Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль

     

О налоге на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России
     

Налогообложение операций покупки услуг, продавцом которых является иностранное физическое лицо

     
     Каков порядок налогообложения операций покупки услуг, продавцом которых является иностранное юридическое лицо, не состоящее на налоговом учете в Российской Федерации и не осуществляющее свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при- былью в целях налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, являются доходы, полученные в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 настоящего Кодекса.
     
     Согласно ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
     
     Принимая во внимание, что иностранная организация при оказании услуги не выделяет в контракте (договоре) суммы НДС в стоимости реализуемых услуг, налоговому агенту - российской организации при определении дохода следует исходить из стоимости контракта (договора).
     
     Таким образом, в вышеуказанном случае налоговый агент исчисляет налог на доходы исходя из стоимости договора (контракта) без учета НДС, уплаченного в бюджет налоговым агентом - российской организацией.
     
     Для российской организации суммой расхода по оплате оказанных услуг, учитываемой при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с положениями главы 25 НК РФ, будет являться сумма стоимости оказанных услуг, приведенная в контракте (договоре) и причитающаяся к выплате иностранной организации, за минусом удержанного у источника выплаты НДС, возмещаемого российской организации из бюджета.
     
     На суммы исчисленного налога с доходов иностранной организации, удерживаемого налоговым агентом согласно налоговому законодательству, производится запись по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом».
     

Отнесение суммы обязательной платы за нетрудоустроенного инвалида на расходы, уменьшающие налоговую базу

     
     Статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.
     
     В случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъекта Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.
     
     Учитывая, что обязательность вышеуказанной платы установлена Федеральным законом, которым также предусмотрена возможность замены квоты денежной платой в бюджеты субъектов Российской Федерации, может ли банк отнести суммы обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты на расходы, уменьшающие налоговую базу?
     
     В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 % и не более 4 %).
     
     В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями вышеуказанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами в целях налогообложения признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Расходы банка в виде обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты, по нашему мнению, непосредственно не связаны с ведением банковской деятельности, направленной на получение дохода.
     
     В соответствии со ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.
     
     Включение обязательной ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в состав внереализационных расходов приведет к уменьшению налоговой базы, от которой исчисляется налог на прибыль в бюджеты всех уровней.
     
     При этом невозмещаемые потери будут допущены при перечислении налога на прибыль в федеральный бюджет и местные бюджеты; в то же время будет обеспечено поступление обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Кроме того, при принятии вышеуказанных расходов в уменьшение налоговой базы для работодателей пропадает стимул в организации рабочих мест и приеме на работу инвалидов. По нашему мнению, такое решение приведет к еще большей социальной дискриминации инвалидов и лишению их возможности наравне с другими гражданами в полной мере реализовывать права, гарантированные для данной категории граждан Конституцией Российской Федерации.
     

Налогообложение прибыли кредитных потребительских кооперативов граждан

     
     Каковы особенности налогообложения прибыли кредитных потребительских кооперативов граждан в свете Федерального закона от 07.08.2001 N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»?
     
     Кредитные потребительские кооперативы граждан - это некоммерческие организации, государственная регистрация которых в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 07.08.2001 N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» осуществляется в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.
     
     Как и любая некоммерческая организация, будучи юридическим лицом, кредитный потребительский кооператив граждан является плательщиком налога на прибыль согласно положениям главы 25 НК РФ при осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода.
     
     При этом в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) на содержание некоммерческих организаций (включая кредитные потребительские кооперативы граждан) и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные вышеуказанными получателями по назначению. К данным целевым поступлениям, в частности, относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
     
     При этом считаем необходимым подчеркнуть, что НК РФ (включая главу 25 настоящего Кодекса) является законодательным актом прямого действия и порядок налогообложения доходов некоммерческих организаций не связан с реализацией положений Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан».
     

Ставка рефинансирования, используемая для расчета норматива признания расходом процентов  по долговым обязательствам

     
     Основным видом деятельности организации является лизинговая деятельность, то есть предоставление имущества во временное владение и пользование лизингодателем лизингополучателю на основании договора финансового лизинга. Для приобретения такого имущества организация получает целевые банковские кредиты с выплатой процентов, размер которых установлен в условиях кредитного договора как конкретная величина.
     
     Статьей 269 НК РФ предусмотрено, что в целях налогообложения прибыли расходом признаются проценты по долговым обязательствам в рублях в размере ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза.
     
     Таким образом, не конкретизировано, какую ставку рефинансирования следует использовать для расчета норматива признания расходом процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли - действующую на момент составления бухгалтерской и налоговой отчетности или на момент получения кредита?
     
     В соответствии со ст. 269 НК РФ по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях. Согласно положениям ст. 265 НК РФ для целей налогообложения вышеуказанные расходы включаются в состав внереализационных расходов.
     
     В соответствии с подразделом 5.4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, расходы по долговым обязательствам в виде процентов (дисконта) при выборе налогоплательщиком второго способа учета данных расходов для целей налогообложения прибыли (первый - с определением среднего уровня процентов, второй - с использованием ставки рефинансирования Банка России) признаются в размере, не превышающем ставку рефинансирования Банка России, увеличенную в 1,1 раза, установленную на дату получения долгового обязательства.
     

Учет курсовых разниц, возникших от переоценки счета 79

     
     Представительство иностранной компании ведет на территории Российской Федерации инвестиционную и коммерческую деятельность, имеет отдельный баланс и ведет бухгалтерский учет в рублях.
     
     В течение 2001 и 2002 годов представительство получало от головной компании денежные средства в иностранной валюте, которые учитывало на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
     
     От коммерческой деятельности (сдача имущества в аренду) представительство получало доход, с которого уплачивало налог на прибыль.
     
     Каким образом в целях налогообложения учитываются курсовые разницы, возникшие от переоценки счета 79?
     
     Обособленные подразделения иностранных компаний (отделений) в Российской Федерации и головные организации в иностранных государствах для взаимных расчетов могут применять счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». При этом поскольку вышеуказанный счет применяется для учета операций внутри одного юридического лица, сумма вышеприведенных расчетов принимается к бухгалтерскому учету представительства в рублях по курсу, установленному Банком России, и дальнейшим пересчетам в связи с изменениями курса иностранных валют не подлежит.
      

Обложение налогом на прибыль страхового возмещения

     
     Банком выдан кредит под обеспечение в виде залога товаров в обороте. Договор заключен с заемщиком, который является собственником заложенных товаров.
     
     В соответствии с договором залога заемщик (залогодатель) за свой счет в пользу банка обязан застраховать риски случайной гибели, утраты, повреждения предмета залога.
     
     Заемщиком был заключен договор добровольного страхования имущества, в котором указано, что банк в течение срока действия договора залога товаров в обороте является выгодоприобретателем по договору страхования.
     
     В течение срока действия кредитного договора заложенные товары были украдены, наступил страховой случай. Страховая компания выполнила свои обязательства по договору страхования и перечислила страховое возмещение банку. Банк направил поступившее страховое возмещение в погашение задолженности заемщика по кредитному договору.
     
     Подлежат ли обложению налогом на прибыль у банка суммы полученного страхового возмещения, направленные на погашение кредита и процентов по кредитному договору?
     
     Подлежат ли обложению налогом на прибыль у заемщика суммы страхового возмещения утерянного имущества, направленные банком, минуя расчетный счет клиента, на погашение его задолженности по кредитному договору?
     
     Согласно ст. 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя). Залогодержатель имеет право получить на тех же началах (то есть в случае неисполнения должником добровольно обязательств по кредитному договору в установленные сроки) удовлетворение из страхового возмещения за утрату или повреждение имущества независимо от того, в чью пользу оно застраховано, если только утрата или повреждение имущества не произошли по причинам, за которые залогодержатель отвечает. Однако из вопроса не следует, что должник не производил своевременно платежи в счет погашения задолженности по кредитному договору, несмотря на кражу предмета залога.
     
     Согласно заданному вопросу предметом залога были товары в обороте, и в этом случае залог обладает рядом особенностей.
     
     В соответствии со ст. 357 ГК РФ залогом товаров в обороте признается залог товаров с их оставлением у залогодателя и с предоставлением залогодателю права изменять состав и натуральную форму заложенного имущества (товарных запасов, сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и т.д.) при условии, что их общая стоимость не становится меньше указанной в договоре о залоге стоимости.
     
     Согласно п. 2 ст. 345 ГК РФ если предмет залога погиб или поврежден, залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом, если договором не предусмотрено иное.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.
     
     Как следует из вопроса, предметы залога хранились у залогодателя, то есть у организации, получившей в банке кредит.
     
     По нашему мнению, непосредственный интерес в сохранности имущества (исходя из возложенной в соответствии с договором ответственности за его сохранность) имеется у организации-залогодателя и отсутствует у банка.
     
     В этой связи установление по договору страхования выгодоприобретателем банка неправомерно и страховое возмещение должно было бы поступить залогодателю (то есть организации, у которой согласно условиям договора предмет залога находился на хранении).
     
     Учитывая это, сумма страхового возмещения, полученного банком как выгодоприобретателем, должна быть в полном размере включена в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
     
     Что касается кредита, то организация-заемщик должна была направить на его погашение часть страхового возмещения, поскольку, как следует из вопроса, кредит частично уже был погашен.