Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение земельным налогом

     

Обложение земельным налогом

     
     Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
Н.В. Голубева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

Обложение земельным налогом земли, занятой студенческим общежитием

     
     Согласно Закону РФ от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Таким образом, общежития относятся к жилищному фонду.
     
     За земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), расположенным на территории городов и поселков, земельный налог взимается со всей площади земельного участка в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 51,84 коп. за 1 кв.м в 2003 году и не менее 57,02 коп. за 1 кв.м в 2004 году.
     
     Что касается студенческих общежитий, то они как объекты социальной инфраструктуры находятся в распоряжении высших учебных заведений. Это подтверждается Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которым установлено, что за высшим учебным заведением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. За государственными, муниципальными высшими учебными заведениями закрепляются на правах оперативного управления либо передаются в собственность или находятся в самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, а также жилые помещения, расположенные в сельской местности, общежития, клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении. Исходя из норм вышеуказанного Федерального закона образовательное учреждение представляет собой целостный имущественный комплекс, включающий объекты социального, культурного и иного назначения, в том числе жилые помещения, общежития.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога освобождаются учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов.
     
     Согласно Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Различают следующие типы образовательных учреждений:
     
     1) дошкольные;
     
     2) общеобразовательные [начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования];
     
     3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
     
     4) учреждения дополнительного образования взрослых;
     
     5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
     
     6) учреждения дополнительного образования;
     
     7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
     
     8) учреждения дополнительного образования детей;
     
     9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
     
     Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Кроме того, для получения льготы по земельному налогу учреждениями образования, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов, необходимо иметь в виду, что право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникает с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.
     
     Финансирование учреждения образования за счет средств профсоюзов определяется с учетом договора, заключенного между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, на финансирование определенных расходов (в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов), а также иных документов, подтверждающих указанное финансирование.
     
     Таким образом, учреждения образования (к ним относятся вузы, техникумы, колледжи и т.д.), финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, освобождаются от уплаты земельного налога.
     
     Если учреждение образования, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета либо за счет средств профсоюза, освобождается от уплаты земельного налога, то и его структурное подразделение также освобождается от уплаты земельного налога, в том числе за земли под зданиями студенческих общежитий, находящихся на балансе данного учреждения.
     
     В то же время ряд организаций образования в настоящее время не финансируются из бюджета, а являются коммерческими организациями (например, студенческий городок является самостоятельным юридическим лицом и только организационно подчиняется учреждению образования). В таком случае земли, занятые студенческими общежитиями, являющимися жилищным фондом, облагаются земельным налогом в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О плате за землю».
     

Обложение земельным налогом земли, занятой кладбищем

     
     В соответствии со ст. 1 и 15 Закона РФ «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата за землю. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
     
     Согласно п. 9 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли общего пользования населенных пунктов.
     
     Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ установлено, что земельные участки общего пользования в поселениях, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, приватизированные земельные участки, занятые кладбищами, не могут быть отнесены к землям общего пользования, и за эти земли земельный налог уплачивается в общеустановленном порядке.
     
     К земельным участкам общего пользования населенных пунктов, занятым другими объектами, можно отнести неприватизированные земли под кладбища, если такое решение принято местными органами самоуправления.
     
     Если земельные участки, используемые под кладбища, находятся вне черты населенного пункта, то они не могут быть отнесены к землям общего пользования населенных пунктов и подлежат обложению земельным налогом в общеустановленном порядке по ставкам, определенным в соответствии со средним размером налога за 1 га земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного использования в соответствии с частью второй ст. 9 Закона РФ «О плате за землю».
     

Уплата земельного налога территориальным подразделением Банка России за землю под зданием, переданным в аренду другой организации

     
     В соответствии с мотивировочной частью постановления Президиума ВАС РФ от 19.04.2002 N 5697/01 статус Банка России установлен Конституцией Российской Федерации, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия, а равно иные полномочия, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно-кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Полномочия Банка России также предусматривают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной  власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
     
     Поскольку в п. 14 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» содержится указание на то, что от обложения земельным налогом полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, Банк России с учетом его конституционно-правового статуса вправе воспользоваться данной льготой.
     
     Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Таким образом, правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его территориальные управления и расчетно-кассовые центры, через которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах.
     
     Статьей 12 Закона РФ «О плате за землю» установлено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
     
     Согласно ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 «Об основах платного землепользования в городе Москве» установленные льготы по земельному налогу не применяются в случае, если налогоплательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договору о совместной деятельности. При передаче части вышеуказанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или для ведения совместной деятельности.
     
     Поскольку земельный налог в соответствии со ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отнесен к местным налогам, то норма Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 не противоречит Закону РФ «О плате за землю», а лишь уточняет порядок применения льготы по земельному налогу при передаче лицами, освобожденными от уплаты земельного налога, земельных участков и расположенных на них зданий, сооружений и помещений в аренду (пользование): льгота не применяется в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду (пользование).
     
     Территориальные подразделения Банка России, передавая в аренду на территории г. Москвы неиспользуемые банковские здания (помещения в зданиях) другим организациям, являются плательщиками земельного налога, и, следовательно, они должны представлять в налоговые органы налоговые декларации по земельному налогу (за земли под зданиями, переданными в аренду) и уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке.
     
     Территориальные подразделения Банка России в других регионах также являются плательщиками земельного налога за земли под зданиями, сооружениями, переданными в аренду другим организациям.