Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Имущественные налоги с физических лиц

     

Имущественные налоги с физических лиц


С.В. Жукова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

1. Налоги на имущество физических лиц

    
Правомерность действующего порядка определения стоимости объектов недвижимости

     
     Субъекты Российской Федерации своими правовыми актами утверждают ежегодные поправочные коэффициенты, которые применяются для определения стоимости объектов недвижимости (жилых домов, квартир и иных строений, помещений и сооружений), принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения, что приводит к значительному ежегодному увеличению налога на имущество физических лиц, в то время как рост реальных трудовых доходов большей части населения остается без изменения.
     
     Правомерен ли такой порядок определения стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения и будут ли вноситься в него изменения?
     
     Порядок исчисления налога на имущество физических лиц в отношении строений, помещений и сооружений (далее - строения) установлен Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон N 2003-1).
     
     После введения в действие с 21 июля 1999 года Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”« налог на имущество начисляется собственникам строений по ставкам, установленным представительными органами местного самоуправления в зависимости от их суммарной инвентаризационной стоимости, а также от типа использования этих объектов.
     
     Исчисление налога на строения производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, необходимые для исчисления налога.
     
     Инвентаризационная стоимость строений определяется организациями технической инвентаризации в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 N 87 (далее - Порядок оценки).
     
     На основании п. 3.2.1 Порядка оценки инвентаризационная стоимость объекта недвижимости определяется как его восстановительная стоимость с учетом износа и применения повышающих коэффициентов, утверждаемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
     
     Исходя из вышеизложенного следует, что в настоящее время налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является инвентаризационная стоимость строений. Применение порядка определения инвентаризационной стоимости, рекомендованного Госстроем России как установление восстановительной стоимости объекта недвижимости с учетом износа, приводит к следующему:
     
     - инвентаризационная стоимость большей части строений значительно занижена и в редких случаях завышена по сравнению с реальной (рыночной) стоимостью недвижимости, что приводит к искажению налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц;
     
     - оценка недвижимости осуществляется органами технической инвентаризации по устаревшим сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости объектов с ее последующим пересчетом в цены 1991 года; в результате этого более старые объекты имеют стоимость большую, чем такие же новые объекты;
     
     - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются коэффициенты, определяющие уровень цен года для переоценки недвижимости различными методами, что приводит к колебаниям стоимости одинаковых объектов в разных регионах в десятки раз.
     
     Эти проблемы могут быть решены посредством разработки и утверждения постановлением Правительства РФ методики массовой оценки недвижимости и предельных (рекомендуемых) повышающих коэффициентов для определения уровня цен года оценки.
     
     С этой целью МНС России инициировало поручение Правительства РФ от 30.08.2000 N ХВ-П13-24276, во исполнение которого, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности» Госстроем России подготовлены проекты Методик оценки объектов недвижимости для целей налогообложения и Положения об оценке объектов недвижимости для целей налогообложения.
     
     Для сведения сообщаем, что налогоплательщик в соответствии со ст. 6 и 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы имеет право обратиться к независимому оценщику с целью проведения оценки объекта и результаты оценки обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     

Порядок вручения налогоплательщикам, проживающим не по месту нахождения объектов налогообложения, налоговых уведомлений на уплату налога на имущество физических лиц и порядок взыскания налога

     
     В каком порядке вручаются налоговые уведомления на уплату налога на строения налогоплательщикам, проживающим не по месту нахождения объектов налогообложения?
     
     Правовой базой для взимания налога на имущество физических лиц в настоящее время является Закон N 2003-1, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие ставки налога, а также инструкция МНС России от 02.11.1999 N 54 «По применению Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”».
     
     Положениями ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты до введения в действие соответствующих федеральных законов действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Согласно ст. 52 НК РФ налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление об исчисленной сумме налога. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
     
     Положениями вышеуказанной статьи НК РФ предусмотрено направление налогоплательщикам налогового уведомления по почте заказным письмом (если вышеуказанные лица уклоняются от получения налогового уведомления). Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
     
     Исходя из вышеизложенного следует, что в случае, если налогоплательщик проживает не по месту нахождения объекта налогообложения, налоговый орган, исчисливший налог на строения, направляет налогоплательщику налоговое уведомление на уплату исчисленного налога по почте заказным письмом по адресу его проживания.
     
     В каком порядке производится взыскание налога на имущество физических лиц в случае неисполнения налогоплательщиками в установленный срок обязанности по уплате налога, если эти налогоплательщики проживают не по месту нахождения объектов налогообложения?
     
     Пунктом 1 ст. 45 НК РФ установлено, что взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.
     
     Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
     
     Если налогоплательщик проживает не по месту нахождения недвижимого имущества, требование на уплату налога на строения направляется такому налогоплательщику по месту его жительства по почте заказным письмом с уведомлением о вручении налоговым органом, исчислившим этот налог.
     
     Согласно ст. 45 и 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
     
     В соответствии со ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика.
     
     Исходя из вышеизложенного следует, что для взыскания с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке сумм недоимки по налогу на строения налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества, исчисливший налог, должен предъявить в суд по месту жительства налогоплательщика иск о взыскании суммы недоимки.
     
     После принятия судом иска к производству, если суд предложит участвовать в рассмотрении дела представителю налогового органа, то налоговый орган по месту жительства налогоплательщика должен участвовать в суде при рассмотрении иска. В этих случаях налоговый орган, исчисливший налог и направивший материалы в суд, должен представить копии этих материалов в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика.
     

Ответственность супругов по уплате налога на имущество физических лиц за квартиру

     
     В соответствии со ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации недвижимые вещи (недвижимое имущество) являются общим имуществом супругов, если такое имущество было приобретено за счет общих доходов супругов в период брака независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.
     
     Следует ли из этой нормы Семейного кодекса Российской Федерации, что супруги несут равную ответственность по уплате налога на имущество физических лиц за квартиру независимо от того, на имя кого из супругов она приобретена?
     
     В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Семейный кодекс) предметом регулирования семейного законодательства являются личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, - между другими родственниками и иными лицами.
     
     Согласно ст. 37 Семейного кодекса имущество каждого супруга может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества.
     
     Пунктом 6 ст. 169 Семейного кодекса определено, что положения о совместной собственности супругов и положения о собственности каждого из супругов, установленные соответственно ст. 34-37 этого Кодекса, применяются к имуществу, нажитому супругами до 1 марта 1996 года.
     
     Таким образом, если имущество приобретено супругами до 1 марта 1996 года, то совместная собственность на это имущество согласно ст. 37 Семейного кодекса должна быть установлена, то есть подтверждена правоустанавливающими документами. Если имущество согласно ст. 37 Семейного кодекса приобретено супругами после 1 марта 1996 года, то собственником этого имущества признается тот супруг, на чье имя оформлено право собственности.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона N 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
     
     В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется налогоплательщиком самостоятельно.
     
     Исходя из вышеизложенного, плательщиком налога на имущество физических лиц в любом случае будет признан тот супруг, который указан в правоустанавливающих документах на собственность недвижимого имущества.
     

2. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

Ставка налога с имущества, переходящего в порядке наследования иждивенцу наследодателя

     
     По какой ставке следует исчислить налог с имущества, переходящего в порядке наследования, иждивенцу наследодателя, если он, являясь наследником второй очереди, призывается к наследованию по закону вместе с наследниками первой очереди?
     
     Исходя из положений ст. 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) граждане, относящиеся к наследникам по закону, нетрудоспособные ко дню открытия наследства, но не входящие в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию, наследуют по закону вместе и наравне с наследником этой очереди, если не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении, независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет.
     
     Если такой иждивенец призывается к наследованию наравне с наследником, призываемым к наследованию по закону в порядке очередности, то при исчислении ему налога с имущества, переходящего в порядке наследования, будет применяться та ставка, которая применяется для наследников, призываемых вместе с ним к наследованию по закону в порядке очередности.
     

Ставка налога с имущества, переходящего в порядке наследования, если наследники первой и второй очередей призываются к наследованию по завещанию

     
     По какой ставке должен исчисляться налог с имущества, переходящего в порядке наследования, если наследники первой и второй очередей призываются к наследованию по завещанию?
     
     До принятия главы 25.1 «Налог на наследование или дарение» НК РФ в отношении имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, действуют налоговые ставки, установленные ст. 3 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (далее - Закон N 2020-1) в зависимости от стоимости имущества и степени родства.
     
     Положениями ст. 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты до введения в действие соответствующих федеральных законов действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В связи с тем, что для наследников первой и второй очередей, призываемых к наследованию по завещанию, Законом N 2020-1 отдельные ставки не предусмотрены, используются понятия ГК РФ.
     
     Содержание этих понятий сводится к следующему.
     
     Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
     
     Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности.
     
     При наследовании по завещанию очередности наследников не существует.
     
     В соответствии со ст. 1121 ГК РФ завещатель может совершить завещание в пользу одного или нескольких лиц, как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону.
     
     Таким образом, всем физическим лицам, получившим наследство по завещанию, налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется по ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 3 Закона N 2020-1 для других наследников.
     

Ставка налога с имущества, переходящего в порядке наследования, применяемая в случае, если часть наследуемого имущества переходит к наследникам по завещанию, а часть - по закону

     
     Какую ставку налога в отношении наследуемого имущества следует применять в случае, если часть имущества переходит к наследникам первой или второй очереди по завещанию, а другая часть имущества - по закону?
     
     В соответствии со ст. 1, 2 и 3 Закона N 2020-1 налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется физическим лицам, принимающим в порядке наследования имущество, являющееся объектом налогообложения, стоимостью, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда (МРОТ), в зависимости от стоимости имущества и степени родства.
     
     Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
     
     Следовательно, при получении физическим лицом в наследство от одного наследодателя имущества нескольких видов (жилой дом, дача, садовый домик, автомобиль, вклад в учреждении банка и т.д.) все это имущество составляет одну наследственную массу.
     
     В соответствии со ст. 1141 ГК РФ степень родства учитывается только при наследовании по закону.
     
     Статьей 1119 ГК РФ закрепляется право гражданина завещать свое имущество по своему усмотрению. Завещатель определяет завещанием, кому именно он оставляет имущество, не считаясь ни с очередями наследников по закону, ни с тем, что указанные им в завещании лица вообще не входят в круг наследников.
     
     Таким образом, при наследовании имущества по завещанию налог с имущества, переходящего в порядке наследования, независимо от родственных отношений, в том числе близким родственникам, должен исчисляться по ставкам, установленным для других наследников.
     
     При наследовании имущества по закону налог исчисляется наследникам первой или второй очереди по ставкам, установленным п. 1 ст. 3 Закона N 2020-1 соответственно для наследников первой или второй очереди.
     
     Так как наследственное имущество (наследственная масса) переходит к наследникам как единое целое, то в случае, если часть наследственного имущества переходит к наследникам первой или второй очереди по закону, а часть - по завещанию, налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется с общей суммы наследственного имущества по ставкам, установленным п. 1 ст. 3 Закона N 2020-1 соответственно для наследников первой или второй очереди.
     

Льгота, предоставляемая при исчислении и уплате налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

     
     На каких лиц распространяется льгота, предоставляемая в соответствии с п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 30.05.1995 N 32 «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», и какой документ служит основанием для предоставления им льготы?
     
     В соответствии с п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 30.05.1995 N 32 «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» не являются плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, сотрудники дипломатических и консульских представительств и приравненных к ним международных организаций, а также члены их семей.
     
     Данная норма следует из положений Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года.
     
     Согласно ст. 39 Венской конвенции о дипломатических сношениях налог на наследство и пошлины на наследование не взимаются с движимого имущества, нахождение которого в государстве пребывания обусловлено исключительно пребыванием в нем умершего как сотрудника представительства или члена семьи сотрудника представительства.
     
     В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции сотрудниками представительства считаются глава представительства и члены персонала представительства, которыми, в свою очередь, являются члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства.
     
     Согласно ст. 34 и 37 вышеприведенной Конвенции все привилегии и иммунитеты распространяются только на лиц, которые не являются гражданами государства пребывания.
     
     Согласно ст. 51 Венской конвенции о консульских сношениях в случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи, проживавшего вместе с ним, государство пребывания не взимает никаких государственных, районных или муниципальных налогов на наследство или пошлин на наследование с движимого имущества, которое находится в государстве пребывания исключительно в связи с пребыванием в этом государстве умершего лица в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи.
     
     В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции работниками консульских учреждений являются консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала.
     
     Согласно ст. 71 вышеупомянутой Конвенции работники консульских учреждений, являющиеся гражданами государства пребывания или постоянно проживающие в нем, и члены их семей пользуются преимуществами, привилегиями и иммунитетами лишь в той степени, в какой они предоставлены им государством пребывания. Данная категория лиц Законом N 2020-1 от уплаты налога не освобождается.
     
     Таким образом, сотрудники дипломатического представительства или консульского учреждения, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, не являющиеся гражданами государства пребывания, при наследовании движимого имущества, которое находится в государстве пребывания исключительно в связи с пребыванием в этом государстве умершего лица в качестве сотрудника дипломатического представительства или консульского учреждения либо члена его семьи, освобождаются от уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования.
     
     От уплаты налога с имущества, переходящего в порядке дарения, данная категория лиц не освобождается.
     
     Основанием для предоставления вышеуказанной льготы является справка дипломатического представительства или консульского учреждения, выданная на день открытия наследства и подтверждающая факт работы в качестве сотрудника дипломатического представительства или консульского учреждения, а для члена его семьи - факт совместного проживания в государстве пребывания.
     

3. Государственная пошлина

Уплата государственной пошлины структурным подразделением предприятия, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве

     
     Может ли уплатить государственную пошлину структурное подразделение предприятия или его дочернее (зависимое) общество, имеющее собственные расчетные счета, за предприятие, у которого отсутствуют денежные средства на всех счетах (картотека 2) и в отношении которого возбуждено дело о банкротстве и введена процедура наблюдения?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 43 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» заявление о признании кредитной организации банкротом возвращается арбитражным судом, если не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере, а в случае, если федеральным законом предусмотрена возможность отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или уменьшения ее размера, - отсутствует ходатайство об этом либо ходатайство отклонено.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине» за подачу заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами) взыскивается государственная пошлина в размере 10 МРОТ.
     
     В соответствии с п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в федеральный бюджет, и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления, жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.
     
     Поэтому структурные подразделения предприятия или его дочерние (зависимые) общества, имеющие собственные расчетные счета, могут уплатить государственную пошлину за предприятие, у которого отсутствуют денежные средства на всех счетах и в отношении которого возбуждено дело о банкротстве и введена процедура наблюдения.