическая ставка по договору не менялась в связи с изменением ставки рефинансирования Банка России, для определения размера признанных расходов в виде процентов следует использовать установленную на дату получения долгового обязательства ставку рефинансирования Банка России, увеличенную в 1,1 раза.
     
     По собственным векселям для целей нормирования расходов в виде процентов следует применять ставку рефинансирования Банка России на дату фактического получения заемных средств.