Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль

     

О налоге на прибыль

     
     А.А. Назаров
     

Возможность учета преобразованным юридическим лицом доходов в виде превышения цены размещения долей над их первоначальным размером

     
     После преобразования общества с ограниченной ответственностью в общество с дополнительной ответственностью участники общества с дополнительной ответственностью приобрели доли в вышеуказанном обществе по цене, превышающей номинальную. Вправе ли вновь созданная организация в целях налогообложения прибыли не учитывать доход в виде превышения цены размещения долей над их первоначальным размером?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
     
     Таким образом, преобразование является формой реорганизации юридического лица.
     
     Пунктом 3 ст. 277 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что при реорганизации организации (независимо от формы реорганизации) у налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) не образуется прибыль (убыток), учитываемая в целях налогообложения.
     
     Согласно ст. 95 ГК РФ обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
     
     В связи с вышеизложенным при преобразовании общества с ограниченной ответственностью в общество с дополнительной ответственностью у налогоплательщиков-участников не образуется прибыль (убыток), учитываемая в целях налогообложения.
     
     Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации [включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)].
     
     В связи с этим при определении налоговой базы общества с дополнительной ответственностью, созданного путем преобразования общества с ограниченной ответственностью, не учитываются доходы в виде превышения цены размещения долей над их первоначальным размером.
     

Определение налоговой базы при учете доходов, получаемых при передаче имущества в уставный капитал организации

     
     Вправе ли общество с ограниченной ответственностью при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывать доходы в виде имеющего денежную оценку недвижимого имущества (нежилых помещений), которое получено от единственного участника (физического лица) в виде вклада в уставный капитал вышеназванного общества?
     
     Подпунктом 3 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации [включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)].
     
     В соответствии с п. 1 ст. 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
     
     При этом п. 2 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
     
     Согласно ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
     
     При этом под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
     
     Статьей 128 ГК РФ установлено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
     

     К недвижимым вещам также относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. К недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
     
     Учитывая вышеизложенное, общество с ограниченной ответственностью при определении налоговой базы вправе не учитывать доходы в виде имеющего денежную оценку недвижимого имущества (нежилых помещений), которое получено от единственного участника (физического лица) в виде вклада в уставный капитал общества.
     
     Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 3 п. 1 ст. 277 НК РФ, которая устанавливает особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации] при размещении эмитированных акций (долей, паев) доходы и расходы налогоплательщика-эмитента и доходы и расходы налогоплательщика, приобретающего такие акции (доли, паи) [далее - акционер (участник, пайщик)], определяются с учетом следующей особенности: не признается прибылью (убытком) налогоплательщика - акционера (участника, пайщика) разница между стоимостью вносимых в качестве оплаты имущества, имущественных прав и номинальной стоимостью приобретаемых акций (долей, паев).
     
     При этом стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей главы 25 НК РФ признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на вышеуказанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.
     
     Таким образом, стоимость приобретаемой доли общества для целей главы 25 НК РФ признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого участником общества (передающей стороной) имущества (имущественных прав), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на вышеуказанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов.
     

Об учете в целях налогообложения прибыли расходов на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров в здравпункте, находящемся непосредственно на территории организации

     
     Предприятие имеет производства с вредными условиями труда. Вправе ли оно учитывать в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с содержанием фельдшеров и врачей - узких специалистов (пульмонолога, гинеколога, стоматолога), которые проводят предварительные и периодические медицинские осмотры в здравпункте, находящемся непосредственно на территории организации?
     
     Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
     
     В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся:
     
     - исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
     
     - своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
     
     - надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
     
     - условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
     
     Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» (далее - Приказ N 90) утверждены:
     
     1) Временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований (приложение 1 к Приказу N 90);
     
     2) Временный перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу (приложение 2 к Приказу N 90);
     
     3) положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников (приложение 3 к Приказу N 90);
     
     4) перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работу в соответствии с Временными перечнями N 1 и 2 (приложение 4 к Приказу N 90);
     
     5) список профессиональных заболеваний с Инструкцией по его применению (приложение 5 к Приказу N 90).
     
     При применении Приказа N 90 в целях налогообложения прибыли необходимо учитывать, что в соответствии с приложением 1 к данному Приказу обязательные медицинские осмотры предусмотрены для работников определенных профессий и только у соответствующих врачей-специалистов.
     
     Так, согласно п. 1 разъяснений к приложению 1 к Приказу N 90 работникам, подвергающимся предварительным и периодическим медицинским осмотрам, в обязательном порядке проводится исследование крови: НВ, лейкоциты, СОЭ. При предварительном медицинском осмотре обязательно осуществляется рентгенограмма органов грудной клетки в прямой проекции, при периодическом медицинском осмотре - один раз в три года.
     
     При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований. Сроки осмотров совпадают со сроками периодических медицинских осмотров, но не реже одного раза в год.
     
     Пунктами 1.7.2 и 1.24 вышеназванного Временного перечня (приложение 1 к приказу N 90) предусмотрено участие стоматолога в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников в лечебно-профилактическом учреждении один раз в год при работе с фтором и его неорганическими соединениями, а также с ртутью и ее соединениями.
     
     Вышеуказанным Временным перечнем участие пульмонологов в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров не предусмотрено.
     
     В связи с вышеизложенным только затраты на проведение в здравпункте, находящемся непосредственно на территории организации, вышеуказанных медицинских осмотров [включая затраты на проведение персоналом (в частнос-ти, фельдшерами) здравпунктов соответствующих лабораторных и функциональных исследований], отвечающие условиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.
     

Отнесение к обособленным подразделениям подразделений реорганизованной организации, возникших по месту нахождения присоединенных организаций

     
     До реорганизации унитарное предприятие (УП) состояло на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений в 10 территориальных налоговых органах. Вправе ли федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), к которому присоединилось вышеуказанное УП, не становиться на налоговый учет в вышеуказанных налоговых органах и вправе ли требовать присвоения вышеприведенным территориальным подразделениям кода 41?
     
     Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные структурные подразделения, определены ст. 288 НК РФ, в соответствии с которой уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно ст. 259 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
     
     При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться: среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.
     
     При этом п. 5 ст. 289 НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
     
     Таким образом, составная часть организации признается обособленным подразделением организации при наличии, в частности, оборудованных стационарных рабочих мест по месту нахождения такого подразделения.
     
     В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
     
     При этом следует иметь в виду, что вопрос, касающийся учета в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет, предусмотренных п. 1 ст. 83 НК РФ, рассмотрен в письме МНС России от 22.05.2001 N ММ-6-12/410@.
     
     У организаций могут возникать обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов, но при этом отсутствовать основания для постановки на учет в налоговом органе.
     
     При возникновении обязанности у организации по уплате отдельных видов налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в случае отсутствия у нее на территории, подведомственной налоговому органу, оснований для постановки на учет налоговые органы по месту уплаты отдельных видов налогов и сборов осуществляют учет организации.
     
     В данном случае учет в налоговом органе организации ведется на основании документов, представленных организацией при исполнении обязанности по уплате налогов и сборов, или платежных документов, поступивших в налоговый орган. При этом налоговый орган вправе запросить у организации копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика-организации, выданного налоговым органом по месту ее нахождения.
     
     При учете в налоговом органе организации по месту уплаты отдельных видов налогов и сборов используется идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации в налоговом органе по месту ее нахождения, но при этом присваивается соответствующий данному случаю код причины постановки на учет. Согласно ведомственному справочнику «Причины постановки на учет налогоплательщиков-организаций в налоговых органах» таким кодом является код 41 - учет в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет, предусмотренных п. 1 ст. 83 НК РФ.
     
     Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
     
     МНС России вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Приказом МНС России от 10.08.2001 N БГ-3-08/279 утверждены Критерии отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам.
     
     Особенности учета иностранных организаций также устанавливаются МНС России.
     
     Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 НК РФ.
     
     Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
     
     В целях ст. 83 НК РФ местом нахождения имущества признается:
     
     1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;
     
     2) для транспортных средств, не указанных в предыдущем абзаце, - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
     
     3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
     
     В связи с вышеизложенным требование ФГУП о присвоении кода 41 всем его территориальным подразделениям, являющимся, по существу, обособленными подразделениями организации, является неправомерным, так как у организации имеются основания для постановки на учет, предусмотренные п. 1 ст. 83 НК РФ. Кроме того, следует учитывать, что при присвоении вышеуказанной организации кода 41 по местам нахождения ее подразделений организация освобождается от обязанности представления декларации по налогу на прибыль, предусмотренной ст. 289 НК РФ, и уплаты авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, в соответствии со ст. 288 настоящего Кодекса.