Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц

     

О налоге на доходы физических лиц


Т.В. Гаврилова

Налогообложение подарка в виде акций

     
     Какой налог и в каком размере должен уплатить одаряемый в случае заключения между юридическим лицом - «дарителем» и физическим лицом - «одаряемым» договора дарения акций, предметом которого являются обыкновенные именные акции другого юридического лица в количестве 50 000 штук номинальной стоимостью 10 руб. Данные акции не имеют котировок и не обращаются на организованном рынке ценных бумаг, в связи с этим установить их рыночную стоимость не представляется возможным.
     
     В соответствии со ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
     
     Если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), то согласно ст. 574 ГК РФ договор дарения движимого имущества (в данном случае - акций) должен быть совершен в письменной форме нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия.
     
     Физическое лицо, получившее в порядке дарения от юридического лица акции по нотариально удостоверенному договору, должно уплатить налог с имущества, переходящего в порядке дарения, со стоимости акций, подаренных юридическим лицом, в соответствии с Законом РФ от 12.12.1991 N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения». При этом вышеуказанный налог будет исчислен при условии, что договор дарения удостоверен нотариусом (или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия), а также что общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день удостоверения договора дарения превышает 80 МРОТ.
     
     За нотариальное удостоверение договора дарения уплачивается государственная пошлина в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине».
     
     Кроме того, в соответствии со ст. 211 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при получении налогоплательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налогооблагаемая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 настоящего Кодекса. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, акцизов и налога с продаж.
     
     Пунктом 1 ст. 40 НК РФ установлено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено названной статьей Кодекса.
     
     Если физическое лицо приобретает ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг и не имеющие рыночной котировки, и вышеупомянутая сделка купли-продажи совершается на не противоречащих законодательству условиях, то предполагается, что цена, по которой приобретаются такие бумаги, соответствует рыночной цене.
     
     Следовательно, стоимость полученного подарка (акций) будет являться объектом налогообложения для исчисления налога на доходы физических лиц. Однако льготой, установленной п. 28 ст. 217 НК РФ, воспользоваться нельзя, поскольку стоимость подарка в виде акций подлежит обложению налогом на наследование или дарение в соответствии с действующим законодательством.


Налогообложение пожизненного ежемесячного материального обеспечения выдающихся спортсменов

     
     Законодательным актом субъекта Российской Федерации принято постановление о материальном содержании бывших спортсменов - олимпийских чемпионов за счет средств бюджета с выплатой 6000 руб. ежемесячно. Выплата денежных средств осуществляется через бухгалтерию Минтруда России с удержанием налога на доходы физических лиц на общих основаниях. Подпадают ли такие выплаты под льготное налогообложение, предусмотренное ст. 217 НК РФ?
     
     Статьей 32 Федерального закона от 29.04.1999 N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусмотрены выплаты ежемесячного денежного содержания, а также дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения отдельным выдающимся спортсменам, их тренерам и работникам физкультурно-спортивных организаций за счет средств бюджетов (в том числе региональных).
     
     Вышеназванным Федеральным законом эти выплаты не отнесены к пособиям или компенсациям; в связи с этим выплаты ежемесячного денежного содержания и дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям спортсменов, их тренерам и работникам физкультурно-спортивных организаций не подпадают под действие п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ и, соответственно, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     

Перечисление налога на доходы физических лиц с авансовых выплат заработной платы работникам, уходящим в отпуск

     
     Правомерны ли требования налоговой инспекции к налоговым агентам в части обязанности по перечислению налога на доходы с авансовых выплат заработной платы, а также с разовых выплат работникам, уходящим в отпуск, в день получения организацией денежных средств на выплату отпускных и авансовых выплат своим работникам?
     
     С учетом норм, установленных ст. 223, п. 1 ст. 224, п. 3, 6 ст. 226 НК РФ, в случае, если оплата труда производится в виде авансовых платежей и заработной платы за вторую половину месяца, перечисление сумм налога на доходы физических лиц осуществляется не позднее дня фактического получения наличных денежных средств на оплату труда за вторую половину месяца.
     
     Перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с других выплат в виде оплаты труда (отпускных, уволенным работникам), также производится не позднее дня фактического получения денежных средств на выплату дохода по итогам истекшего месяца, в котором были начислены и выплачены такие доходы. Следовательно, требования налогового органа в данном случае неправомерны.
     

Налогообложение паев инвестиционных фондов при обмене

     
     В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» пайщики имеют право осуществлять обмен паев одного паевого инвестиционного фонда на паи другого аналогичного фонда, находящегося под управлением той же управляющей компании.
     
     Возникает ли обязанность управляющей компании исчислять, удерживать и уплачивать налог на доходы физических лиц в ситуации, когда происходит вышеуказанный обмен? Если при обмене паев возникает обязанность по уплате налога, то возможно ли использование управляющей компанией части средств, участвующих в операции обмена паев, для уплаты налога с одновременным уменьшением количества паев, на которые совершается обмен, на сумму удерживаемого и перечисляемого налога?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом согласно п. 1 ст. 568 ГК РФ, если из договора мены не следует иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными.
     
     Следовательно, если в вышеприведенном случае обмен паев одного паевого инвестиционного фонда на паи другого паевого инвестиционного фонда был равноценным, у физического лица - владельца паев объекта обложения налогом на доходы физических лиц не возникает.
     
     При совершении сделки мены неравноценных ценных бумаг у физического лица - пайщика образуется доход в натуральной форме, подлежащий налогообложению в соответствии со ст. 210 НК РФ. Удержание начисленной суммы налога производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). При этом уплата налога на доходы физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается.
     

Включение в налогооблагаемую базу работников стоимости производимой организацией оплаты
содержания детей в дошкольном образовательном учреждении

     
     Организация на основании договора о долевом участии в содержании детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении производит оплату содержания мест в дошкольных учреждениях детей сотрудников по фактической себестоимости за счет собственных средств (чистой прибыли). Включаются ли вышеуказанные выплаты в налогооблагаемую базу работников организации для исчисления налога на доходы физических лиц в случаях:
     
     - если работники организации уплачивают родительскую плату детскому дошкольному учреждению в пределах норм, установленных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1992 N 2462-1;
     
     - если в оплату организацией расходов на содержание мест включена родительская плата и, соответственно, родители не уплачивают ее детскому дошкольному учреждению?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1992 N 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержке системы этих учреждений» установлен предельный размер родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в размере 20 %, а для родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10 % фактических затрат.
     
     Следовательно, оплата, производимая организациями за содержание детей в детских до-школьных учреждениях в пределах норм, установленных вышеназванным постановлением Верховного Совета Российской Федерации, подпадает под понятие компенсационных выплат и не включается в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц. Суммы оплаты расходов на содержание детских мест, произведенной организацией за родителей сверх установленных норм, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     

Возмещение стоимости проездного билета

     
     Сотрудники организации, имеющие разъездной характер работы по городу, пользуются месячным билетом для проезда на городском транспорте. Правомерно ли бухгалтерия организации возмещает сотрудникам стоимость проездного билета за минусом удержанной суммы налога на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождены все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
     
     Нормы вышеуказанной статьи НК РФ четко определяют род компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению: они должны быть установлены соответствующими нормативными правовыми актами (принятыми на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации или на местном уровне), то есть должны быть законодательно закреплены.
     
     В постановлении Минтруда России от 29.06.1994 N 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации» определен порядок возмещения расходов работникам за разъездной характер работы в виде установленных надбавок, выплачиваемых в целях компенсации затрат.
     
     Однако выплаты, компенсирующие стоимость проезда сотрудников организации на городском транспорте к месту выполнения работ, вышеназванным документом или иными действующими нормативными актами не установлены.
     
     Следовательно, суммы, выплачиваемые в порядке возмещения расходов сотрудникам организации, выполняющим работу разъездного характера и приобретающим проездные билеты для проезда на городском транспорте, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     Вместе с тем в случае необходимости организация может произвести своим сотрудникам возмещение расходов на служебные поездки по городу на основании документов, подтверждающих произведенную оплату (проездные билеты), и разъездной ведомости с указанием маршрутов следования, утвержденных руководителем организации. В таком случае суммы, выплачиваемые в возмещение вышеуказанных расходов, понесенных сотрудниками в связи с выполнением трудовых обязанностей, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
     

Налогообложение выплат, получаемых физическими лицами
из негосударственного пенсионного фонда

     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц выплаты, полученные физическими лицами из негосударственного пенсионного фонда при наступлении пенсионных оснований, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации, в частности потеря постоянного места работы при наличии общего трудового стажа, необходимого для назначения государственной пенсии по старости, если до пенсионного возраста остается не более двух лет?
     
     Выплаты по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, в случае, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно п. 1 ст. 213 НК РФ не подлежат налогообложению и не учитываются при определении налоговой базы. При этом основаниями для пенсионного обеспечения согласно ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» являются, в частности, достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности и потеря кормильца. Кроме того, ст. 27 вышеназванного Федерального закона определены списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.
     
     В случае назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста по установленным спискам работников на условиях, определенных п. 3 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона, такие пенсии не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     При досрочной выплате пенсий по другим основаниям, не предусмотренным пенсионным законодательством, в частности работникам, не достигшим пенсионного возраста и увольняющимся с предприятия по сокращению штата, имеющим право на негосударственную пенсию по договору добровольного пенсионного страхования, суммы таких выплат подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме.
     

Налогообложение части стоимости квартиры физического лица, оплаченной организацией

     
     Квартира на основании договора об инвестиционной деятельности, соглашения о передаче правомочий, акта приема-передачи находится в собственности организации и включена в реестр федеральной собственности. Сотрудник организации и его несовершеннолетний сын, проживающий в этой квартире на основании договора аренды жилого помещения, приватизировали квартиру в долевую собственность с долями по 50 % на основании договора передачи квартиры в собственность. Правомерны ли требования бухгалтерии организации в части уплаты сотрудником организации, а также его несовершеннолетним сыном налога на доходы физических лиц с балансовой стоимости вышеуказанной квартиры?
     
     В соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданин имеет право на приобретение в собственность один раз бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд).
     
     Согласно ст. 7 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, являющихся частными собственниками, является частным жилищным фондом.
     
     Поэтому в случае приобретения квартир за счет средств таких юридических лиц квартиры поступают в собственность этих лиц. При дальнейшей передаче квартир в собственность работников их стоимость подлежит включению в налоговую базу этих работников, так как действующим законодательством не предусмотрены льготы по бесплатной передаче в собственность граждан частного жилищного фонда. В данном случае имеет место оплата стоимости квартиры физического лица за счет средств организации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 211 НК РФ оплата части стоимости квартиры физического лица за счет средств организации является доходом, полученным в натуральной форме, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 % на момент передачи в собственность квартиры такому лицу.
     
     Статьей 27 НК РФ определено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации выступают в качестве его представителей.
     
     Законными представителями несовершеннолетнего налогоплательщика - физического лица согласно гражданскому законодательству Российской Федерации являются его родители, усыновители или опекуны, с учетом особенностей, касающихся определения дееспособности гражданина, в том числе не достигшего совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста), установленных ст. 21, 26, 27, 28 ГК РФ. Налоговые органы вправе вменять в обязанность родителям уплату налога за их несовершеннолетних детей с учетом вышеприведенных положений ГК РФ.
     

Налогообложение акций при оформлении перехода по наследству имущества

     
     При оформлении перехода по наследству имущества, включая акции, принадлежащие физическому лицу, нотариус потребовал проведения независимой экспертной оценки акций. По предварительной информации стоимость такой экспертизы составит 1000 руб. Стоимость одной акции - 250 руб. Правомерны ли эти требования нотариуса, если в отношении акций наследник имеет выписку из реестра акционеров с указанием, что рыночная стоимость определена эмитентом - акционерным обществом в размере 250 руб. за одну акцию, курсовая стоимость не определена, так как акции на торги не выставлялись?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 212 НК РФ при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
     
     Определение рыночной цены ценных бумаг производится в соответствии с распоряжением ФКЦБ России от 05.10.1998 N 1087-р «Об утверждении порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже или через организатора торговли на рынке ценных бумаг, и установлении предельной границы колебаний рыночной цены».
     
     К ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, относятся ценные бумаги, допущенные к обращению у организаторов торговли, имеющих лицензию федерального органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг. Такие лицензии выдаются ФКЦБ России или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии.
     
     Вышеуказанный порядок определения рыночной цены не распространяется на ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг.
     
     Следовательно, если физическое лицо в порядке наследования приобретает акции, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг и не имеющие рыночной котировки, предполагается, что цена, по которой приобретаются такие акции, соответствует рыночной цене, и, соответственно, проведения дополнительной экспертизы в целях определения налоговой базы физических лиц не требуется.
     

Налогообложение стоимости жилой площади, приобретаемой организацией для отселения жителей из сносимых домов

     
     В целях выполнения распоряжения мэра города «О мерах по реконструкции ветхого ведомственного жилого фонда» организацией проводится отселение жителей из сносимых домов за счет привлеченных средств инвесторов. Жители сносимых домов постоянно зарегистрированы и проживают в ведомственных жилых домах на условиях социального найма. Жилая площадь, приобретаемая организацией на цели переселения жителей за счет привлеченных средств, оформляется в их собственность. Является ли объектом обложения налогом на доходы физических лиц стоимость жилой площади, приобретаемой организацией для вышеуказанных граждан?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в частности, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений.
     
     Статьей 92 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено предоставление другого благоустроенного жилого помещения в связи со сносом или переоборудованием дома (жилого помещения) выселяемым из него гражданам, не являющимся собственниками квартир, той организацией, которой отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию дом (жилое помещение). В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, другое благоустроенное помещение предоставляется организацией, которой принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.
     
     В вышеуказанных случаях новое жилое помещение предоставляется гражданам-нанимателям не в собственность, а по договору найма (ст. 10, 50 Жилищного кодекса РСФСР).
     
     В связи с этим у граждан, не являвшихся собственниками сносимого жилья, стоимость квартир, переданных организацией в собственность гражданам взамен сносимого неприватизированного жилья, подлежит согласно ст. 211 НК РФ включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13 %.
     

Налогообложение возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью

     
     В связи с принятием законодательного акта субъекта Российской Федерации «О статусе депутата Законодательного собрания» депутатам Законодательного собрания субъекта Российской Федерации возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью:
     
     - работающим не на постоянной основе - 2000 руб.;
     
     - работающим на профессиональной постоянной основе - 500 руб.
     
     Депутату Законодательного собрания, работающему на профессиональной постоянной основе, не имеющему постоянного места жительства в месте осуществления депутатских полномочий, и членам его семьи возмещаются расходы, связанные с переездом к месту работы, а также расходы, связанные с переездом к прежнему постоянному месту жительства по прекращении депутатских полномочий.
     
     В связи с этим возникает вопрос: являются ли указанные выплаты депутатам их доходом, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц, либо они освобождаются от налогообложения как компенсационные выплаты?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с возмещением командировочных расходов.
     
     Статьей 11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
     
     На основании принятого субъектом Российской Федерации законодательного акта «О статусе депутата Законодательного собрания» депутатам, работающим не на постоянной основе, производится возмещение расходов, связанных с их деятельностью, в размере 2000 руб., а депутатам, работающим на профессиональной постоянной основе, в размере 500 руб. Вышеуказанные расходы, ежемесячно возмещаемые депутатам в связи с осуществлением ими депутатской деятельности, считаются компенсационными и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ. В аналогичном порядке не подлежат налогообложению расходы, связанные с переездом депутата и членов его семьи, а также единовременное пособие, выплачиваемое депутату и членам его семьи в пределах, установленных законодательным актом субъекта Российской Федерации.
     

Обязанность по подаче налоговой декларации при наличии второго (после заработной платы) источника дохода,
полученного от вложений физического лица в паевой инвестиционный фонд

     
     Возникает ли обязанность по подаче налоговой декларации при наличии второго (после заработной платы) источника дохода, полученного от вложений физического лица в паевой инвестиционный фонд, не превышающего 125 000 руб. в течение отчетного налогового периода?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст. 228 настоящего Кодекса. Исчисление и уплату налогов в соответствии с этой статьей НК РФ производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
     
     Исключений для физических лиц, реализующих ценные бумаги, которые согласно положениям ст. 130 ГК РФ являются движимым имуществом, действующим налоговым законодательством не предусмотрено. Таким образом, физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, включая ценные бумаги, независимо от стоимости проданного имущества, обязаны подать налоговую декларацию о доходах за отчетный календарный год.